Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В
1.1. | Целью и задачами освоения учебной дисциплины «Философия» являются формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные принципы сбора, отбора и обобщения информации; - основные приемы работы с первоисточниками (философскими текстами) в учебном процессе и процессе научного исследования; - специфику философии как способа познания и духовного освоения мира; - основные разделы философского знания и этапы его развития; - основные философские категории и особенности их понимания в различных исторических типах философии и авторских подходах. - основные направления и проблематику современной философии; - круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; - систематизировать и соотносить разнородные идеи в процессе работы с философским текстом; - раскрывать смысл выдвигаемых идей, представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; - анализировать проблемную ситуацию с применением положений и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; - выявлять практическую ценность определенных философских положений и основания, на которых строится философская концепция или система; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии в коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий; применять этические и межкультурные нормы в общении с представителями иных национальностей и конфессий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание; - навыками ведения дискуссии и полемики; - навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала; - навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социогуманитарных проблем и конкретных философских позиций; - навыками работы с информационными объектами и сетью Интернет; - навыками создания научных текстов; - навыками восприятия и анализа философских текстов, содержащих оценку социокультурных и исторических фактов; - приемами эстетической оценки явлений культуры, концепций и эпох с применением философских идей и категорий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Философские идеи Востока как основа формирования межкультурного взаимодействия. | ||||||
1.1. | Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии. Структура философского знания. Границы научного и философского знания. Отношения философии и религии. Понятие культуры. Место и роль философии в культуре. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
1.2. | Проблема генезиса древнеиндийской философской мысли. Природные условия Индии. Социально-экономический строй и культура рабовладельческого общества древней Индии. Этапы развития древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные философские течения и школы. Специфические черты философии древней Индии. Проблема генезиса и развития китайской философской мысли. Вопрос о происхождении школ. Специфические черты древнекитайской философии. Географические и экономические условия древнего Китая. Особое отношение к сельскому хозяйству. Идеализация природы. Специфика семейной системы. Место философии в древнекитайской цивилизации, ее отношение к искусству и поэзии. Проблемы китайской философии, специфика форм их выражения. | Лекции | 1 | 1 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
1.3. | Проблема генезиса древнеиндийской философской мысли. Природные условия Индии. Социально-экономический строй и культура рабовладельческого общества древней Индии. Этапы развития древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные философские течения и школы. Специфические черты философии древней Индии. Проблема генезиса и развития китайской философской мысли. Вопрос о происхождении школ. Специфические черты древнекитайской философии. Географические и экономические условия древнего Китая. Особое отношение к сельскому хозяйству. Идеализация природы. Специфика семейной системы. Место философии в древнекитайской цивилизации, ее отношение к искусству и поэзии. Проблемы китайской философии, специфика форм их выражения. | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
1.4. | Место Конфуция в китайской философии. «Лунь юй» о личности Конфуция. Специфика этико-политического учения Конфуция. Учение о небе как высшем духовном существе и нравственном начале, идея мировой закономерности. Значение и смысл этических категорий справедливости («и») и гуманности («жэнь»), принципы «чжун» и «шу». Нравственный идеал и образ жизни совершенномудрого. Учение о благородном муже. Категория «вэнь» (культура, цивилизация) в конфуцианстве. Этапы истории даосизма. Первый этап даосизма: учение Ян Чжу. Ранние даосы и отшельники. Фундаментальные идеи Ян Чжу, представленные в «Дао Дэ цзине» и «Чжуан-цзы». Второй этап даосизма: Лао-цзы. Философские смыслы Дао. Принцип разворачивания Дао в мир. Категории простоты и естественности, принцип пустоты. Проблема достижения совершенства. Концепция «у вэй» («недеяние») как основа политической доктрины. Третий этап даосизма: Чжуан-цзы. Путь к достижению относительного счастья. Ограниченный взгляд. Знание высшего уровня и проблема абсолютного счастья. Методология мистицизма. | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
