МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристско-рекреационное проектирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., Доцент, Вайтанис М.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.С.

Рабочая программа дисциплины
Туристско-рекреационное проектирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Реализация основной профессиональной образовательной программы,
предполагает командное выполнение проектов полного жизненного цикла.
Задачи дисциплины
• Рассмотреть основы проектирования в туризме, принципы организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей;
• Сформировать навыки создание проектов бизнес-процессов в туризме, разработки бизнес-планов туристских предприятий и организаций различных по направлению деятельности и масштабам;
. Рассмотреть принципы разработки проектов территориальных туристско-рекреационных систем, их формы, модели, приницпы функционирования.
• Раскрыть технологию диагностирования выявления различных типов проблемных ситуаций в туристской индустрии, разработки мер по их предупреждению и преодолению, планированию и осуществлению контроля за реализацией проекта.
• Обеспечить обучающихся навыками анализа эффективности разрабатываемых и применяемых программ, способностью применения современных методов при решении конкретных проблем развития туриндустрии в регионе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.2 Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.3 Владеет навыками ландшафтно- экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов
ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.1 Знает основы проектирования в профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.2 Умеет представлять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.3 Владеет опытом обобщения, представления, защиты и распространения результатов своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно- правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 УК-2.3. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально- карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проводить сравнительный анализ и маркетинг существующих предложений туроператоров.
Умеет разрабатывать предложения по изменению составляющих туристского продукта с учетом индивидуальных и специальных требований туриста или осуществляет поиск туристских продуктов, наиболее отвечающих требованиям туристов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет определять оптимальные способы оценки эффективности, планирования по различным направлениям проекта
Владеет навыками расчета качественных и количественных показателей, характеризующих эффективность реализуемого проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические, методологические и методические основы проектирования туристско-рекреационной деятельности
1.1. Разработка туристско-рекреационного проекта Лабораторные 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.2. Разработка туристско-рекреационного проекта Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.3. Сущность и методология туристско-рекреационного проектирования Лабораторные 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Проектирование биснес-продукта в туризме
2.1. Туристские бизнес-продукты, их виды и формы Лабораторные 4 4 Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.2. Проектирование бизнес-продукта в туризме Лабораторные 4 4 Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.3. Создание проекта бизнес-продукта Сам. работа 4 16 Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Проектирование бизнес-процессов в туризме
3.1. Бизне-план. Виды, цели, принципы построения Лабораторные 4 4 Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.2. Бизнес-планирование в туризме Лабораторные 4 4 Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.3. Создание бизнес-плана туристской организации Сам. работа 4 16 Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 4. Проектирование территориальных туристско-рекреационных систем
4.1. Виды и формы туристско-рекреационных территориальных систем. Принципы их проекьтирования Лабораторные 4 4 Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
4.2. Нормативно-правоввые и организационные принципы проектирования территориальных туристско-рекреационных систем Лабораторные 4 4 Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
4.3. Проектирование территориальных туристско-рекреационных систем Сам. работа 4 20 Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 5. Мониторинг и управление проектами в туризме
5.1. Управления туристско-рекреационным проектом Лабораторные 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л2.4, Л2.5
5.2. Туристско-рекреационное проектирование в системе региональной туристской политики Лабораторные 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л2.4, Л2.5
5.3. Стратегии финансирования туристско-рекреационных проектов и программ Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. В конце 90-х гг. какого века в научной литературе появился термин «рекреация»?
а) XVII в.;
б) XVIII в.;
в) XIX в.;
г) XX в.
2. Выберите из перечисленных определений то, которое относится к понятию «рекреалогия»:
а) Наука о природных лечебных факторах, их воздействии на организм и методах использования в лечебно-профилактических целях
б) Наука о расширенном воспроизводстве живых сил человека –физических, интеллектуальных и духовных;
в) Система прикладных наук о туризме и туристском обслуживании граждан;
г) Научная дисциплина, изучающая историю и закономерности развития музеев, их общественные функции, вопросы теории и методики музейного
дела.
