МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_Туризм_ТРС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 51 78 51
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Редькин Александр Германович

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20212023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий» являются формирование базовых знаний о концептуальных основах и технологиях рационального использования туристско-рекреационного потенциала территории, ознакомление с принципами территориального планирования туристско-рекреационного хозяйства; приобретение навыков научного анализа территорий для оптимального размещения рекреационно-функциональных зон и объектов туристско-рекреационной инфраструктуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разрабатывать и реализовывать проекты по внесению изменений в деятельность объектов сферы туризма
ПК-2.1 Знает основы проектирования деятельности объектов в сфере туризма с учетом современных технологий и туристских новаций
ПК-2.2 Умеет организовывать, координировать и контролировать деятельность по разработке бизнес-планов в сфере туризма как технологии обоснования проектов и принятия предпринимательских решений
ПК-2.3 Владеет навыками осуществления контроля процесса реализации проекта, выявления отклонений в реализации бизнес-планов в сфере туризма и контролирует деятельность по их устранению
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
Проектирует деятельность объектовв сфере туризма с учетом современных технологий и туристских новаций
3.2.Уметь:
3.2.1.Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
Организует, координирует и контролирует деятельность по разработке бизнес-планов в сфере туризма как технологии обоснования проектов и принятия предпринимательскихрешений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
Осуществляет контроль процесса реализации проекта, своевременно выявляет отклонения в реализации бизнес-планов в сфере туризма и контролирует деятельность по их устранению

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туристско-рекреационное пространство как объект исследования и проектирования.
1.1. Понятие и основные характеристики туристско-рекреационного пространства. Типы туристских пространств (природное, культурное, индустриальное). Методы исследования туристско-рекреационного пространства. Структура туристско-рекреационного пространства: ареалы, ядра (функционально-экономические центры), оси (ландшафтно-маршрутные коридоры), локусы (отдельные объекты). Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Туристско-рекреационные ресурсы территории. Туристско-рекреационный потенциал территории. Освоенность туристских территорий. Практические 1 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Подготовка к выступлению на семинарах и к участию в дискуссии. Выполнение практических заданий. Сам. работа 1 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.2, Л1.3, Л2.5, Л2.6
Раздел 2. Основные научно-практические подходы к проектированию туристско-рекреационного пространства территории
2.1. Концепция ТРС и современные взгляды на принципы территориальной организации рекреации и туризма. «Каркасный» подход в туристско-рекреационном проектировании.Экосистемный подход в туристско-рекреационном проектировании. Принципы устойчивого развития в управлении туристскими территориями. Системный подход к оценке туристской инфраструктуры. Оценка сети туристских маршрутов региона. Туристский продукт дестинации. Лекции 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.2. Оценка территории региона для планирования туристско-рекреационной деятельности. Практические 1 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.3. Подготовка к выступлению на семинарах и к участию в дискуссии. Выполнение практических заданий. Сам. работа 1 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
Раздел 3. Проектный подход в развитии туризма и рекреации в регионе
3.1. Региональная политика развития туризма и рекреации в регионе. Создание и управление туристско-рекреационными кластерами. Проектирование турпродукта и локальных объектов туристского назначения. Региональная политика развития туризма и рекреации в регионе. Создание и управление туристско-рекреационными кластерами. Проектирование турпродукта и локальных объектов туристского назначения. Лекции 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
3.2. Основные принципы рациональной территориальной организации туризма. Практические 1 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.4
3.3. Написание реферата, подготовка к выступлению на семинаре и к участию в дискуссии. Сам. работа 1 19 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.5, Л2.6
Раздел 4.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3912

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К какому этапу производства услуг, согласно концептуальной модели качества сервиса, относится разрыв (несоответствие), состоящий в отсутствии каких-либо важных для потребителя услуг?
а. этап разработки (проектирования)
б. этап продвижения
в. этап реализации
ОТВЕТ: а

2. К какому разрыву (несоответствию), согласно концептуальной модели качества сервиса, относится следующая ситуация: плохая шумоизоляция в номерах?
а. разрыв 1
б. разрыв 2
в. разрыв 3
г. разрыв 4
ОТВЕТ: б

3. К какому разрыву (несоответствию), согласно концептуальной модели качества сервиса, относится следующая ситуация: нарушение стандартов обслуживания посетителей?
а. разрыв 1
б. разрыв 2
в. разрыв 3
г. разрыв 4
ОТВЕТ: в

4. К какому разрыву (несоответствию), согласно концептуальной модели качества сервиса, относится следующая ситуация: отсутствует полное описание предоставляемых услуг на сайте туристской компании?
а. разрыв 1
б. разрыв 2
в. разрыв 3
г. разрыв 4
ОТВЕТ: г