1.5. | Специфика культурного развития Востока и Запада как фактор многообразия философских учений. Философия Древнего Востока. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая, ее основные черты и особенности. Основные школы древнекитайской философии. | Практические | 1 | 1 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
1.6. | Специфика культурного развития Востока и Запада как фактор многообразия философских учений. Философия Древнего Востока. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая, ее основные черты и особенности. Основные школы древнекитайской философии. | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
Раздел 2. Особенности классического западноевропейского типа мышления. | ||||||
2.1. | Понятие Нового времени и его временные рамки. Специфика социально-исторических условий эпохи и ее ценностно-мировоззренческих ориентаций. Специфика проблематики нововременной философии. Особое место философии Нового времени в истории философии. Главные направления нововременной философии. | Лекции | 1 | 1 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
2.2. | Понятие Нового времени и его временные рамки. Специфика социально-исторических условий эпохи и ее ценностно-мировоззренческих ориентаций. Специфика проблематики нововременной философии. Особое место философии Нового времени в истории философии. Главные направления нововременной философии. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
2.3. | Исторические предпосылки возникновения новых методов познания. Ф.Бэкон о переходе от умозрения к опытному знанию. Идолы разума – причины заблуждений в процессе познания. Индукция как путь познания истины. Рационализм Р.Декарта. Правила постижения истины сомневающимся умом. Методологическое сомнение Декарта. Отношение индукции и дедукции. Интуиция и ее роль в процессе познания. | Лекции | 1 | 1 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
2.4. | Исторические предпосылки возникновения новых методов познания. Ф.Бэкон о переходе от умозрения к опытному знанию. Идолы разума – причины заблуждений в процессе познания. Индукция как путь познания истины. Рационализм Р.Декарта. Правила постижения истины сомневающимся умом. Методологическое сомнение Декарта. Отношение индукции и дедукции. Интуиция и ее роль в процессе познания. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
2.5. | Философские взгляды Ф. Бэкона в работе «Новый Органон» Учение об идолах: обоснование основных предрассудков, затемняющих свет истины. Характеристика индуктивного метода познания. | Практические | 1 | 1 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
2.6. | Философские взгляды Ф. Бэкона в работе «Новый Органон» Учение об идолах: обоснование основных предрассудков, затемняющих свет истины. Характеристика индуктивного метода познания. | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
2.7. | Общая характеристика философии Просвещения. Социально-политические и идейные предпосылки Просвещения. Деизм, механицизм и антиисторизм французских философов XVIII в. Возможность познания мира и природы. Сенсуализм и рационализм деятелей Просвещения. Общество и закономерности природы. Решающая роль знаний и наук (прежде всего естественных) для исправления социальных отношений и нравов. Вера в разум и прогресс. Критика церкви, религии и феодального строя. Детерминированность человеческого сознания и воли объективным миром. Концепция неизменности «человеческой природы». Критическая направленность философии Ф.М.Вольтера. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ). Жизненный путь. Борьба против клерикализма и приверженность ньютоновсой механике, локковскому сенсуализму и деизму. Переход к пантеистическим воззрениям. Обоснование существования бога как гаранта социального порядка. Сенсуализм. Механистически-материалистический подход к психофизической проблеме и допущение свободы воли человека. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
Раздел 3. Характерные черты неклассического и современного философствования. | ||||||
3.1. | Специфические черты философии А.Шопенгауэра. Метафизика А.Шопенгауэра: мир как воля и представление. Априорные формы представления: пространство, время, каузальность, деление мира на субъект и объект познания. Воля как иррациональная основа мира. Основные характеристики воли. Ступени объективации воли. «Война всех против всех». Проблема освобождения человека от воли к жизни и поиск путей освобождения. Созерцание «идей» как объектов искусства, этика сострадания, аскетический образ жизни. Философия Фр. Ницше. Периоды творчества Фр. Ницше, основные произведения. Учение о «дионисийском» и «аполлоническом» началах мира и культуры. Проблема интерпретации факта. «Становление», «жизнь» как основные онтологические категории, «воля к власти», идея «вечного возвращения». «Смерть Бога» и критика морали, программа переоценки религиозных и моральных ценностей. Ницше и нигилизм. «Последний человек» и идеал «сверхчеловека». | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
