МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическое право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Трубникова О.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Экологическое право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является профессиональная подготовка специалистов в сфере экологического права, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, новейших течений в науке экологического права и правоприменительной практике.
Задачами курса являются изучение основных положений действующего экологического законодательства и основных достижений науки экологического права, правоприменительной практики, воспитание правовой культуры студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ОПК-2 Способен применять нормы материального и процессуального права при решении задач профессиональной деятельности
ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-8: Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм
опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы
чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила
пожарной безопасности.
ОПК-2.1. Знает нормы материального и процессуального права.
ПК-1.1. Знает виды и особенности нормативных правовых актов в профессиональной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-8.2. Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы
первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
ОПК-2.2. Умеет определять нормы материального и процессуального права, подлежащие применению при решении конкретных юридических проблем
ПК-1.2. Умеет выявлять пробелы и коллизии действующего законодательства и определяет способы их преодоления и устранения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-8.3. Имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования
обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
ОПК-2.3. Владеет навыками квалификации юридико-фактических обстоятельств.
ПК-1.3. Владеет приемами подготовки нормативных правовых актов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Часть общая
1.1. Предмет и система экологического права Природа как объект правового регулирования. Взаимодействие общества и природы. Концепции взаимодействия общества и природы. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе. Эко-логическая доктрина России. Понятие экологического права как отрасли права. Объекты экологических отношений. История правового регулирования экологических отношений, становление и основные этапы развития экологического права. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Экологические функции государства, экологические функции права. Принципы экологического права. Лекции 3 2 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет и система экологического права Природа как объект правового регулирования. Взаимодействие общества и природы. Концепции взаимодействия общества и природы. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе. Эко-логическая доктрина России. Понятие экологического права как отрасли права. Объекты экологических отношений. История правового регулирования экологических отношений, становление и основные этапы развития экологического права. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Экологические функции государства, экологические функции права. Принципы экологического права. Сам. работа 3 6 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Источники экологического права Становление и развитие экологического законодательства России Понятие, особенности и система источников экологического права на современном эта-пе. Конституционные основы экологического права. Закон как источник экологического права. Подзаконные нормативные правовые акты как источники экологического права. Региональные нормативные правовые акты как источники экологического права. Соот-ношение экологического законодательства Российской Федерации и экологического за-конодательства субъектов Российской Федерации. Роль судебной и арбитражной прак-тики в регулировании экологических отношений Сам. работа 3 4 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. Право собственности на природные ресурсы Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы Субъекты и объекта права собственности на природные ресурсы Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы Содержание права собственности на природные ресурсы Защита права собственности на природные ресурсы Лекции 3 1 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Право собственности на природные ресурсы Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы Субъекты и объекта права собственности на природные ресурсы Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы Содержание права собственности на природные ресурсы Защита права собственности на природные ресурсы Сам. работа 3 10 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Система органов государственного экологического управления. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ведомственной компетенции. Государственные органы экологического управления специальной компетенции. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении. Роль общественных объединений и граждан в экологическом управлении. Экологическое нормирование. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологическое лицензирование. Экологиче-ская информация. Понятие, роль, значение и состав экологической информации. Требова-ния к экологической информации. Источники экологической информации. Правовое регу-лирование доступа к экологиче Практические 3 2 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.7. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Система органов государственного экологического управления. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ведомственной компетенции. Государственные органы экологического управления специальной компетенции. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении. Роль общественных объединений и граждан в экологическом управлении. Экологическое нормирование. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологическое лицензирование. Экологиче-ская информация. Понятие, роль, значение и состав экологической информации. Требова-ния к экологической информации. Источники экологической информации. Правовое регу-лирование доступа к экологиче Сам. работа 3 10 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.8. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы Экологическое планирование Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды Экологическое страхование Экологический аудит Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружаю-щей среды Лекции 3 1 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.9. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы Экологическое планирование Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды Экологическое страхование Экологический аудит Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружаю-щей среды Сам. работа 3 11 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.10. Экологический контроль Понятие, стадии, формы, виды и принципы экологического контроля Государственный экологический надзор Производственный и общественный экологический контроль Сам. работа 3 10 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.11. Правовые формы использования природных ресурсов. Правовая охрана природных объектов Понятие, виды и основные принципы права природопользования Субъекты и объекты права природопользования Основания возникновения и прекращения права природопользования Содержание права природопользования Осуществление, ограничение и защита права природопользования Требования по правовой охране отдельных природных объектов Сам. работа 3 10 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.12. Ответственность за экологические правонарушения Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения Понятие и состав экологического правонарушения Общие положения об административной ответственности за экологические правонаруше-ния Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Порядок исчисление и возмещения вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опасно-сти Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Практические 3 4 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.13. Ответственность за экологические правонарушения Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения Понятие и состав экологического правонарушения Общие положения об административной ответственности за экологические правонаруше-ния Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Порядок исчисление и возмещения вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опасно-сти Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Сам. работа 3 10 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Особенная часть
2.1. Правовая охрана окружающей среды в отдельных отраслях хозяйства и сферах дея-тельности Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в экс-плуатацию объектов Экологические требования при эксплуатации объектов Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве Правовая охрана окружающей среды в энергетике Правовая охрана окружающей среды в военной деятельности Правовая охрана здоровья человека и окружающей среды от радиационной опасности Правовая охрана окружающей среды от производственных и бытовых отходов Правовая охрана окружающей среды от вредного биологического воздействия (биологиче-ского загрязнения) Правовая охрана озонового слоя Земли. Охрана климата Сам. работа 3 6 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов (правовой ре-жим природно-заповедного фонда) Понятие, виды, общая характеристика и специфика правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов Правовой режим государственных природных заповедников Правовой режим государственных природных заказников Правовой режим национальных парков и природных парков Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов Правовой режим памятников природы Организация охраны особо охраняемых природных территорий и объектов Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений Правовой режим природы курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон Правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочислен-ных народов Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия Сам. работа 3 6 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Специальная часть
3.1. Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды Понятие, значение, объекты и принципы международно-правовой охраны окружающей среды Международные конференции по охране окружающей природной среды Международные экологические организации Источники международно-правовой охраны окружающей среды Сам. работа 3 3 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
3.2. Правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах Правовая охрана окружающей природной среды в Соединенных Штатах Америки Правовая охрана окружающей природной среды в странах Европы Сам. работа 3 3 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Экзамен
4.1. Экзамен Экзамен 3 9 ПК-1, ОПК-2, УК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Примеры заданий закрытого типа
1. окружающая среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ : а
2. Природная среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: б

