МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии проектирования программ психологического вмешательства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6
курсовой проект: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. психол.н., Доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии проектирования программ психологического вмешательства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: углубление представлений о психологическом консультировании по проблемам здоровья и самочувствия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения
ПК-8 Способен проектировать образовательную среду и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, различных возрастных и социальных групп населения
ПК-9 Способен разрабатывать и апробировать программы психологического сопровождения образовательных процессов в образовательной организации, в том числе психолого-профилактические программы, программы формирования благоприятного психологического климата на основе социально-психологической диагностики особенностей обучающихся и развития коллективов обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие психологического консультирования, его цели, задачи; принципы, приемы психологического консультирования по вопросам здоровья и самочувствия.
3.2.Уметь:
3.2.1.консультировать клиентов разного возраста по проблемам, связанным со здоровьем и самочувствием.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.техническими приемами, опытом консультирования клиентов разного возраста по проблемам, связанным со здоровьем и самочувствием.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Психология здоровья. Психологическое здоровье личности. Лекции 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Психологическое консультирование по вопросам здоровья и самочувствия. Лекции 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Специфика раскрытия понятий: личность, здоровье, психологическое здоровье личности, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Лабораторные 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. Лабораторные 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Специфика раскрытия понятий: личность, здоровье, психологическое здоровье личности, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Лабораторные 6 4 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. Сам. работа 6 4 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Психологическое консультирование клиентов в случае неизлечимой болезни. Лекции 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. Психологическое консультирование клиентов в случае хронических заболеваний. Лабораторные 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.3. Психосаматические вопросы психологии здоровья. Лабораторные 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.4. Консультирование клиентов, переживающими тревогу, агрессию, вину, стыд, страх. Сам. работа 6 12 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.5. Техники работы с клиентом, переживающим утрату. Лабораторные 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.6. Консультирование в случае эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Лабораторные 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.7. Особенности консультирования клиентов, испытывающих трудности в социализации и адаптации. Лекции 6 4 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.8. Тревога в структуре невротической личности.Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Основные отличия тревоги и страха.Уровни физиологического и психологического проявления тревоги. Механизм возникновения тревоги. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. Сам. работа 6 4 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.9. Понятие внутрипсихического конфликта. Модель внутрипсихического конфликта: источник, типология. Полярность как универсальный невротический механизм внутрипсихического конфликта. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. Сам. работа 6 4 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.10. Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Выявление социальных страхов при взаимодействии с социумом. Техника работы с проективными и конфлюэнтными страхами. Работа со страхом, как обучение клиента поддерживать самого себя и опираться на собственную силу. Сам. работа 6 4 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.11. Вина: понятие, механизм формирования. Виды вины. Невротическая вина.Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину. Сам. работа 6 4 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.12. Стыд как аффект принадлежности и зависимости.Опыт стыда. Стратегии и издержки его преодоления. Работа со стыдом в психотерапевтической практике. Сам. работа 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.13. Агрессия: понятие, природа, способы психологического воздейсвия в индивидуальной психологической беседе. Сам. работа 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.14. Консультирование по поводу психологических трудностей в планировании, выполнении различных видов деятельности, осуществлении выбора, постановке целей, поиске способов реализации целей, урегулировании конфликтов. Сам. работа 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.15. Особенности психологического консультирования клиентов с синдромом эмоционального выгорания. Сам. работа 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.16. Технические приемы, позволяющие консультанту оптимизировать процесс социализации и адаптации клиента. Сам. работа 6 2 ПК-9, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.17. Консультации 6 40 ПК-9, ПК-7, ПК-8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-7 Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберите номер статьи ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в РФ" посвященный Образовательным программам
а. 12.
б. 45.
в. 65.
ОТВЕТ: a

Вопрос 2. К основным общеобразовательным программам относят:
а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
б. программы дошкольного образования, образовательные программа начального, основного и среднего общего образования.
в. программы бакалавриата, специалитета, магистратуры.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Верно ли утверждение: дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки?
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Верно ли утверждение: Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию, не должны разрабатывать программы в соответсвии с ФГОС?
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Верно ли утверждение: согласно статье 13 ФЗ "Об образовании в РФ" при реализации образовательных программ можно использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение.
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите верно расположены фазы проектирования образования:
а. проектирование концепции, анализ, проектирование образовательного процесса, производство, оценивание.
б. проектирование образовательного процесса, концепция, анализ, производство оценивание
в. анализ, проектирование концепции, проектирование образовательного процесса, производство, оценивание.
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Сущность оценивания результатов программы заключается в:
а. эффективности программы
б. сбалансированности учебного опыта
в. удовлетворенности обучающегося
г. оценочных средствах
ОТВЕТ: абв