3.2. | Философия Ф. Ницше (работа «Антихристианин») Жизнь и творчество Ф. Ницше. Критика Ницше христианской морали. Обоснование жизни как проявления воли к власти | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
3.3. | Феноменология М. Хайдеггера. Критика классической метафизики и принципы экзистенциально-феноменологического анализа. Переход от представления к пред-стоянию вещи. Категориальная «четверица» и пластика языка у М. Хайдеггера. Язык как «дом бытия» Проблема ничто и «говорящего молчания». Со-временное и со-пространственное измерение человеческого бытия. Проблематика «Бытия и времени». Идея «усредненной понятливости» категории бытия и проблема «герменевтического круга». «Es-sentia» и «Existentia» «Dasein» и «Das Man». | Лекции | 1 | 1 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
3.4. | Феноменология М. Хайдеггера. Критика классической метафизики и принципы экзистенциально-феноменологического анализа. Переход от представления к пред-стоянию вещи. Категориальная «четверица» и пластика языка у М. Хайдеггера. Язык как «дом бытия» Проблема ничто и «говорящего молчания». Со-временное и со-пространственное измерение человеческого бытия. Проблематика «Бытия и времени». Идея «усредненной понятливости» категории бытия и проблема «герменевтического круга». «Es-sentia» и «Existentia» «Dasein» и «Das Man». | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
3.5. | Социокультурные предпосылки и философские основания неклассической философии, а также ее основные особенности. Научная революция начала ХХ века и философия науки. З.Фрейд и возникновение психоанализа. Позитивизм и его исторические формы | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
3.6. | Философия Х. Ортега-и-Гассета (работа «Восстание масс»). Главные характеристики массы. Социальные предпосылки формирования массы. Роль либерализма в формировании массы. Насилие как средство самопрезентации масс. Тоталитарное сознание и тоталитарный режим – причина и следствие. | Сам. работа | 1 | 10 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
3.7. | Человек абсурдный в работе А. Камю «Бунтующий человек». Основные определения абсурда. Формы проявления чувства абсурда. Основные исходы (следствия) абсурда. | Практические | 1 | 1 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
3.8. | Человек абсурдный в работе А. Камю «Бунтующий человек». Основные определения абсурда. Формы проявления чувства абсурда. Основные исходы (следствия) абсурда. | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
3.9. | Проект постчеловеческого будущего Ф. Фукуямы. Проблемы в развитии биотехнологий революции. Взаимосвязь между религиозными убеждениями и развитием биотехнологий. Ключевые изменения природы человека. | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
Раздел 4. Учение о бытии и познании | ||||||
4.1. | Бытие и небытие. Проблема ничто в истории философии. Концепция бытия и небытия у Парменида. Небытие как проблема схоластики. Небытие и простое отрицание. Решение проблемы небытия в формальной логике. Диалектическая версия проблемы ничто. Феноменологическая версия проблемы небытия. Экзистенциальная версия проблемы небытия. Понятие субстанции. Типы субстанциальной онтологии. Субстанция как единая первооснова качественного многообразия мира. Понятие субстанциальной основы бытия в истории философии. Категории субстанциальной онтологии. | Лекции | 1 | 2 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
4.2. | Бытие и небытие. Проблема ничто в истории философии. Концепция бытия и небытия у Парменида. Небытие как проблема схоластики. Небытие и простое отрицание. Решение проблемы небытия в формальной логике. Диалектическая версия проблемы ничто. Феноменологическая версия проблемы небытия. Экзистенциальная версия проблемы небытия. Понятие субстанции. Типы субстанциальной онтологии. Субстанция как единая первооснова качественного многообразия мира. Понятие субстанциальной основы бытия в истории философии. Категории субстанциальной онтологии. | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
4.3. | Постановка проблемы человека в экзистенциализме Ж.-П. Сартра (работа «Экзистенциализм – это гуманизм»). Принципиальное различие в оценке сущности и существования в экзистенциализме и предшествующих ему философских школах и направлениях. Свобода, забота, тревога, выбор, ответственность в экзистенциализме. | Практические | 1 | 1 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
