МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология проектирования для управления и развития территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование и геоэкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_ППиГ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н, Доцент, Кротов Александр Викторович;Ассистент, Волкова Анастасия Константиновна

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Технология проектирования для управления и развития территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Евгений Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Евгений Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получении студентами знаний о принципах организации и особенностях
территориального управления .

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Умеет использовать базовые знания в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Владеет теоретическими знаниями из основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде и применяет их в профессиональной деятельности
ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.1 Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ОПК-6.2 Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы
ОПК-6.3 Умеет проектировать и проводить учебно- исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ОПК-6.4 Умеет представлять результаты учебно- исследовательских, проектных, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, природопользования и охраны природы. ОПК-6.5. Владеет навыками защиты учебно- исследовательских, проектных, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием ИКТ
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1. Способен создавать базы геоданных;УК-2.1. Знает основные законодательные и нормативноправовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства УК-6.1. Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента ОПК-4.1. Владеет теоретическими знаниями о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-6.2. Умеет формировать структуру профессиональной и научно-исследовательской работы; УК-2.2. Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи УК-6.2. Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессиональнокарьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути ОПК-4.2. Имеет навыки ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов на глобальном, региональном и локальном уровне
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-6.3. Умеет представлять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
; УК-2.3. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками собственного жизненного и профессионального пути; УК-6.3. Владеет методиками саморегуляции эмоциональнопсихологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности; ОПК-4.3. Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы государственной политики регионального развития
1.1. Основы государственной политики регионального развития Лабораторные 4 9 Л1.1
1.2. Основы государственной политики регионального развития Сам. работа 4 15 Л1.1
Раздел 2. Правовые источники регулирования отношений в сфере управления территориальным развитием
2.1. Правовые источники регулирования отношений в сфере управления территориальным развитием Лабораторные 4 9 Л1.1
2.2. Правовые источники регулирования отношений в сфере управления территориальным развитием Сам. работа 4 15 Л1.1
Раздел 3. Цель, задачи, принципы и основные направления пространственного развития Российской Федерации
3.1. Цель, задачи, принципы и основные направления пространственного развития Российской Федерации Сам. работа 4 25 Л1.1
3.2. Цель, задачи, принципы и основные направления пространственного развития Российской Федерации Лабораторные 4 10 Л1.1
Раздел 4. Комплексное развитие территорий
4.1. Комплексное развитие территорий Лабораторные 4 8 Л1.1
4.2. Комплексное развитие территорий Сам. работа 4 17 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции
ОПК-2: способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Определение взаимосвязи между двумя величинами, выражающейся в том, что при изменении одной величины в определенном направлении изменяется и другая – это
1. Метод дерева целей
2. Метод паттерн
3. Метод эвристического прогнозирования
4. Корреляционный анализ
ОТВЕТ: 4
Вопрос 2. Примерами статистического анализа географических данных являются
1. Вычисление средних квадратических отклонений
2. Вычисление коэффициентов вариации
3. Все перечисленные
4. Вычисление дисперсии
ОТВЕТ: 3
Вопрос 3. Универсальный метод упорядочения и систематизации территориальных систем – это
1. Наблюдение
2. Районирование
3. Аналогия
4. Эксперимент
ОТВЕТ: 2
Вопрос 4. Карта – это
1. Специфическая форма фиксации результатов наблюдений
2. Средство отображения реальной действительности
3. Все перечисленное
4. Уменьшенное генерализованное изображение территории на плоскости
ОТВЕТ: 3
Вопрос 5. В этом месте земля представляет собой равнину, плоскую, как море, и заросшую полынью. Встречавшиеся там те или иные растения - кустарники или тростники - все прекрасно пахли, словно благовония. Там нет ни одного дерева, а животные разнообразны: встречалось много диких ослов и больших страусов. Это пример…
1. Наблюдения
2. Описания
3. Эксперимента
4. Моделирования
ОТВЕТ: 2
Вопрос 6. Какого вида географических исследований не существует?
1. Современного
2. Традиционного
3. Исторического
4. Футуристического
ОТВЕТ: 4
Вопрос 7. Назовите наиболее известную географическую теорию.
