МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы защиты среды обитания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильБиотехнология продуктов на основе растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_БПОРС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 26 26 26 26
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, Доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
доктор хим. наук, Доцент, Темерев С.В.

Рабочая программа дисциплины
Системы защиты среды обитания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомление с методами и устройствами, применяемыми при защите атмосферы от негативного техногенного воздействия;

-подготовка специалистов к участию в проведении научно
- исследовательских и проектно-конструкторских работах, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и атмосферы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен эксплуатировать технологическое оборудование, выполнять технологические операции, управлять биотехнологическими процессами, контролировать количественные и качественные показатели получаемой продукции
ОПК-5.1 Знает основное и современное технологическое оборудование для осуществления работ в области биотехнологии и получения БАВ; способы управления биотехнологическими процессами; методы мониторинга растительного сырья, сопутствующих материалов и готовой продукции
ОПК-5.2 Умеет проводить контрольные измерения параметров биотехнологического процесса и изменять направление протекания процесса, измерять количественные и качественные показатели получаемой продукции
ОПК-5.3 Владеет навыками выполнения технологических операций при производстве биологически-активных веществ с использованием микробиологического синтеза, биокатализа, генной инженерии и нанобиотехнологий
ОПК-6Способен разрабатывать составные части технической документации, связанной с профессиональной деятельностью, с учетом действующих стандартов, норм и правил
ОПК-6.1 Знает стандарты, нормы и правила регламентирующие биотехнологический процесс производства БАВ; правила оформления технической документации
ОПК-6.2 Умеет составлять техническую документацию, связанную с использованием при решении профессиональных задач в области биотехнологии требований действующих стандартов, норм и правил при производстве БАВ с использованием микробиологического синтеза, биокатализа, генной инженерии и нанобиотехнологий
ОПК-6.3 Владеет навыками работы с методической, нормативной и технической документацией при расчете и проектировании биотехнологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает законодательством Российской Федерации, в том числе в области экономики и экологии.

- цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды;
- теоретические принципы и закономерности, лежащие в основе методов и средств защиты среды обитания;
- конструкции аппаратов для обезвреживания газовых выбросов, токсичных сбросов, шума, элетромагнитного излучения и т.д., основы их выбора и проектирования систем защиты среды обитания;
- методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет анализировать, сравнивать и контролировать этапы химических технологических процессов на основе норм и правил, существующих на территории Российской Федерации, в том числе с учетом экономических затрат и защиты окружающей
среды.

- пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды;
- осуществлять правильный выбор и использование соответствующих технических средств применительно к решению конкретных задач защиты среды обитания;
- ориентироваться в современных процессах и техническом обеспечении защиты среды обитания.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;
- методиками расчета эффективности процессов и аппаратов защиты человека и окружающей среды; навыками разработки систем защиты среды обитания от воздействия технологических процессов, производств, транспортных средств.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Защита среды обитания как основа техносферной безопасности
1.1. Термины и принципы классификации защитных процессов Лекции 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Термодинамика, кинетика и равновесие защитных процессов Консультации 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. «Решение задач по теме "Термодинамические, кинетические и равновесные процессы в проблеме защиты среды обитания» Практические 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.4. Теоретические основы физико-химических защитных процессов Лекции 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.5. Теоретические основы химических защитных процессов Консультации 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Теоретические основы биохимических защитных процессов Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.7. Теоретические основы процессов защиты от энергетических воздействий. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.8. Процессы выделения загрязнений в виде малорастворимых соединений. Условие выпадения осадков из растворов электролитов. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Системы защиты атмосферы.
2.1. Правовая основа охраны атмосферного воздуха. Классификация методов и аппаратов пылеулавливания и улавливания газовых примесей. Лекции 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Виды загрязнений газовых выбросов и способы их обезвреживания Лекции 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.3. Основные понятия механики аэрозолей. Методы и средства очистки газовоздушных выбросов. Лекции 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.4. Определение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух автотранспортными средствами и промышленными предприятиями Практические 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Исследование эффективности сорбционной очистки газовых выбросов Лабораторные 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.6. Накопление фенольных соединений в хвое ели как проявление защитной реакции на неблагоприятные условия среды Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.7. Очистка выбросов в фильтрах, электрофильтрах Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Cорбционные методы очистки. Конструктивные особенности аппаратов сорбционной очистки газов Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Химические методы очистки отходящих газов: дожигание, каталитическая нейтрализация Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.10. Физико-химическая очистка газов: механизм и теория физико-химических процессов очистки. Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Мокрые методы пылеочистки с использованием явлений абсорбции и хемосорбции Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.12. Системы очистки от основных паро- и газообразных выбросов Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.13. Расчет выпарного аппарата. Сам. работа 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Системы защиты гидросферы
3.1. Основные характеристики аппаратов защиты гидросферы Лекции 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.3
3.2. Системы очистки сточных вод от основных видов загрязнений Лекции 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.3. Расчет предельно допустимого сброса и необходимой степени очистки производственных сточных вод Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.3, Л2.2
3.4. Изучение процесса ионного обмена на катионите КI-2-8 Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.3, Л2.2
3.5. Электрохимические методы очистки Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.6. Расчет ионообменных аппаратов Практические 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.7. Биологическая очистка сточных вод. Принцип расчета аэротенков Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.3
3.8. Системы очистки сточных вод от основных видов загрязнений Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.3
3.9. Водоподготовка природных и сточных вод для промышленных целей Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.10. Замкнутые системы водного хозяйства. Системы очистки сточных вод от основных видов загрязнений. Организация и методы очистки воды на предприятии. Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.11. Изучение процессов коагуляции и флокуляции. Фильтрационные установки и расчет фильтров Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.12. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 5 6 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Системы защиты от физических полей
4.1. Защита окружающей среды от виброзагрязнителей Лекции 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.3
4.2. Защита окружающей среды от электросмагнитных излучений Лекции 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.3
4.3. Защита окружающей среды от ионизирующих излучений Консультации 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.4. Методы и приборы для измерения шума, инфразвука и вибраций Лабораторные 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.5. Виброгашение: виброгашение массой и динамическое виброгашение, расчет виброгашения,конструкции динамических виброгасителей, область применения виброгашения. Виброизоляция: расчет виброизоляции и конструкции виброизоляторов. Методы защиты человека-оператора. Средства индивидуальной защиты от вибрации. Консультации 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.6. Защита от шумового загрязнения. Сам. работа 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Системы защиты педосферы
5.1. Классификация и характеристика твердых отходов Лекции 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.3
5.2. Технологические процессы обезвреживания и переработки твердых отходов Лекции 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.3
5.3. Определение содержания тяжелых металлов в почве селитебной зоны и в зоне влияния промышленных предприятий Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.3, Л2.2
5.4. Расчет границ санитарно-защитной зоны. Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.3, Л2.2
5.5. Расчет гравитационного обогащения.Расчет магнитного и электрического обогащения. Консультации 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
5.6. Расчет процессов дробления.Расчет процессов компактирования Консультации 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
5.7. Технологические схемы сжигания твердых промышленных и бытовых отходов Практические 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
5.8. Морфологический анализ существующих технологий комплексного использования и обезвреживания твердых отходов производства и потребления. Отделение и утилизация твердых отходов. Методы отделения твердой фазы Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.9. Организация обезвреживания и захоронения ТПО.Санитарно-защитная зона полигона, контроль за состоянием окружающей среды Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.10. Технологические схемы сжигания твердых промышленных и бытовых отходов Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3750

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом законодательства Российской Федерации, в том числе в области экономики и экологии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В соответствии с классификацией методов и аппаратов для обезвреживания газовых выбросов очистка от туманов и брызг в составе газообразных отходов осуществляется:
Варианты ответов:
а) в инерционных пылеуловителях
б) в пылеосадительных камерах
в) в циклонах
г) на сухих и мокрых электрофильтрах
Ответ: а

Вопрос 2. Для очистки газовых выбросов от пылей НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ:
Варианты ответа:
а) циклоны
б) жалюзийные пылеуловители
в) скрубберы
г) инерционные пылеуловители
Ответ: в

Вопрос 3. Выбор устройства для очистки газовых выбросов от пылей, НЕ ЗАВИСИТ от таких свойств как:
Варианты ответа:
а) адгезивные свойства (слипаемость)
б) плотность частиц
в) дисперсность
г) растворимость
Ответ: г