4.4. | Постановка проблемы человека в экзистенциализме Ж.-П. Сартра (работа «Экзистенциализм – это гуманизм»). Принципиальное различие в оценке сущности и существования в экзистенциализме и предшествующих ему философских школах и направлениях. Свобода, забота, тревога, выбор, ответственность в экзистенциализме. | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
4.5. | Учение об истине. Онтологическое и гносеологическое измерения истины. Истина как истинное бытие. Истина как отношение к бытию. Истина как экзистенциальное переживание бытия. Социально-этическое измерение истины: правда и кривда. Классические концепции истины (корреспондентская, семантическая, конвенциональная, априористская), ее парадоксы и критика. Неклассические концепции истины (когерентная, прагматистская, диалектико-материалистическая, волюнтаристская, экономическая). Проблема критериев истины: «внутреннее совершенство и внешнее оправдание» (логические, эмпирические, практические, теоретические и др. аспекты). Парадокс Нельсона. Истина как оценка знания; истина как состояние, как акт и как процесс. Соотношение истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения, истины и познавательной ошибки. Истина и истинность. Истина как ценность. | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, УК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=11163 УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Ключевой категорией в философии А. Шопенгауэра является 1. воля 2. либидо 3. парадигма 4. экзистенция 5. вещь-в-себе 2. Философия А. Бергсона относится к направлению 1. философия жизни 2. философия Просвещения 3. неопозитивизм 4. аналитическая философия 5. структурализм 3. Кто из родоначальников философии первым назвал себя «философом», т.е. любящим мудрость, испытывающим к ней влечение? 1. Фалес; 2. Будда; 3. Гераклит; 4. Пифагор; 4.Какие из перечисленных школ, сформировавшихся в течение эпического периода древнеиндийской философии, отрицали авторитет вед? 1. веданта; 2. буддизм; 3. йога; 4. ньяя 5.Кто считается основателем джайнизма? 1. Конфуций; 2. Будда; 3. Махавира Вардхамана; 4. Кришна; 6. Определите содержание важнейшего философского понятия древнекитайской философии – сяо: 1. сыновняя почтительность и почитание старшего брата; 2. гуманность, милосердие, человечность; 3. совершенный, благородный человек; 4. ритуал, церемония, этикет; 7. Представителем экзистенциальной философии является: 1. Ж.-П. Сартр 2. О. Конт 3. З. Фрейд 4. Г. Риккерт 8. Важнейшей категорией в философии Ф. Ницше является: 1. воля к власти 2. экзистенция 3. парадигма 4. деконструкция 5. понимание 9. Важнейшей работой М. Хайдеггера является 1. «Бытие и время» 2. «Бытие и ничто» 3. «Истина и метод» 4. «Логико-философский трактат» 10.Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами: 1. Г.В.Ф. Гегель; 2. Ф. Ницше; 3. З. Фрейд; 4. Ж.-П. Сартр. 11. Понятие общественно-экономической формации принадлежит: 1. позитивизму; 2. марксизму; 3. фрейдизму; 4. экзистенциализм 12. Философ – представитель направления «философия жизни»: 1. А. Бергсон; 2. И. Кант; 3. Г.В.Ф. Гегель; 4. Р. Декарт. 13. Впервые понятие «бытие» в философии использовал: 1. Боэций; 2. Плотин; 3. Парменид; 4. Г.В.Ф. Гегель. 14. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы: 1. проблема познаваемости мира; 2. проблема первичности материи или духа; 3. проблема первоначала; 4. проблема природы человеческой души. 15. Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»: 1. Г.В.Ф. Гегель; 2. И. Кант; 3. Б. Спиноза; 4. Р. Декарт. Ключ к тестам № ответ 1 1 2 1 3 4 4 2 5 3 6 1 7 1 8 1 9 1 10 3 11 2 12 1 13 3 14 3 15 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1.Что является первоосновой всего сущего согласно Анаксимену? Ответ – воздух. 2. Что лежит в основе бытия по мнению античного философа Демокрита? Ответ – атомы. 3. Метод в философии, согласно которому истина «рождается» в диалоге? Ответ – майевтика. 4.Основаная работа Конфуция? Ответ - «Лунь-юй». 5. Кому принадлежит тезис «человек есть мера всех вещей»? Ответ – Протагор. 9. Какие ситуации выдвигаются на первый план экзистенциалистами в понимании человеческого бытия? Ответ - пограничные ситуации. 10. «Философская позиция, отрицающая возможность достоверного познания сущности окружающей человека действительности, – это позиция …» Ответ – агностицизма. 11. Кого из древнегреческих философов называли «учителями мудрости»? Ответ – софистов. 12. Раздел философии исследующий проблемы познания? Ответ – гносеология. 13. Исторической формой социально-культурных и жизненных регулятивов наряду с мифологией и философией является? Ответ – религия. 14. Аристотель определяет человека как разумное и … животное? Ответ – политическое. 15. Заключительной философской частью вед являются? Ответ – упанишады. 16. Философское направление, разработавшее учение о четырёх благородных истинах? Ответ – буддизм. 