МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Регионоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор кафедры экономической географии и картографии, Красноярова Б.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Регионоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих выделить основные факторы формирования региональных систем – внутренние и внешние для данной системы, провести диагностический анализ современных проблем регионов, наметить направления их решения, с целью их дальнейшего использования в научных, проектных, образовательных организациях, а также административных и предпринимательских структурах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.2 Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.3 Владеет навыками ландшафтно- экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы анализа и прогнозирования развития региональной системы.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные методики оценки функционирования региона.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, объект, задачи курса «Регионоведение» и его место в системе наук.
1.1. Цели и задачи курса. История становления и развития. Особенности географического подхода в изучении региональных систем. Предмет и объект исследования, методы. Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Предмет, объект, задачи курса «Регионоведение» и его место в системе наук. Сам. работа 5 10 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Главные понятия, особенности и перспективы современного регионоведения.
2.1. Сущность и специфика и экономического и географического регионоведения. Основные понятия - район и регион, сходство и различие. Регион как единая социальная эколого-экономическая система. Факторы формирования региональной системы. Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Район и регион, сходство и различие понятий. Выделение регионообразующих факторов. Внешние факторы формирования регионов - рассматриваются на микро- мезо- и макроуровнях и специфику их проявления. Рассмотрение и оценка значимости исторических, национально-этнических, экономических, социальных и экологических фактров регионообразования для модельного региона на разных этапах исторического развития. Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Построение ранжированного ряда факторов регионообразования для модельного региона. Сам. работа 5 11 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Региональная структура России: особенности и этапы ее формирования и развития.
3.1. Особенности пространственной эволюции региональной структуры России и ее современного административно-территориального устройства. Классификация форм и механизмов межрегионального взаимодействия и сотрудничества. Лекции 5 6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Рассмотрение пространственно-временной эволюции региональной структуры России. Выделение этапов формирования АТД России. Определение факторов и приоритетных проблем развития для каждого этапа. Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Изучение основных категорий современного территориально-административного устройства России. Разделение функций и полномочий на разном уровне федеративного устройства. Сам. работа 5 15 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Региональные системы Сибири: методика изучения.
4.1. Сибирь как объект развития. Административно-территориальное деление; природно-хозяйственное районирование и функционирование. Методика изучения региональных систем. Лекции 5 4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Современная территориально-экономическая структура Сибири. Анализ усредненной структуры АТО СФО по данным Госкомстата. Практические 5 4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Методика изучения региональных систем. Особенность применения описательного и сравнительно-географического методов к оценке регионов СФО. Подготовка презентации к обсуждению основных характеристик развития регионов – субъектов РФ. Сам. работа 5 15 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Диагностический анализ развития региональных систем разного функционального назначения.
5.1. Природные предпосылки и особенности социально-экономического развития субъектов СФО. Сравнительный анализ регионов, выявление общих черт и специфики развития. Конкурентоспособность регионов. SWOT и STEP-анализ. Перспективы социально-экономического развития, демографическая и экологическая политика. Лекции 5 6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Выявление социально-экономических предпосылок и особенностей развития сибирских регионов. Выделение общих черт, проблемных областей и специфики развития. Практические 5 4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Проведение деловой игры по выявлению сильных и слабых факторов регионального развития: природно-экологических, социально-демографических, экономических, геополитических. Практические 5 4 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Определение конкурентных преимуществ отдельных регионов СФО. Кластерная подход в региональном развитии. Выделение территориальных и региональных кластеров. Практические 5 6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.5. Построение ранжированных рядов сильных и слабых факторов развития конкретных регионов. Выявление угроз развития для каждого региона. Сам. работа 5 15 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1687