Вопрос 4. К каким методам очистки от пылей в составе газообразных отходов относятся пылеосадительные камеры:
Варианты ответа:
а) к электрическим
б) к конденсационным
в) к сухим
г) к мокрым
Ответ: в

Вопрос 5. Основной целью озеленения санитарно-защитных зон промышленных предприятий является:
Варианты ответа6
а) насыщение атмосферы фитонцидами
б) создание условий для рекреации
в) снижение загрязнения воздуха
г) снижение ветровой эрозии почвы
Ответ: в

Вопрос 6. Какой процесс не относится к современным направлениям разработки систем защиты атмосферы:
Варианты ответа:
а) ведение процесса горения с минимальным образованием загрязняющих веществ
б) очистка дымовых газов от загрязняющих веществ
в) использование низкокалорийных источников топлива в топливноэнергетическом комплексе
г) повышение КПД процессов и технологий производства электроэнергии
Отзыв: б

Вопрос 7. К неорганическим химическим соединениям, загрязняющим воздух в составе газовых выбросов, относятся:
Варианты ответ:
а) амины
б) альдегиды
в) углеводороды
г) SOx, NOx, CO, CO2
Ответ: г

Вопрос 8. Бездымность сгорания парогазовых смесей в установках термического обезвреживания достигается за счет:
Варианты ответа:
а) применение сажевых фильтров
б) более полного сгорания углеродсодержащих веществ
в) применение электрофильтров
г) введение в смесь специальных антидымных компонентов
Ответ: б

Вопрос 9. Наиболее распространенным типом сорбентов для очистки сточных вод являются:
Варианты ответов:
а) силикагель
б) глина
в) песок
г) активированные (активные) угли
Ответ: г

Вопрос 10. Защитное устройство от шумового воздействия обладает способностью:
Варианты ответ:
а) отражать
б) поглощать
в) все перечисленное
г) быть прозрачным по отношению потока энергии
Ответ: в

Вопрос 11. При выборе фильтрующего материала, помимо его стоимости, необходимо учитывать следующие показатели:
Варианты ответов:
а) химическую стойкость
б) механическую прочность
в) пористость
г) фракционный состав
Ответ: а, б, г

Вопрос 12. Если газ распределяется в жидкости в виде пузырьков и струек, то такие абсорбционные аппараты называются:
Варианты ответа:
а) пленочными
б) распиливающими
в) поверхностными
г) барботажными
д) насадочными
Ответ: а

Вопрос 13. При пропускании воды через слой зернистого материала в зависимости от заряда и соотношения размеров частиц примесей воды и зерен фильтрующего слоя может происходить следующие виды фильтрования:
Варианты ответа:
а) объемное фильтрование
б) пленочное фильтрование
в) смешанное фильтрование
г) диффузионное
Ответ: а,б,в

Вопрос 14. По своей природе ионизирующее излучение бывает
Вариант ответа:
а) рентгеновское и фотонное
б) естественное и искусственное
в) фотонное и корпускулярное
г) полезное и вредное
Ответ: в

Вопрос 15. Класс условий труда при воздействии на работающих инфразвука в течение рабочего дня (смены), устанавливается в зависимости от превышения ПДУ:
а) эквивалентного общего уровня звукового давления
б) звукового давления в 1/3 октавных полосах частот
в) пиковых значений в октавных полосах со среднегеометрическими частотами
Ответ: а


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом законодательства Российской Федерации, в том числе в области экономики и экологии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Закончите высказывание: Электрический разряд в воздухе, возникающий в неоднородном поле при определенной разности потенциалов, приложенной к двум электродам называется _________.
Ответ: коронный разряд

Вопрос 2. Радиоактивность – это…
Ответ: самопроизвольное превращение (распад) атомных ядер

Вопрос 3. Склонность частиц пыли к слипаемости определяется ______ .
Ответ: адгезионными свойствами

Вопрос 4. Какие виды экранной защиты могут быть использованы для защиты от альфа-частиц?
Ответ: экраны из фольги, достаточно 10 см слоя воздуха, экраны из органического стекла

