МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.16. специальность Туризм и гостеприимство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_16_ТурГостеприим-2023_9кл
Часов по учебному плану 60
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 12
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 12 12 12 12
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 6 6 6 6
Итого 60 60 60 60

Программу составил(и):
преподаватель, первая категория, Косач Елена Владимировна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Большакова Елена Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
История России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО (приказ Минобрнауки России от 12.12.2022 г. № 1100)

составлена на основании учебного плана:
43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений об особенностях развития современной России и основных регионов мира на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории второй половины 20 века-начала 21 века

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СГ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы исторического развития человеческого общества и основные их черты, периоды в истории России и их специфику, основные исторические подходы и концепции к изучаемой дисциплине, знаковые исторические события и их влияние на исторический процесс, хронологический ряд по изучаемому курсу, исторических деятелей, сыгравших важную роль в истории
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причину того или иного явления, отличать причину от предпосылки, выделять как общие черты, так и специфику, анализировать то или иное явление, выбирать и использовать методы научного исследования, формулировать собственную научную концепцию, видеть взаимосвязь между причиной и следствием, использовать полученные знания в педагогической деятельности

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История России в системе мировой истории
1.1. Отечественная история в системе научных дисциплин Лекции 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Выделить задачи и функции истории Практические 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Эпоха Древней Руси. (IХ – ХIV вв.)
2.1. Эпоха Древней Руси IХ – ХIV Лекции 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Сравнение развития Руси и Западной Европы в ХI –ХIII в. Практические 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Закрепление материала Сам. работа 3 6 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Формирование и развитие Московского государства ХV – ХVI вв.
3.1. Московское государство: основные вехи исторического пути Лекции 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Заполнение таблицы «Реформы в эпоху Ивана Грозного» (название реформы, время проведения, основные мероприятия, цель реформы, итоги) Практические 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Составление таблицы о внешней политики России при Иване Грозном (даты, главные внешнеполитические события) Практические 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Закрепление материала Сам. работа 3 4 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Российское государство в эпоху Нового времени
4.1. Российское государство в эпоху Нового времени Лекции 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Заполнение таблицы «Реформы эпохи Петра I» (название реформы, время проведения, основные мероприятия, цель реформы, итоги) Практические 3 2 ОК 03., ОК 02. Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Создание презентаций Сам. работа 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Россия в период Просвещенного абсолютизма
5.1. Россия в эпоху Просвещенного абсолютизма. Лекции 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Заполнение таблицы «Внешняя политика России в ХVIII в.» (даты, основные внешнеполитические события, участники, итоги) Практические 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Социально-политическое и экономическое развитие Российской империи в первой половине ХIХ в
6.1. Социальнополитическое и экономическое развитие Российской империи в первой половине ХIХ в. Лекции 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Составление сравнительного анализа реформ Александра I и Александра II. Практические 3 2 ОК 05. Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Российская империя в эпоху буржуазных реформ и контрреформ ХIХ в.
7.1. Россия в эпоху буржуазных реформ (2 половина ХIХ в.) Лекции 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Заполните Таблицу «Буржуазные реформы второй половины ХIХ в» (название реформы, время проведения, основные мероприятия, цель реформы, итоги) Практические 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Российская империя в эпоху империализма и русских революций
8.1. Российская империя в эпоху империализма и русских революций Лекции 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Сравнительный анализ Февральской и Октябрьской революций (дата, цель, движущая сила, участвующие партии, итоги) Практические 3 2 ОК 05., ОК 06. Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Советский и современный период в истории России
9.1. Советский и современный период в истории России. Лекции 3 4 ОК 05., ОК 02., ОК 06. Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Февральская и Октябрьская революция: сравнительный анализ. Сравнение целей и задач красного и белого движения. Почему большевикам удалось победить в гражданской войне. Практические 3 2 ОК 05., ОК 02., ОК 06. Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Консультация перед экзаменом Консультации 3 2 ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 06. Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7007
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
В 70-е годы приоритеты в развитии экономики были отданы
а) тяжелой промышленности
б) оборонной промышленности
в) сельскому хозяйству
г) жилищному строительству
2. Подписание в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе состоялось
а) в 1975
б) в 1971
в) в 1976
г) в 1980
3. Выберите неправильный ответ. Разрядка международной напряженности
в 70-е годы включала
а) соглашение по Западному Берлину
б) соглашение СССР и США по ПРО и ОСВ-1
в) соглашение по безопасности в Европе
г) создание НАТО и ОВД
4. Инициатор создания в СССР Комитета прав человека
а) В. Чалидзе
б) А.И. Солженицын
в) А.Д. Сахаров
г) А.Т. Марченко
5. Дефицит товаров народного потребления в СССР в 1970-1980 гг. был вызван
а) снижением объемов их производства
б) сбытом основной массы на зарубежных рынках
в) опережением роста доходов населения над производством качественных товаров
6. Конституция СССР 1977 г.
а) закрепляла роль КПСС как руководящей силы советского общества
б) вводила систему многомандатных выборов
в) разрешила создание альтернативных КПСС политических партий
7. Найдите правильное сочетание события и даты
а) договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) - 1979 г.
б) ввод войск Варшавского договора в Чехословакию - 1968 г.
в) ввод ограниченного контингента вооруженных сил в Афганистан - 1972 г.
8. Какая акция правительства в период «застоя» вызвала открытый протест
в обществе?
а) интернациональная помощь Вьетнаму
б) размещение советских ракет на Кубе
в) ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию
9. Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.
а) изменила границы между Германией, Польшей и Чехословакией
б) закрепила границы, сложившиеся в Европе после Второй мировой войны
в) приняла Декларацию прав человека и гражданина
10. Период разрядки в международных отношениях приходится на
а) 1961-1968 гг.
б) 1972-1975 гг.
в) 1979-1983 гг.
11.Отношения СССР с Китаем в 1960-70 гг. характеризовались
а) политическим сотрудничеством, единством на международной арене
б) конфликтом, доходящим до вооруженных столкновений на границах
в) сохранением отношений братства и взаимной помощи, сложившихся в начале
1950-х гг.
12. Для культурной политики Советского правительства в 1970-е гг. характерно
а) поощрение критического анализа негативных сторон жизни общества
б) отказ от цензуры научных и художественных публикаций
в) выдворение инакомыслящих деятелей культуры за границу
13. Наиболее распространенными формами борьбы с «инакомыслием» в годы
«застоя» стали
а) дискуссии, диалог правительства с диссидентами через СМИ
б) ограничения в карьере, лишение гражданства
в) восстановление ГУЛАГа.
14. Причиной конца «разрядки» не является:
а) принятие американской программы СОИ
б) ввод советских войск в Афганистан
в) ухудшение советско-американских отношений
г) подписание Заключительного акта в Хельсинки
15. «Железный занавес» - это
а) берлинская стена, отделявшая Восточный Берлин от Западного
б) пограничная система стран социализма
в) раскол мира на два враждебных лагеря по идеологическому
принципу (социалистический- капиталистический)
г) участие в конфликте между Северной и Южной Кореей
Правильные ответы:
1 б
2 а
3 г
4 в
5 а
6 а
7 а-1972, б-1968, в-1979
8 в
9 б
10 б
11 б
12 в
13 б
14 г
15 в
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы, индивидуальные проекты и др.) - не предусмотрено



