МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 8 8 8 8
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Тумина Е.А.

Рецензент(ы):
доктор хим. наук, Доцент, Темерев С.В.

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения;
- подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера;
- получение знаний, умений и навыков, необходимых для становления обучающихся образовательных организаций высшего образования в качестве граждан способных и готовых к выполнению воинского долга и обязанности по защите своей Родины в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия;
устройство стрелкового оружия, боеприпасов и ручных гранат;
предназначение, задачи и организационно-штатную структуру общевойсковых подразделений;
основные факторы, определяющие характер, организацию и способы ведения современного общевойскового боя;
общие сведения о ядерном, химическом и биологическом оружии, средствах его применения;
правила поведения и меры профилактики в условиях заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами;
тактические свойства местности, их влияние на действия подразделений в боевой обстановке;
назначение, номенклатуру и условные знаки топографических карт;
основные способы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах;
тенденции и особенности развития современных международных отношений, место и роль России в многополярном мире, основные направления социально-экономического, политического и военнотехнического развития страны;
основные положения Военной доктрины РФ;
правовое положение и порядок прохождения военной службы;
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно применять и выполнять положения общевоинских уставов ВС РФ;
осуществлять разборку и сборку автомата (АК-74) и пистолета (ПМ), подготовку к боевому применению ручных гранат;
оборудовать позицию для стрельбы из стрелкового оружия;
выполнять мероприятия радиационной, химической и биологической защиты;
читать топографические карты различной номенклатуры;
давать оценку международным военно-политическим и внутренним событиям и фактам с позиции патриота своего Отечества;
применять положения нормативно-правовых актов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.строевыми приемами на месте и в движении;
навыками управления строями взвода;
навыками стрельбы из стрелкового оружия;
навыками подготовки к ведению общевойскового боя;
навыками применения индивидуальных средств РХБ защиты;
навыками ориентирования на местности по карте и без карты;
навыками применения индивидуальных средств медицинской защиты и подручных средств для оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах;
навыками работы с нормативно-правовыми документами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности
1.1. Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности и их правового регулирования Лекции 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Культура безопасности личности как основа безопасности общества. Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Взаимодействие человека со средой обитания: негативные факторы техносферы и их воздействие на человека Лекции 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Химические и биологические негативные факторы и воздействие вредных веществ на среду обитания и человека Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита от них Лекции 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Антиэкстремистская и антитеррористическая личностная позиция Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Профилактика экстремизма в различных социальных группах Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Гражданская оборона и способы защиты населения в мирное и военное время Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Защита населения и территорий от современных средств поражения, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих действий Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Основы противопожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах. Средства тушения пожаров и их применение Лекции 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Средства тушения пожаров и их применение Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Первая помощь как составляющая основ безопасности жизнедеятельности Лекции 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Управление безопасностью жизнедеятельности Лекции 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Организационные и правовые основы охраны труда Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Управление охраной труда и обеспечением необходимых условий труда, управление охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Общевоинские уставы ВС РФ
2.1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание Лекции 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Внутренний порядок и суточный наряд Лекции 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Внутренний порядок и суточный наряд Сам. работа 4 4 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Внутренний порядок и суточный наряд Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы Сам. работа 4 2 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Строевая подготовка
3.1. Строевые приемы и движение без оружия Сам. работа 4 4 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Строевые приемы и движение без оружия Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Огневая подготовка из стрелкового оружия
4.1. Основы, приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия Лабораторные 4 3 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Основы, приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Назначение, боевые свойства, материальная часть и применение стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов и ручных гранат Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Назначение, боевые свойства, материальная часть и применение стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов и ручных гранат Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Основы тактики общевойсковых подразделений
5.1. Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ Лекции 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Основы общевойскового боя Лекции 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.4. Основы общевойскового боя Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.5. Основы инженерного обеспечения Лабораторные 4 2 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.6. Основы инженерного обеспечения Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.7. Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.8. Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника Практические 4 2 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Радиационная, химическая и биологическая защита
6.1. Ядерное, химическое, биологическое, зажигательное оружие Сам. работа 4 9 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Радиационная, химическая и биологическая защита Сам. работа 4 10 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Военная топография
7.1. Местность как элемент боевой обстановки. Измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам Сам. работа 4 10 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Топографические карты и их чтение, подготовка к работе. Определение координат объектов и целеуказания по карте Лабораторные 4 3 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.3. Топографические карты и их чтение, подготовка к работе. Определение координат объектов и целеуказания по карте Сам. работа 4 10 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Основы медицинского обеспечения
8.1. Медицинское обеспечение войск (сил), первая медицинская помощь при ранениях, травмах и особых случаях Сам. работа 4 10 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Военно-политическая подготовка
9.1. Россия в современном мире. Основные направления социальноэкономического, политического и военно-технического развития страны Сам. работа 4 6 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Правовая подготовка
10.1. Военная доктрина РФ. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы Сам. работа 4 1 УК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберите понятие, соответствующее описанию: «Уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищённости от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности».
Варианты ответов:
а) культура безопасности жизнедеятельности
б) объект безопасности жизнедеятельности
в) безопасность жизнедеятельности
г) охрана труда
Ответ: а