Вопрос 8. В проектировании образовательных результатов распространена формула ABCD, разработанная Робертом Магером. Отметьте верные расшифровки
а. А - аудитория
б. В - поведение
в. С - условие
г. D - дискуссия
ОТВЕТ: абв

Вопрос 9. Верно ли утверждение: согласно таксономии образовательных результатов Б.Блума, уровень знание обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала?
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Выберите верную последовательность в расположении образовательных результатов по Блуму:
а. знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценка
б. знание - понимание - применение - анализ - оценка - синтез
в. знание - понимание - применение - синтез - оценка - анализ
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Примером какой учебной стратегии являются лекции, демонстрации, рассказ истории
а. Методики сотрудничества
б. Методики на приобретение
в. Дискуссионные методики
г. Исследовательские методики
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Согласно концепции опытно-ориентированного обучения, обучение это непрерывный процесс адаптации к миру
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Классическим примером фаз опытно-ориентированного обучения Дэвида Колба является поведение ребенка, когда он дотрагивается до пламени горящей свечи. Какая фаза, по Колбу, соответсвует моменту первого прикосновения к пламени
а. рефлексивное наблюдение
б. конкретный опыт
в. абстрактная концептуализация
г. активное экспериментирование
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Глобальные цели, которые ставятся перед рабочей программой в полном объеме, можно отнести к
а. стратегическим целям
б. тактическим целям
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Целевой раздел образовательной программы содержит
а. программа формирования УУД, программы курсов, программа воспитания
б. учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график
в. пояснительная записка, планируемые результаты, система оценки достижения результатов
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные факторы появления новых образовательных технологий.

Ответ: современные образовательные технологии, технология проблемного обучения, разноуровневое обучение, исследовательский метод обучения, технология лекционно-семинарской зачётной системы, технология использования в обучении игровых методов, технология обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии.

2. Назовите и раскройте основные тенденции , влияющие на сферу образования, как разновидность социальной практики.

Ответ: К основным тенденциям и направлениям развития современного образования следует отнести такие, как глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация.

3. Назовите основные признаки термина «педагогическая технология».

Ответ: Признаки педагогической технологии: целенаправленность, целостность, научная обоснованность, направленность на результат, планируемость, высокая эффективность, системность, комфортность для учителя и учащихся,

4. В чем разница понятий «технология», «методика», «метод». Обоснуйте свою позицию.

Ответ: Технология — это каркас, методика — оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии — в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка. Поэтому педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение.

5. Раскройте антропологические и культурные корни свойства технологичности.

Ответ: Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

6. Назовите отличительные признаки образовательных технологий.

Ответ: Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.

7. Дайте краткую характеристику педагогической, гуманитарной, образовательной, инновационной технологиям.

Ответ: «Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Гуманитарные технологии — это совокупность технологий влияния на отдельного человека или группу людей. Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

8. Приведите примеры различных классификаций образовательных технологий.

Ответ: По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально- ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

9. Раскройте смысл теоретико-методологических подходов к проектированию образовательных технологий.

Ответ: теоретико-методологические подходы: компетентностный, функциональный, отраслевой.

10. Раскройте структуру и дайте анализ основных характеристик педагогической технологии.

Ответ: Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

11. Охарактеризуйте своеобразие целей личностно-ориентированных технологий.

Ответ: Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

12. Дайте краткую характеристику технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности.

Ответ: К педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса относятся: технология разноуровневого (дифференцированного) обучения, технология индивидуализации обучения, технология программированного обучения, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии.

13. Дайте краткую характеристику технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

Ответ: К педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса относятся: технология разноуровневого (дифференцированного) обучения, технология индивидуализации обучения, технология программированного обучения, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии.