17. Господствующая в философии средневековья концепция творения мира и соотношения Бога и мира? Ответ – креационизм. 18.Общественная модель, разработанная Т. Гоббсом? Ответ – теория общественного договора. 19.Какие формы правления выделял французский философ эпохи Просвещения Ш. Монтескье? Ответ – республиканская, монархическая, деспотическая. 20. Как И. Кант охарактеризовал воспринимаемую человеком действительность? Ответ – мир явлений. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Направление современной философии, являющееся материалистическим: 1. неотомизм; 2. марксизм; 3. экзистенциализм; 4. феноменология. 2. В марксизме главным в развитии общества считается: 1. народонаселение; 2. географическая среда; 3. воля личности; 4. способ производства материальных благ. 3. Школа в древнекитайской философии, полагавшее главными принципами управления государством награды и наказания: 1. легизм; 2. даосизм; 3. моизм; 4. конфуцианство. 4. «Ошибка выжившего» впервые описана в работе этого философа: 1. Р.Декарт; 2. Вольтер; 3. Р.Бэкон; 4. Ф.Бэкон. 5. Исчезновение субъекта провозгласили представители этого философского направления: 1. постмодернизм; 2. метамодернизм; 3. модернизм; 4. домодернизм. 6. Одним из ключевых понятий, с помощью которого Ж.Бодрийяр описывает социальную реальность является: 1. ризома; 2. символ; 3. означающее; 4. симулякр. 7. К представителям философии 20 века относится: 1. Г.Миллер; 2. Ф.Кафка; 3. Ж.Делез; 4. Ж.Ламетри. 8. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения: 1. человек; 2. Бог; 3. природа; 4. космос. 9. Философия в средине века занимала подчиненное положение по отношению к: 1. богословию; 2. науке; 3. психологии; 4. этике. 10. Основным методом научного познания, согласно Ф. Бэкону, должен стать: 1. апофатический; 2. индуктивный; 3. дедуктивный; 4. диалектический. 11. Согласно психоаналитическому учению 3.Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется: 1. разумом; 2. мышлением; 3. рассудком; 4. бессознательным. 12. С именем какого философа связана традиция европейского рационализма: 1. Ф. Бэкон; 2. Р. Декарт; 3. Т. Гоббс; 4. Б. Спиноза. 5. Дж. Локк. 13. Кто из философов считал естественным состоянием «войну всех против всех»: 1. Д. Бруно; 2. Т. Мор; 3. Т. Гоббс. 4. Д. Дидро; 14. . Назовите форму бытия, находящуюся в центре проблематики экзистенциализма: 1. бытие природы; 2. индивидуальное бытие человека; 3. бытие абсолютного; 4. бытие общества. 15. Объектом философии является: 1. мир в целом 2. мир природы 3. общество 4. трансцендентное Ключ к тестам № ответ 1 2 2 4 3 1 4 4 5 1 6 4 7 3 8 1 9 1 10 2 11 4 12 2 13 3 14 2 15 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Назовите философскую школу, к которой относятся Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Ответ – стоицизм. 2. Этический принцип, согласно которому основным мотивом и смыслом человеческой жизни является наслаждение? Ответ – гедонизм. 3. Учение о сотворении мира Богом. Ответ – креационизм. 4. Установка, согласно которой универсалии существуют до, вне и помимо единичных вещей. Ответ – номинализм. 5. Учение, согласно которому реально существует лишь единичное, в то время как общие понятия есть не более, чем имена, звуки. Ответ – реализм. 6. Учение средневековой философии об истолковании исторического процесса как осуществлении замысла Бога? Ответ – провиденциализм. 7.Какой принцип лежал в основе философии Дж. Беркли? Ответ – «существовать – значит быть воспринимаемым». 8.Основоположником какого гносеологического учения является Р. Декарт? Ответ – рационализм. 9. Материалистичекие концепции утверждают, что … является способом существования материи. Ответ – движение. 10. Что античный философ Гераклит полагал в качестве образа вечного движения? Ответ – огонь. 11.Главный фактор общественного развития в концепции К. Маркса? Ответ – производственные силы. 12. Современное направление в науке, изучающее нестабильность самоорганизующихся систем? Ответ – синергетика. 13. Объективная, существенная, необходимая, внутренняя, повторяющаяся, устойчивая связь (отношение) между явлениями и процессами? Ответ – закон. 14. Согласно определению В.И. Ленина … – это «большие группы людей, различающиеся их местом в исторически определенной системе общественного производства…». Ответ – классы. 15. Течение средневековой философии, согласно которому общее существует реально в виде некой сущности? Ответ – реализм. 16.Какую формулу определения права предложил немецкий философ И.Кант? Ответ – «равенство в свободе по всеобщему закону». 17. Совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей является? Ответ – общество. 18.Что понимается под общественной формацией в марксистской философии? Ответ – исторический тип общества. 19. Наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. Ответ – этика. 