Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_v40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Лабораторные | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В
1.1. | Цель изучения дисциплины – овладение теоретическими знаниями, навыками, необходимыми в профессиональной деятельности по борьбе с коррупционной преступностью. Качественная профессиональная подготовка специалистов в области охраны правопорядка является на современном этапе одним из ведущих факторов повышения эффективности борьбы с коррупционной преступностью. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ПК-4 | Способен обеспечивать законность, правопорядок,безопасность личности, общества и государства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-4.1. Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-4.2. Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-4.3. Владеет алгоритмами выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней | ||||||
1.1. | Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней | Лекции | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
1.2. | Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
1.3. | Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней | Сам. работа | 8 | 22 | ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 2. 2.Злоупотребление служебными полномочиями | ||||||
2.1. | Злоупотребление служебными полномочиями | Лекции | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
2.2. | Злоупотребление служебным положением | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
2.3. | Злоупотребление служебными полномочиями | Сам. работа | 8 | 22 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 3. 3. Взяточничество | ||||||
3.1. | Взяточничество | Лекции | 8 | 1 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
3.2. | Взяточничество | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
3.3. | Взяточничество | Практические | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 4. 4.Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России | ||||||
4.1. | Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России | Лекции | 8 | 1 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
4.2. | Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России | Практические | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
4.3. | Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России | Сам. работа | 8 | 22 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 5. 5.Основные организационно-правовые направления борьбы с коррупционной преступностью, проблемы противодействия | ||||||
5.1. | Основные организационно-правовые направления борьбы с коррупционной преступностью, проблемы противодействия | Практические | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
5.2. | Основные организационно-правовые направления борьбы с коррупционной преступностью, проблемы противодействия | Сам. работа | 8 | 24 | ПК-4 | Л1.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11785 ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ -ПК-4: Способен обеспечивать законность, правопорядок,безопасность личности, общества и государства ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какими законодательными и нормативными актами может регулироваться порядок противодействия коррупции в РФ в отношении государственных служащих: - только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции»; - только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе» + всеми перечисленными нормами: ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе», актами субъектов РФ. 2. В каких случаях государственный служащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации: - при избрании единоличным исполнительным органом; + в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале - при вхождении в коллегиальный орган управлении. 3. В каких случаях государственный служащий имеет право принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей: - если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей; - если подарок выражается в оказании услуг, оплате транспортных расходов, к примеру; + если подарок вручен на официальном мероприятии. 4. Имеет ли право государственный служащий принимать почетные звания от иностранных государств или международный организаций: - Да, имеет право; - Нет, не имеет права; + Имеет право только с разрешения представителя нанимателя тест 5. Имеет ли право государственный служащий заниматься оплачиваемой деятельности помимо государственной службы: - Нет, не имеет; - Да, имеет право; + Да, имеет право с разрешения представителя нанимателя. 6. Может ли государственный служащий открыть счет на члена семьи в банке за пределами Российской Федерации: - Нет, не может ни при каких обстоятельствах; - Да может, но тайно; + Да, может, если жена проживает за границей, а служащий представляет интересы государства. 7. Имеет ли право государственный служащий после увольнения заниматься трудовой деятельность в организациях, которые курировались им в ходе выполнения должностных обязанностей: - Нет, не имеет права, ни при каких обстоятельствах; + Имеет, только с согласия специальной комиссии; - Имеет, если среднемесячная заработная плата не превышает 100 тысяч рублей. 8. В каких случаях государственный служащий может быть исключен из реестра, уволенных лиц: - по истечении 3-х лет; + при отмене акта, на основании которого данные гражданина были включены в реестр; -по окончания срока, который предусмотрен для разглашенных данных в качестве государственной тайны. 9. Могут ли родственники жены госслужащего работать с зятем в одном учреждении, относящимся к государственному органу: - Нет, не могут ни при каких обстоятельствах; - Да, могут, так как они родственники по свойству и не являются близкими; + Да, могут, если не являются подчиненными либо же подконтрольными друг другу; 10. Имеет ли права государственный служащий публично высказываться, в том числе в СМИ и давать оценки либо высказывать свои суждения: - Да, имеет право; - Нет, не имеет права; + Да, имеет право, если это входит в его должностные обязанности. 11. Имеет ли право государственный служащий быть совместителем в ином учреждении? - Нет, не имеет права; - Да, имеет право; + Имеет право только с разрешения представителя нанимателя. 12. Обязан ли государственный служащий представлять отчет о своих расходах: - Да, обязан; - Нет, не обязан; + Обязан, но только если замешает должности, согласно утвержденному нормами закона перечнем. 