МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пожарная безопасность зданий и сооружений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 165
индивидуальные консультации 30
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 165 165 165 165
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
преподаватель, Петухов Виктор Анатольевич

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Пожарная безопасность зданий и сооружений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка специалистов в области пожарной безопасности строительных материалов, огнестойкости строительных конструкций и общей устойчивости зданий, сооружений и их частей при пожаре.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен разрабатывать и проводить противопожарные мероприятия и осуществлять контроль за состоянием систем и средств противопожарной защиты
ПК-2 Способен инструктировать персонал и организовывать обучение по вопросам пожарной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- конструктивные решения зданий и сооружений, типы строительных конструкций и их применение, совместную работу конструкций в зданиях и сооружениях;
- основные виды, структура, свойства строительных материалов и их поведение в условиях пожара;
- особенности исполнения различных строительных конструкций и узлов их сочленения, поведение конструкций при пожаре.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить экспертизу применяемых в зданиях и сооружениях строительных материалов, разрабатывать предложения по их огнезащите или замене;
- проводить экспертизу строительных конструкций зданий и сооружений, разрабатывать технические решения по увеличению огнестойкости конструкций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами расчета пределов огнестойкости строительных конструкций зданий и сооружений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Пожарная безопасность зданий и сооружений
1.1. Введение. Основные понятия, установленные законодательством в области технического регулирования градостроительства и пожарной безопасности. Лекции 5 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Принципы обеспечения безопасности зданий и сооружений требованиям Федерального закона. Консультации 5 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Уровень ответственности зданий и сооружений. Правила идентификации зданий и сооружений. Законодательство Российской Федерации в области безопасности зданий и сооружений. Консультации 5 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Требования механической безопасности. Расчет показателей пожарной опасности. Требования пожарной безопасности. Оценка строительного объекта по пожароопасности. Сам. работа 5 9 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Требования к строительным материалам и изделиям, применяемым в процессе строительства зданий и сооружений. Обеспечение качества как основная цель деятельности обеспечения безопасности зданий и сооружений. Сущность качества. Признаки, характеризующие качество. Практические 5 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Внутренняя планировка жилых и общественных зданий, способствующие обеспечению пожарной безопасности. Лекции 5 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Внутренняя планировка производственных зданий, способствующая обеспечению пожарной безопасности. Противопожарные преграды, тенденции в области их размещения и конструирования. Сам. работа 5 8 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Размещение и конструирование противопожарных преград в жилых и общественных зданиях. Практические 5 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Размещение и конструирование противопожарных преград в одноэтажных и многоэтажных производственных зданиях. Консультации 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Консультации 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Требования пожарной безопасности к генеральным планам промышленных предприятий, планировке и застройке городов и населенных пунктов. Сам. работа 5 8 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Знакомство с генеральными планами промышленного предприятия и городской застройки. Сам. работа 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Технические решения по защите людей при пожаре. Обеспечение безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений – эвакуационные пути и выходы. Лекции 5 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Нормирование и расчет количества и размеров эвакуационных путей и выходов, их объемно-планировочные и конструктивные решения. Консультации 5 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Расчет количества и размеров эвакуационных путей и выходов в общественных зданиях и их конструктивные решения. Консультации 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Расчет количества и размеров эвакуационных путей и выходов в зданиях повышенной этажности и их конструктивные решения. Консультации 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Расчет количества и размеров эвакуационных путей и выходов в одноэтажных производственных зданиях и их конструктивные решения. Консультации 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Расчет количества и размеров эвакуационных путей и выходов в жилых зданиях и их конструктивные решения. Консультации 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Противодымная защита зданий и сооружений. Назначение. Противодымная защита с помощью