Оценка сформированности компетенции
ОПК-2: способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Определение взаимосвязи между двумя величинами, выражающейся в том, что при изменении одной величины в определенном направлении изменяется и другая – это
1. Метод дерева целей
2. Метод паттерн
3. Метод эвристического прогнозирования
4. Корреляционный анализ
ОТВЕТ: 4
Вопрос 2. Примерами статистического анализа географических данных являются
1. Вычисление средних квадратических отклонений
2. Вычисление коэффициентов вариации
3. Все перечисленные
4. Вычисление дисперсии
ОТВЕТ: 3
Вопрос 3. Универсальный метод упорядочения и систематизации территориальных систем – это
1. Наблюдение
2. Районирование
3. Аналогия
4. Эксперимент
ОТВЕТ: 2
Вопрос 4. Карта – это
1. Специфическая форма фиксации результатов наблюдений
2. Средство отображения реальной действительности
3. Все перечисленное
4. Уменьшенное генерализованное изображение территории на плоскости
ОТВЕТ: 3
Вопрос 5. В этом месте земля представляет собой равнину, плоскую, как море, и заросшую полынью. Встречавшиеся там те или иные растения - кустарники или тростники - все прекрасно пахли, словно благовония. Там нет ни одного дерева, а животные разнообразны: встречалось много диких ослов и больших страусов. Это пример…
1. Наблюдения
2. Описания
3. Эксперимента
4. Моделирования
ОТВЕТ: 2
Вопрос 6. Какого вида географических исследований не существует?
1. Современного
2. Традиционного
3. Исторического
4. Футуристического
ОТВЕТ: 4
Вопрос 7. Назовите наиболее известную географическую теорию.
1. Геополитика
2. Фитогеография
3. Географический детерминизм
4. Демографическая география
5. Регионалистика
ОТВЕТ: 3
Вопрос 8. Объектом исследования экономической географии является:
1. Трудовые ресурсы
2. Размещение природных ресурсов
3. Религиозный состав населения
4. Территориальная структура хозяйства
ОТВЕТ: 4
Вопрос 9. Наблюдения подразделяют на
1. Площадные и функциональные
2. Экспериментальные и специфические
3. Натурные и экспериментальные
4. Интегрированные и стационарные
ОТВЕТ: 3
Вопрос 10. Методология - это
1. Комплекс наук, изучающих абиотическую часть геосферы
2. Комплекс наук, изучающих «ойкумену»
3. Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке
4. Мировоззрение исследователя, основанное на его мирознании
ОТВЕТ: 3
Вопрос 11. Объектом исследования экономической географии является
1. Трудовые ресурсы
2. Размещение природных ресурсов
3. Религиозный состав населения
4. Территориальная структура хозяйства
ОТВЕТ: 4
Вопрос 12. Назовите метод экономической географии и регионалистики, сопоставляющей ряд территориальных единиц с помощью математических приемов
1. Сравнительно-географический
2. Системно-аналитический
3. Индексный
4. Математического моделирования
ОТВЕТ: 4
Вопрос 13. ТПК это
1. территориально-производственный комплекс
2. ничто из названного
3. топливно-промышленная корпорация
4. торгово-производственная компания
ОТВЕТ: 1
Вопрос 14. Согласно определению картография это –
1. наука о картах, как особом способе изображения действительности их создания и использования
2. наука, характеризующая создание карт
3. наука, характеризующая особые условия местности
4. наука о картах
5. наука о способе изображения карт
ОТВЕТ: 1
Вопрос 15. Методом картографии является
1. Графическое отображение географических знаний, основанных на хорошо развитых методах геометрии
2. Графическое отображение графических знаний
3. Графическое отображение всех элементов картографии
4. Графическое отображение элементов картографии,
5. Графическое отображение элементов картографии, основанная на методах геометрии
ОТВЕТ: 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. ТСЭС – это…
Ответ: совокупность всех экономико- и социально-географических объектов определенной территории с установившимися между ними связями. Это сложившееся и функционирующее на определенной территории сочетание всех элементов народного хозяйства (не только производственных), будь то поселения промышленные или сельскохозяйственные предприятия, звенья производственной и социальной структуры и др. Каждая ТСЭС — очень сложное образование, структура которого формировалась под воздействием как природных, так и общественных факторов. ТСЭС различаются не только функциональной структурой, но и размерами территории. ТСЭС по отношению к территориально-производственному комплексу являлись новой категорией с более высоким уровнем обобщения.