3. Благоприятной является окружающая среда, состояние которой соответствует
а) нормативам качества окружающей среды;
б) нормативам допустимого воздействия на окружающую среду;
в) нормативам допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: а

4. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается
а) административная и уголовная ответственность;
б) дисциплинарная, административная и уголовная ответственность;
в) имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Ответ : в

5. Граждане
а) имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований;
б) не имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований;
в) имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда причиненного окружающей среде вследствие нарушений требований природоохранного и природоресурсного законодательства.
Ответ: а, в

6. Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается посредством
а) экологического нормирования;
б) осуществлением экологического надзора;
в) установлением налогов за пользование природными ресурсами.
Ответ : а, б

7. Экологическая безопасность – это
а) состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;
б) состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;
в) состояние защищенности природной среды от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Ответ: а

8) Вред окружающей среде - это
а) негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
б) негативное изменение природной среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
в) негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой истощение природных ресурсов.
Ответ: а

9) Экологический риск – это
а) наступление события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
б) вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
в) вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности.
Ответ: б.

10. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются
а) компоненты природной среды, природные объекты, природно-антропогенные объекты и антропогенные объекты;
б) компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты;
в) компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Ответ: в.

11. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается
а) федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Ответ: б.

12. Инициатором объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть
а) федеральные органы исполнительной власти,
б) федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления этих территорий.
Ответ: в.

13. Чрезвычайная ситуация – это
а) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
б) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
в) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ответ: б

14. Зона чрезвычайной ситуации - это
а) территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;
б) территория, на которой может сложиться чрезвычайная ситуация;
в) территория, на которой произошла техногенная катастрофа.
Ответ: а.

15. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - это система мероприятий
а) по обучению населения действиям при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
б) по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) по обучению населения действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Природа – это совокупность ____________________, природных и природно-антропогенных объектов.
Ответ: компонентов природной среды
2. ________________________ - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Ответ: окружающая среда.
3. С какой целью устанавливаются нормативы качества окружающей среды?
Ответ: для оценки состояния окружающей среды.
4. Перечислите нормативы качества окружающей среды
Ответ: нормативы качества, установленные для химических показателей, для физических показателей, для биологических показателей, иные показатели.
5. На основании чего устанавливаются нормативы качества окружающей среды?
Ответ: на основании лабораторных испытаний и наблюдений за окружающей средой.
6. Состояние благоприятной окружающей среды соответствует ________________-
Ответ: нормативам качества окружающей среды
7. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к __________________________.
Ответ: негативным изменениям качества окружающей среды.
8. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых __________________

Ответ: оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

9. Территория объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации по инициативе __________________
Ответ: федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления этих территорий .
10. Какими видами нормативных правовых актов устанавливается ащита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций ?
Ответ: федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
11. Зона чрезвычайной ситуации - это ________________________________

Ответ: территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

12. Каждый гражданин имеет право на _____________________________________
Ответ: благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
13. Граждане имеют право направлять обращения в _____________________________________ о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране
Ответ: органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам.
14. Граждане обязаны ____________________________________________
Ответ: сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
15. Граждане имеет право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся________________________, и получать своевременные и обоснованные ответы
Ответ: охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.
16. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие ____________________________
Ответ: в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
17. В случае, если должностные лица препятствуют гражданам, а также общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации прав в области охраны окружающей среды такие должностные лица привлекаются

Ответ: к ответственности в установленном порядке

18. Органы государственной власти субъекта РФ принимать участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории ____________________________

Ответ: субъекта Российской Федерации.

19. Объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации относится к полномочиям ___________________

Ответ: Органов государственной власти РФ

20. Координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия относится к полномочиям

Ответ: Органов государственной власти РФ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-2 Способен применять нормы материального и процессуального права при решении задач профессиональной деятельности
Примеры заданий закрытого типа
1. Граждане обязаны:
а) создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
б) бережно относиться к природе и природным богатствам;
в) оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.
Ответ: б

2. К природоресурсным актам относятся
а) Закон РФ "О недрах", ФЗ "О животном мире", Водный кодекс;
б) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "Об охране окружающей среды";
в) ФЗ "Об охране озера Байкал", ФЗ "Об экологической экспертизе".
Ответ: а.
3. Органы местного самоуправления
а) осуществляют нормативное регулирование только в природоохранной сфере;
б) осуществляют нормативное регулирование только в природоресурсной сфере;
в) осуществляют нормативное регулирование как в природоохранной, так и в природоресурсной сфере
Ответ: в

4. ФЗ "Об охране окружающей среды"
а) действует на территории РФ;
б) действует на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;
в) не действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Ответ: б

5. Природа – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: б

6. Окружающая среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: а

7. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года – это
а) документ стратегического планирования;
б) подзаконный акт ;
в) экологизированный акт
Ответ: а, б

8. Правовую доктрину характеризует
а) обобщенность;
б) прогностичность;
в) нормативность.
Ответ: а, б

9. Природользование находится
а) в ведении РФ;
б) в совместном ведении РФ и ее субъектов
Ответ: а

10. Естественная экологическая система - это
а) часть природной среды;
б) часть природного объекат;
в) природно-антропогенного объекта.
Ответ: а

12. Бережное отношение к природе и природным богатствам - это
а) право граждан;
б) обязанность граждан;
в) законный интерес граждан
Ответ: б

13. Благоприятная окружающая среда - это среда, состояние которой соответствует
а) нормативам качества окружающей среды;
б) нормативам допустимого воздействия на окружающую среду;
в) нормативам допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду.
Ответ: а

14. Вред окружающей среде - это
а) негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
б) вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
в) вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера
Ответ: а

15. В правовом регулировании экологических отношений преобладающим является
а) административно-правовой метод регулирования;
б) гражданско-правовой метод регулирования;
в) экономический метод регулирования.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Как соотносятся понятия «природная среда» и «природа»?
Ответ: это равнозначные понятия
2. Сохранение природы – это право или обязанность граждан?
Ответ: обязанность
3. Экологизированные нормативные правовые акты - это _____________.
Ответ: акты, являющиеся источниками других отраслей права, но содержащие нормы, направленные на охрану окружающей среды и рациональное природопользование.
4. За совершение экологического правонарушения наступает ___________________________________________________________ ответственность.
Ответ: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность

5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются по вопросам местного значения, закрепленным ФЗ ______________________________________ .
Ответ: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ »
6. Источниками экологического права являются такие кодифицированные акты как ____________________________________________________________ .
Ответ: Водный кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс.
7. Нормы экологического права регулируют отношения по ________________________________________________________ .
Ответ: охране окружающей среды и природопользованию.
8. Правительство РФ является органом государственного экологического управления ______________________________________________ компетенции.
Ответ: общей

9. Благоприятная окружающая среда должна соответствовать таким экологическим нормативам как ____________________________________ .
Ответ: нормативы качества окружающей среды

10. Для регулирования экологических отношений используются __________________________________________ методы правового регулирования.
Ответ: административно-правовой и гражданско-правовой

11. Система экологического права - это ___________________________________________________
Ответ: совокупность правовых норм, регулирующих экологические отношения

12. Система отрасли экологического законодательства - это ___________________________________________________ .
Ответ: совокупность нормативных правовых актов, регулирующих экологические отношения

13. Объектом экологического права является ________________________________________________ .
Ответ: природа (природная среда)

14. Природные ресурсы - ____________________________________, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность
Ответ: компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты

15. Объектом экологических отношений является _____________________________________________________.
Ответ: природа (природная среда)

16. Природные ресурсы могут находится в __________________________ собственности.
Ответ: государственной, муниципальной, частной
17. Выберите материальный источник экологического права : ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире», ГПК ______________________________________________ .
Ответ: «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире»

18. Выберите процессуальный источник экологического права : ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире», ГПК ______________________________________________ .
Ответ: ГПК

19. Выберите из списка экологизированный закон : ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире», ГПК , УК _____________________________________________ .
Ответ: УК

20. Общие нормы экологического права - это ________________________________________________________________ .
Ответ: нормы, регулирующие отношения по охране окружающей среды в целом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-1: Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности

Примеры заданий закрытого типа
1. окружающая среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: а

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) использование производства и потребления.
Ответ: а,б

3. Министерство природных ресурсов и экологии РФ – это орган
а) общей компетенции;
б) ведомственной компетенции;
в) специальной компетенции.
Ответ: а

4. К нормативам качества окружающей среды относятся:
а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
в) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: а

5. К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся:
а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
в) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: в

6. Виды экологической экспертизы
а) государственная;
б) производственная;
в) общественная
Ответ: а, в

7. Каждый гражданин имеет право
а) на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда окружающей среде;
б) на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда окружающей среде;
в) на возмещение вреда окружающей среде.
Ответ: а

8. Государственный экологический надзор включает в себя
а) федеральный государственный надзор;
б) региональный государственный надзор;
в) муниципальный надзор
Ответ: а,б

9. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается
а) административная и уголовная ответственность;
б) дисциплинарная, административная и уголовная ответственность;
в) имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность
Ответ: в

10. Природная среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: б

11. Природоохранные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: а

12. Природоресурсные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: б

13. К природоресурсным актам относятся
а) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "О животном мире";
б) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "Об охране окружающей среды";
в) ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "Об экологической экспертизе".
Ответ: а

14. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на
а) Конституции РФ;
б) международных договорах;
в) правовой доктрине
Ответ: а

15. Большая часть природных ресурсов в РФ является
а) государственной собственностью;
б) муниципальной собственностью;
в) частной собственностью.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. ФЗ «О животном мире» является природоохранным или природоресурсным законом _________________________________________ ?
Ответ: природоресурсным
2. ФЗ «Об экологической экспертизе » является природоохранным или природоресурсным законом ___________________________________________ .
Ответ : природоохранным
3. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды по вопросам __________________________________________ .
Ответ: местного значения

4. Экологические споры рассматриваются в _____________________________________________ порядке.
Ответ: судебном

5. КоАП – это природоохранный , природоресурсный или экологизированный акт?
Ответ: экологизированный

6. Основополагающим источником экологического права является ______________________________________
Ответ: Конституция РФ

