МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государства и права России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н, доцент, Малюков С.Г.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
История государства и права России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины: история государства и права России является одной из фундаментальных дисциплин при подготовке современных юристов. Изучая политические и правовые институты с момента формирования государственности у народов населявших территорию России (на всем протяжении развития), история отечественного государства и права позволяет понять современную государственность и дает возможность прогнозировать основные тенденции ее развития, а так же способствует формированию юридического мировоззрения и правовой культуры, воспитывает патриотизм и духовность.
Задачи дисциплины: зучение курса предполагает глубокое и объективное освоение студентами знаний по истории государства и права России. Изучая закономерности становления, эволюции и особенности развития государства и права России, студенты должны уметь выявить положительный и отрицательный опыт прошлого, чтобы не повторять ошибки в современный период. Они должны знать не только специфику нашей государственности, но и хорошо усвоить вопросы, связанные с развитием отечественной правовой системы, что поможет им свободно ориентироваться в настоящий момент развития нашего общества и государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-1 Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1: Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ОПК-1.1. Знает основные закономерности формирования, функционирования и развития права.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2: Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
ОПК-1.2. Умеет выявлять составные элементы и особенности основных закономерностей формирования, функционирования и развития права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.3: Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4: Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
ОПК-1.3. Владеет навыками аргументации собственной позиции при решении профессиональных задач на основе проведенного анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История государства и права России
1.1. Раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XVI в.)/ Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII – XV вв.) Лекции 1 1 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XVI в.)/ Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII – XV вв.) Практические 1 2 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Сословно-представительная монархия в России Лекции 1 1 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Сословно-представительная монархия в России Практические 1 2 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Сословно-представительная монархия в России Сам. работа 1 16 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья) Сам. работа 1 27 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Лекции 1 1 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Практические 1 2 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Сам. работа 1 12 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Государство и право России в период становления и развития капитализма Практические 1 2 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Государство и право России в период становления и развития капитализма Сам. работа 1 12 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Возникновение и основные этапы развития советского государства и права Лекции 1 1 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Возникновение и основные этапы развития советского государства и права Сам. работа 1 20 ОПК-1, УК-5, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1593

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие две, основные теории рассматривают вопрос о происхождении Древне Русского государства?
- цивилизационная и формационная;
- норманская и антинорманская;
- насилия и договорная;
- историческая школа права и славянская цивилизация.
Ответ: норманская и антинорманская.

Вопрос 2. Основным источником права для русских земель периода Киевской Руси является?
- княжеское законодательство;
- церковное и византийского законодательство;
- Русская Правда;
- Псковская судная грамота.
Ответ: Русская Правда

Вопрос 3. Важное значение в Новгороде в решении вопросов отводилось:
- вече;
- боярской думе;
- князю;
- архиепископу.
Ответ: вече.

Вопрос 4. Судебник 1497 г., основной целью ставил?
- ввести в законодательство новые составы преступлений;
- сформировать единый правовой источник Русского централизованного государства;
- отделить поместное владение от вотчинного;
- заменить дворцово-вотчинную систему управления на приказную.
Ответ: сформировать единый правовой источник Русского централизованного государства.

Вопрос 5. Соборное Уложение 1649 г., содержало?
- гражданские права и свободы;
- правовое обоснование абсолютизма;
- достаточно стройную систему преступлений и наказаний;
- архаизмы и правовые определения из Судебников 1497 и 1550 гг.
Ответ: достаточно стройную систему преступлений и наказаний.

Вопрос 6. Начало периода абсолютизма связывают с периодом правления:
- Ивана Грозного;
- Екатерины Великой;
- Петра Первого;
- Николая Второго
Ответ: Петра Первого.

Вопрос 7. Жалованная грамота городам 1785 г., «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» содержит:
- разделение городского населения на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам;
- перечисление зависимого населения Российской империи;
- права подданных;
- привилегии дворян.
Ответ: разделение городского населения на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам

Вопрос 8. Первые попытки сделать из России конституционную монархию были предприняты
- Александром Первым
- Екатериной Второй
- Павлом Петрвым
- Александром Вторым
Ответ: Александром Первым

Вопрос 9. Что являлось главной причиной окончательной отмены крепостного права в 1861 году?
- Крепостное право сдерживало рост экономики страны, так как у подневольных крестьян не было стимула повышать эффективность своего труда;
- Государство обнаружило, что крепостное право идет вразрез с христианским учением;
- Подражание Европе
- отсутствие нормативного закрепления крепостного права.
Ответ: Крепостное право сдерживало рост экономики страны, так как у подневольных крестьян не было стимула повышать эффективность своего труда.