1. Геополитика
2. Фитогеография
3. Географический детерминизм
4. Демографическая география
5. Регионалистика
ОТВЕТ: 3
Вопрос 8. Объектом исследования экономической географии является:
1. Трудовые ресурсы
2. Размещение природных ресурсов
3. Религиозный состав населения
4. Территориальная структура хозяйства
ОТВЕТ: 4
Вопрос 9. Наблюдения подразделяют на
1. Площадные и функциональные
2. Экспериментальные и специфические
3. Натурные и экспериментальные
4. Интегрированные и стационарные
ОТВЕТ: 3
Вопрос 10. Методология - это
1. Комплекс наук, изучающих абиотическую часть геосферы
2. Комплекс наук, изучающих «ойкумену»
3. Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке
4. Мировоззрение исследователя, основанное на его мирознании
ОТВЕТ: 3
Вопрос 11. Объектом исследования экономической географии является
1. Трудовые ресурсы
2. Размещение природных ресурсов
3. Религиозный состав населения
4. Территориальная структура хозяйства
ОТВЕТ: 4
Вопрос 12. Назовите метод экономической географии и регионалистики, сопоставляющей ряд территориальных единиц с помощью математических приемов
1. Сравнительно-географический
2. Системно-аналитический
3. Индексный
4. Математического моделирования
ОТВЕТ: 4
Вопрос 13. ТПК это
1. территориально-производственный комплекс
2. ничто из названного
3. топливно-промышленная корпорация
4. торгово-производственная компания
ОТВЕТ: 1
Вопрос 14. Согласно определению картография это –
1. наука о картах, как особом способе изображения действительности их создания и использования
2. наука, характеризующая создание карт
3. наука, характеризующая особые условия местности
4. наука о картах
5. наука о способе изображения карт
ОТВЕТ: 1
Вопрос 15. Методом картографии является
1. Графическое отображение географических знаний, основанных на хорошо развитых методах геометрии
2. Графическое отображение графических знаний
3. Графическое отображение всех элементов картографии
4. Графическое отображение элементов картографии,
5. Графическое отображение элементов картографии, основанная на методах геометрии
ОТВЕТ: 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. ТСЭС – это…
Ответ: совокупность всех экономико- и социально-географических объектов определенной территории с установившимися между ними связями. Это сложившееся и функционирующее на определенной территории сочетание всех элементов народного хозяйства (не только производственных), будь то поселения промышленные или сельскохозяйственные предприятия, звенья производственной и социальной структуры и др. Каждая ТСЭС — очень сложное образование, структура которого формировалась под воздействием как природных, так и общественных факторов. ТСЭС различаются не только функциональной структурой, но и размерами территории. ТСЭС по отношению к территориально-производственному комплексу являлись новой категорией с более высоким уровнем обобщения.
Вопрос 2. Регион – это…
Ответ: крупная природная и(или) культурно-историческая область внутри страны(государства), например, Прованс во Франции или Сибирь в России; элемент административно-территориального деления страны (государства), например, Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская или Кемеровская области; крупная природная и/или культурно-историческая область, охватывающая, полностью или частично, группу стран (государств), например, Западная Европа или Латинская Америка; (реже) страна (государство).
Вопрос 3. Что представляет собой региональный анализ?
Ответ: Региональный (пространственный) анализ (от лат. regionalis— местный, областной) представляет собой исследование системы путем моделирования территориального размещения центров сосредоточения факторов, корреляционных связей между ними и оптимизации функционирования системы.
Вопрос 4. Что является объектом исследования экономической и социальной географии?
Ответ: Объектом исследования экономической и социальной географии являются пространственные формы организации жизни общества, процесс их эволю-ции, а также оптимизации. В качестве такого объекта большинством географов признается ойкумена (греч. oikumene < oikeo – населяю) – наиболее освоенная и населенная человеком часть географической оболочки Земли. В ее пределах протекает основная жизнедеятельность людей и воспроизводятся все сферы жизни общества – демографическая, хозяйственная, социальная, культурная, политическая, духовная и др.
В состав ойкумены входят не только общество, территориальные формы жизни населения и его хозяйственной, бытовой, рекреационной деятельности, но и окружающую природную среду. Экономическая и социальная география акцентирует внимание на пространственно–временной целостности общества и природной среды, их системности, комплексности и структурности.
Ойкумена является объектом изучения целой системы наук, каждая из которых исследует ее отдельные грани и аспекты. Специфический подход экономической и социальной географии к изучению ойкумены – территориальный, а точнее, пространственный.
Вопрос 5. В чём смысл территориального (пространственного) подхода в общественно–географических исследованиях?
Ответ: Территория является своеобразной платформой, на которой расселяется население, размещаются хозяйственные объекты, организуется сервисное обслуживание и протекает вся жизнедеятельность людей. Одновременно территория консолидирует все сферы человеческого бытия, экономические, социальные, политические, рекреационные, экологические объекты. Территориальный подход позволяет учесть пространственные различия ландшафтов, этносов, хозяйства, быта, отдыха, культуры.
Вопрос 6. Основные подсистемы ТСЭС - …
Ответ: ТСЭС состоят из нескольких взаимосвязанных функционально-структурных подсистем: природно-ресурсной, производственной, населения и его расселения, социальной, рекреационной, инфраструктурной. Вопрос 7. Перечислите подсистмы ТСЭС областного/регионального уровня.
Ответ: территория; природно-ресурсный потенциал; население и трудовые ресурсы; промышленность; сельское хозяйство; инфраструктура.