14. Дайте краткую характеристику технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

Ответ: В дидактической системе элементы знаний соединены кратчайшими логическими связями, количество доказательств сведено к минимуму, максимум внимания уделяется главным, наиболее общим и значимым сведениям и идеям. В этом заключается принцип оптимального содержания дидактической системы знаний. Второе важнейшее требование к построению дидактической структуры знаний вытекает из принципа систематичности обучения в его современном, расширенном понимании, включающем требования системности передаваемой информации. Задача обучения включает последовательное формирование систем в индивидуальных знаниях учащихся: частно понятийных, внутрипредметных, межпредметных и т.д. Подход к знаниям с системных позиций реализуется и в структуре предъявляемой информации, и в использовании основанных на ней приемов систематизации знаний.

15. Дайте краткую характеристику технологий актуализации потенциала субъектов образовательного пространства.

Ответ: Организованное преподавателем общение, предполагающее учет личностных характеристик студентов, создает условия для развития мышления обучающихся в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач; формирования дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений; овладения способами организации совместной деятельности; становления их субъектности.

16. Дайте краткую характеристику технологий работы с информацией субъектов образовательного процесса.

Ответ: Данная группа технологий включает технологию поиска информации, технологии организации работы студентов с учебной литературой, порфолио - технология накопления и систематизации информации, технология организации контент-анализа, технология организации самостоятельной работы.

17. Дайте краткую характеристику экспертно-оценочных технологий рейтинга учебных достижений.

Ответ: Экспертно-оценочные технологии включают: технология рейтинга учебных достижений, технология создания оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников в рамках компетентностного и модульного подходов, технология гуманитарной экспертизы образовательных программ, технология оценки качества профессиональной деятельности преподавателя.

18. Дайте характеристику технологий создания оценочных материалов.

Ответ: При разработке технологии необходимо руководствоваться принципами: оценка не должна подменяться оценкой знаний и личностных качеств выпускника, оценка готовности к будущей профессиональной деятельности не должна подменяться оценкой владения только специальными профессиональными компетенциями, система оценки должна включать систему оценочных материалов, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности. Выделяют этапы: предварительный и основной.

19. Раскройте особенности современного традиционного обучения.

Ответ: Современное традиционное обучение, как технология, опирается на. педагогику требований; педагогику сотрудничества; православную педагогику; школу творчества.

20. Расскажите о технологиях оценки качества профессиональной деятельности преподавателя.

Ответ: В системе деятельности преподавателя можно выделить следующие сферы: образовательная деятельность (преподавание), научно-исследовательская деятельность (научная работа), методическая деятельность, организационно-управленческая деятельность и общественная деятельность.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-8 Способен проектировать образовательную среду и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, различных возрастных и социальных групп населения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите все компоненты образовательных программ, формируемых при непосредственном участии педагогического коллектива
а. образовательный стандарт
б. учебный план
в. рабочая программа учебной дисциплины
г. календарный учебный график
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 2. Воспитатели детского сада разрабатывают программы:
а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
б. программы дошкольного образования, образовательные программа начального, основного и среднего общего образования.
в. программы бакалавриата, специалитета, магистратуры.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Верно ли утверждение: Планирование системы занятий - до начала учебного года - начинается с тщательного изучения ФГОС, основной образовательной программы, примерной учебной программы по предмету?
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. ФГОС выделяет три вида образовательных результатов:
а. личностные
б. метапредметные
в. предметные
ОТВЕТ: абв

Вопрос 5. Верно ли утверждение: на этапе диагностики начальных условий при планировании учебного занятия необходимо определить уровень обученности и уровень развития познавательных процессов.
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите верно определенные виды целей занятия:
а. Стратегические - это перспективные цели, определяющие направление деятельности учителя и учащихся в ходе нескольких занятий, при изучении большой темы или в рамках целого учебного года.
б. Тактические - это цели, выстраиваемые, в соответствии с представлением о достигнутых результатах учебно-воспитательного процесса в рамках одной темы.
в. Оперативные цели характеризуют конкретные параметры ожидаемых результатов и реализуются на каждом уроке.
ОТВЕТ: абв

Вопрос 7. Сущность оценивания результатов программы заключается в:
а. эффективности программы
б. сбалансированности учебного опыта
в. удовлетворенности обучающегося
г. оценочных средствах
ОТВЕТ: абв

Вопрос 8. Цели занятия, которые должны удовлетворять определенным требованиям SMART. Отметьте верные расшифровки
а. Конкретны (Specific)
б. Измеримы (Measurable)
в. Достижимы (Achivable)
г. Ориентированы на результат (Result-oriented)
д. Соотносимы с конкретным сроком (Timed)
ОТВЕТ: абвгд