Вопрос 2. Регион – это…
Ответ: крупная природная и(или) культурно-историческая область внутри страны(государства), например, Прованс во Франции или Сибирь в России; элемент административно-территориального деления страны (государства), например, Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская или Кемеровская области; крупная природная и/или культурно-историческая область, охватывающая, полностью или частично, группу стран (государств), например, Западная Европа или Латинская Америка; (реже) страна (государство).
Вопрос 3. Что представляет собой региональный анализ?
Ответ: Региональный (пространственный) анализ (от лат. regionalis— местный, областной) представляет собой исследование системы путем моделирования территориального размещения центров сосредоточения факторов, корреляционных связей между ними и оптимизации функционирования системы.
Вопрос 4. Что является объектом исследования экономической и социальной географии?
Ответ: Объектом исследования экономической и социальной географии являются пространственные формы организации жизни общества, процесс их эволю-ции, а также оптимизации. В качестве такого объекта большинством географов признается ойкумена (греч. oikumene < oikeo – населяю) – наиболее освоенная и населенная человеком часть географической оболочки Земли. В ее пределах протекает основная жизнедеятельность людей и воспроизводятся все сферы жизни общества – демографическая, хозяйственная, социальная, культурная, политическая, духовная и др.
В состав ойкумены входят не только общество, территориальные формы жизни населения и его хозяйственной, бытовой, рекреационной деятельности, но и окружающую природную среду. Экономическая и социальная география акцентирует внимание на пространственно–временной целостности общества и природной среды, их системности, комплексности и структурности.
Ойкумена является объектом изучения целой системы наук, каждая из которых исследует ее отдельные грани и аспекты. Специфический подход экономической и социальной географии к изучению ойкумены – территориальный, а точнее, пространственный.
Вопрос 5. В чём смысл территориального (пространственного) подхода в общественно–географических исследованиях?
Ответ: Территория является своеобразной платформой, на которой расселяется население, размещаются хозяйственные объекты, организуется сервисное обслуживание и протекает вся жизнедеятельность людей. Одновременно территория консолидирует все сферы человеческого бытия, экономические, социальные, политические, рекреационные, экологические объекты. Территориальный подход позволяет учесть пространственные различия ландшафтов, этносов, хозяйства, быта, отдыха, культуры.
Вопрос 6. Основные подсистемы ТСЭС - …
Ответ: ТСЭС состоят из нескольких взаимосвязанных функционально-структурных подсистем: природно-ресурсной, производственной, населения и его расселения, социальной, рекреационной, инфраструктурной. Вопрос 7. Перечислите подсистмы ТСЭС областного/регионального уровня.
Ответ: территория; природно-ресурсный потенциал; население и трудовые ресурсы; промышленность; сельское хозяйство; инфраструктура.
Вопрос 8. Объясните понятие «регион».
Ответ: Категория «регион», являясь базисной в экономической и социальной географии, формирует вокруг себя целую систему производных понятий. В отечественной литературе термин «регион» часто употребляется как синоним термина «район». Принимая это положение за основу, тем не менее нужно иметь в виду, что между этими понятиями существуют и различия. Одно из них заключается в том, что районы выделяются в результате районирования, а регионы могут выделяться по разным признакам, в том числе и по местоположению. В большинстве же случаев понятия «район» и «регион» означают одно и то же территориальное образование, которое формируется в процессе эволюции. Все регионы можно разделить на три группы: природные (физико–географические), общественные (социально–экономические) и природно–общественные (геоэкологические).
Выделение объективно функционирующих регионов (районов) осуществляется в процессе районирования – разделения территории.
