МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пространственный анализ и моделирование для поддержки принятия решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В;к.с-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.;преподаватель кафедры экономической географии и картографии, Волкова А.К.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Пространственный анализ и моделирование для поддержки принятия решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство обучающихся с технологическими и правовыми аспектами пространственного планирования и основами территориального проектирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4.02Способен проектировать и прогнозировать функционирование общественно-экономических территориальных структур
ПК-4.02.1 Знает теоретические основы проектирования и прогнозирования функционирования общественно- экономических территориальных структур
ПК-4.02.2 Умеет применять аппарат экономической и политической географии для прогнозирования и проектирования функционирования общественно- экономических территориальных структур
ПК-4.02.3 Имеет навыки проектирования и прогнозирования функционирования территориальных структур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и теоретические основы географии, подходы и методы комплексных географических исследований, основные принципы пространственного и территориального планирования, современные проблемы пространственного планирования и территориального проектирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и оценивать результаты исследований при разработке схем территориального планирования, разрабатывать содержание проектной документации, разрабатывать рекомендации по территориальному планированию, провести социально-экономическую и комплексную природно-экологическую оценку территории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом разработки рекомендаций для обеспечения устойчивого развития территорий, нормативно-правовыми основами пространственного планирования и территориального проектирования в России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы пространственного планирования и территориального проектирования
1.1. Понятие, предмет и задачи пространственного планирования и территориального проектирования Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Правовой аспект территориального планирования в России Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Структура и содержание территориального планирования. Типы, виды и уровни планирования. Правовые основы территориального планирования. Процесс планирования. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Раздел 2. Виды документов территориального планирования
2.1. Виды и содержание документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Роль географии и ее методов в создании схем территориального планирования Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Подготовка и утверждение схем территориального планирования различного иерархического уровня Порядок согласования проекта схемы территориального планирования различного иерархического уровня. Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Проблемы реализации схемы территориального планирования соответствующей административно-территориальной единицы РФ. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Раздел 3. Основные положения географии расселения в территориальном планировании
3.1. Понятие расселения. Результат процесса расселения. Виды расселения. Формирование городского населения. Формирование сельского населения. Типы расселения. Функциональные взаимосвязи населенных мест. Автономный тип расселения. Взаимосвязанный тип расселения. Системы расселения. Групповые системы населенных мест Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Расселение. Типы расселений. Формирование городского и сельского населения. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: выбор места для нового населенного пункта, ознакомление с заданием на проектирование. Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Расселение. Понятие. Типы расселений. Формирование городского и сельского населения Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Раздел 4. Географический анализ территории
4.1. Теоретические и методологические основы эколого-географического анализа Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Природно-ландшафтная дифференциация территории и структуры использования земель. Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Рекомендации по улучшению экологической обстановки и совершенствованию системы природопользования в отдельных регионах России Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Раздел 5. Районная планировка
5.1. Исторический аспект районной планировки. Понятие районной планировки. Процесс урбанизации. Понятие планировочной структуры территории. Элементы структуры объекта районной планировки. Цель функционального зонирования в процессе районной планировки. Характеристика природных условий по степени благоприятности для градостроительства. Перспективная численность населения города. Группы трудовых ресурсов. Расчет перспективной численности населения. Расчет численности семей. Расчет потребности жилого фонда Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. История районной планировки. Процесс урбанизации. Планировочная структура. Функциональное зонирование. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет перспективной численности населения, расчет количества семей, расчет потребного жилого фонда (по типам домов). Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Урбанизация. Районная планировка. Исторический аспект. Функциональное зонирование. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Раздел 6. Структурная организация города. Селитебная зона населенного пункта особенности проектирования
6.1. Понятия «квартал», «микрорайон», «жилой район». Проектирование селитебной зоны. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет культурно-бытового строительства, расчет учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков, составление списка проектируемых жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового обслуживания. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Структурная организация города. Селитебная территория. Сам. работа 8 5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 7. Раздел 7. Промышленная зона населенного пункта, особенности проектирования
7.1. Структурная организация промышленной территории. Лекции 8 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.2. Структура промышленной территории. Состав городского промышленного района. Транспортное обслуживание промышленных территорий. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет производственных зданий и сооружений, составление списка зданий и сооружений производственного назначения. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.3. Структурная организация города. Промышленная территория. Состав городского промышленного района. Сам. работа 8 5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 8. Раздел 8. Структурная организация города. Коммунально-складская зона населенного пункта, особенности проектирования
8.1. Структурная организация коммунально-складской зоны. Лекции 8 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
8.2. Размещение складов. Состав территорий складских и коммунально-складских районов. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет территории, расчет потребной территории для селитебной, производственной зоны. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
8.3. Структурная организация города. Коммунально-складская зона. Размещение складов. Состав территорий складских и коммунально-складских районов. Сам. работа 8 5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 9. Раздел 9. Функциональное зонирование .
9.1. Теоретические основы функционального зонирования. Лекции 8 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
9.2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: разработка общей схемы планировки, функциональное зонирование населенного пункта». Практические 8 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
9.3. Функциональное зонирование Сам. работа 8 5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 10. Раздел 10. Транспортная инфраструктура города. Внешний и внутренний транспорт
10.1. Зона внешнего и зона внутреннего транспорта Лекции 8 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
10.2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: проектирование планировки и застройки жилой зоны, отработка системы уличной сети, решение архитектурно-планировочной композиции жилой зоны, проектирование и размещение участков приусадебных и блокированных жилых домов, организация жилых территорий с домами участковой и безучастковой застройки Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
10.3. Транспортная инфраструктура. Внешний транспорт. Понятие. Виды. Внутренний транспорт. Понятие. Виды. Сам. работа 8 5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 11. Раздел 11. Пригородная зона
11.1. Понятие пригородной зоны. Условия ее размещения. Лекции 8 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
11.2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: планировка участков общественного назначения (при административно-торговых учреждениях, детских и учебных заведениях, спортивно-парковой территории). Практические 8 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
11.3. Пригородная зона. Понятие. Принципы проектирования пригородной зоны. Сам. работа 8 5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 12. Раздел 12. Генеральный план
12.1. Генеральный план города на при-мере генерального плана городского округа г. Барнаула Алтайского края Лекции 8 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
12.2. Анализ Генерального плана города Барнаула, выявление его слабых и сильных сторон. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: планировка и застройка производственных комплексов, размещение комплексов в границах зоны, размещение зданий и сооружений в комплексах, комплексы крупного рогатого скота, теплично-парниковый комплекс, складской комплекс, машино-ремонтный комплекс, строительный комплекс, конный рабочий двор, нефтебаза Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
12.3. Генеральный план города. Генерального плана города Барнаула, выявление его слабых и сильных сторон Сам. работа 8 5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 13. Раздел 13. Градостроительное зонирование
13.1. Понятие градостроительного зонирования. Градостроительные регламенты. Правила землепользования и застройки. Виды территориальных зон. Разрешенное использования земельных участков. Предельные минимальные (максимальные) размеры земельных участков. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
13.2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: технико-экономическая оценка проекта, абсолютные натуральные технико-экономические показатели, относительные натуральные показатели. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
13.3. Градостроительное зонирование Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Занятие № 1. «Теоретические основы пространственного планирования и территориального проектирования»
1. Понятие, предмет и задачи пространственного планирования и территориального проектирования.
2. Правовой аспект территориального планирования в России.