5. Какие утверждения соответствуют современным трендам в развитии туризма?
а. полюсный подход в размещении туристских комплексов
б. популярность удаленных дестинаций
в. популярность туров выходного дня
ОТВЕТ: б, в

6. Какой документ является обязательным результатом проектирования туристского маршрута, согласно ГОСТ Р 50681-2010?
а. технологическая карта экскурсии
б. технологическая карта туристского путешествия
в. план оказания услуги
ОТВЕТ: б

7. Какой документ является обязательным результатом проектирования экскурсионной программы, согласно ГОСТ Р 50681-2010?
а. технологическая карта экскурсии
б. технологическая карта туристского путешествия
в. план оказания услуги
ОТВЕТ: а

8. Какой документ является обязательным результатом проектирования автобусной экскурсии, согласно ГОСТ Р 50681-2010?
а. план оказания услуги
б. технологическая карта туристского путешествия
в. схема маршрута транспортной экскурсии
ОТВЕТ: в

9. С помощью какого прогнозного показателя эффективности проекта можно определить, какое минимальное количество единиц туристской услуги необходимо продавать в месяц для покрытия постоянных и переменных затрат и получения прибыли?
а. простой срок окупаемости
б. рентабельность продаж
в. точка безубыточности
ОТВЕТ: в

10. С помощью какого прогнозного показателя эффективности проекта можно определить, сколько прибыли заработает бизнес (в %) с каждого проданного продукта /услуги?
а. простой срок окупаемости
б. рентабельность продаж
в. точка безубыточности
ОТВЕТ: б

11. С помощью какого прогнозного показателя эффективности проекта можно определить, через сколько окупятся инвестиционные затраты, вложенные в проект?
а. точка безубыточности
б. рентабельность продаж
в. простой срок окупаемости
ОТВЕТ: в

12. Какие затраты относятся к инвестиционным?
а. затраты на ремонт помещения перед открытием офиса продаж турагентства
б. затраты на строительство глэмпинга
в. затраты на заработную плату сотрудников после открытия офиса
г. затраты на коммунальные услуги помещения гостиницы
ОТВЕТ: а,б

13. Какие два критерия используют для оценки рисков в туризме?
а. сфера причинения ущерба
б. величина страховых выплат
в. вероятность причинения ущерба
г. уровень ущерба
ОТВЕТ: в,г

14. Какую стратегию действий стоит применить для ситуации, где риск имеет низкий уровень ущерба и средний уровень вероятности наступления?
а. наблюдать за уровнем риска
б. разрабатывать план, если есть бюджет
в. срочно разрабатывать план
г. ничего не предпринимать
ОТВЕТ: а

15. Какую стратегию действий стоит применить для ситуации, где риск имеет существенный уровень ущерба и средний уровень вероятности наступления?
а. наблюдать за уровнем риска
б. разрабатывать план, если есть бюджет
в. срочно разрабатывать план
г. ничего не предпринимать
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Графическая схема последовательности действий, направленных на решение проблемы, которая показывает цепочки всех возможных решений с указанием всех возможных вариантов исхода событий (последствий принятия решений) и их вероятности - это ...
Ответ: Дерево решений

2. Какое значение имеет концептуальная модель качества сервиса при проектировании туристских услуг?
Ответ: Концептуальная модель качества сервиса позволяет анализировать существующие проблемные ситуации, выявлять причины возникающих трудностей и находить точки, где необходимо перепроектирование услуг.

3. Назовите основные отличительные признаки проекта.
Ответ: Для проектов характерны ограниченность во времени (есть сроки завершения), новизна разрабатываемого продукта, необходимо соблюдать определенную последовательность этапов разработки проекта.

4. Назовите основные этапы проектного процесса.
Ответ: 1) постановка проблемы, 2) формулировка проектной задачи, 3) определение основных этапов проекта, 4) выбор ключевых параметров проекта (индикаторов, позволяющих оценивать не только результаты проектной деятельности, но и определять эффективность самого процесса проектирования), 5) формирование системы мониторинга, 6) реализация проекта и его завершение.

5. Назовите фазы жизненного цикла проекта.
Ответ: 1) определение концепции проекта, 2) планирование и организация разработки проекта, 3) реализация проекта, 4) завершение проекта.

6. Назовите типы проектов по их направленности.
Ответ: Организационные, социальные, экономические, технические, смешанные.

7. Назовите типы проектов по их масштабу.
Ответ: микропроекты, малые проекты, мегапроекты.