объемно-планировочных и конструктивных решений. Сам. работа 5 8 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Противодымная защита зданий и сооружений. Особенности противодымной защиты зданий повышенной этажности. Сам. работа 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Противовзрывная защиты зданий и сооружений. Сам. работа 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при опасных природных процессах и явлениях и техногенных воздействиях. Сам. работа 5 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Противовзрывная защита производственного здания: варианты конструктивных решений. Практические 5 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.24. Системы вентиляции и кондиционирование воздуха и их пожарная опасность. Сам. работа 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.25. Обеспечение пожаро- и взрывобезопасности систем вентиляции и кондиционирования. Сам. работа 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.26. Конструктивные решения системы вентиляции и кондиционирование воздуха в жилых и общественных зданиях. Сам. работа 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.27. Конструктивные решения системы вентиляции и кондиционирование воздуха в зданиях повышенной этажности. Сам. работа 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.28. Особенности пожарной опасности и направления противопожарной защиты сельскохозяйственных объектов. Сам. работа 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.29. Особенности объёмно-планировочных и конструктивных решений зданий сельскохозяйственного назначения. Сам. работа 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.30. Особенности пожарной опасности и направления противопожарной защиты многофункциональных сельскохозяйственных комплексов. Сам. работа 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.31. Особенности объёмно-планировочных и конструктивных решений зданий многофункциональных сельскохозяйственных комплексов. Сам. работа 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.32. Особенности пожарной опасности и направления противопожарной защиты подземных сооружений. Сам. работа 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.33. Особенности конструктивных и планировочных решений подземных сооружений (на примере торговых комлексов). Сам. работа 5 8 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.34. Особенности пожарной опасности и направления противопожарной защиты объектов энергетики и объектов связи. Сам. работа 5 8 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.35. Особенности конструктивных и планировочных решений зданий энергетики (на примере главного корпуса ТЭС). Сам. работа 5 8 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.36. Принципы организации надзора за проектируемыми и строящимися зданиями и сооружениями. Сам. работа 5 8 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.37. Особенности конструктивных и планировочных решений зданий и сооружений объектов связи (на примере телецентра). Сам. работа 5 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.38. Надзор за реконструируемыми зданиями и сооружениями. Сам. работа 5 8 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.39. Особенности производства работ и правил противопожарной и безопасности при реконструкции зданий и сооружений. Сам. работа 5 8 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1) Дайте определение понятию «пожар».
1. Обусловленная воздействием человека огненная стихия, ограниченно поддающаяся контролю
2. Развивающийся стихийно и неконтролируемый процесс горения, который приводит к уничтожению материальных ценностей и представляет опасность для жизни людей
3. Полностью контролируемый процесс горения
Ответ: 2.
2) Задачами пожарной профилактики являются.
1. Создание превентивных мер, которые направлены на исключение возможности возникновения пожаров и минимизацию их последствий
2. Организация мер по минимизации разрушительного воздействия огня на людей и материальные ценности
3. Ограничение распространения огня
Ответ: 1.
3) Какой вид противопожарного инструктажа проходят работники при устройстве на работу?
1. Целевой
2. Плановый
3. Первичный
Ответ: 3.
4) Какой федеральный закон определяет общие правовые, экологические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ(69-ФЗ)?
1. «О пожарной безопасности».
2. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. «О безопасности».
4. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Ответ: 1.
5) Какой документ из указанных устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции? (123-ФЗ ст.1 п.1)
1. Федеральный закон «О пожарной безопасности»
2. Правила противопожарного режима в РФ
3. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 г. №820 «О государственном пожарном надзоре»
4. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Ответ: 4.
6) Кто несет персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности в организации (69-ФЗ Статья 37)?
1. Руководитель организации.
2. Инженер по пожарной безопасности организации.
3. Служба охраны труда организации во главе с ее руководителем.
4. Руководители подразделений (участков).
Ответ: 1.
7) Что входит в понятие профилактики пожаров? (69-ФЗ ст.1)
1. Исключение возникновения пожара
2. Обеспечение безопасности людей и материальных ценностей
3. Ограничение распространения пожара
4. Создание условий для успешного тушения пожаров
5. Совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий
Ответ: 5.