Занятие № 2. «Виды документов территориального планирования»
1. Виды и содержание документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2. Роль географии и ее методов в создании схем территориального планирования
3. Подготовка и утверждение схем территориального планирования различного иерархического уровня.
4. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования различного иерархического уровня

Занятие № 3. «Основные положения географии расселения в территориальном планировании»
1. Понятие расселения. Результат процесса расселения. Виды расселения. Формирование городского и сельского населения. Типы расселения. Функциональные взаимосвязи населенных мест. Системы расселения. Групповые системы населенных мест..
2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: выбор места для нового населенного пункта, ознакомление с заданием на проектирование

Занятие № 4. «Географический анализ территории»
1. Теоретические и методологические основы эколого-географического анализа
2. Природно-ландшафтная дифференциация территории и структуры использования земель

Занятие № 5. «Районная планировка»
1. История районной планировки. Процесс урбанизации. Планировочная структура. Функциональное зонирование.
2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет перспективной численности населения, расчет количества семей, расчет потребного жилого фонда (по типам домов).

Занятие № 6. «Структурная организация города. Селитебная зона населенного пункта особенности проектирования»
1. Понятия «квартал», «микрорайон», «жилой район». Проектирование селитебной зоны.
2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет культур-но-бытового строительства, расчет учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков, составление списка проектируемых жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового обслуживания

Занятие № 7. «Промышленная зона населенного пункта, особенности проектирования»
1. Структура промышленной территории. Состав городского промышленного района. Транспортное обслуживание промышленных территорий.
2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет производственных зданий и сооружений, составление списка зданий и сооружений производственного назначения

Занятие № 8. «Структурная организация города. Коммунально-складская зона населенного пункта, особенности проектирования»
»
1. Структурная организация коммунально-складской зоны
2. Размещение складов. Состав территорий складских и коммунально-складских районов.
3. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: расчет территории, расчет потребной территории для селитебной, производственной зоны.