8. Назовите уровни проектирования туристско-рекреационной деятельности.
Ответ: уровень турпродукта, уровень бизнес-процессов, уровень проектирования территорий

9. В чем заключается метод диаграммного проектирования?
Ответ: Диаграммное проектирование заключается в составлении плана оказания услуги и в схематичном изображении системы обслуживания, включая весь процесс производства и оказания услуги, а также всех последовательных задач, которые непосредственно связаны с этим процессом, в особенности - необходимых взаимодействий между сотрудниками, сотрудниками и клиентами.

10. В чем заключается метод точек соприкосновения?
Ответ: Метод точек соприкосновения сводится к тому, что необходимо зафиксировать и перечислить все
те моменты, когда потребитель контактирует с персоналом фирмы в процессе потребления услуги. Для каждой точки контакта необходимо определить контактное лицо, требования к качеству обслуживания, необходимое материально-техническое оснащение процесса обслуживания.

11. Где можно узнать отраслевой уровень рентабельности продаж по определенному виду экономической деятельности?
Ответ: На сайте Федеральной налоговой службы

12. Определите по описанию метод ценообразования - цена услуги складывается из полной себестоимости производства туристской услуги и фиксированного процента прибыли (надбавки).
Ответ: Затратный метод ценообразования

13. Как рассчитывается точка безубыточности и в каких единицах она измеряется?
Ответ: Постоянные затраты за период необходимо разделить на разность цены услуги и переменных затрат на ед. Точка безубыточности измеряется в единицах продукции, которые необходимо продать для того, чтобы покрыть все издержки текущего периода и выйти "в ноль".

14. Что такое факторный анализ местоположений для размещения туристско-рекреационных комплексов?
Ответ: При факторном анализе планируемые местоположения оцениваются в баллах с позиций имеющихся стимулирующих и лимитирующих факторов размещения туристско-рекреационных комплексов: нормативно-правовых и инфраструктурных ограничений, укрупненной оценки рекреационного потенциала территории и состояния окружающей среды.

15. Что такое мастер-план территории?
Ответ: Мастер-план - это инструмент стратегического планирования туристских территорий, который позволяет определить основные принципы и направления развития территории с учетом потребностей заинтересованных сторон и возможностей природной среды. Мастер-план включает набор картографических материалов и пояснительную записку.

16. Что такое туристско-рекреационный каркас территории и как он используется в проектировании?
Ответ: Туристско-рекреационный каркас - это совокупность туристских центров и туристских маршрутов территории, образующих пространственно организованную инфраструктуру, пригодную для организации туризма и отдыха. Понимание особенностей туристско-рекреационного каркаса территории позволяет находить перспективные территории для размещения новых туристских объектов.

17. Какие три подкаркаса можно выделить в структуре туристско-рекреационного каркаса?
Ответ: Природно-экологический, историко-культурный и социально-инфраструктурный каркасы.

18. Как называются элементы опорного туристско-рекреационного каркаса, которые представлены элементарными туристско-рекреационными объектами (природные, историко-культурные памятники, места стоянок туристов, туристские базы и др.)?
Ответ: Локусы

19. Что такое риск в туризме?
Ответ: Риск в туризме – это вероятность наступления убытков или потерь, которые несет турист или само туристское предприятие (организатор проекта) вследствие внешних и внутренних причин.

20. Приведите примеры классификаций рисков в туризме.
Ответ: Риски могут подразделяться на внутрифирменные (эндогенные), которыми компания может управлять и влиять на них, а также внешние (экзогенные), на которые сложно или даже невозможно повлиять компании. Возможна классификация рисков по сфере их проявления в туризме: экономические, финансовые, политические, социальные, юридические, экологические, внутрифирменные.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен разрабатывать и реализовывать проекты по внесению изменений в деятельность объектов сферы туризма

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какой роли в команде соответствует следующая функция - занимается продуктом и обладает уникальным навыком, связанным с бизнесом?
а. коммуникатор
б. эксперт-продуктолог
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: б

2. Какой роли в команде соответствует следующая функция - занимается изучением процессов, продуктов и людей?
а. коммуникатор
б. сборщик и координатор
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: г

3. Какой роли в команде соответствует следующая функция - отвечает за внешние связи и продвижение?
а. коммуникатор
б. сборщик и координатор
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: а

4. Какой роли в команде соответствует следующая функция - отвечает за оформление результатов проекта, перевод на язык пользователя?
а. коммуникатор
б. сборщик и координатор
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: в

5. Какой роли в команде соответствует следующая функция - отвечает за общее видение, соблюдение сроков выполнения проекта, организацию подготовки отчетности?
а. коммуникатор
б. сборщик и координатор
в. визуализатор
г. исследователь
ОТВЕТ: б

6. Укажите верные принципы построения эффективной команды проекта:
а. проект должен быть интересен всем участникам команды
б. в команду нужно подбирать людей с разными навыками
в. главное беспрекословное выполнение указаний лидера
г. необходимо давать оценку людям, а не результатам их работы
ОТВЕТ: а,б