Вопрос 5. Работа пылеосадительных камер основана на действии ______ сил.
Ответ: гравитационных

Вопрос 6. Инфразвук, воздействующий на человека, классифицируется по _____.
Ответ: по временным характеристикам

Вопрос 7. Природа возникновения инфразвуковых колебаний основана на _______.
Ответ: колебаниях различных тел, вызывающих колебания окружающей среды

Вопрос 8. По происхождению сточные воды разделяют на три вида: ___________.
Ответ: бытовые, производственные, атмосферные или ливневые

Влопрос 9. Абразивность пыли характеризует _______.
Ответ: интенсивность износа металла газохода и очистных устройств

Вопрос 10. При выборе технологической схемы защитного процесса учитывают принципы экологической концепции развития. Перечислите их.
Ответ: подавление выделения или замедление скорости образования вредных веществ в источнике их образования (на уровне единичного технологического процесса) → первый принцип; снижение концентраций образующихся вредных веществ до безопасных значений (за счет очистки промышленных выбросов и сбросов, а также переработки и обезвреживания твердых отходов) → второй принцип; создание экологически чистых (малоотходных) технологий и ресурсосберегающих замкнутых производств, практически не загрязняющих окружающую среду → третий принцип

Вопрос 11. Метод абсорбции заключается в _____.
Ответ: поглощении отдельных компонентов газовой смеси абсорбентом (поглотителем), в качестве которого выступает жидкость

Вопрос 12. Вещество, способное поглощать другое вещество, называется _____.
Ответ: сорбентом

Вопрос 13. По слипаемости пыли делятся на: _____-.
Ответ: неслипающиеся, слабо слипающиеся, средне слипающиеся, сильно слипающаяся

Вопрос 14. Склонность частиц пыли к слипаемости определяется _____.
Ответ: адгезионными свойствами

Вопрос 15. Укажите последовательность стадий очистки выбросов разных по типу загрязнителей: "Наиболее сложны для очистки выбросы, загрязнители которых представляют многофазную систему, поскольку большинство современных очистных аппаратов не приспособлено для одновременного обезвреживания дисперсных и гомогенных загрязнителей. В этом случае выбросы должны пройти последовательно четыре стадии обработки: _______-".
Ответ: 1- предварительную; 2 -тонкую очистку от аэрозоля; 3 - предварительное обезвреживание газообразного загрязнителя; 4 - окончательное обезвреживание газообразного загрязнителя

Вопрос 16. Экологическая оценка промышленного производства производится по следующим показателям: _______.
Ответ: по степени очистки вредных выбросов, по уровню загрязнения окружающей среды, по капитальным и эксплуатационным затратам на защитную технику

Вопрос 17. Что относится к видам промышленных адсорбентов?
Ответ: активные угли, цеолиты, силикагели

Вопрос 18. Термическое обезвреживание отходящих газов осуществляют в устройствах двух типов: ______.
Ответ: факельных установках, печах (камерах) различной конструкции

Вопрос 19. Из термических методов газоочистки, наиболее широко используется ______.
Ответ: каталитическое окисление

Вопрос 20. Вещества, которые повышают активность катализаторов, но сами обычно не обладают каталитическими свойствами, называют _____.
Ответ: активаторы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольная работа, лабораторные работы, расчетно-графические работы)по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3750

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом законодательства Российской Федерации, в том числе в области экономики и экологии

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА)