3. Рекреационное проектирование – это:
а) вариативное моделирование программ отдыха и обслуживающих их систем с учетом требований рекреации;
б) построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений;
в) однородная группировка элементарных рекреационных занятий;
г) освоение новых территории в целях дальнейшего использования в рекреационной деятельности.
4. Какой вид деятельности предполагает поездки за пределы постоянного места обитания без получения оплаты в месте пребывания?
а) рекреация;
б) командировка;
в) учеба;
г) туризм.
5. Выберите из перечисленных определений то, которое относится к понятию «отдых»:
а) деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующаяся относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса;
б) любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей, осуществляемая как на территории постоянного пребывания человека, так и за ее пределами;
в) совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей;
г) рекреационная деятельность, встроенная в трудовую и бытовую деятельность.
6. Выберите из перечисленных определений то, которое не относится к понятию «отдых»:
а) деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующаяся относительным разнообразием поведения
людей и самоценностью ее процесса;
б) один из комплексных видов жизнедеятельности человека, направленный на оздоровление и удовлетворение духовных потребностей в
свободное от работы время;
в) любая деятельность, имеющая отношение к организации отдыха, туризма, физкультуры и спорта;
г) деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов по заранее составленным маршрутам.
7. Выберите из перечисленных функций ту, которая не относится к функциям рекреации:
а) медико-биологическая;
б) экономическая;
в) познавательная;
г) социально-культурная.
8. К какому понятию относится данное определение: «…- часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера»:
а) свободное время;
б) социальное время;
в) отпускное время;
г) ежедневное время.
9. Что не включает в себя внерабочее время:
а) время для естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена);
б) время для домашнего труда и бытовых потребностей;
в) время для физического, интеллектуального развития и отдыха;
г) время для осуществления трудового процесса.
10. Какой тип рекреационный деятельности позволяет компенсировать затраты живых сил человека с определенным запасом?
а) отпускной;
б) расширенный;
в) компенсаторный;
г) инклюзивный.
11. Какое время не является частью свободного времени?
а) рекреационное время;
б) отпускное время;
в) рабочее время;
г) пенсионное время.
12. Какое характерное свойство относится к рекреационному времени?
а) квантованность;
б) комплексность;
в) систематичность;
г) вечность.
13. На каком принципе не основана организация полноценной рекреационной среды?
а) принцип интегрирования;
б) принцип единства рекреационного пространства;
в) принцип экологического зонирования;
г) принцип биполярности рекреационной среды.
14. Какого вида рекреационной системы не существует?
а) урбанизированного;
б) неурбанизированного;
в) рекреационно-урбанизированного;
г) природного.
15. В чем заключается различие между туризмом и экскурсией?
а) временное различие;
б) цель поездки;
в) транспортное различие;
г) место путешествия.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Теоретические основы планирования туристско-рекреационных комплексов.
2. Методы проектов.
3. Управление проектной деятельностью.
4. Раскройте понятие "проектная деятельность", дайте описание основных признаков проектной деятельности. отличающих ее от прочих видов планово-управленческой деятельности. Объясните значение проектной деятельности для развития туристско-рекреационного комплекса территории.
5. Рекреационные ресурсы и формы их изучения.
6. Историко-культурный потенциал территории.
7. Факторы туристско-рекреационного развития и их классификация.
8. Условия и факторы развития рекреационной отрасли.
9. Факторы и тенденции развития рекреационной деятельности на охраняемых природных территория.
10. Факторы развития сферы рекреации и туризма.
11. Разнообразие и классификация туристских продуктов.
12. Туроперейтинг.
13. Разработка тура.
14. Создание туристического продукта. Проектирование тура.
15. Методика составления проекта туристского продукта.
16. Проектирование бизнес-продукта.
17. Основы проектирования туристского продукта.