Вопрос 9. Кем были заложены методологические основы экономического районирования России?
Ответ: В. Н. Татищев, К. И. Арсеньев, П. П. Семенов–Тян–Шанский, Д. И. Менделеев
Вопрос 10. Что изучает глобальная география?
Ответ: изучает пространственные аспекты общепланетарных процессов и явлений. Ее главное отличие от других направлений состоит в том, что в основе исследо-ваний этой науки лежит «предельный» объект комплексного географического познания – геосфера, или географическая оболочка.
Вопрос 11. Принцип экономического районирования?
Ответ: рациональная специализация хозяйства в системе общественного территориального разделения труда
Вопрос 12. Что представляет собой население как подсистема ТСЭС?
Ответ: Население как региональная подсистема представляет сложную интегрированную систему, где основное место принадлежит конкретному индивидууму, человеку. Деятельность людей протекает в определенных сферах: производственно-экономической, социально-политической, семейнобытовой и др. Вопрос 13. Районирование - это
Ответ: метод территориального деления страны на экономические районы
Вопрос 14. Государственная региональная политика - это
Ответ: система законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью наиболее рационального размещения производительных сил и системы расселения
Вопрос 15. Рыночно-географическое положение - это
Ответ: положение производства относительно экономических партнеров, потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции, торговых путей
Вопрос 16. Генеральный план - это
Ответ: - это градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений
Вопрос 17. Селитебная территория - это
Ответ: территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Вопрос 18. Перечислите все типы субъектов Российской Федерации
Ответ: область, республика, край, автономная область, автономный округ, город федерального значения
Вопрос 19. Что показывает общегеографическая карта?
Ответ: совокупность основных элементов местности
Вопрос 20. Что отражает национальный атлас страны?
Ответ: экономическое развитие страны, степень научного познания страны, достижения картографического производства


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
1) Назовите системообразующие факторы формирования региона – субъекта РФ (по выбору): природные, исторические, национально-этнические, социально-экономические, геополитические.
2) Какой из данных городов является центром Дальневосточного Федерального округа?
Выберите один ответ:
a.Хабаровск
b.Комсомольск-на-Амуре
c.Петропавловск-Камчатский
d.Владивосток
3) Какой из данных городов является центром Сибирского Федерального округа?
Выберите один ответ:
a.Иркутск
b.Новосибирск
c.Красноярск
d.Омск
4) Какой из данных городов является центром Уральского Федерального округа?
Выберите один ответ:
a.Курган
b.Челябинск
c.Тюмень
d.Екатеринбург
5) Какой из данных городов является центром Приволжского Федерального округа?
Выберите один ответ:
a.Пермь
b.Казань
c.Нижний Новгород
d.Саратов
6) Какой из данных городов является центром Южного Федерального округа?
Выберите один ответ:
a.Волгоград
b.Краснодар
c.Ростов-на-Дону
d.Астрахань
7) Какой из данных городов является центром Центрального Федерального округа?
Выберите один ответ:
a.Ярославль
b.Москва
c.Белгород
d.Воронеж
8) Какой из данных городов является центром Северо-Кавказского Федерального округа?
Выберите один ответ:
a.Нальчик
b.Ставрополь
c.Махачкала
d.Пятигорск
9) Какой из данных городов является центром Крымского Федерального округа?
Выберите один ответ:
a.Симферополь
b.Севастополь
c.Керчь
d.Ялта
10) В каком году были созданы Федеральные округа РФ?
Выберите один ответ:
a.2005
b.2002
c.1999
d.2000
11) Какие источники статистической информации не содержат демографических данных?
Выберите один ответ:
a.Материалы переписи населения
b.Здравоохранение и социальное обеспечение населения
c.Социально-экономический мониторинг субъектов РФ Сибирского федерального округа
d.Малое и среднее предпринимательство
12) Какие методы не используются в ходе экспедиционных исследований?
