МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эффективная презентация проекта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильФундаментальная и прикладная химия веществ и материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия_ФиПХВиМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н, Доцент, Минакова Анастасия Александровна

Рецензент(ы):
д.х.н., Зав.кафедрой, Базарнова Наталья Григорьевна

Рабочая программа дисциплины
Эффективная презентация проекта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 04.04.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоить основы проектного менеджмента в химии и смежных науках.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы управления "химическим" проектом, этапы жизненного цикла проекта, стратегии достижения целей.
3.2.Уметь:
3.2.1.управлять проектом на различных этапах его жизненного цикла.
организовывать работу в команде, определять приоритеты собственной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками управления проектами на любом его этапе, реализации проекта, управления командой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы проектного менеджмента
1.1. Проектный менеджмент в химии: цели и задачи Лекции 2 2 Л1.1
1.2. Проектный менеджмент в химии: цели и задачи Сам. работа 2 6 Л1.1
1.3. основы создания "химического" проекта Сам. работа 2 18 Л1.1
1.4. основы создания "химического" проекта Практические 2 4 Л1.1, Л1.2
1.5. основы управления проектом Сам. работа 2 2
1.6. основы управления проектом Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2
1.7. Принятие управленческих решений при организации проектой деятельности в химии Практические 2 4 Л1.1, Л1.2
1.8. Принятие управленческих решений при организации проектой деятельности в химии Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Презентация проекта
2.1. основные принципы презентации проекта Лекции 2 2 Л1.1
2.2. основные принципы презентации "химического" проекта Практические 2 2 Л1.1
2.3. основные принципы презентации "химического" проекта Сам. работа 2 36
2.4. основные принципы презентации "химического" проекта Лекции 2 2 Л1.1
2.5. Презентация индивидуального "химического проекта" Практические 2 6 Л1.1
2.6. Презентация индивидуального "химического проекта" Сам. работа 2 20

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":

https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7069
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2 способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Какое количество слайдов рекомендуется для активного усвоения презентации проекта
А 5
Б 10
В 15
Г 30
Ответ: Б
2.Какая книга нужна для усвоения правил эффективной презентации проекта
А Ферми «Квантовая механика»
Б Гегель «Эстетика»
В Галло «iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса»
Г 30 Энгельс «Диалектика природы»
Ответ: В
3.Для чего нужен титульный слайд эффективной презентации проекта?
А Для представления сути проекта
Б Для представления актуальности проекта
В Для провокационного представления содержания проекта
Г Для представления авторов проекта
Ответ: В
4.С какого номера слайда теряется усвоения презентации проекта
А 10
Б 15
В 20
Г 30
Ответ: Б
5.Как читают текст слайда для активного усвоения презентации проекта
А построчно
Б по диагонали
В абзацами
Г блоками
Ответ: Б

6. Стиль письменной научной речи НЕ допускает:
A) форму изложения от третьего лица («автор полагает…»)
B) предложения со страдательным залогом («разработан новый подход…»)
C) авторское «я»
Ответ: C.

7. Возможность в краткой и экономичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов и явлений достигается благодаря…
A) терминам
B) междометиям
C) вводным словам
Ответ: A.

8. Выступление по научному докладу на конференции должно занимать:
A) 10-15 минут
B) 3-5 минут
C) 20-30 минут
D) 30-40 минут
Ответ: A.

9. Автор диссертации выступает
A) во втором лице единственного числа
B) от нейтрального лица
C) в единственном лице
D) во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", стремясь отразить свое мнение как мнение научной школы, научного направления
Ответ: D.

10. Важное качество для автора научного текста ―
A) умение писать.
B) ясность, умение писать доступно и доходчиво.
C) умение писать доходчиво.
D) ясность.
Ответ: B.

11. Резюме (от франц. resumer ― излагать вкратце) -
A) это выводы.
B) это заключение.
C) это практические рекомендации.
D) это краткое, в виде выводов, изложение содержания работы, чаще всего статьи, доклада.
Ответ: D.

12. Что из перечисленного ниже НЕ может быть средством привлечения внимания в публичном выступлении?
A) изложение цели выступления, обзор главных моментов, о которых предстоит говорить
B) обращение к речи предыдущего оратора
C) критика аудитории за их неумение или нежелание слушать
D) юмористическое замечание
Ответ: C.