8) Какие функции возложены на систему обеспечения пожарной безопасности? (69-ФЗ ст.3)
1. Разработка и осуществление мер пожарной безопасности
2. Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности
3. Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности
4. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
5. Все перечисленное относится к функциям системы обеспечения пожарной безопасности
Ответ: 5.
9) Какая периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей в случае пожара установлена Правилами противопожарного режима в РФ? (ППР в РФ п.12)
1. Не реже одного раза в три месяца.
2. Не реже одного раза в полугодие.
3. Не реже одного раза в девять месяцев.
4. Не реже одного раза в год.
Ответ: 2.
10) Что должен обеспечить руководитель организации на объекте с ночным пребыванием людей? (ППР РФ п.9)
1. наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время,
2. наличие телефонной связи,
3. наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного),
4. наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.
5. Все перечисленное
Ответ: 5.
11) Какую информацию ответственный за пожарную безопасность должен предоставить прибывшему на место руководителю тушения пожара? (ППР РФ п.462(м))
1. Конструктивные и технологические особенности объекта, причины возгорания, масштабы пожара
2. Конструктивные и технологические особенности объекта, сведения о прилегающих строениях, количество и пожароопасные свойства хранимых и применяемых веществ и материалов
3. Сведения о прилегающих строениях, количество и пожароопасные свойства хранимых и применяемых веществ и материалов, причины возгорания
4. Конструктивные и технологические особенности объекта, количество и пожароопасные свойства хранимых и применяемых веществ и материалов
Ответ: 2.
12) Что должно быть отражено в инструкции о мерах пожарной безопасности? (ППР РФ п.461)
1. Определены и оборудованы места для курения
2. Определены места и допустимое количество единовременного хранения в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции
3. Установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды
4. Определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня
5. Проведены все перечисленные мероприятия
Ответ: 5.
13) Какие документы по пожарной безопасности должны быть разработаны в организации для каждого пожароопасного участка? (ППР РФ п.2)
1. Правила пожарной безопасности на объекте.
2. Инструкции о мерах пожарной безопасности.
3. Производственные инструкции.
4. Технологические регламенты.
Ответ: 2.
14) На какие категории по взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются здания, сооружения, строения и помещения производственного и складского назначения? (123-ФЗ ст.27 п.1)
1. На категории А, Б, В, Г, Д
2. На категории А, Б, В1-В4, Г, Д
3. На категории А, Б, В, Г
4. На категории А, Б, В1-В4
Ответ: 2.
15) Какие подразделения могут создаваться в организациях с целью предупреждения и борьбы с пожарами на объектах? (ППР РФ п.5)
1. Служба охраны труда
2. Отдел пожарного надзора и контроля
3. Пожарно-технические комиссии
4. Пожарно-технический отдел
Ответ: 3.
16) Кто имеет право проводить регламентные работы по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре? (ППР РФ п.61)
1. Ремонтный персонал организации
2. Обслуживающий персонал организации или персонал специализированной организации
3. Специально обученный обслуживающий персонал организации
4. Специально обученный обслуживающий персонал организации или персонал специализированной организации, имеющей лицензию
Ответ: 4.
17) Какая уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил пожарной безопасности лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека?
1. Штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
2. Принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до3 лет или без такового.
3. Принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Ответ: 1.
18) Кто должен проводить проверку включения автоматических систем противопожарной защиты?
1. Ремонтный персонал организации.
2. Обслуживающий персонал организации или персонал специализированной организации.
3. Руководитель организации.
4. Ответственное лицо указанное в инструкции о мерах пожарной безопасности.
Ответ: 4.
19) На объекте с круглосуточным пребыванием людей обеспечивается:
1. Круглосуточное дежурство обслуживающего персонала, телефонная связь. Наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного.
2. Инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного).
3. Наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного).
Ответ: 1.