7. Укажите виды ответственности за нарушение экологического законодательства ______________________________________________
Ответ: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность

8. Прогулка по лесу - это пример права общего или специального природопользования ?
Ответ: общего

9. Добыча полезных ископаемых - это пример права общего или специального природопользования ?
Ответ: специального

10. Права общественных объединений в области охраны окружающей среды устанавливает ФЗ __________________--
Ответ: «Об охране окружающей среды»

11. Недра являются _________________________________ собственностью.
Ответ: государственной

12. Согласно ФЗ "Об охране окружающей среды" природа - это _________________________________________________
Ответ: совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов

13. Искусственное озеро – это пример природно-антропогенного или антропогенного объекта ?
Ответ: природно-антропогенного

14. Животное в зоопарке не является объектом природы, потому что _____________________________________________
Ответ: отсутствует состояние естественной свободы

15. Моря являются ________________________________ собственностью.
Ответ: федеральной
16. ФЗ «Об охране окружающей среды» - это кодифицированный или некодифицированный источник экологического права?
Ответ: некодифицированный

17. Лесной кодекс – это общий или специальный источник экологического права?
Ответ: специальный
18 . В Алтайском крае органом экологического управления специальной компетенции является ________________________________________
Ответ: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края

20. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в _______________________ объеме.
Ответ: полном

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

1. Природа как объект экологического права.
2. Формы взаимодействие общества и природы
2. Экологические правоотношения
3. Основные принципы охраны окружающей среды
4. Понятие и система экологического права
5. Предмет и метод экологического права
6. Экологические функции государства и права
8. Особенности системы источников экологического права
9. Права и обязанности граждан в сфере охраны окружающей среды
10. Право собственности на природные ресурсы (понятие, формы, виды, содержание)
12. Понятие, особенности и функции государственного экологического управления
13. Государственные органы экологического управления общей компетенции
14. Государственные органы экологического управления специальной компетенции
15. Государственные кадастры (реестры) природных ресурсов и их природоохранное значение
16. Нормирование в области охраны окружающей среды (основы нормирования, виды нормативов)
17. Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
18. Экологическая экспертиза
19. Экологический надзор (контроль) (понятие, формы, виды, принципы)
20. Государственный экологический надзор
21. Производственный и общественный экологический контроль
22. Особенности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением
23. Государственный экологический мониторинг
24. Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды
25. Понятие и содержание права природопользования
30. Виды природопользования
32. Основные права и обязанности природопользователей
33. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения
34. Состав экологических правонарушений
35. Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения
36. Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения
37. Принципы и источники международно-правовой охраны окружающей среды
40. Понятие, виды и специфика правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» : студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» : студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» : студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.А. Боголюбов Экологическое право: Учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/4C098E3A-183E-4A4C-938F-7429B273B787
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Н.В. Румянцева Экологическое право России : учебное пособие: учебное пособие Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Федеральный образовательный портал "Юридическая Россия" web.archive.org
Э3 Сервер органов государственной власти Российской Федерации www.gov.ru
Э4 Министерство юстиции Российской Федерации minjust.gov.ru
Э5 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации www.mnr.gov.ru
Э6 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды www.meteorf.ru
Э7 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования rpn.gov.ru
Э8 Федеральное агентство водных ресурсов voda.mnr.gov.ru
Э9 Федеральное агентство по недропользованию www.rosnedra.gov.ru
Э10 Федеральное агентство лесного хозяйства mcx.gov.ru
Э11 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации www.mcx.ru
Э12 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору www.fsvps.ru
Э13 Федеральное агентство по рыболовству www.fish.gov.ru
Э14 Министерство экономического развития Российской Федерации www.economy.gov.ru
Э15 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии www.rosreestr.ru
Э16 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом www.rosim.ru
Э17 Курс в Мудл "Экологическое право" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, нормативных положений. Студентам необходимо научиться ориентироваться в действующем законодательстве, понимать перспективы его дальнейшего развития.
Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Выносимые на практические занятия вопросы, задачи представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с нормативными правовыми актами, научиться применять нормы права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы.
Подготовка к участию в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося. При подготовке к занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти. После изучения теоретических вопросов темы следует решить задачи с обоснованием принимаемых решений.