20. Система неписаных законов, являющихся регуляторами поведения человека в обществе. Ответ – мораль. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Предмет философии. Функции философии. Место философии в духовной жизни общества. 2. Проблема генезиса древнеиндийской философской мысли. 3. Этапы развития древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные философские течения и школы. 4. Специфические черты философии древней Индии. 5. Проблема генезиса и развития китайской философской мысли. Вопрос о происхождении школ. 6. Специфические черты древнекитайской философии. 7. Философские идеи Конфуция и основные категории даосской философии Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство, дзен-буддизм. 8. Место философии Нового времени в истории философии. 9. Главные направления нововременной философии. 10. Эмпиризм Фр. Бэкона. Рационализм Р. Декарта. 11. Общая характеристика философии Просвещения: деизм, механицизм и антиисторизм французских философов XVIII в. 12. Сенсуализм и рационализм деятелей Просвещения. 13. Критическая направленность философии Ф.М.Вольтера. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ). 14. Специфические черты философии А.Шопенгауэра. 15. Метафизика А.Шопенгауэра: мир как воля и представление. 16. Философия Фр. Ницше: учение о «дионисийском» и «аполлоническом» началах мира и культуры. 17. Программа переоценки религиозных и моральных ценностей в философии Фр. Ницше. 18. Феноменология М. Хайдеггера: критика классической метафизики и принципы экзистенциально-феноменологического анализа. 19. Категориальная «четверица» и пластика языка у М. Хайдеггера. Язык как «дом бытия» Проблема ничто и «говорящего молчания». 20. Идея «усредненной понятливости» категории бытия в философии М. Хайдеггера и проблема «герменевтического круга». «Essentia» и «Existentia» «Dasein» и «Das Man». 21. Социокультурные предпосылки и философские основания неклассической философии, а также ее основные особенности. 22. Научная революция начала ХХ века и философия науки. 23. З.Фрейд и возникновение психоанализа. 24. Позитивизм и его исторические формы. 25. Бытие, сущее и существующее: критический анализ. 26. Субстанция как единая первооснова качественного многообразия мира. Понятие субстанциальной основы бытия в истории философии. 27. Человеческая жизнь как экзистенция. Феноменологические концепции бытия. 28. Знание и познание. Понятия субъекта и объекта познания. 29. Понятие истины. Абсолютная истина. Относительность истины. Абстрактная и конкретная истины. 30. Критерии истинности знаний. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гуревич П.С. | Философия: учебник для вузов | Издательство Юрайт,, 2023 | urait.ru |
Л1.2 | Родзинский Д. Л. | Философия: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
Л1.3 | Ивин А. А., Никитина И. П. | ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Светлов, В. А. | Философия : учебное пособие для вузов | Издательство Юрайт, 2020 | https://biblio-online.ru/bcode/453120 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бессонов Б.Н. | История философии: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Лебедев С.А. | Философия науки : Учебное пособие | М.:ЮРАЙТ, 2018 | www.biblio-online.ru/book/96CAA82F-C430-46E9-B517-257F5DA6567A. |
Л2.3 | Гриненко, Г. В. | История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5 |
Л2.4 | Гриненко, Г. В. | История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, , 2021 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт «Философия без границ» | platonanet.org.ua | ||
Э2 | Журнал «Вопросы философии» | vphil.ru | ||
Э3 | Библиотека по философии | lib.ru | ||
Э4 | Сайт «Философы древности» | www.philosoma.ru | ||
Э5 | Институт философии РАН: философия в России | www.philosophy.ru | ||
Э6 | Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» | www.lib.asu.ru | ||
Э7 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э8 | ЭБС «Лань» | www.e.lanbook.com | ||
Э9 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э10 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э11 | Научная электронная библиотека | www.elibrary.ru | ||
Э12 | Курс на ЕОП | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно 7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно 1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно 1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru) LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»; http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ; http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»; http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE; https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»; http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека. Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Философия» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю. |