13. Что такое конфликт интересов для государственного служащего: - конфликтная ситуация с коллегой по работе; + личная заинтересованность при разрешении вопроса, входящего в круг должностных обязанностей; - соподчиненность с родственниками. 14. Утрата доверия государственного лица за совершенные коррупционные действия возможна только: - за получение взятки в крупных размерах; - наличие личной заинтересованности; + во всех случаях предусмотренных ФЗ №273 без учета размера причиненного ущерба. 15. Примером коррупционных действий можно назвать: - преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя; - получение любого подарка; + использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников. 16. Комиссия по соблюдения требований к служебному поведению государственного служащего обязана рассмотреть: - все обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим предоставленных в любой форме даже анонимные; - все обращения, содержащие сведения о допущенных правонарушениях, включая уголовные и административные, совершенные государственными служащими; + обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим. 17. Обязан ли государственный служащий лично присутствовать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению: - Обязан; - Не обязан + Может отказаться, при определенных обстоятельствах 18. Решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению принимается: + тайным голосованием; - открытым голосованием; - единолично председателем комиссии. 19. К запретам, предусмотренным нормами ФЗ №79, относятся: + совместная работа близких родственников; - публичные высказывания; - участие в управлении некоммерческой организацией. 20. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя: + обо всех случаях совершенных коррупционных действий; - только о склонении к коррупционным действиям лично государственного служащего; - о коррупционных действиях, сведения о которых были получены в ходе исполнения должностных обязанностей. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Удельный вес разных видов преступлений в общем их числе – это…преступности. Ответ: структура. 2. Незарегистрированная преступность именуется … преступностью. Ответ: латентной 3. Наука о жертве преступления – это … Ответ: виктимология. 4. Предметом криминологии выступает… Ответ: преступность. 5. Количественно-качественная характеристика преступности – это … преступности. Ответ: уровень. 6. Соотношение числа совершенных преступлений и численности населения – это … преступности. Ответ: коэффициент. 7. Изменение преступности во времени – это … преступности. Ответ: динамика 8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это … преступности. Ответ: география 9. Лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления, является … типом личности. Ответ: криминогенным. 10. Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется теория социальной … общества. Ответ: дезорганизации 11. Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам? Ответ: теория аномии. 12. Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это… преступности. Ответ: предупреждение. 13. Повторное совершение не однородного преступления – это общий … преступлений. Ответ: рецидив. 14. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни? Ответ: Карл Маркс. 15. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это … криминологических исследований. Ответ: методика. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) / ПРАКТИКЕ 1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет 2. Процедура проведения: зачет проводится в форме собеседования 3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13 4. Пример оценочного средства: Перечень вопросов 1. Понятие корупционной преступности. Состояние, структура, динамика, тенденции коррупционной преступности в России. 2. Феномен коррупции: понятие, проблемы противодействия. Виды коррупционной преступной деятельности. 3. Причины и условия коррупционной преступности в политической сфере отношений. 4. Причины и условия коррупционной преступности в социально-экономической сфере отношений. 5. Организованная преступность и коррупция – состояние, тенденции, противодействие. 6. Юридические аспекты противодействия коррупционной преступности по российскому праву. 7. Актуальные проблемы предупреждения коррупционной преступности в России и пути их решения. 8. Уголовное законодательство РФ по противодействию коррупционной преступности. 9. Государственно-правовые меры противодействия коррупционной преступности. 10. Международное сотрудничество по борьбе с коррупционной преступностью (международные документы, законотворческая и правоприменительная практика). 11. Организационно-правовые меры противодействия коррупционной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков. 12. Организационно-правовые меры противодействия коррупционной преступности в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. 13. Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму и пути их решения в условиях существвания и высокой распространенности коррупционной преступности. 14. Криминологическая характеристика и типология лиц\. совершающих коррупционные преступления. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Варыгин, А. Н. | Основы криминологии и профилактики преступлений : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л1.2 | Окутина, Н. Н. | Предупреждение коррупционной преступности : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л1.3 | Под общ. ред. Капинус О.С. | Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Афанасьева, О. Р. | Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/. | e.lanbook.com | ||
Э2 | 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html. | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp. | elibrary.ru | ||
Э4 | 6. Информационный сайт для магистрантов Тыдыковой Н.В. www.crimemetod.ru. | www.crimemetod.ru. | ||
Э5 | 7. Сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru. | www.supcourt.ru. | ||
Э6 | 8. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru. | www.sudrf.ru. | ||
Э7 | 9. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com. | www.actoscope.com. | ||
Э8 | 10. Электронный курс "Криминология" в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно 7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно 1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно 1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru) Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Противодействие коррупции» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю. |