18. Задачи бизнес-планирования.
19. Задачи бизнес-планирования.
20. Требования к оформлению бизнес-плана.
21. Содержание бизнес-плана.
22. Цели, задачи и принципы территориального районирования.
23. Туристско-рекреационное районирование.
24. Туристско-рекреационные районы мира, России. Характеристики основных районов.
25. Туристско-рекреационное районирование Алтая.
26. Сущность стратегического планирования.
27. Роль стратегического планирования в управлении развитием территориальных систем.
28. Методика стратегического планирования территориального развития.
29. Методы прогнозирования территориального развития.
30. Информационное обеспечение прогнозной деятельности.
31. Методики оценки рекреационного потенциала территории.
32. Значение ресурсной базы для развития рекреационной деятельности.
33. Туристско-рекреационные территориальные образования различных масштабов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аньшин, В.М. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227270
Л1.2 Зуб А.Т. Управление проектами : Учебник и практикум для академиче- ского бакалавриата Издательство Юрайт, 2014 www.biblio-online.ru
Л1.3 Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.4 / Боголюбов В. С., Быстров С. А., Боголюбова С. А Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций:: Учебник и практикум для вузов 2-е изд.- Москва : Юрайт, 2020
Л1.5 Джанджугазова, Елена Александровна Туристско-рекреационное проектирование: Учебное пособие для вузов Москва : Юрайт, 2020 URL: https: //urait.ru/bcode/449239 (дата обращения: 25.03.2021).
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беликова И. П. Организационное проектирование и управление проектами: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Николенко, Полина Григорьевна Проектирование гостиничной деятельности: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 URL: https: //urait.ru/bcode/476098 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.3 Исаченко, Татьяна Евгеньевна Рекреационное природопользование: Учебник для вузов Москва : Юрайт,, 2021 URL: https: //urait.ru/bcode/475763 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.4 Басалаева О. Г., Балабанов П. И. Теория и методология проектирования: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» Кемеровский государственный институт культуры, 2019 e.lanbook.com
Л2.5 Холодилина Ю. Е. Туристско-рекреационное проектирование:: Учебное пособие для обучающихся по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм Оренбургский государственный университет, 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Новиков В.С. Организация туристской деятельности [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Туризм" / В. С. Новиков. - Москва: Издательский центр "Академия", 2013. - 334 с
Э2 Курс в Moodle "Туристско-рекреационное проектирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса "Туристстко-рекреационное проектирование" включает в себя работу по освоению теоретических основ проектной деятельсноти в сфере организации туристско-рекреационной деятельности - Раздел 1. В данной части необходимо, используя учебно-методическую литературу познакомиться и освоить понятия курса, характеристики процессво и явлений в сфере туризма по отношению к которым используются проектные инструменты. Понятие проекта, формы и методы проектирования.
Раздел 2 предполагает практикоориентированную работу по освоению навыков проектирования бизнес-продукта в туризме. Заканчивается эта работа созданием учебного проекта бизнес-прордукта.
Раздел 3 предполагает изучение методов бизнес-планирования и применение их к сфере туризма. В практической части необходимо составить учебный бизнес-план
Раздел 4 - знакомство с основами проектирования пространственных туристско-рекреацилонных систем, условий их функционирования.
Раздел 5 представляет собой изучение теоретического материала по реализации проектов, их мониторингу, управлению и завершению проектов.
В процессе изучения материала рекомендуется использовать как учебно-методический материал, так и информацию о реально существующих проектах. На семинарских занятиях создается возможность обмена опытом освоения инструментария проектирования, что обладает уникальными свойствами обогащения совокупного опыта.
В университете и за его пределами существует ряд инстутутов по поддржанию проектной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, которые предоставляют возможность для проверки качества выполняемых в учебном процессе работ, использование этих площадок повышает эффективность учебной деятельности и является условием подтвержения высокого уровня результативности в освоении программы курса.