Вопрос 9. Верно ли утверждение: этап проектирования структуры занятия - точно определяем место и роль урока в системе.?
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Отметьте верную последовательность в проектировании структуры занятия:
а. Выбор методов обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, индуктивные и дедуктивные;
б. Выбрать форму организации совместной деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая или коллективно-творческая.
в. Определяем основной и вспомогательный учебный материал;
г. Определяем тип занятия: урок усвоения нового материала; закрепления; повторения изученного материала; урок проверки, оценки и коррекции знаний и умений; урок систематизации и обобщения; комбинированный урок;
ОТВЕТ: вгаб

Вопрос 11. Примером какой учебной стратегии являются лекции, демонстрации, рассказ истории
а. Методики сотрудничества
б. Методики на приобретение
в. Дискуссионные методики
г. Исследовательские методики
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Согласно концепции опытно-ориентированного обучения, обучение это непрерывный процесс адаптации к миру
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Классическим примером фаз опытно-ориентированного обучения Дэвида Колба является поведение ребенка, когда он дотрагивается до пламени горящей свечи. Какая фаза, по Колбу, соответсвует моменту первого прикосновения к пламени
а. рефлексивное наблюдение
б. конкретный опыт
в. абстрактная концептуализация
г. активное экспериментирование
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Глобальные цели, которые ставятся перед рабочей программой в полном объеме, можно отнести к
а. стратегическим целям
б. тактическим целям
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Анализ занятия и внесение корректив в структуру и план занятия
а. является заключительным этапом в проектировании учебного занятия
б. позволяет оценить эффективность урока
в. обеспечивает консервацию успешно проведенного занятия
ОТВЕТ: аб

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое «проектирование образовательного процесса»?

Ответ: Проектирование образовательного процесса – «это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учётом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определённого промежутка времени» .

2. Каковы подходы к проектированию образовательного процесса в педагогической науке?

Ответ: В зависимости от объекта преобразования, целевой направленности и результата, в современном педагогическом проектировании выделяются три его основных вида: социально-педагогическое, психолого-педагогическое и образовательное проектирование.

3. Какие Вы знаете функции педагогического проектирования?

Ответ: Социально-педагогическое проектирование - решение социальных проблем педагогическими средствами
Психолого-педагогическое проектирование - создание и модификация способов обучения и воспитания, создание форм организации педагогической деятельности.

4. Какие Вы знаете этапы проектирования образовательного процесса?

Ответ: Выделяют три этапа (ступени) проектирования: I этап — моделирование; II этап — проектирование; III этап — конструирование.

5. Каковы субъекты педагогического проектирования?

Ответ: Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом - педагогические системы, процессы и их компоненты, целью - решение педагогических задач, результатом - проект педагогического объекта.

6. Каковы объекты педагогического проектирования?

Ответ: Объект - педагогические системы, процессы и их компоненты.

7. Какие Вы знаете способы структурирования образовательного материала по учебным дисциплинам?

Ответ: Содержание образования – система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт твор- ческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру.

8. Что такое образовательная программа?

Ответ: Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации.

9. Каковы типы образовательных программ существуют в современной системе образования?

Ответ: В Российской Федерации образовательные программы подразделяются на: общеобразовательные (программы дошкольного образования, дополнительного, начального, основного и среднего (полного) общего образования); и профессиональные (программы начального, среднего и высшего и послевузовского профессионального образования).

10. Назовите основные подходы к проектированию программ?

Ответ: Основные подходы к разработке программ: создание стратегии. Анализ. Проектирование. Реализация. Тестирование. Внедрение.

11. Какие существуют технологии проектирования образовательного процесса и образовательной программы?

Ответ: В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии.

12. Каковы принципы проектирования образовательной программы?

Ответ: открытость образовательного процесса, позволяющая студентам самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личностными пожеланиями и особенностями, включающими уровень и качество исходной подготовки; высокая интеллектуальная технологичность обучения на основе новых педагогических и интеллектуальных технологий, адаптированных под личностные особенности обучающихся; доступность технологий обучения, достигаемых применением различных ресурсов, включающих сеть Internet, виртуальные тьюториалы и др.; возможность предоставлять различные формы обучения; гибкость — возможность свободно варьировать длительность и порядок освоения программы;
— модульность — целостное представление о каждом разделе предметной области, локализованное в каждом отдельном курсе, из которых можно формировать любое разнообразие образовательной программы; новая роль преподавателя — обучаемый получает персонального преподавателя-консультанта (тьютора), оказывающего учебно-методическую помощь на всех этапах освоения образовательной программы; индивидуальный характер конструируемых программ, которые в то же время обладают свойством инвариантности.