Вопрос 2.Выберите принципы, на которых основано противодействие терроризму в Российской Федерации:
Варианты ответов:
а) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина
б) законность
в) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности
г) безнаказанность за осуществление террористической деятельности
Ответ: а,б,в

Вопрос 3. Непосредственное осуществление мероприятий по противодействию террористическим актам является функцией …
Варианты ответов:
а) Федеральной службы миграционной безопасности
б) Федеральной службы безопасности
в) Федеральной службы экономической безопасности
г) Федеральной службы таможенной безопасности
д) МВД
Ответ: б

Вопрос 4. Назовите отдельные рода войск не входящие в состав видов ВС
Варианты ответов:
1) Пограничные войска, внутренние войска МВД России, войска Гражданской обороны
2) Сухопутные войска, Воздушно-космические силы, Военно-Морской Флот
3) Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, воздушно-космические силы
4) Мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО
Ответ: а

Вопрос 5. Кому подчинены виды Вооруженных Сил Российской Федерации?
Варианты ответов:
а) Премьер-министру Правительства Российской Федерации
б) Президенту Российской Федерации
в) Министру обороны Российской Федерации
г) Начальнику Генерального штаба
д) Главнокомандующим, которые являются заместителями министра обороны Российской Федерации
Ответ: в

Вопрос 6. Какой орган является основным для оперативного управления войсками и силами Флота Вооруженных Сил Российской Федерации?
Варианты ответов:
а) Совет Безопасности Российской Федерации
б) Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации
в) Министерство обороны Российской Федерации
г) Правительство Российской Федерации
Ответ: гб

Вопрос 7. Назовите рода войск, входящих в состав Сухопутных войск.
Варианты ответов:
а) Мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, ПВО, инженерные, РХБЗ, РЭБ;
б) Мотопехотные, танковые, ракетные войска и артиллерия, ПВО;
в) Мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, ПВО;
г) Мотопехотные, танковые, ракетные войска и артиллерия, ПВО, саперные части и спецназ.
Ответ: а

Вопрос 8.Основными поражающими факторами ядерного взрыва являются:
Варианты ответов:
а) ударная волна
б) световое излучение
в) проникающая радиация
г) тепловая волна
Ответ: б, в

Вопрос 9. Определите верное утверждение: «Предельно допустимый уровень риска».
Варианты ответа:
а) обеспечивает приемлемую безопасность компании
б) тормозит экономическое развитие из-за высоких затрат
в) гарантирует покрытие всех возможных последствий реализации риска
г) верхняя граница приемлемого риска, превышение которой требует применения дополнительных мер по его снижению
Ответ: г

Вопрос 10. Различие между гражданскими противогазами ГП-7 и ГП-7в заключается в наличии устройств для …
Варианты ответов:
а) фильтрации воздуха непосредственно в зоне поражения
б) просушки очков непосредственно в зоне поражения
в) приема воды непосредственно в зоне поражения
г) приема пищи непосредственно в зоне поражения
Ответ: в

