МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Противодействие коррупции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Стародубцева М.А.

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент , Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Противодействие коррупции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – овладение теоретическими знаниями, навыками, необходимыми в профессиональной деятельности по борьбе с коррупционной преступностью.
Качественная профессиональная подготовка специалистов в области охраны правопорядка является на современном этапе одним из ведущих факторов повышения эффективности борьбы с коррупционной преступностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен обеспечивать законность, правопорядок,безопасность личности, общества и государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1. Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности,
правопорядка, безопасности личности, общества и государства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2. Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка,
безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной
юридической ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3. Владеет алгоритмами выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней
1.1. Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней Лекции 8 2 ПК-4 Л1.3, Л2.1
1.2. Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней Лабораторные 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.3. Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней Сам. работа 8 22 ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. 2.Злоупотребление служебными полномочиями
2.1. Злоупотребление служебными полномочиями Лекции 8 2 ПК-4 Л1.3, Л2.1
2.2. Злоупотребление служебным положением Лабораторные 8 2 ПК-4 Л1.3, Л2.1
2.3. Злоупотребление служебными полномочиями Сам. работа 8 22 ПК-4 Л1.3, Л2.1
Раздел 3. 3. Взяточничество
3.1. Взяточничество Лекции 8 1 ПК-4 Л1.3, Л2.1
3.2. Взяточничество Лабораторные 8 2 ПК-4 Л1.3, Л2.1
3.3. Взяточничество Практические 8 2 ПК-4 Л1.3, Л2.1
Раздел 4. 4.Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России
4.1. Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России Лекции 8 1 ПК-4 Л1.3, Л2.1
4.2. Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России Практические 8 2 ПК-4 Л1.3, Л2.1
4.3. Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России Сам. работа 8 22 ПК-4 Л1.3, Л2.1
Раздел 5. 5.Основные организационно-правовые направления борьбы с коррупционной преступностью, проблемы противодействия
5.1. Основные организационно-правовые направления борьбы с коррупционной преступностью, проблемы противодействия Практические 8 2 ПК-4 Л1.3, Л2.1
5.2. Основные организационно-правовые направления борьбы с коррупционной преступностью, проблемы противодействия Сам. работа 8 24 ПК-4 Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11785

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ -ПК-4: Способен обеспечивать законность, правопорядок,безопасность личности, общества и государства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какими законодательными и нормативными актами может регулироваться порядок противодействия коррупции в РФ в отношении государственных служащих:

- только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции»;

- только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе»

+ всеми перечисленными нормами: ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе», актами субъектов РФ.

2. В каких случаях государственный служащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:

- при избрании единоличным исполнительным органом;

+ в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале

- при вхождении в коллегиальный орган управлении.

3. В каких случаях государственный служащий имеет право принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей:

- если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей;

- если подарок выражается в оказании услуг, оплате транспортных расходов, к примеру;

+ если подарок вручен на официальном мероприятии.

4. Имеет ли право государственный служащий принимать почетные звания от иностранных государств или международный организаций:

- Да, имеет право;

- Нет, не имеет права;

+ Имеет право только с разрешения представителя нанимателя

тест 5. Имеет ли право государственный служащий заниматься оплачиваемой деятельности помимо государственной службы:

- Нет, не имеет;

- Да, имеет право;

+ Да, имеет право с разрешения представителя нанимателя.

6. Может ли государственный служащий открыть счет на члена семьи в банке за пределами Российской Федерации:

- Нет, не может ни при каких обстоятельствах;

- Да может, но тайно;

+ Да, может, если жена проживает за границей, а служащий представляет интересы государства.

7. Имеет ли право государственный служащий после увольнения заниматься трудовой деятельность в организациях, которые курировались им в ходе выполнения должностных обязанностей:

- Нет, не имеет права, ни при каких обстоятельствах;

+ Имеет, только с согласия специальной комиссии;

- Имеет, если среднемесячная заработная плата не превышает 100 тысяч рублей.

8. В каких случаях государственный служащий может быть исключен из реестра, уволенных лиц:

- по истечении 3-х лет;

+ при отмене акта, на основании которого данные гражданина были включены в реестр;

-по окончания срока, который предусмотрен для разглашенных данных в качестве государственной тайны.

9. Могут ли родственники жены госслужащего работать с зятем в одном учреждении, относящимся к государственному органу:

- Нет, не могут ни при каких обстоятельствах;

- Да, могут, так как они родственники по свойству и не являются близкими;

+ Да, могут, если не являются подчиненными либо же подконтрольными друг другу;

10. Имеет ли права государственный служащий публично высказываться, в том числе в СМИ и давать оценки либо высказывать свои суждения:

- Да, имеет право;

- Нет, не имеет права;

+ Да, имеет право, если это входит в его должностные обязанности.

11. Имеет ли право государственный служащий быть совместителем в ином учреждении?