7. Возможно ли создать он-лайн опрос в группе Телеграмма?
а. Нет
б. Да
ОТВЕТ: б

8. К каким методам исследования потребителей относится метод глубинного интервью?
а. количественным
б. качественным
в. статистическим
г. картографическим
ОТВЕТ: б

9. К каким методам исследования потребителей относится анкетирование?
а. количественным
б. качественным
в. картографическим
ОТВЕТ: а

10. Какой вид глубинного интервью нужно использовать в следующей ситуации: необходимо выяснить существующие трудности пользовательского опыта?
а. проблемное интервью
б. решенческое интервью
ОТВЕТ: а

11. Какой вид глубинного интервью нужно использовать в следующей ситуации: необходимо выяснить отношение потребителей к разработанному продукту, готовность их купить этот продукт?
а. проблемное интервью
б. решенческое интервью
ОТВЕТ: б

12. Укажите, к какому виду конкурентов относится глэмпинг по отношению к базе отдыха?
а. прямой конкурент
б. косвенный конкурент
ОТВЕТ: б

13. Укажите, к какому виду конкурентов относится кофейня по отношению к другой кофейне на этой же улице в городе?
а. прямой конкурент
б. косвенный конкурент
ОТВЕТ: а

14. Какую модель монетизации лучше выбрать при продаже сувениров для туристов?
а. прямая продажа продукта
б. подписка
в. аренда
г. платформа
ОТВЕТ: а

15. Какие типы взаимоотношений с клиентами наиболее важны для услуг размещения в глэмпинге?
а. персональная поддержка
б. самообслуживание
в. автоматизированное обслуживание
г. создание сообщества
ОТВЕТ: а,г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Когда группу людей можно назвать командой?
Ответ: Команда - это группа людей, которые объединены общей идеей и предпринимают согласованные действия по достижению поставленной цели.

2. Назовите этапы развития команды.
Ответ: Формирование, шторм, нормализация, расцвет, реформирование.

3. Какие способы позволяют усилить команду проекта?
Ответ: Установление общих правил работы, синхронизация рабочих материалов, реализация принципа обратной связи, избегание оценочных суждений в отношении личности участников команды.

4. В чем заключается методика "развития потребителя" (customer development, cusdev) при проектировании продуктов?
Ответ: Методика cusdev состоит в том, что разрабатываемый продукт обязательно должен решать проблему клиента. Сначала выявляется проблема, затем разрабатывается продукт. Идеи или прототипы будущего продукта тестируют с помощью потенциальных потребителей.

5. Что такое HADI-цикл?
Ответ: HADI-цикл - это инструмент проверки гипотез и улучшения продукта или его продвижения. Для этого формулируют гипотезы о продукте или рынке, проводят сбор данных (глубинные интервью), анализируют их и формулируют выводы о том, что в продукте или его продвижении нужно улучшить.

6. Группа потребителей, которые имеют схожие потребности и удовлетворяют их одинаковым способом - это...
Ответ: Сегмент

7. Как называется сегмент потребителей, в котором продукт предназначен для юридических лиц?
Ответ: B2B

8. Как называется сегмент потребителей, в котором продукт предназначен для конечных потребителей (физических лиц)?
Ответ: B2C

9. Ясное и простое изложение преимуществ, которые потребители получат при покупке продукта или услуги - это...
Ответ: Ценностное предложение

10. Какой метод анализа используют при изучении содержания отзывов потребителей туристских услуг?
Ответ: Метод контент-анализа

11. Компании, которые торгуют схожими товарами или оказывают схожие услуги, и потребители данных компаний также являются схожими - это ...
Ответ: Прямые конкуренты

12. Компании, которые работают для схожих потребителей, но продают другой продукт (продукт-заменитель) - это ...
Ответ: Косвенные конкуренты

13. Какие структурные элементы составляют бизнес-модель проекта?
Ответ: Ключевые партнеры, ключевые виды деятельности, ключевые ресурсы, ценностное предложение, взаимоотношения с клиентами, каналы сбыта, потребительские сегменты, потоки поступления доходов, структура издержек.

14. Какие два взаимодополняющих подхода к проектированию территорий существуют?
Ответ: Подход на основе оценки ресурсов территории, и подход на основе изучения потребностей туристов.

15. Продукт, который имеет минимально необходимый функционал для потребителей и позволяет получить осмысленную обратную связь от пользователей об их готовности купить этот продукт.
Ответ: Минимально жизнеспособный продукт (mvp)

16. Какой прием используется для проектирования минимально жизнеспособного продукта?
Ответ: Построение карты приоритетов на основании двух критериев: 1) обязательные - желательные свойства продукта, 2) легко реализуемые - сложно реализуемые свойства продукта. Обязательные легко и сложно реализуемые свойства составляют основу mvp.