Вопрос 11. Обеспечение безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности достигается …
Варианты ответов:
а) установкой систем видеонаблюдения
б) приобретением знаний и умений в данной области каждым индивидуумом
в) увеличением финансирования
г) целенаправленной и скоординированной деятельностью различных органов государственной власти
Ответ: г

Вопрос 12. Назовите направление эвакуации населения при аварии на химически опасных объектах (ХОО)?
Варианты ответа:
а) по ветру
б) перпендикулярно направлению ветра
в) против ветра.
Ответ: б

Вопрос 13. Террористические акты относятся к …
Варианты ответа:
а) политическим требованиям
б) социально-экономическим проявлениям
в) чрезвычайным ситуациям социального характера
г) военной операции
Ответ: б

Вопрос 14. К химически опасным объектамне относятся…
Варианты ответа:
а) хранилища радиоактивных отходов
б) хранилища лакокрасочных продуктов
в) предприятия оборонной промышленности
г) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности
Ответ: а

Вопрос 15. Ситуации, при которых в значительной степени нарушается нормальное функционирование системы устойчивости образовательных учреждений, называются:
Варианты ответов:
а) обычными
б) экстремальными
в) повседневными
г) техногенными
Ответ:б


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Вствьте пропущенное слово: "Оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях, называется __________ .
Ответ: ядерным оружием

Вопрос 2. Вствьте пропущенное слово: «Мировоззренческая направленность личности, существующая в форме системы ценностей, взглядов, установок и мотивов, выражающаяся через негативное отношение к проявлениям экстремизма и соответствующую модель поведения - это __________ ».
Ответ: антиэкстремистская личностная позиция

Вопрос 3. Последствиями аварий на химически опасных объектах является ____________ .
Ответ: заражение окружающей среды и массовое поражение людей

Вопрос 4. Вствьте пропущенное слово: "Предприятия пищевой промышленности и продовольственные базы, имеющие холодильные установки, относятся к ___________ объектам".
Ответ: химически опасным

Вопрос 5.Культура безопасности жизнедеятельности – это….
Ответ: уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности как в повседневной жизни, так и в условиях чрезвычайных ситуаций

Вопрос 6. Вствьте пропущенное слово: "Вероятность нежелательных событий или частоты их возникновения, определяемая поражением определенного числа людей, называется ___________ риском".
Ответ: индивидуальным

Вопрос 7. Вствьте пропущенное слово: "Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на _____ ".
Ответ: токсических свойствах некоторых химических веществ

Вопрос 8. Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с ____ .
Ответ: с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации

Вопрос 9. Закончите определение: "Система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем, называется ____".
Ответ: карантином

Вопрос 10. Закончите предложение: "Оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях, называется ____".
Ответ: ядерным оружием

Вопрос 11. Каков порядок действий стрелка при проведении стрельб в тирах и на стрельбищах?
Ответ: стрелок выходит, заряжает, стреляет, производит иные действия только по мере получения отдельных команд

Вопрос 12. Отрезок траектории полета пули от ее наивысшей точки до места падения называется ____ .
Ответ: нисходящей ветвью траектории

Вопрос 13. Силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий только _____ .
Ответ: на правовой, законодательной основе

Вопрос 14. Как изменяется схема развертывания медицинского пункта бригады при поступлении пораженных ядерным оружием?
Ответ: развертывается сортировочный пост, площадка специальной обработки, две приемно-сортировочные палатки, эвакуационная, перевязочная и автоперевязочная

Вопрос 15.Основным принципом в оказании медицинской помощи в очаге чрезвычайной ситуации является ____.
Ответ: своевременность и полнота первой медицинской помощи

Вопрос 16. Начальным видом оказания медицинской помощи пострадавшим считается ____ .
Ответ:первая медицинская

Вопрос 17. Объем первой медицинской помощи в очаге катастрофы с динамическими (механическими) факторами поражения включает: _____
Ответ: временную остановку наружного кровотечения, устранение асфиксии, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, введение обезболивающих средств, наложение асептических повязок, транспортную иммобилизацию

Вопрос 18. Индивидуальный противохимический пакет используется для проведения частичной ______.
Ответ:санитарной обработки