20) Здания, сооружения и пожарные отсеки по степени огнестойкости подразделяются на:
1. здания, сооружения и пожарные отсеки I, II, III степеней огнестойкости.
2. здания, сооружения и пожарные отсеки I, II, III, IV и V степеней огнестойкости.
3. здания, сооружения и пожарные отсеки I, II, III, IV, V и VI степеней огнестойкости.
4. здания, сооружения и пожарные отсеки V и VI степеней огнестойкости.
Ответ: 2.
21) Лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте, указывается:
1. устным распоряжением руководителя организации.
2. письменным распоряжением руководителя организации.
3. в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, с указанием конкретных должностных обязанностей.
Ответ: 3.
22) К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся:
1. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
2. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы.
3. Инструкции, приказы, распоряжения.
Ответ: 1.
23) Кто входит в состав квалификационной комиссии по проверке знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства?
1. Не менее трех человек, прошедших в установленном порядке проверку знаний требований пожарной безопасности , с участием представителя органа государственного пожарного надзора.
2. Не менее трех человек, прошедших в установленном порядке проверку знаний требований пожарной безопасности.
3. Не менее пяти человек, прошедших в установленном порядке проверку знаний требований пожарной безопасности, с участием представителя органа государственного пожарного надзора.
4. Не менее трех человек, прошедших в установленном порядке проверку знаний требований пожарной безопасности, председателем комиссии должен быть технический руководитель организации.
Ответ: 2.
24) Кто из перечисленных лиц проходит обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам с отрывом от производства?
1. Работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа.
2. Работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.
3. Работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях.
4. Руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств.
Ответ: 1.
25) Какие из перечисленных действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ не соответствуют Федеральному закону о пожарной безопасности?
1. Эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи.
2. Создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию.
3. Ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях.
4. При необходимости руководитель тушения пожара принимает любые решения, в том числе ограничивающие права всех должностных лиц и граждан, в том числе на территории, на которой не осуществляются действия по тушению пожара
Ответ: 4.
Вопросы к экзамену:
1. Принципы внутренней планировки зданий, способствующие обеспечению пожарной безопасности.
2. Противопожарные преграды, тенденции в области их размещения и конструирования.
3. Требования пожарной безопасности к генеральным планам промышленных предприятий, планировке и застройки.
4. Проблемы обеспечения безопасности людей в зданиях и сооружениях на случай пожара.
5. Понятие о пожарных рисках и их нормирование.
6. Направления технических решений по защите людей при пожаре.
7. Обеспечение безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений.
8. Эвакуационные пути и выходы; принципы нормирования и расчета количества и размеров эвакуационных путей и выходов.
9. Объемно-планировочные и конструктивные решения эвакуационных путей и выходов.
10. Опасность дыма при пожаре. Задымление помещений и зданий при пожаре. Противодымная защита зданий и сооружений.
11. Использование противодымных конструкций. Дымоподавление.
12. Противодымная защита зданий с помощью объёмно-планировочных и конструктивных решений.
13. Системы дымоудаления из помещений.
14. Особенности противодымной защиты зданий повышенной этажности.
15. Приемка и эксплуатация систем противодымной защиты зданий повышенной этажности.
16. Конструктивное исполнение систем дымоудаления и особенности их эксплуатации.
17. Противовзрывная защита зданий и сооружений.
18. Особенности пожарной опасности и направления противопожарной защиты сельскохозяйственных объектов.
19. Особенности пожарной опасности и направления противопожарной защиты подземных сооружений.
20. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
21. Что понимается под эвакуацией при пожаре.
22. Что такое "эвакуационный путь"?
23. Конструктивные требования к путям эвакуации.
24. Классификация пожарных лестниц.
25. Нормативные требования к протяженности путей эвакуации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляков Г.И. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Попов В. М. Пожарная безопасность образовательного учреждения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Конюков А. Г. Пожарная безопасность многоквартирных высотных жилых зданий: Методическая литература ННГАСУ, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.