17. Как называется способ оценки объема рынка, когда расчеты проводятся на основании количества клиентов
на рынке и данных статистики?
Ответ: Метод "сверху".

18. Как называется способ оценки объема рынка, когда расчеты проводятся на основании внутренних возможностей бизнеса, его производительности на данный момент?
Ответ: Метод "снизу".

19. Что такое объем реалистично достижимой доли рынка?
Ответ: Количество клиентов, которые готовы купить туруслугу с учетом имеющихся на рынке конкурентов.

20. Метрика, которая показывает, какая часть потенциальных клиентов компании совершила покупку, измеряется в процентах - это
Ответ: Конверсия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К какой группе навыков относятся конкретные знания и способности, технические навыки и умение выполнять определенные функциональные задачи?
а. твердые навыки
б. гибкие навыки
в. узкопрофессиональные навыки
г. переносимые навыки
ОТВЕТ: а

2. К какой группе навыков относятся ряд специальных социальных навыков, связанных с личностью человека и умением работать с другими людьми?
а. твердые навыки
б. гибкие навыки
в. узкопрофессиональные навыки
г. переносимые навыки
ОТВЕТ: б

3. Какие навыки приобретаются в процессе узкоспециализированного профессионального обучения и опыта?
а. твердые навыки
б. гибкие навыки
в. узкопрофессиональные навыки
г. переносимые навыки
ОТВЕТ: в

4. Какие навыки могут быть применены в разных отраслях и на разных должностях?
а. твердые навыки
б. гибкие навыки
в. узкопрофессиональные навыки
г. переносимые навыки
ОТВЕТ: г

5. Какие профессиональные навыки наиболее важны на этапе разработки концепции нового туристского продукта?
а. умение понять потребности потребителя
б. управление временем
в. ведение делопроизводства
г. креативность
ОТВЕТ: а, г

6. Какие типы твердых профессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. умение собирать разнородные типы данных
б. умение анализировать дашборды
в. управление автомобилем
г. ведение делопроизводства
ОТВЕТ: а,б

7. Какие типы гибких профессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. расчет заработной платы
б. умение управлять временем
в. эмпатия
г. умение работать в команде
ОТВЕТ: б,в,г

8. Какие типы узкопрофессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. умение разрабатывать проектную документацию согласно нормативным требованиям в туризме
б. умение изучать путь клиента
в. навыки проведения глубинного интервью
г. знание 1С
ОТВЕТ: а,б,в

9. Какие типы переносимых профессиональных навыков важны при проектировании туристско-рекреационной деятельности?
а. управление проектами
б. критическое мышление
в. согласование контрактов
г. навык публичных выступлений
ОТВЕТ: а,б

10. Какой навык помогает расставлять приоритеты и не поддаваться импульсивным реакциям?
а. проактивность
б. реактивность
ОТВЕТ: а

11. Какой инструмент используется для того, чтобы детально спланировать все этапы проекта и отслеживать выполнения задач всеми участниками проекта, чтобы уложиться в срок?
а. диаграмма Ганта
б. дорожная карта
в. планер
ОТВЕТ: а

12. Выберите модель (или подход) управления проектами, при которой происходит последовательный переход с одного этапа на другой, при этом пропуск отдельного этапа и возврат на предыдущие стадии не предусмотрен.
а. каскадный подход
б. agile-подход
в. логико-структурный подход
г. системный подход
ОТВЕТ: а

13. Выберите подход к управлению проектами, предполагающий разбивку проекта на этапы, а также непрерывное сотрудничество и совершенствование. В рамках этого подхода команды следуют циклу планирования, выполнения и оценки.
а. каскадный подход
б. agile-подход
в. логико-структурный подход
г. системный подход
ОТВЕТ: б

14. Укажите подход к управлению проектами, который органично объединяет анализ проблем и формулирование целей и действий, необходимых для решения этих проблем.
а. каскадный подход
б. agile-подход
в. логико-структурный подход
г. системный подход
ОТВЕТ: в

15. Укажите основные принципы, которые лежат в основе различных методик по тайм-менеджменту:
а. приоритизация
б. планирование
в. структурирование
г. мотивирование
ОТВЕТ: а,б,в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Способность почувствовать и понять эмоции других людей - это ...
Ответ: Эмпатия

2. Что такое канбан?
Ответ: Система постановки задач и организации рабочих процессов для эффективного достижения поставленных целей. Для этого используют визуализацию рабочих процессов с помощью карточек на специальных досках (реальных или виртуальных).

3. Назовите типы структур управления проектами.
Ответ: Линейно-функциональная, проектная, матричная, смешанная.