Вопрос 19. Важнейшей характеристикой аварийно химически опасных веществ являются ______ .
Ответ: токсичность

Вопрос 20. Предприятия пищевой промышленности и продовольственные базы, имеющие холодильные установки, относятся к ___________ объектам.
Ответ: химически опасным

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Задание 1.
1. Составить схему основных законов и иных нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности РФ
2. Оформить схему структуры единой государственной системы подготовки населения РФ в области гражданской обороны и защиты от ЧС.
Задание 2.
1. Ливневые дожди в Краснодарском крае привели к паводковым наводнениям на реках, затоплению большинства населенных пунктов на их берегах, человеческим жертвам. Было временно эвакуировано пострадавшее население, на территории края введено чрезвычайное положение. Чрезвычайная ситуация какого масштаба произошла?
2. После прорыва дамбы мощные потоки воды полностью уничтожили постройки трех населенных пунктов. Есть человеческие жертвы, затоплены поля с сельскохозяйственными посевами, погибло много скота. Определите масштаб чрезвычайной ситуации?
3. По системе оповещения РСЧС получен сигнал о приближении урагана. Ваши действия при угрозе и во время урагана.
4. Поступило сообщение об опасности наводнения в вашем городе. Ваш дом попадает в зону объявленного затопления. Ваши действия при угрозе и во время наводнения.
Задание 3.
1. Установите последовательность проведения противоэпизоотических мероприятий
Варианты ответов:
1) изоляция источника возбудителя инфекции
2) обезвреживание источника возбудителя инфекции
3) Устранение (ликвидация) механизма передачи возбудителя
4) повышение общей и специфической устойчивости животных
2. Установите соответствие между путями передачи и группами инфекционных болезней человека.
1. Инфекции, передающиеся через инфицированные воду и пищу
2. Инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем
3. Инфекции, передающиеся при помощи кровососущих членистоногих
4. Инфекции, передающиеся через домашних животных
Варианты ответов:
1) алиментарные
2) респираторные
3) трансмиссивные
4) контактные
3. Какая пандемия в истории человечества, на Ваш взгляд, является самой страшной? Почему Вы так считаете? Какие меры можно было бы предпринять для её предупреждения?
Задание 4.
1. В результате аварии на очистном сооружении в городской водопровод попало значительное количество хлора. Возникла угроза массового поражения населения. К какому типу по масштабам распространения относится данная чрезвычайная ситуация? Как вы оцените это происшествие?
2. Почувствовав острый запах гари, дежурный по второму этажу гостиницы подбежал к комнате, из-под двери которой валил дым. Распахнул ее, и густые клубы начали быстро распространяться по коридору. Оставив дверь открытой, бросился к телефону, чтобы вызвать пожарных, но связь отсутствовала. Коридор быстро наполнился удушливым дымом. Дежурный разбил оконное стекло, чтобы вдохнуть свежего воздуха и обеспечить себе возможность выпрыгнуть, если распространение огня будет угрожать его жизни. Перечислите ошибки в действиях дежурного.
3. Во время прогулки по лесу в пожароопасный период вы почувствовали запах дыма и поняли, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
Задание 5.
1. Соотнесите виды чрезвычайных ситуаций экологического характера с соответствующими примерами. Ответ запишите в таблицу, указав номер ЧС.
Примеры ЧС экологического характера:
1. Значительно превышение предельно допустимого уровня шума.
2. Резкая нехватка питьевой воды.
3. Резкие изменения погоды или климата в результате хозяйственной деятельности человека.
4. Опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв.
5. Разрушение озонового слоя атмосферы.
6. Гибель растительности на обширной территории.
7. Исчезновение видов растений, животных, чувствительных к изменениям условий среды обитания.
8. Истощение невозобновляемых природных ископаемых.
9. Катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности.
10. Массовая гибель животных.
Виды ЧС экологического характера: Примеры ЧС экологического характера
ЧС, связанные с изменением состояния суши
ЧС, связанные с изменением состава и свойств атмосферы
ЧС, связанные с изменением состава и свойств гидросферы
ЧС, связанные с изменением состояния биосферы
2. Опишите известные экологические чрезвычайные ситуации, произошедшие на территории Алтайского края.
Задание 6.