13. В чем специфика проектной деятельности при проектировании образовательной программы?

Ответ: в последовательном (преемственном) единстве этапов воспитательно-дидактической проблематизации, структурно-целевого планирования, образовательной реализации и педагогической рефлексии.

14. В чем состоит специфика исследования аудитории и образовательной среды при проектировании образовательных программ?

Ответ: Принцип проектирования персонально адекватной образовательной среды заключается в педагогическом проектировании такой среды, которая обеспечивает возможности развития всех членов образовательного сообщества, с учетом их возрастных, половых, этнических, профессиональных и других специфических индивидуальных особенностей.

15. Каковы основные подходы к описанию образовательных результатов программы?

Ответ: ФГОС выдвигает требования к 3 видам образовательных результатов: предметным, метапредметным и личностным.

16. Какие Вы знаете основные инструменты оценивания образовательной программы?

Ответ: Оценивание и обучение являются взаимосвязанными процессами. Существует три взаимозависимых вида оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.

17. Какие существуют требования к образовательным программам?

Ответ: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации.

18. Что такое педагогическая экспертиза образовательных программ?

Ответ: Педагогическая экспертиза – это анализ и оценка функциональной эффективности структурных элементов педагогической системы, составление проекта ее развития и плана его внедрения в практику.

19. Какие методы применяют при проведении педагогической экспертизы образовательных программ?

Ответ: Экспертизу ООП осуществляют эксперты федеральной комплексной информационно-аналитической системы, сертифицированные ведущие консультанты по вопросам развития образования. Все эксперты имеют ученые степени и звания и опыт практической работы по созданию и экспертизе образовательных программ.


20. Какие Вы знаете методы педагогического прогнозирования?

Ответ: Моделирование – построение модели как целостной конструкции, отражающей систему взаимосвязей реального педагогического явления. 2. Выдвижение гипотез – выдвижение предположения, ряда положений, основанных на анализе реальной ситуации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ПК-9 Способен разрабатывать и апробировать программы психологического сопровождения образовательных процессов в образовательной организации, в том числе психолого-профилактические программы, программы формирования благоприятного психологического климата на основе социально-психологической диагностики особенностей обучающихся и развития коллективов обучающихся.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи по В.А. Крутецкому – это…:
а) дидактические способности;
б) академические способности;
в) перцептивные способности;
г) организаторские способности.
Правильный ответ: г

Вопрос 2. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…:
а) воспитание;
б) педагогические закономерности воспитания;
в) самовоспитание;
г) самообразование.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:
а) межличностной коммуникации;
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) передачи информации.
Правильный ответ: б

Вопрос 4. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.
а) традиционный;
б) проблемный;
в) программированный;
г) догматический.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:
а) организационной;
б) конструктивной;
в) коммуникативно-стимулирующей;
г) информационно-обучающей.
Правильный ответ: г

Вопрос 6. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования – это…:
а) самообязательство;
б) самоотчет;
в) осмысление собственных действий;
г) самоконтроль.
Правильный ответ: а

Вопрос 7. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса – это..:
а) педагогическая ситуация;
б) педагогический процесс;
в) педагогическое конструирование.
Правильный ответ: в


Вопрос 8. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
а) программированного обучения;
б) проблемного обучения;
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
г) традиционного обучения.
Правильный ответ: б

Вопрос 9. Воспитанность характеризуется:
а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;
б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;
в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.
Правильный ответ: в

Вопрос 10. Педагогическая направленность – это:
а) любовь к детям;
б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;
в) желание освоить профессию педагога.
Правильный ответ: б

Вопрос 11. Педагогическая деятельность начинается с:
а) отбора учебного содержания;
б) выбора методов и форм обучения;
в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
Правильный ответ: в

Вопрос 12. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:
а) о наличии явления;
б) о наличии связи между явлениями;
в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;
г) о наличии причинной связи между явлениями.
Правильный ответ: г

Вопрос 13. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
а) педагогика;
б) педология;
в) дидактика;
г) психопедагогика.
Правильный ответ: б

Вопрос 14. Первый по порядку следования этап и компонент педагогической деятельности:
а) подготовительный этап;
б) организаторская деятельность;
в) этап осуществления педагогического процесса;
г) этап анализа результатов;
д) гностическая деятельность;
е) конструктивная деятельность;
ж) коммуникативная деятельность.
Правильный ответ: а

Вопрос 15. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:
а) широкими познавательными мотивами;
б) широкими социальными мотивами;
в) учебно-познавательными мотивами;
г) узкими социальными мотивами.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств – это … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: поощрение.