ВАРИАНТ 1
1. Привести классификацию конструкций фильтров по режиму работы и способу создания движущей силы.
2. Дайте определения понятиям «фильтрат» и «осадок».
3. Привести алгоритм расчета центробежных аппаратов (циклонов, гидроциклонов).
4. Перечислить режимы осаждения и привести основные уравнения, соответствующие этим процессам.
5. Показать различие понятий «промышленная очистка» и «санитарная очистка» газовоздушных смесей. Указать способы их применения.
6. Рассчитать пенный аппарат для очистки 48 000 м3/ч газа от гидрофильной, не склонной к слипанию пыли. Температура газа — 60 °С. Запыленность газа на входе в аппарат сн = 0,008 кг/м3. Требуемая степень очистки = 0,99. Очистка производится водой.
9. Определить размеры продолговатых частиц угля (плотность(1) = 1600 кг/м3) и плоских частиц сланца (плотность(2) = 2400 кг/м3), оседающих с одинаковой скоростью wос = 0,1 м/с в воде при 20градусов Цельсия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА)
"Отлично": Студентом даны полные ответы на теоретические вопросы, продемонстрированы знания соответствующего раздела предмета в полном объеме учебной программы. Полностью дан ответ на практический вопрос. Решены задачи.
"Хорошо": Студентом даны полные ответы на вопросы, в ответах присутствует свободное владение учебным материалом, последовательность и логичность изложения. Однако в ответе допускаются неточности. Практические задания и задачи решены с небольшими неточностями.
"Удовлетворительно": Студентом даны ответы, свидетельствующий в основном о знании дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы. Допускается несколько ошибок в содержании ответа на практические вопросы. Задачи решены с ошибками.
"Неудовлетворительно": Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории. Решение практических заданий не выполнено. Задачи не решены.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом законодательства Российской Федерации, в том числе в области экономики и экологии

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ. Лабораторная работа.
Лабораторная работа № 3
Исследование производственного шума и эффективности борьбы с ним
Цель работы: изучить основные характеристики производственного шума и принципы его нормирования, ознакомиться с методами измерения и средствами
защиты от шума, составить общие выводы и предложения по защите от производственного шума.
Контрольные вопросы.
1. Что называется шумом?
2. Какие бывают источники шума?
3. Назовите основные физические характеристики шума?
4. Зачем введены понятия уровня параметра (интенсивности, давления)?
5. Как связаны между собой длина звуковой волны, скорость звука и его
частота?
6. Что такое звуковая мощность источника шума?
7. Что такое интенсивность звука?
8. Что такое звуковое давление?
9. Что такое уровень интенсивности звука и уровни звукового давления?
10.Что такое октава?
11.Что такое уровень звука (дБА)?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ. Лабораторная работа.
"Отлично" - Студентом лабораторная работа выполнена самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм выполнения, в логических рассуждениях, в необходимых расчетах нет ошибок, получен верный и правильный ответ.
"Хорошо" - Студентом лабораторная работа выполнена с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм выполнения, в логическом рассуждении и расчетах нет существенных ошибок; есть обоснование полученных результатов, но не сформулированы выводы по работе или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
"Удовлетворительно" - Студентом лабораторная работа выполнена с подсказкой преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
"Неудовлетворительно" - Студентом лабораторная работа не выполнена.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом законодательства Российской Федерации, в том числе в области экономики и экологии

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ. Расчетно-графическая работа
Задание №2.Расчет адсорбционной установки с движущимся слоем адсорбента.
Рассчитать непрерывно действующую адсорбционную установку для извлечения бензола из воздуха в колонне с движущимся слоем активного угля АР-А. Определить расход адсорбента, диаметр и высоту аппарата при следующих условиях:
Производительность установки по исходной смеси V = 0,582 м3/c
Концентрация бензола в исходной паровоздушной смеси yн = 0,033 кг/м3
Концентрация бензола на выходе из адсорбционной зоны yк = 0,001 кг/м3
Содержание бензола в отработанном адсорбенте К =91 %(отн. масс), в регенерированном R =9 % от равновесного с исходной смесью. Температура процесса 20 С.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ.Расчетно-графическая работа
"Зачтено" - Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, составлен правильный алгоритм решения задания, представлены логические рассуждения, представлена проектная разработка и графический материал, соответствующий требованиям государственных стандартов, отражена оригинальность решения задач проектирования.
"Незачтено" - Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Представлена проектная разработка и графический материал, не соответствуют требованиям государственных стандартов, содержит неточности в решении.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), лабораторные работы и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к зачету.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3750. Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Основные принципы защиты среды обитания.
2. Классификация защитных процессов среды обитания по методам их осуществления.
3. Факторы, принципы и критерии защитных процессов среды обитания.
4. Физико-механические и физико-химические процессы обезвреживания выбросов и сбросов.
5. Очистка газового потока. Показатели характеризующие эффективность очистки газа.
6. Классификация сточных вод. Методы и процессы их очистки.
7. Физико-химические характеристики промышленных и бытовых отходов. Процессы их переработки.
8. Вредные энергетические воздействия и способы защиты от них.
9. Приоритетные источники загрязнения среды обитания.
10. Источники шума, инфразвука, ультразвука и вибрации.
11. Естественные и другие источники электромагнитных полей, способы защиты от них.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ветошкин, А.Г. Основы инженерной защиты окружающей среды : Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444182
Л1.2 под ред. Л.А. Муравей Безопасность жизнедеятельности: М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Быков, А.П. Инженерная экология : учебное пособие: Новосибирск : НГТУ, 2011 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228914
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.И. Фирсов, А.Ф. Борисов Экология техносферы : Н. Новгород : ННГАСУ, 2013 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427427
Л2.2 С.М. Романова, С.В. Степанова, А.Б. Ярошевский, И.Г. Шайхиев Экология: Казань : Издательство КНИТУ, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428110
Л2.3 Плошкин, В.В. Безопасность жизнедеятельности: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271548
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Плошкин, В.В. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие для вузов / В.В. Плошкин. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 1. - 380 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271548
Э2 Системы защиты среды обитания portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http:
//www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
5. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)
6. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
508К лаборатория методов молекулярной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжной шкаф, технические весы, квантометр, генератор, набор ареометров, фотоэлектроколориметры КФК-2, кюветы для образцов, спектрофотометр Spekol-10, аналитические весы, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».