Вопрос 10. Единственной формой брака в России в XIX веке являлся брак:
- гражданский;
- церковный;
- на основе договора;
- брак не заключался.
Ответ: церковный.

Вопрос 11. В результате судебной реформы 1864 года появились?
- военные трибуналы;
- независимые судьи;
- присяжные заседатели;
- прокуроры.
Ответ: присяжные заседатели.

Вопрос 12. Какой законосовещательный орган страны был учрежден в 1905 году?
- Совет объединенного дворянства
- Советы рабочих депутатов
- Государственная Дума;
- Совет Народных Комиссаров.
Ответ: Государственная Дума.
Вопрос 13. В какой Конституции РСФСР впервые было закреплено право выхода из состава СССР?
- 1937 г.
- 1978 г.
- 1925 г.
- такое право не было закреплено
Ответ: 1937 г.

Вопрос 14. В годы Великой Отечественной войны распространение ложных слухов являлось?
- уголовным преступлением;
- административным проступком;
- правонарушением не считалось;
- дисциплинарным проступком.
Ответ: уголовным преступлением.

Вопрос 15. Референдум о принятии действующей Конституции РФ был проведен?
- 25 декабря 1993 года;
- 12 декабря 1993 года;
- 7 декабря 1993 года;
- 1 апреля 1993 года.
Ответ: 12 декабря 1993 года.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. исполнитель решений княжеского суда, занимавшийся взысканием штрафов Ответ: вирник.

Вопрос 2. свидетель-очевидец определенного факта, чьи показания учитывались судом при рассмотрении дела
Ответ: видок

Вопрос 3. в праве северо-западных русских земель общее название движимого имущества
Ответ: живот

Вопрос 4. преступление против государства, выражавшееся в посягательстве на основы политического строя в форме заговора, волнения или мятежа?
Ответ: крамола

Вопрос 5. великокняжеские и царские грамоты XIV – первой половины XVI в., ограничивавшие кормления и поборы наместников, волостелей, тиунов и др. представителей местного управления и суда.
Ответ: Уставные грамоты.
Вопрос 6. Орган государственной власти, действовавший в России с X по начало XVIII в. и представлявший собой высший совет при князе (с 1547 г. – при царе)?
Ответ: Боярская дума

Вопрос 7. в русском праве XV–XVII вв. общее название преступления?
Ответ: лихое дело.

Вопрос 8. по Судебнику 1497 г. преступление против государства, выражавшееся в организации мятежа или восстания против существующих порядков?
Ответ: подым.

Вопрос 9. в России XVI–XVII вв. общегосударственное собрание представителей различных сословий, созывавшееся для решения важных вопросов государственного значения?
Ответ: Земский Собор.

Вопрос 10. один из наиболее значительных памятников русского права. Было подготовлено в результате работы специальной комиссии, принято Земским собором и подписано царем?
Ответ: Соборное Уложение 1649 г.

Вопрос 11. в XV–XVIII вв. основная форма обращения к центральным или местным властям?
Ответ: челобитная.

Вопрос 12. Судебница в Древнерусском государстве?
Ответ: помещение, где осуществлялось правосудие.

Вопрос 13. Впервые понятие умышленной и неосторожной вины стало употребляться в?
Ответ: Соборном Уложении 1649 года.

Вопрос 14. Совещательным органом, который создала Екатерина I и который подчинил все госструктуры, стал?
Ответ: Верховный Тайный Совет.

Вопрос 15. Высшей кассационной инстанцией во времена Екатерины II являлся?
Ответ: Сенат.

Вопрос 16. Право удельных князей, входивших в состав великого княжества, осуществлять на своей территории как хозяйственно-административные, так и государственные функции без вмешательства великого князя, носило название?
Ответ: феодальных иммунитетов

Вопрос 17. Основным направлением политики в сфере сельского хозяйства в 1927-1930 гг. стало?
Ответ: коллективизация.

Вопрос 18. Закон об арбитраже, который был призван разрешать споры, возникшие между государственными предприятиями, был принят во времена?
Ответ: Брежнева Л.И.

Вопрос 19. Кто играл преимущественную роль в определении политики государства согласно Конституции 1977 года?
Ответ: Рабочий класс.