Вопрос 8. Объясните понятие «регион».
Ответ: Категория «регион», являясь базисной в экономической и социальной географии, формирует вокруг себя целую систему производных понятий. В отечественной литературе термин «регион» часто употребляется как синоним термина «район». Принимая это положение за основу, тем не менее нужно иметь в виду, что между этими понятиями существуют и различия. Одно из них заключается в том, что районы выделяются в результате районирования, а регионы могут выделяться по разным признакам, в том числе и по местоположению. В большинстве же случаев понятия «район» и «регион» означают одно и то же территориальное образование, которое формируется в процессе эволюции. Все регионы можно разделить на три группы: природные (физико–географические), общественные (социально–экономические) и природно–общественные (геоэкологические).
Выделение объективно функционирующих регионов (районов) осуществляется в процессе районирования – разделения территории.
Вопрос 9. Кем были заложены методологические основы экономического районирования России?
Ответ: В. Н. Татищев, К. И. Арсеньев, П. П. Семенов–Тян–Шанский, Д. И. Менделеев
Вопрос 10. Что изучает глобальная география?
Ответ: изучает пространственные аспекты общепланетарных процессов и явлений. Ее главное отличие от других направлений состоит в том, что в основе исследо-ваний этой науки лежит «предельный» объект комплексного географического познания – геосфера, или географическая оболочка.
Вопрос 11. Принцип экономического районирования?
Ответ: рациональная специализация хозяйства в системе общественного территориального разделения труда
Вопрос 12. Что представляет собой население как подсистема ТСЭС?
Ответ: Население как региональная подсистема представляет сложную интегрированную систему, где основное место принадлежит конкретному индивидууму, человеку. Деятельность людей протекает в определенных сферах: производственно-экономической, социально-политической, семейнобытовой и др. Вопрос 13. Районирование - это
Ответ: метод территориального деления страны на экономические районы
Вопрос 14. Государственная региональная политика - это
Ответ: система законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью наиболее рационального размещения производительных сил и системы расселения
Вопрос 15. Рыночно-географическое положение - это
Ответ: положение производства относительно экономических партнеров, потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции, торговых путей
Вопрос 16. Генеральный план - это
Ответ: - это градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений
Вопрос 17. Селитебная территория - это
Ответ: территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Вопрос 18. Перечислите все типы субъектов Российской Федерации
Ответ: область, республика, край, автономная область, автономный округ, город федерального значения
Вопрос 19. Что показывает общегеографическая карта?
Ответ: совокупность основных элементов местности
Вопрос 20. Что отражает национальный атлас страны?
Ответ: экономическое развитие страны, степень научного познания страны, достижения картографического производства


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Перечень экзаменационных вопросов
1. Приоритетные задачи в сфере государственной политики регионального развития.
2. Основные тенденции и направления пространственного развития Российской Федерации.
3. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа»: цели, задачи, сроки реализации, ожидаемые результаты.
4. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: цели, задачи, сроки реализации, ожидаемые результаты.
5. Государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа»: цели, задачи, сроки реализации, ожидаемые результаты.
6. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года»: цели, задачи, сроки реализации, ожидаемые результаты.
7. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Калининградской области»: цели, задачи, сроки реализации, ожидаемые результаты.
8. Комплексное развитие территорий: понятие, стандарты.
9. Деятельность Правительства РФ в сфере территориального развития.
10. Полномочия в сфере территориального развития Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).
11. Правовой статус Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России).
12. Правовой статус Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа (Минкавказ России).
13. Понятие административного режима территории.
14. Виды административных режимов территорий.
15. Цели и условия создания особых экономических зон. Типы особых экономических зон.
16. Управление особыми экономическими зонами.
17. Порядок создания зоны территориального развития и прекращения ее существования.
18. Управление зоной территориального развития. Меры государственной поддержки.
19. Создание и прекращение существования территории опережающего социально-экономического развития.
20. Управление территориями опережающего социально-экономического развития.
21. Правовое регулирование статуса наукограда.
22. Правовое регулирование отношений, в области территориального развития промышленности.
23. Ограничения, применяемые на территориях с особым административным режимом, установленном в целях обеспечения государственной и общественной безопасности.
24. Особенности управления на особо охраняемых природных территориях.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Отлично (повышенный уровень): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (базовый уровень): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (пороговый уровень): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено, то есть студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крупочкин Е.П., Иванченко А.В., Долгов Н.А., Кротов А.В, Теоретико-методические основы количественной оценки и интерпретации информации: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Технология проектирования для управления и развития территорий»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Технология проектирования для управления и развития территорий» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Технология проектирования для управления и развития территорий» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Технология проектирования для управления и развития территорий» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Технология проектирования для управления и развития территорий» предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Технология проектирования для управления и развития территорий»
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.