МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документационное обеспечение управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2022_9кл
Часов по учебному плану 106
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 12 12 28 28
Практические 24 24 12 12 36 36
Сам. работа 20 20 22 22 42 42
Итого 60 60 46 46 106 106

Программу составил(и):
преподаватель,первая к.к., Клещёва Т.В.

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доц., Беспечный Олег Васильевич

Рабочая программа дисциплины
Документационное обеспечение управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение знаний и умений организации документационного обеспечения управления и функционирования организации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.5 Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6 Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
ПК 1.9 Осуществлять подготовку дел к передаче на архивное хранение.
ПК 1.10 Составлять описи дел, осуществлять подготовку дел к передаче в архив организации, государственные и муниципальные архивы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие документа, его свойства, способы документирования;
правила составления и оформления организационно-распорядительных документов (ОРД);
систему и типовую технологию документационного обеспечения управления (ДОУ);
особенности делопроизводства по обращениям граждан и конфиденциального делопроизводства
3.2.Уметь:
3.2.1.оформлять организационно-распорядительные документы в соответствии с действующим ГОСТом;
осуществлять обработку входящих, внутренних и исходящих документов, контроль за их исполнением;
оформлять документы для передачи в архив организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организацией документационного обеспечения управления и функционирования организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Документационное обеспечение управления
1.1. Лекции: Документационное обеспечение управления как наука Лекции 3 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 6 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Устный опрос ДОУ как наука. Методология ДОУ Практические 3 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Дискуссия №1. Анализ методов ДОУ Практические 3 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.5. Лекции: Создание и развитие традиционной формы отечественного документа Лекции 3 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 3 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Письменная работа №1. Создание и развитие традиционной формы отечественного документа Практические 3 2 ПК 1.10, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Лекция: Современная нормативно-методическая база ДОУ Лекции 3 4 ОК 8, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Обсуждение Современная нормативно-методическая база ДОУ. Практические 3 4 ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Тест №1. "Современная нормативно-методическая база ДОУ" Практические 3 4 ПК 1.10, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Лекция: Организация работы с обращениями граждан ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ Лекции 3 2 ОК 8, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 6 ОК 8, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.13. Письменная работа №2. Организация работы с обращениями граждан ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ Практические 3 2 ОК 8, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Лекции: Реквизиты документов в управленческой деятельности. Бланки и формуляры Лекции 3 4 ОК 8, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Разноуровневое задание №1. по теме Реквизиты документов в управленческой деятельности. Бланки и формуляры. Практические 3 2 ОК 9, ОК 8, ОК 3 Л2.1, Л1.1
1.16. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 5 ОК 9, ОК 8, ОК 3 Л2.1, Л1.1
1.17. Дискуссия №2. Правила конструирования бланков и формуляров документов Практические 3 4 ПК 1.9, ОК 9, ОК 8, ОК 3 Л2.1, Л1.1
1.18. Проблемная лекция: Юридическая сила документов Лекции 3 2 ПК 1.6 Л2.1, Л1.1
1.19. Тест №2. Юридическая сила документов Практические 3 2 ПК 1.6, ОК 9, ОК 8, ОК 3 Л2.1, Л1.1
1.20. Подготовка к тесту Сам. работа 4 8 ПК 1.6 Л2.1, Л1.1
1.21. Лекции: Классификации управленческих документов Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.22. Лекции: Группы управленческих документов: организационные, распорядительные, информационно-справочные. Классификация управленческих документов Лекции 4 6 ПК 1.9, ПК 1.6 Л2.1, Л1.1
1.23. Разноуровневое задание №2. Группы управленческих документов: организационные, распорядительные, информационно-справочные. Классификация управленческих документов: задание 1 задание 2 задание 3 Практические 4 6 ПК 1.9, ПК 1.6, ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1
1.24. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 8 ОК 8, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.25. Лекции: Организация документооборота: прием поступающих документов, отправка исходящей корреспонденции. Контроль исполнения документов. Лекции 4 2 ПК 1.6 Л2.1, Л1.1
1.26. Тест №3. Организация документооборота: прием поступающих документов, отправка исходящей корреспонденции. Контроль исполнения документов. Практические 4 2 ПК 1.9, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1
1.27. Лекции: Формирование дел. Номенклатура дел организации. подготовка и передача документов на архивное хранение. Лекции 4 2 ПК 1.6 Л2.1, Л1.1
1.28. Разноуровневое задание №3. Формирование дел. Номенклатура дел организации. подготовка и передача документов на архивное хранение. Практические 4 2 ПК 1.9, ПК 1.6, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4 Л2.1, Л1.1
1.29. Подготовка к зачету. Вопросы для подготовки. Сам. работа 4 6 ПК 1.6, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.30. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 4 2 ПК 1.6, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины размещены на курсе https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3797
1. Подберите верное толкование основных документоведческих терминов:

Термин Расшифровка термина
Документ деятельность, обеспечивающая документирование, документооборот, оперативное хранение и использование документов (2)
Делопроизводство: зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (1)
Документационное обеспечение управления (ДОУ) Запись информации на носителе по установленным правилам (4)
документирование движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки (5)
Документооборот деятельность, целенаправленно обеспечивающая функции управления документами (3)

2. Выберите из перечисленного 4 цикла жизни документа:
• Создание документов.
• Уничтожение документов.
• Хранение и использование документированной информации (оперативное хранение).
• Редактирование и согласование документов
• Контроль исполнения документов.
• Передача документов на постоянное (государственное) хранение
• Управление архивами.
3. Выберите из перечисленных методов специальные документоведческие методы:
• системный метод;
• метод моделирования;
• метод экспертизы ценности документов.
• метод однократности в документировании и делопроизводственных операциях
• методы унификации и стандартизации документов
• функциональный метод;
• синтез;
• метод формулярного анализа
• классификация; обобщение;
• восхождение от абстрактного к конкретному.