4. Что такое фреймворк для управления проектами?
Ответ: Фреймворк - это набор инструментов, задач и процессов, используемых для организации и выполнения проекта от начала и до завершения.

5. Назовите методы мониторинга реализации проекта.
Ответ: Метод простого контроля, метод детального контроля, метод по вехам.

6. Что такое бенчмаркинг?
Ответ: Бенчмаркинг - это набор методик, которые состоят в сравнении компании с лучшими компаниями на рынке и внедрении лучших практик в своей компании. В качестве критериев могут использоваться бизнес-процессы, бизнес-подходы, затраты на производство, качество продукта, удовлетворенность клиентов.

7. Что такое KPI (ключевые показатели эффективности)?
Ответы: Установленные целевые показатели компании в соответствии с принятой стратегией.

8. Какой инструмент управления проектами позволяет создать стратегический план проекта, позволяющий всем участникам понять, зачем нужен проект и какие основные этапы нужно выполнить для достижения поставленной цели?
Ответ: Дорожная карта

9. Какой инструмент управления проектами используется для детального планирования всех этапов проекта и отслеживания выполнения задач всеми участниками проекта, чтобы уложиться в срок?
Ответ: Диаграмма Ганта

10. Как называется способ визуализация данных или идей, целью которого является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом.
Ответ: Инфографика

11. Как называется инструмент для интерактивного и динамичного (за разные временные периоды) представления статистических данных?
Ответ: Дашборд

12. Чем отличается дашборд от инфографики?
Ответ: Инфографика представляет собой упрощённую статичную визуализацию данных для неспециалистов. В дашборде есть возможность отслеживать изменение данных в режиме реального времени и управлять возможностями визуализации.

13. Что такое твердые навыки?
Ответ: Твердые навыки - это конкретные знания и способности, технические навыки и умение выполнять определенные функциональные задачи.

14. Что такое гибкие навыки?
Ответ: Гибкие навыки - это специальные социальные навыки, связанные с личностью человека и умением работать с другими людьми.

15. Что такое тайм-менеджмент?
Ответ: Тайм-менеджмент — это технология упорядочения времени, направленная на повышение эффективности его использования.

16. В чем заключаются ключевые особенности Agile‑подхода к управлению проектами в сфере туризма и гостеприимства?
Ответ: Гибкость и адаптивность.

17. В чем заключается отличие диаграммы Ганта от дорожной карты?
Ответ: Дорожная карта обеспечивает понимание общего направления развития продукта и затраты времени на основные этапы. Дорожные карты чаще всего используются для стратегического планирования развития продукта. Диаграмма Ганта детально визуализируют график работы, которая должна быть завершена к установленному сроку.

18. В чем заключается основной смысл бизнес-философии кайдзен для саморазвития человека и проектируемого продукта?
Ответ: Кайдзен - это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Большие результаты - это следствие ежедневной систематической работы по улучшению всех процессов.

19. Назовите основные принципы кайдзен, применимые к проектированию туристско-рекреационной деятельности.
Ответ: Необходимо узнавать потребности клиентов; минимизировать издержки (бережливое производство); хорошо знать рабочие процессы и возникающие там трудности; опираться на факты при суждениях; вдохновлять участников команды на работу.

20. Какие мероприятия в сфере туризма и гостеприимства предоставляют возможности для саморазвития в этой профессиональной сфере?
Ответ: Форум "Мастера гостеприимства", Форум "Visit Altai", Форум сибирского гостеприимства "Дикоросы".