13. Композиционное построение публичной речи выглядит следующим образом
A) основная часть, заключение, выводы
B) вступление, основная часть, заключение
C) зачин, повествование, вывод
D) начало, конец
Ответ: B.

14. Заканчивая публичное выступление, Вам необходимо…
A) еще раз проговорить цели и задачи выступления
B) попросить присутствующих высказать свое мнение о Вашем выступлении
C) поклониться и молча покинуть место выступления
D) поблагодарить всех присутствующих за внимание
Ответ: D.

15. Если во время Вашего публичного выступления с места раздаются провоцирующие выкрики,…
A) немедленно вступите в дискуссию и постарайтесь выйти из нее победителем
B) это не должно выводить Вас из равновесия. Не вступайте в дискуссию
C) привлеките к вашей дискуссии всю аудиторию, пусть даже выступление будет сорвано.
D) немедленно покиньте место выступления, сказав, что вы не намерены выступать в такой обстановке
Ответ: B.
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕР ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В чем суть предмета «Эффективная презентация проекта»?
Ответ: Получить компетенции для эффективной презентации проекта.
2. Как правильно сделать презентацию проекта?
Ответ: В соответствии с положениями предмета «Эффективная презентация проекта».
3. Какова роль интересного, структурированного и удачно поданного контента?
Ответ: Повысить его уровень познавательности и увлекательности.
4. Что обучающимся не нравится в презентациях?
Ответ: Много текста, плохая речь докладчика, суетливость в подаче материала.
5. В чем отрицательный эффект чтения лекции со слайдов?
Ответ: Это лишает доверия к докладчику.
6. В чем отрицательный эффект неправильного выбора размера шрифта в презентации слайдов?
Ответ: Мелкий шрифт не виден, а большой малоинформативен.
7. Какую роль выполняет легкость в общении и простота речи?
Ответ: Обстановка повышенного внимания к материалу.
8. Какой шрифт вызывает доверие читателя в презентации проекта?
Ответ: Простой шрифт среднего размера (примерно 14 пт).
9. Какова роль визуализации информации в презентации проекта?
Ответ: Концентрирует образное внимание зрителей.
10. Как структурируется визуальный ряд слайдов в проекте?
Ответ: Не более 5 рисунков и подписей к ним.
11. Стоит ли приукрашать слайды в презентации проекта?
Ответ: Не стоит, так как отвлекает внимание от сути.
12. Как влияет излишне детальный и проработанный рисунок на понимании сути проекта?
Ответ: Отвлекает от сути проекта.
13. Какое соотношение иллюстраций и текста захватывает внимание и мысли слушателя?
Ответ: Примерно 70 на 30.
14. Как надо организовать вход в зал и начало презентации?
Ответа: Уверенный вход в зал и доброжательное начало доклада.
15. Как осуществить контроль за аудиторией во время презентации проекта?
Ответ: Организовать обратную связь с помощью вопросов на понимание.
16. Какие главные критерии оценки успешности презентации проекта?
Ответ: Простота, доходчивость, мотивированность к действию.
17. Нужна ли и почему репетиция презентации проекта?
Ответ: Нужна, чтобы откалибровать время и речь.
18. Какова роль титульного слайда?
Ответ: Для провокационного представления содержания проекта.
19. Каково минимальное количество текста на слайде требуется для усвоения сути проекта?
Ответ: Четвреть.
20. Какова роль установок к действиям слушателей после просмотра презентации?
Ответ: Побудить слушателей к дальнейшей проработке вопросов касательно проекта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7069

Пример оценочного средства
1. Определение правильной темы проекта.
2. Формулировка целей и задачи правильного проекта.
3. Правила оформления презентации проекта.
4. Структура эффективной презентации проекта.
5. Порядок выступления с презентацией проекта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. И. Кабушкин Основы менеджмента: учеб. пособие М.: Новое знание, 2006
Л1.2 Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией: учеб. для вузов М.: ИНФРА-М, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru - электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.rsl.ru - РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru - БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru - ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru - БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru - РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека РФФИ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.

Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания. В практике обучения в качестве самостоятельной работы чаще всего используются домашние задание, отдельные этапы лабораторных и семинарско-практических занятий, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, а также дипломное проектирование.


Методические указания для подготовки к экзамену
Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
В период подготовки к экзамену студенты могут получить у экзаменатора - преподавателя, проводивший лекционный курс индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к экзамену – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.