Выберите один ответ:
a.Химико-аналитические
b.Хронометрические исследования
c.Картографические
d.Маршрутные исследования
13) Совокупность аналитических процедур, призванных выявлять причинно-следственные связи и зависимости в экономике, экологии и социуме изучаемого региона - это
Выберите один ответ:
a.STEP - анализ
b.Диагностический анализ
c.SWOT - анализ
14) Анализ сильных и слабых сторон развития региона, возможностей и угроз, результаты которого могут использоваться при оценке конкурентоспособности, конкурентного потенциала и при определении круга стратегических вопросов, стоящих перед регионом, - это
Выберите один ответ:
a.Диагностический анализ
b.STEP - анализ
c.SWOT - анализ
15) Анализ внешних факторов, позволяющий выявлять возможности и угрозы по отношению к анализируемому региону со стороны объектов дальнего окружения, - это
Выберите один ответ:
a.STEP - анализ
b.SWOT - анализ
c.Диагностический анализ
16) Какие из приведенных ниже городов не относятся к городам – миллионерам?
Выберите один или несколько ответов:
a.Томск
b.Кемерово
c.Иркутск
d.Новосибирск
e.Красноярск
f.Омск
17) Назовите город, занявший первое место в 2015 г. на территории Азиатской России по уровню благоустройства
Выберите один ответ:
a.Барнаул
b.Новосибирск
c.Иркутск
d.Владивосток
e.Омск
18) Какой из данных городов является центром Северо-Западного Федерального округа?
Выберите один ответ:
a.Мурманск
b.Великий Новгород
c.Архангельск
d.Санкт-Петербург
19) Из перечисленных субъектов выберите единственный, не входящий в состав Сибирского ФО: Омская область, Красноярский край, Тюменская область, Республика Хакасия, Томская область.
20) Из перечисленных субъектов выберите единственный, входящий в состав Сибирского ФО: Тюменская область, Забайкальский край, Челябинская область, Республика Татарстан, Амурская область.
21) Сколько субъектов в Российской Федерации?
Выберите один ответ:
a.89
b.75
c.83
d.85
22) Сколько экономических районов в РФ?
Выберите один ответ:
a.10
b.12
c.11
d.9
23) Напишите название пропущенного экономического района России:
Северо-Западный
Волго-Вятский
Западно-Сибирский
Дальневосточный
Центральный
Восточно-Сибирский
Центрально-Черноземный
Уральский
Поволжский
Северный
24) Сколько федеральных округов в Российской Федерации?
Выберите один ответ:
a.9
b.7
c.11
d.8
25) Напишите название пропущенного ФО РФ:
Крымский
Северо-Западный
Уральский
Сибирский
Дальневосточный
Центральный
Южный
Северо-Кавказский
26) Верно ли утверждение "Алтайский край входит в состав Западно-Сибирского федерального округа"?
27) Верно ли утверждение "Новосибирск является центром СФО"?
28) Какие шесть типов субъектов федерации могут формироваться в нашей стране по действующей Конституции?
29) Верно ли утверждение "Основоположником теории формирования региональной системы как результата взаимодействия различных изолированных и независимых друг от друга сторон и условий общественной жизни является русский ученый М.М. Ковалевский"?
30) Назовите центр Северо-Кавказского ФО?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дергачев В. А. , Вардомский Л. Б. Регионоведение: учебное пособие: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Михайленко Е.Б., Лебедева М.М. Регионалистика. классические и современные подходы: Учебное пособие М : Издательство Юрайт,, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Красноярова Б.А. Регионоведение: учебно-методическое пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ. , 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
Э2 Консультант Плюс www.consultant.ru
Э3 Гарант ivo.garant.ru
Э4 Курс в Moodle «Регионоведение» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Регионоведение»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Регионоведение» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Регионоведение» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Регионоведение» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Регионоведение» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Регионоведение»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.