Методические указания к расчетно-графической работе:
Расчетно-графическая работа имеет цель закрепить теоретические знания студентов, по разделу предмета выработать навыки в проведении расчетов параметров технических средств защиты производственного оборудования от воздействия опасных факторов ЧС техногенного характера и оценке эффективносты защиты среды обитания в процессе использования производственных средств защиты (оборудования), расположенных в помещениях, на открытых площадках при различных режимах его работы (нормальный, неисправность, авария).
Расчетно-графическая работа (РГР) выполняется каждым студентом самостоятельно по варианту определенному номером зачетной книжки. Расчетно-графическая работа состоит из двух частей: расчетной и графической.
Расчетная часть включает следующие задания по направлениям:
- расчетное обоснование оценки взрывопожаробезопасности среды внутри технологического оборудования;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из технологических аппаратов при нормальных режимах его работы;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из поврежденного технологического оборудования;
- расчет систем аварийного слива жидкостей из технологических аппаратов;
- расчет предохранительного клапана, взрывной мембраны и тд.
Графическая часть представляет собой чертеж устройства защиты технологического оборудования от воздействия опасных факторов чрезвычайных ситуаций и выполняется обучаемыми с использованием данных расчетной части РГР.

Методические указания к курсовому проекту:
Методические рекомендации содержат общие положения, порядок подготовки курсовой работы, требования к её оформлению, а также примерную тематику курсовых проектов. Процесс выполнения курсового проекта включает три этапа:
- составление плана курсового проекта, подбор литературы и иных источников;
- подготовка курсового проекта;
- подготовка к защите и защита курсового проекта.
Курсового проекта является одной из важнейших форм самостоятельного изучения обучающимися учебного курса по дисциплине «Системы защиты среды обитания».
Основными целями курсового проекта являются: освоение обучающимися теоретических знаний и практических навыков для защиты человека и его среды обитания от негативных воздействий антропогенного происхождения, достижения комфортных условий жизнедеятельности в среде обитания, ознакомление с методами и устройствами, применяемыми при защите среды обитания от негативного техногенного воздействия, подготовка к участию в проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания.
Перед началом выполнения курсовой работы обучающемуся следует тщательно ознакомиться с вариантом полученного задания и вместе с преподавателем-консультантом составить план работы. Затем следует изучить рекомендуемую литературу. Литературные источники подобранные самим обучающимся по теме задания также необходимо использовать. По мере выполнения курсовой работы, написанные разделы предъявляются преподавателю для согласования. Формой отчётности является защита курсового проекта в специально отведённое для этого время.
При оценке работы учитывается общая подготовленность обучающегося, его самостоятельность и инициатива при выполнении работы, умение доложить полученные результаты и дать обоснованное заключение.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины «Системы защиты среды» завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.