1. Вы получили звонок по мобильному телефону с незнакомого номера. Ваш друг просит срочно привезти ему по указанному адресу крупную сумму денег, объясняя, что попал в сложную ситуацию и должен откупиться. Составьте алгоритм своих действий, обоснуйте принятое решение.
2. Вы пошли на санкционированный митинг, но ситуация изменилась, Вы оказались в агрессивной толпе. Составьте алгоритм своих действий, обоснуйте принятое решение.
3. Дайте рекомендации по безопасному поведению своему приятелю – футбольному фанату, который едет болеть за любимую команду в город, где большинство болеет за команду противников.
4. Вы направляетесь в общественное место (в кинотеатр, на стадион и др.). Ваши действия но соблюдению мер личной безопасности в общественном месте и в толпе.
Задание 7.
1. Оформить схему структуры единой государственной системы подготовки населения РФ в области гражданской обороны и защиты от ЧС.
2. Опишите основные мероприятия по защите населения.
3. Возможно ли применение подвального помещения вашего дома в качестве защиты от поражающих факторов современных средств поражения? Приведите доводы, подтверждающие ваше мнение.
Задание 8.
Задание. При проверке государственным инспектором соблюдения законодательства по охране труда на заводе железобетонных изделий было выявлено значительное число несчастных случаев, связанных с производством. Основными причинами были:
1) отсутствие системы обучения безопасным условиям труда;
2) не проведение инструктажей как при приеме на работу, так и в процессе производственной работы.
Главный инженер завода объяснил это тем, что на работу принимались только квалифицированные работники и в указанных мероприятиях не было нужды.
1. Основаны ли на законе действия главного инженера?
2. Какие обязанности администрации установлены по обучению безопасным условиям труда?
3. Какие меры к виновным может применить государственный инспектор по охране труда?
Нормативно-правовая база:
Статья 212 ТК РФ. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Статья 225 ТК РФ. Обучение в области охраны труда.
Задание 9.
1. Во время прогулки вдоль озера зимой при температуре воздуха -2С приятель провалился одной ногой под лед. Через 40 минут вы пришли домой. Пострадавший жалуется на дрожь и отсутствие чувствительности пальцев ног. Выберите правильные действия при оказании помощи пострадавшему и перечислите их.
1) Предложить принять ванну с горячей водой.
2) Снять обувь, растереть стопы шерстяной тканью и опустить их в горячую воду.
3) Снять с ноги мокрый ботинок, обернуть стопу теплым одеялом.
4) Снять обувь, растереть стопу спиртом и приложить теплые грелки.
5) Предложить выпить горячий сладкий чай.
6) Предложить таблетку анальгина при проявлении сильных болей в ногах (при отсутствии аллергии).
7) Вызвать скорую медицинскую помощь.
2. Во время лыжной прогулки у товарища (у подруги) на щеке появилось белое пятно. Прикосновения пальцев он (она) не ощущает. Что произошло? Перечислите меры первой помощи, которые должны быть оказаны пострадавшему.
3. Пожилой мужчина упал, споткнувшись о бордюр, и ударился голенью. Отмечает сильную боль в области ушиба, быстро нарастающую припухлость. Какой объем первой помощи необходимо оказать пострадавшему, обоснуйте свой выбор.

Критерии оценивания практических заданий
«Зачтено» - студентом задание выполнено самостоятельно или с небольшой подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, получен верный ответ, задание выполнено рациональным способом.
«Незачтено» - студентом задание не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мельников В. П. Безопасность жизнедеятельности: учебник М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2020 znanium.com
Л1.2 Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/533084
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Суворова, Г. М. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебник для вузов Юрайт, 2020 www.urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Колледж, Пикунова Г.С. Безопасность жизнедеятельности: метод. материалы для проведения лабораторных работ и практических занятий; для обучающихся всех направлений колледжа Изд-во АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство обороны Российской федерации www.mil.ru
Э2 Крупнейшая российская электронная библиотека elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)


Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Безопасность жизнедеятельности» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.