Вопрос 20. Главным методом истории отечественного государства и права является?
Ответ: историко-сравнительный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Одной из теории образования Древне Русского государства является:
- восточная;
- норманская;
- патриархальная;
- западная.
Ответ: норманская.

Вопрос 2. Крещение Руси и формирование церковного законодательства прошло под влиянием:
- болгарских царей;
- Рисмско-католической церкви;
- Византии;
- Скандинавских государств.
Ответ: Византии

Вопрос 3. На межкультурное взаимодействие периода формирования Русского централизованного государства повлияли взаимоотношения между?
- Россией и Византией;
- Русского централизованного государства и Золотой Орды;
- Руси и Скандинавией;
- Московией и балканскими государствами
Ответ: Русского централизованного государства и Золотой Орды.

Вопрос 4. Москва-третий Рим – политико-правовая идея появилась вследствие:
- Падения Константинополя под нашествием турок;
- Крещения Руси;
- Борьбы против татаро-монгол;
- Установление династии Романовых
Ответ: Падения Константинополя под нашествием турок.

Вопрос 5. Утверждение, что российское государство с ранних времен существования обладало признаками культурного, религиозного, этнического, социального многообразия?
- верно;
- неверно;
- это утверждение применимо только к современному периоду;
- это утверждение применимо только к периоду советского государства.
Ответ: верно

Вопрос 6. Активное использование западного законодательства начинается в правление?
- Владимира Мономаха;
- Ивана Грозного;
- Петра Первого;
- Николая Второго;
Ответ: Петра Первого.

Вопрос 7. Кодификационные работы Сперанского М.С. критиковали за использование в качестве примера законодательство?
- Великобритании;
- Швеции;
- Франции;
- Турции.
Ответ: Франции.

Вопрос 8. межкультурное взаимодействие - это:
- замена одного культурного пласта на другой;
- смена исторических эпох;
- контакт двух или более культурных традиций, в результате чего контрагенты оказывают взаимное влияние друг на друга;
- противоборство разных культур.
Ответ: контакт двух или более культурных традиций, в результате чего контрагенты оказывают взаимное влияние друг на друга.

Вопрос 9. Абсолютная монархия как форма правления появилась в России под влиянием?
- Восточной деспотии;
- Западной Европы;
- переселенцев иностранцев;
- Золотой Орды.
Ответ: Западной Европы

Вопрос 10. Александр Первый даровал Конституцию:
- Белороссии;
- Российской империи;
- Царству Польскому;
- Закавказским княжествам.
Ответ: Царству Польскому.

Вопрос 11. Крымская война 1853-1856 гг, столкновение внешне-экономических и культурных интересов России с.. ?
- интересами Японии и Китая;
- интересами Германии и Австро-Венгрии;
- интересами Турции, Англии и Франции;
- интересами Наполеоновской Франции.
Ответ: интересами Турции, Англии и Франции.

Вопрос 12. Социализм как политическая, социальная и идеологическая философия оказавшая влияние на формирование учений марксизма имеет истоки из:
- европейских капиталистических государств;
- православных государств;
- восточных стран;
- революционной Франции.
Ответ: европейских капиталистических государств.

Вопрос 13. Правовая система советского государства была распространена в странах:
- Ближнего востока;
- стран Варшавского договора;
- послевоенной Европы до 1945 г.,
- странах Африки и Азии.
Ответ: стран Варшавского договора

Вопрос 14. Интернационализм это -:
- идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями;
- способ финансовой помощи в условиях мировых экономических кризисах;
- система данных по контролю за международной преступностью;
- религиозное течение.
Ответ: идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями.

Вопрос 15. Демократия как форма политического режима новое явление для нашего государства на современном этапе?
- утверждение верно;
- утверждение неверно;
- в долгой истории нашего государства мы можем найти элементы демократии;
- затрудняюсь ответить.
Ответ: в долгой истории нашего государства мы можем найти элементы демократии

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Наиболее ранние письменные памятники русского права — это?
Ответ: тексты договоров Руси с Византией

Вопрос 2. Переход центра православия из Византии в Москву произошел после?
Ответ: Падения Константинополя в 1453 г.

Вопрос 3. Соглашение с византийскими властями о статусе Русской Церкви было достигнуто в?
Ответ: 1037 году

Вопрос 4. Форма правления в Новгородском и Псковском государствах?
Ответ: феодально-республиканская

Вопрос 5. общее название преступления по древнерусскому праву?
Ответ: обида

Вопрос 6. важнейший памятник права Древней Руси, по мнению большинства авторов, создан в первой половине XI в. на основе обычного права при князе Ярославе Мудром и действовал более 400 лет?
Ответ: Русская Правда.