Вопрос 2. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников?

Правильный ответ: личностно-ориентированный.

Вопрос 3. Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: проективными.

Вопрос 4. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: имитационный.

Вопрос 5. Процесс воспитания длится по времени всю … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: жизнь.

Вопрос 6. Особенностью процесса воспитания является его … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: комплексность.

Вопрос 7. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития – это … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: самовоспитание.

Вопрос 8. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: перевоспитание.

Вопрос 9. Важную роль в самовоспитании играет …. (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: самосознание.

Вопрос 10. Взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью – это … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: коллектив.

Вопрос 11. В классном коллективе могут быть 2 лидера – это … и … .

Правильный ответ: формальный и неформальный.

Вопрос 12. Определенная степень овладения приемами и способами решения профессионально-педагогических задач – это … культура педагога (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: профессиональная.

Вопрос 13. Профессиональная культура педагога конкретизируется в понятиях …

Правильный ответ: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности педагога.

Вопрос 14. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: функциями.

Вопрос 15. Вставьте пропущенное слово. Наполнение содержания образования «человековедческим материалом» с учетом личностно-развивающих методик является отражением его культуры, которая называется … культурой.

Правильный ответ: гуманитарной.

Вопрос 16. На чем базируется пригодность человека к педагогической деятельности? Назовите 2-3 характеристики.

Правильный ответ: на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.

Вопрос 17. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь?

Правильный ответ: педагогическая направленность.

Вопрос 18. Вставьте пропущенное слово. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: коммуникативные.

Вопрос 19. К способам невербальной коммуникации педагога относятся …

Правильный ответ: язык глаз, мимика, пантомимика, жесты.

Вопрос 20. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: пример.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Понятие «психологическое консультирование».
2. Специфика психологического консультирования по проблемам здоровья и самочувствия.
3. Психотерапия и психологическое консультирование: проблемы соотношения направлений практической работы.
4. Этические принципы консультативной работы.
5. Пространственная и временная организация консультативной беседы.
6. Эмоциональная составляющая терапевтического климата встречи.
7. Понятие «технический прием». Примеры техник и цели их использования в работе.
8. Этапы беседы. Цель, основное содержание этапов консультативной беседы.
9. Проблемы нарушения здоровья в контексте психосоматики.
10. Здоровье человека ка психо-био-социальная проблема.
11. Консультирование клиента по поводу неизлечимой болезни.
12. Консультирование членов семьи по поводу неизлечимой болезни близкого.
13. Особенности консультирования клиентов, готовящихся в операции.
15. Работа с психологической проблемой через призму анализа незавершенных ситуаций.
16. Механизмы прерывания контакта.
17. Сопротивление клиента в процессе работы с проблемой. Интервенции, направленные на сопротивление.
18. Феноменология в процессе психотерапевтической работы.
19. Понятие страха. Стратегии психотерапевтичекой работы со страхом.
20. Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу.
21. Вина: понятие, механизм формирования. Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину.
22. Понятие стыда. Работа со стыдом в психотерапевтической практике.
23. Внутрипсихический конфликт. Стратегии психотерапевтической работы.
24. Перенос и контрперенос в психотерапевтических отношениях.
25. Специфика психотерапевтической работы с метафорами и образами.
26. Психотерапевтическая работа со сном в индивидуальном и групповом контексте.
27. Кризисные состояния. Цель и задачи кризисной психотерапии.
28. Горе как универсальное переживание. Четырехфазная структура переживания горя по Н.Долгополову.
29. Телесный процесс в психотерапии.
30. Принципы понимания симптома. Механизмы соматизации. Способы работы с симптомом.
31. Гнев: понятие, природа возникновения. Стратегии психотерапевтического воздействия.
32. Слезы в процессе психотерапевтической работы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Современные технологии проектирования программ психологического вмешательства» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету и к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.