4. Объясните, что значит в классификации следующие виды документов:
Срочные документы - это…
Не срочные документы – это…
Простые документы – это…
Сложные документы – это…

5. Какие функции документов вы знаете?

6. Назовите 3 основных этапа развития делопроизводства начиная с 10 века до современности? (Приказное, Коллежское, Министерское).

7. Какие размер полей необходимо соблюдать при создании бланков и документов?
левое поле – 20 мм документы постоянно срока хранения (30мм и более)
правое поле – 10мм
нижнее поле – 20 мм
верхнее поле – 20 мм

8. Для создания каких документов используют следующие виды бланков:
• Общий бланк организации
• Бланк письма
• Бланк конкретного вида документа.

9. Какие особенности хранения, использования и оформления необходимо соблюдать при работе с гербовыми бланками?

10. Создайте бланк организации со следующими требованиями:
• Бланк письма
• Угловой бланк
• Бланк организации

11. Создайте бланк организации со следующими требованиями:
• Общий бланк
• Продольный бланк
• Бланк организации

12. Отметить реквизиты на документе

13. Отметить реквизиты на документе

14. Отметить реквизиты на документе

15. Выбрать из следующих видов управленческих документов, относящиеся к группе организационных документов
• Уставной договор
• распоряжение
• штатное расписание:
• служебная записка
• приказ
• решение
• должностная инструкция
• устав организации
• положение
• заключение
• служебное письмо
• коллективный договор
• указ
• регламент работы
• памятка
• постановление
• штатная численность
• протокол
• акт
• справка.

16. Выбрать из следующих видов управленческих документов, относящиеся к группе распорядительных документов
• Уставной договор
• распоряжение
• штатное расписание:
• служебная записка
• приказ
• решение
• должностная инструкция
• устав организации
• положение
• заключение
• служебное письмо
• коллективный договор
• указ
• регламент работы
• памятка
• постановление
• штатная численность
• протокол
• акт
• справка.
17. Выбрать из следующих видов управленческих документов, относящиеся к группе информационно-справочных и информационно-аналитических документов
• Уставной договор
• распоряжение
• штатное расписание:
• служебная записка
• приказ
• решение
• должностная инструкция
• устав организации
• положение
• заключение
• служебное письмо
• коллективный договор
• указ
• регламент работы
• памятка
• постановление
• штатная численность
• протокол
• акт
• справка.

18. Какие из перечисленных документов регулируют правила документационного обеспечения управления и являются актуальными на данный момент:
• Гражданский кодекс РФ
• Административный кодекс РФ
• Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ). Приказ ГЛАВАРХИВа СССР от 25 мая 1988 года N 33
• "ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов"
• ГОСТ Р 7.0.8-2013 СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения 1 марата 2014 года
• ПРИКАЗ от 11 апреля 2018 г. N 44 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
• Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004№ 125-ФЗ
• Приказ Росархива от 22.05.2019 N 71 "Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления"
• Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ
• N 149-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ.
Правильный ответ – все

19. Какие основные функции выполняют службы документационного обеспечения управления (канцелярия, секретариат, экспедиция, общий отдел и т.д.) в организации? Напишите 7-10 функций или видов работ.

20. В соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ :
• сколько дней дано для подготовки ответа гражданину на его обращение?
• в каких случаях обращение гражданина не подлежит регистрации и ответу?


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Нормативно-методическая база современного делопроизводства
2. Особенности составления номенклатуры организации
3. Современные способы и средства документирования, пути их совершенствования
4. Совершенствование форм и методов контроля исполнения документов в организации и структурном подразделении
5. Роль и значение организационных документов в управлении предприятий различных форм собственности
6. Системы электронного документооборота
7. Понятие о бланках документов и требованиях, предъявляемых к их составлению на современном этапе
8. Деловое письмо
9. Задачи делопроизводства и служб документационного обеспечения управления по совершенствованию работы с документами на современном этапе
10. Обработка входящей документации в организации
11. Роль распорядительных документов в управлении организации на современном этапе
12. Роль информационно-справочных материалов в управлении организации
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену»
Приложения
Приложение 1.   Контроль ДОУ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шувалова Н.Н. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управление. Документооборот и делопроизводство. 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Мoodle Документационное обеспечение управления преподаватель Клещева Т.В. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
411Н кабинет государственной и муниципальной службы; кабинет документационного обеспечения управления; кабинет архивоведения; лаборатория делопроизводства и оргтехники; лаборатория документоведения – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Документационное обеспечение управления» используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины.
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. На практических занятиях желательно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Семинарские (практические) занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару, преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по дисциплине «Документационное обеспечение управления» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выполнение тестов.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к семинарам (практическим занятиям);
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к семинарам устных докладов (сообщений);
− проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
4. При реализации учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: устные опросы, практические задания, дискуссия, обсуждение.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в подготовке конспектов.
5. Зачет по дисциплине «Документационное обеспечение управления».
Дифференцированный зачет сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины. Билет включает два теоретических вопроса, а также одну практическую задачу.
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.