Вопрос 7. боярский совет, один из высших органов власти в Псковской и Новгородкой республиках?
Ответ: Оспода

Вопрос 8. институт феодального права XV–XVII вв., регулировавший служебные отношения в системе феодальной иерархии. сложилось в период создания Российского централизованного государства, когда в состав великокняжеского двора вошли многочисленные потомки удельных князей и боярства удельных русских земель. Сущность заключалась в особом порядке, по которому бояре и служилые князья распределяли между собой дворцовые и государственные должности в соответствии с именитостью отдельных фамилий. нарушало государственные интересы в подборе руководящего состава управления, постепенно ограничивалось, а окончательно было отменено в 1682 г.?
Ответ: местничество

Вопрос 9. предварительный договор о заключении брака, который заключался с символическими обрядами, обеспечивался неустойкой, задатком или залогом?
Ответ: Обручение

Вопрос 10. сборник постановлений Стоглавого собора, проходившего в 1551 г. с участием царя и Боярской думы, включавший 100 статей?
Ответ: Стоглав

Вопрос 11. поддержка отечественного производства, увеличение количества товаров для продажи за границу и сокращение импорта.?
Ответ: протекционизм

Вопрос 12. торговая политика, которая была направлена на то, чтобы в стране вывоз товаров преобладал над ввозом?
Ответ: меркантилизм.

Вопрос 13. совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820- 1895), а также взгляды их последователей?
Ответ: марксизм.

Вопрос 14. в марксистской теории это наиболее демократическая из всех существующих форм политической власти, обеспечивающая коллективную власть пролетариата как общественного класса?
Ответ: диктатура пролетариата

Вопрос 15. название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, запрет частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений, уравнивание в распределении материальных благ, использование армии и милиции в народном хозяйстве.?
Ответ: военный коммунизм

Вопрос 16. возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства?
Ответ: культ личности.

Вопрос 17. общее название, используемое для обозначения кардинальных перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Сергеевичем Горбачёвым в 1985—1991 годах? Ответ: перестройка

Вопрос 18. один из основных идеологических терминов СССР, обозначающий декларированный принцип существования советского государства на основе всестороннего братского сотрудничества и взаимопомощи народов и наций, ставших на социалистический путь развития. В многонациональных государствах XX века — один из главных провозглашённых принципов развития социалистических обществ?
Ответ: Дружба народов

Вопрос 19. теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии?
Ответ: Москва-третий Рим

Вопрос 20. форма правления, при которой неограниченная верховная власть царя опиралась на господствующий класс дворян-помещиков.?
Ответ: самодержавие.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный;
б) описательно-повествовательный;
в) сравнительно-исторический;
г) биографический.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 2:Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени называется...
а)историческим фактом
б)историческим событием
в)историческим экспериментом
г)историческим процессом
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 3:Несколько исторических действий произошедших примерно в одно время и в одном месте называется ...
а)историческим фактом
б)историческим событием
в)историческим экспериментом
г)историческим процессом
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 4:Анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов называется...
а)историческим экспериментом
б)историческим процессом
в)историческим событием
г)историческим фактом
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 5:Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название...
а)цивилизационный подход
б)формационный подход
в)многофакторный подход
г)теория локальных цивилизаций
ОТВЕТ:б


ВОПРОС 6:Какая пара исторических деятелей были современниками?
а)Петр I и Екатерина Дашкова
б)Александр I и Михаил Сперанский
в)князь Игорь и хан Батый
г)Борис Годунов и патриарх Никон
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 7:Какое утверждение является НЕ верным?
а)Коллегии – центральные органы государственного управления, ведавшие отдельными отраслями хозяйства и жизни государства. В России были образованы в 1802 г., существовали до 1917 г.
б)Коллегии – центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системы приказов.
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 8:Какой из приведенных исторических источников является законодательным источником?
а)Повесть временных лет
б)Слово о законе и благодати
в)Соборное уложение
г)Задонщина
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 9:Какое утверждение является НЕ верным?
а)Александр III, вступив на престол, под давлением общественности избрал курс на либеральные преобразования в стране.
б)Александр I в 1801 г. заявил о приверженности внутриполитическому курсу Екатерины II.
ОТВЕТ:а