Занятие № 9. «Функциональное зонирование»
1. Теоретические основы функционального зонирования.
2. Выполнение практической работы «Проект планировки и за-стройки сельского населенного пункта»: разработка общей схемы планировки, функциональное зонирование населенного пункта

Занятие № 10. «Транспортная инфраструктура города. Внешний и внутренний транспорт»
1.. Понятие внешнего транспорта. Транспортный узел. Принцип размещения и планировки транспорта. Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт.
2. Транспортная инфраструктура города. Критерии оценки транспортной инфраструктуры. Классификация улиц и дорог. Структура улично-дорожной сети.
3. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: проектирование планировки и застройки жилой зоны, отработка системы уличной сети, решение архитектурно-планировочной композиции жилой зоны, проектирование и размещение участков приусадебных и блокированных жилых домов, организация жилых территорий с домами участковой и безучастковой застройки.

Занятие № 11. «Пригородная зона»
1.Планировка природной зоны. Принципы проектирования пригородной зоны.
2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: планировка участков общественного назначения (при административно-торговых учреждениях, детских и учебных заведениях, спортивно-парковой территории)

Занятие № 12. «Генеральный план города»

1.Генеральный план города. Назначение. Возможности.
2. Анализ Генерального плана города Барнаула, выявление его слабых и сильных сторон.
2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: планировка и застройка производственных комплексов, размещение комплексов в границах зоны, размещение зданий и сооружений в комплексах, комплексы крупного рогатого скота, теплично-парниковый комплекс, складской комплекс, машино-ремонтный комплекс, строительный комплекс, конный рабочий двор, нефтебаза

Занятие № 13. «Градостроительное зонирование»
1. Правила землепользования и застройки. Градостроительный регламент. Виды разрешенного использования земельных участков. Виды территориальных зон.
2. Выполнение практической работы «Проект планировки и застройки сельского населенного пункта»: технико-экономическая оценка проекта, абсолютные натуральные технико-экономические показатели, относительные натуральные показатели
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Понятие, предмет и задачи пространственного планирования и территориального проектирования
2. Правовой аспект территориального планирования в России
3. Структура и содержание территориального планирования.
4. Типы, виды и уровни планирования
5. Виды и содержание документов территориального планирования различного иерархического уровня
6. Роль географии и ее методов в создании схем территориального планирования
7. Подготовка и утверждение схем территориального планирования различного иерархического уровня
8. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования различного иерархического уровня
9. Проблемы реализации схемы территориального планирования соответствующей административно-территориальной единицы РФ
10. Теоретические и методологические основы эколого-географического анализа
11. Природно-ландшафтная дифференциация территории и структуры использования земель
12. Рекомендации по улучшению экологической обстановки и совершенствованию системы природопользования в отдельных регионах России
13. Основные профессиональные понятия, используемые в градостроительной деятельности
14. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере градостроительства
15. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности
16. Полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства
17. Градостроительная деятельность
18. Содержание проектно-градостроительной деятельности
19. Структура объектов градостроительного проектирования
20. Система научно-проектных работ по градостроительству
21. Основные градостроительные задачи, решаемые на различных территориальных уровнях
22. Расселение. Виды и формы расселения
23. Автономный тип расселения
24. Взаимосвязанный тип расселения
25. Системы расселения
26. Групповые системы населенных мест
27. Типы и размеры групповых систем населенных мест
28. Основные характеристики функционирования групповых систем населенных мест
29. Районная планировка. Исторический аспект
30. Районная планировка в градостроительстве и ее значение
31. Понятие урбанизации
32. Трудовые ресурсы города
33. Расчет численности населения
34. Расчет количества семей
35. Расчет жилого фонда
36. Расчет функциональных зон города
37. Структурные единицы селитебной территории
38. Расчет селитебной территории
39. Функциональное зонирование территорий
40. Создание системы расселения
41. Функциональное зонирование жилого помещения
42. Структура промышленной территории
43. Расчет промышленной территории
44. Расчет коммунально-складской территории
45. Зона внешнего транспорта
46. Классификация видов внешнего транспорта
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.М. Груздев Территориальное планирование: Теоретические аспекты и методология пространственной организации территории : учебное пособие Н. Новгород : ННГАСУ, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427590
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Котенко, И.А. Основные этапы планировки городских территорий : учебное пособие Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143483
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: О. Н. Барышникова, Р. С. Неприятель, К. Е. Никифоров Эколого-географическое прогнозирование: учеб.-метод. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека строительных документов (СНиПы) libgost.ru
Э2 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Пространственный анализ и моделирование для поддержки принятия решений»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Пространственный анализ и моделирование для поддержки принятия решений» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Пространственное планирование с основами территориального проектирования» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Пространственный анализ и моделирование для поддержки принятия решений» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Пространственный анализ и моделирование для поддержки принятия решений» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Пространственный анализ и моделирование для поддержки принятия решений»
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.