- Нет, не имеет права;

- Да, имеет право;

+ Имеет право только с разрешения представителя нанимателя.

12. Обязан ли государственный служащий представлять отчет о своих расходах:

- Да, обязан;

- Нет, не обязан;

+ Обязан, но только если замешает должности, согласно утвержденному нормами закона перечнем.

13. Что такое конфликт интересов для государственного служащего:

- конфликтная ситуация с коллегой по работе;

+ личная заинтересованность при разрешении вопроса, входящего в круг должностных обязанностей;

- соподчиненность с родственниками.

14. Утрата доверия государственного лица за совершенные коррупционные действия возможна только:

- за получение взятки в крупных размерах;

- наличие личной заинтересованности;

+ во всех случаях предусмотренных ФЗ №273 без учета размера причиненного ущерба.

15. Примером коррупционных действий можно назвать:

- преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя;

- получение любого подарка;

+ использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников.

16. Комиссия по соблюдения требований к служебному поведению государственного служащего обязана рассмотреть:

- все обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим предоставленных в любой форме даже анонимные;

- все обращения, содержащие сведения о допущенных правонарушениях, включая уголовные и административные, совершенные государственными служащими;

+ обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим.

17. Обязан ли государственный служащий лично присутствовать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению:

- Обязан;

- Не обязан

+ Может отказаться, при определенных обстоятельствах

18. Решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению принимается:

+ тайным голосованием;

- открытым голосованием;

- единолично председателем комиссии.

19. К запретам, предусмотренным нормами ФЗ №79, относятся:

+ совместная работа близких родственников;

- публичные высказывания;

- участие в управлении некоммерческой организацией.

20. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя:

+ обо всех случаях совершенных коррупционных действий;

- только о склонении к коррупционным действиям лично государственного служащего;

- о коррупционных действиях, сведения о которых были получены в ходе исполнения должностных обязанностей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Удельный вес разных видов преступлений в общем их числе – это…преступности.

Ответ: структура.

2. Незарегистрированная преступность именуется … преступностью.

Ответ: латентной

3. Наука о жертве преступления – это …

Ответ: виктимология.

4. Предметом криминологии выступает…

Ответ: преступность.

5. Количественно-качественная характеристика преступности – это … преступности.

Ответ: уровень.

6. Соотношение числа совершенных преступлений и численности населения – это … преступности.

Ответ: коэффициент.

7. Изменение преступности во времени – это … преступности.

Ответ: динамика

8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это … преступности.

Ответ: география

9. Лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления, является … типом личности.

Ответ: криминогенным.

10. Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется теория социальной … общества.

Ответ: дезорганизации

11. Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?

Ответ: теория аномии.

12. Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это… преступности.

Ответ: предупреждение.

13. Повторное совершение не однородного преступления – это общий … преступлений.

Ответ: рецидив.

14. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?

Ответ: Карл Маркс.

15. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это … криминологических исследований.

Ответ: методика.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) / ПРАКТИКЕ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет
2. Процедура проведения: зачет проводится в форме собеседования
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
Перечень вопросов
1. Понятие корупционной преступности. Состояние, структура, динамика, тенденции коррупционной преступности в России.
2. Феномен коррупции: понятие, проблемы противодействия. Виды коррупционной преступной деятельности.
3. Причины и условия коррупционной преступности в политической сфере отношений.
4. Причины и условия коррупционной преступности в социально-экономической сфере отношений.
5. Организованная преступность и коррупция – состояние, тенденции, противодействие.
6. Юридические аспекты противодействия коррупционной преступности по российскому праву.
7. Актуальные проблемы предупреждения коррупционной преступности в России и пути их решения.
8. Уголовное законодательство РФ по противодействию коррупционной преступности.
9. Государственно-правовые меры противодействия коррупционной преступности.
10. Международное сотрудничество по борьбе с коррупционной преступностью (международные документы, законотворческая и правоприменительная практика).
11. Организационно-правовые меры противодействия коррупционной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.
12. Организационно-правовые меры противодействия коррупционной преступности в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
13. Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму и пути их решения в условиях существвания и высокой распространенности коррупционной преступности.
14. Криминологическая характеристика и типология лиц\. совершающих коррупционные преступления.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Варыгин, А. Н. Основы криминологии и профилактики преступлений : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Окутина, Н. Н. Предупреждение коррупционной преступности : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьева, О. Р. Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/. e.lanbook.com
Э2 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html. www.biblioclub.ru
Э3 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp. elibrary.ru
Э4 6. Информационный сайт для магистрантов Тыдыковой Н.В. www.crimemetod.ru. www.crimemetod.ru.
Э5 7. Сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru. www.supcourt.ru.
Э6 8. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru. www.sudrf.ru.
Э7 9. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com. www.actoscope.com.
Э8 10. Электронный курс "Криминология" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Противодействие коррупции» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.