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Природно-ресурсная основа территориальной туристско-рекреационной системы.
2. Экономико-географическая оценка туристско-рекреационного потенциала территории.
3. Культурные ландшафты региона как ресурсная основа развития туризма.
4. Проблемы стихийного развития туризма. Существующие проблемы в территориальном планировании туризма и рекреации.
5. Правовое обеспечение территориального планирования и управления туризмом.
6. Схемы и планы территориального планирования.
7. Основные объекты планирования в туризме и рекреации. Регулирование туристских потоков.
8. Технологии рационального использования туристско-рекреационного потенциала территории.
9. Качественные и количественные оценки территории.
10. Оценка туристско-рекреационного потенциала территории.
11. Особенности компонентой оценки туристско-рекреационного потенциала территории.
12. Природные и социально-экономические оценочные показатели.
13. Геоэкологические подходы к оценке воздействия туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду. 14. Функциональное зонирование территории.
15. Геотехнологический подход как направление оптимизации природопользования в туристском регионе.
16. Технология формирования кадастровых оценок туристско-рекреационных ресурсов территории.
17. Туристско-рекреационная система как объект изучения.
18. Пространственно-временная организация туристско-рекреационных систем.
19. Основные свойства территориальных туристско-рекреационных систем.
20. Основные подходы к анализу условий формирования туристско-рекреационных систем.
21. Основные подходы к выявлению факторов формирования и развития территориальных туристско-рекреационных систем.
22. Туристско-рекреационная территория в теоретико-географическом контексте.
23. Туристско-рекреационное районирование: подходы и модели.
24. Концепция территориальных туристских кластеров.
25. Экологические аспекты устойчивого развития туризма в регионе.
26. Глобальная перестройка индустрии туризма на принципах устойчивости.
27. Динамическая модель инновационно-факторного туристского пространства.
28. Процессы транснационализации и глобализации в международном туризме.
29. Проекты особых экономических зон туристско-рекреационного типа и особенности их развития.
30. Современные технологии туристско-рекреационного проектирования, освоения и развития территорий.
31. Девелопмент в туризме и рекреации как технология развития территории.
32. Методика анализа и представления места и территории для туристско-рекреационного девелопмента.
33. Географическое представление совокупности мест для целостного проектирования.
34. Исследование локального места для создания концепта туристско-рекреационного объекта.
35. Проектирование в региональном туризме: туристский паспорт территории.
36. Комплексная оценка туристской привлекательности региона и его муниципальных образований.
37. Проблемы и перспективы развития туризма в региональных локалитетах.
38. Использование кластерной технологии в развитии регионального туризма.
39. Туризм как объект региональной политики. Территориальное планирование для целей туристско-рекреационного развития.
40. Планирование туризма как часть интегрированной концепции менеджмента территории.
41. Региональный туристский маркетинг как инструмент стратегического планирования туризма.
Темы курсовых работ
Концептуальные основы и технологии рационального использования туристско-рекреационного потенциала территории.
1. Природно-ресурсная основа территориальной туристско-рекреационной системы.
2. Туристское пространство и туристская территория.
3. Туристско-рекреационный потенциал территории: понятие, оценка, качество.
4. Оценка и географический анализ ресурсного потенциала природно-ориентированного туризма региона.
5. Природный потенциал как основа формирования территориальной эколого-рекреационной системы.
6. Геоэкологические аспекты развития рекреационного природопользования на особо охраняемых природных территориях (по выбору студента).
7. Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала региона (по выбору студента).
8. Геоэкологические условия туристско-рекреационного использования территории бассейна реки, озера (по выбору студента).
9. Экономико-географическая оценка туристско-рекреационного потенциала России для развития международного туризма.
10. Культурные ландшафты региона как ресурсная основа развития туризма (регион по выбору студента).
11. Геотехнологический подход как направление оптимизации природопользования в туристском регионе.
12. Региональный туристский продукт и факторы его производства.
13. Технология формирования кадастровых оценок туристско-рекреационных ресурсов территории.

Методологические подходы к формированию устойчивого развития туристско-рекреационных территорий.

1. Современные общенаучные подходы к исследованию туризма.
2. Туристско-рекреационная система как объект изучения.
3. Пространственно-временная организация туристско-рекреационных систем.
4. Основные свойства территориальных туристско-рекреационных систем.
5. Подходы к анализу условий формирования туристско-рекреационных систем.
6. Подходы к выявлению факторов формирования и развития территориальных туристско-рекреационных систем.
7. Туристско-рекреационная территория в теоретико-географическом контексте.
8. Туристско-рекреационное районирование: подходы и модели.
9. Концепция территориальных туристских кластеров.
10. Экологические аспекты устойчивого развития туризма в регионе (по выбору студента).
11. Глобальная перестройка индустрии туризма на принципах устойчивости.
12. Динамическая модель инновационно-факторного туристского пространства.
13. Процессы транснационализации и глобализации в международном туризме.

Формирование и анализ программ освоения и развития туристско-рекреационных территорий на основе интегрированного управления стратегическими изменениями в туристской индустрии.

1. Глобальная туристско-рекреационная система и ее роль в мировой экономике.
2. Опыт формирования национальных туристско-рекреационных систем.
3. Региональные туристско-рекреационные системы: роль в социально-экономическом развитии и региональном синтезе.
4. Туризм и отраслевое разделение труда.
5. Туризм и территориальное разделение труда.
6. Институциональное устройство мирового туристского рынка.
7. Пространственная структура мирового туристского рынка.
8. Эволюция территориальной структуры мирового туризма.
9. Социально-экономическая интерпретация интеграции туризма и рекреации с политикой в области сохранения природного наследия.
10. Функциональное строение туристско-рекреационной системы региона.
11. Неконфликтное туристско-рекреационное использование территории (на примере конкретной территории).

Современные технологии туристско-рекреационного проектирования, освоения и развития территорий.