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена (Может включать несколько блоков оценивания):
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7007&section=12

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49









Приложения
Приложение 1.   ФОС_История России_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.А. Крамаренко История России: Учебное пособие для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Шубин, А. В. История России, 1946 год - начало XXI века: 11 класс. Базовый уровень : учебник Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Н. Зуев, А. А. Чернобаев История России для технических специальностей : учебник для среднего профессионального образования : учебник для СПО М: Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Методические рекомендации по освоению дисциплин (междисциплинарных курсов, модулей) по специальности 43.02.11 Гостиничное дело: методические рекомендации Алтайский государственный университет, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle "История России" (43.02.16 Туризм и гостеприимство, Косач Е.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
414Н кабинет истории; кабинет основ философии - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; карты по истории, раздаточные материалы
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины История России используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.
При проведении практических занятий: дискуссии, кейс-задания.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в разработке презентаций, поиск дополнительной информации и др.
Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и Истории России. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы и особенности рассматриваемого исторического периода, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию следует слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– какие проблемы в лекции ставятся и как они обосновываются;
– примеры, факты, документальные источники, архивные материалы, сведения из периодической печати, художественной литературы, кинофильмов;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции. Доработка лекционного материала
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

По дисциплине История России большая часть практических занятий проводится с использованием устного опроса студентов, для проверки уровня знаний по теме. План устных практических занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
После вопросов темы следуют даты, термины и имена деятелей, знание которых обязательно для студентов СПО. Практические занятия необходимы для обобщения литературных источников, помогают студентам глубже усвоить теоретический материал, приобрести навыки творческой работы над историческими документами и первоисточниками.
Планы занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к практическому занятию по дисциплине История следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На заняитии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Самостоятельная работа является одним из основных методов глубокого, творческого изучения учебного материала.
Домашние и индивидуальные работы как вид самостоятельной работы, предполагают выполнение системы заданий, направленных на формирование практических умений и навыков по заданной тематике.
Рекомендации по выполнению заданий:
ознакомится с тематикой и содержанием задания.
изучить соответствующий материал, представленный в конспектах.
при необходимости, изучить дополнительный материал, имеющийся в основной и дополнительной литературе, представленной в программе.
проанализировать задания, выполненные в ходе практических занятий.
выполнить работу в установленые сроки.
Критерии оценки:
правильность выполнения работы (отсутствие фактических, логических и других ошибок);
полнота выполнения работы;
своевременность выполнения.
Задания выполненные позже установленного срока оцениваются минимальным количеством баллов.