1. Девелопмент в туризме и рекреации как технология развития территории.
2. Методика анализа и представления места и территории для туристско-рекреационного девелопмента.
3. Географическое представление совокупности мест для целостного проектирования.
4. Исследование локального места для создания концепта туристско-рекреационного объекта.
5. Проектирование в региональном туризме: туристский паспорт территории.
6. Комплексная оценка туристской привлекательности региона и его муниципальных образований (по выбору).
7. Проблемы и перспективы развития туризма в региональных локалитетах (по выбору).
8. Использование кластерной технологии в развитии регионального туризма (регион по выбору).
9. Туризм как объект региональной политики (регион по выбору).
10. Территориальное планирование для целей туристско-рекреационного развития (на примере региона по выбору студента).
11. Планирование туризма как часть интегрированной концепции менеджмента территории.
12. Региональный туристский маркетинг как инструмент стратегического планирования туризма.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 34.

1. Природно-ресурсная основа территориальной туристско-рекреационной системы.
2. Экономико-географическая оценка туристско-рекреационного потенциала территории.
3. Культурные ландшафты региона как ресурсная основа развития туризма.
4. Проблемы стихийного развития туризма. Существующие проблемы в территориальном планировании туризма и рекреации.
5. Правовое обеспечение территориального планирования и управления туризмом.
6. Схемы и планы территориального планирования. Основные объекты планирования в туризме и рекреации. Регулирование туристских потоков.
7. Технологии рационального использования туристско-рекреационного потенциала территории.
8. Качественные и количественные оценки территории. Оценка туристско-рекреационного потенциала территории.
9. Особенности компонентой оценки. Природные и социально-экономические оценочные показатели.
10. Геоэкологические подходы к оценке воздействия туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду. 11. Функциональное зонирование территории. Геотехнологический подход как направление оптимизации природопользования в туристском регионе.
12. Технология формирования кадастровых оценок туристско-рекреационных ресурсов территории.
13. Туристско-рекреационная система как объект изучения.
14. Пространственно-временная организация туристско-рекреационных систем. Основные свойства территориальных туристско-рекреационных систем.
15. Подходы к анализу условий формирования туристско-рекреационных систем. Подходы к выявлению факторов формирования и развития территориальных туристско-рекреационных систем.
16. Туристско-рекреационная территория в теоретико-географическом контексте.
17. Туристско-рекреационное районирование: подходы и модели.
18. Концепция территориальных туристских кластеров.
19. Экологические аспекты устойчивого развития туризма в регионе.
20. Глобальная перестройка индустрии туризма на принципах устойчивости.
21. Динамическая модель инновационно-факторного туристского пространства.
22. Процессы транснационализации и глобализации в международном туризме.
23. Проекты особых экономических зон туристско-рекреационного типа и особенности их развития.
24. Современные технологии туристско-рекреационного проектирования, освоения и развития территорий. Девелопмент в туризме и рекреации как технология развития территории.
25. Методика анализа и представления места и территории для туристско-рекреационного девелопмента.
26. Географическое представление совокупности мест для целостного проектирования.
27. Исследование локального места для создания концепта туристско-рекреационного объекта.
28. Проектирование в региональном туризме: туристский паспорт территории.
29. Комплексная оценка туристской привлекательности региона и его муниципальных образований.
30. Проблемы и перспективы развития туризма в региональных локалитетах.
31. Использование кластерной технологии в развитии регионального туризма.
32. Туризм как объект региональной политики. Территориальное планирование для целей туристско-рекреационного развития.
33. Планирование туризма как часть интегрированной концепции менеджмента территории.
34. Региональный туристский маркетинг как инструмент стратегического планирования туризма
Приложения
Приложение 1.   ФОС ТТРПиОТ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чижова В.П. Рекреационные ландшафты: устойчивость, нормирование, управление: Смоленск: Ойкумена, 2011
Л1.2 Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов КноРус, 2010 г.
Л1.3 Джанджугазова, Е.А. Маркетинг туристских территорий: учеб.пособие Академия, 2008 г.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2007
Л2.2 Александровой А. Ю. География туризма: учеб. для вузов Кнорус, 2008 г.
Л2.3 Н.Ф. Харламова Рекреационная география: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2010
Л2.4 Арустамов Э.А. Природопользование: учебник Дашков и Ко, 2000
Л2.5 Николаева О. П. , Кротов А. В. Основные этапы рекреационного освоения Алтайского края : Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2009
Л2.6 Шваков Е. Е. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа как форма инновационного развития Республики Алтай: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://tourlib.net/lib.htm
Э2 http://ktmz.boom.ru/library/region/index.html
Э3 http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
Э4 http://www.russiatourism.ru
Э5 Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.