ВОПРОС 10:Первые берестяные грамоты были обнаружены на территории____________
а)Москвы
б)Новгорода
в)Пскова
г)Киева
ОТВЕТ:б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1:___________ — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.
ОТВЕТ:Истори́ческий исто́чник
ВОПРОС 2: Уникальный ансамбль общественных институтов, обладающий легальной, легитимной и публичной верховной властью над любыми другими общественными институтами и обеспечивающий
устойчивое воспроизводство такого верховенства для достижения социально значимых целей – это______________
ОТВЕТ:Государство

ВОПРОС 3:__________________ - это добровольное и свободное признание гражданами правильности решения, процесса принятия такого решения или системы, ответственной за процесс принятия решения.
ОТВЕТ:Легитимность

ВОПРОС 4:12 декабря 1993 года принята ______________ — основной нормативный акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ.
ОТВЕТ: Конституция Российской Федерации
ВОПРОС 5:Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского, назовите имя князя о котором идет речь:
«Молодость (умер в 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнявшая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского».
ОТВЕТ: Дмитрий Донской

ВОПРОС 6:Прочтите отрывок из труда историка и напишите имя царя, при котором происходили указанные в отрывке события.
«Но недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление <царю>. Народ, правда, уходил от тяжести государственной жизни целыми массами — в казаки, в Сибирь, даже в Польшу. Однако обаяние грозной личности <царя>, отсутствие самостоятельных общественных союзов, наконец, отсутствие единодушного отношения к <царю> и реформе привели к тому, что против реформ были лишь отдельные местные вспышки. В …. году произошел бунт в Астрахани, не имевший ни твердой организации, ни ясно сознанной цели. Бунтовщики объявили, что встали за веру, но не против <царя>, а против бояр, воевод и немцев, утеснителей и веры, и народа. Перед бунтом в Астрахани ходили самые нелепые слухи о положении дел в государстве: так, астраханцы спешили выдать замуж дочерей, боясь, что будут присланы казенные женихи-немцы из Казани. Бунт был подавлен... В … году вспыхнул один бунт среди инородцев (башкир), в другой — на Дону у казаков под предводительством атамана Булавина. Казачье движение было очень серьезно и охватило обширный район: казаки штурмовали неудачно Азов и приближались к Тамбову. Направлялось неудовольствие казаков против той государственной опеки, которой с течением времени все более и более подпадали прежде вольные казачьи общины. Не знавшие прежде такого крутого отношения со стороны Москвы, казаки восстали против государства за свою отжившую вольность, но были усмирены..»
ОТВЕТ:Петр I

ВОПРОС 7:______________– русская дипломатическая миссия 1697–1698 гг. в Западную Европу с целью расширения союза для борьбы с Турцией, приглашения на русскую службу специалистов, закупку и заказ вооружения. Официально возглавлялась Ф. Лефортом, Ф.А. Головиным, а фактически руководилась Петром I, путешествующим под именем Петра Михайлова.
ОТВЕТ:Великое посольство


ВОПРОС 8:Прочтите отрывок из выступления в Государственной Думе государственного деятеля начала ХХ в. и напишите его фамилию.
«В основу закона 9 ноября положена определенная мысль, определенный принцип… В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для его самодеятельности, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землей, надо избавить его от кабалы отжившего общинного строя»
ОТВЕТ: Столыпин

ВОПРОС 9: Прочтите отрывок из послания руководителя СССР и укажите его фамилию.
«Советское правительство считает, что нарушение свободы пользования международными водами и международным воздушным пространством – это акт агрессии, толкающий человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны. Поэтому Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров… Конечно, мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринять меры, которые сочтём нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права».
ОТВЕТ: Хрущёв

ВОПРОС 10: Период правления Бориса Ельцина - __________гг.
ОТВЕТ :1993-1999

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный;
б) описательно-повествовательный;
в) сравнительно-исторический;
г) биографический.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 2:Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени называется...
а)историческим фактом
б)историческим событием
в)историческим экспериментом
г)историческим процессом
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 3:Несколько исторических действий произошедших примерно в одно время и в одном месте называется ...
а)историческим фактом
б)историческим событием
в)историческим экспериментом
г)историческим процессом
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 4:Анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов называется...
а)историческим экспериментом
б)историческим процессом
в)историческим событием
г)историческим фактом
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 5:Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название...
а)цивилизационный подход
б)формационный подход
в)многофакторный подход
г)теория локальных цивилизаций
ОТВЕТ:б


ВОПРОС 6:Какая пара исторических деятелей были современниками?
а)Петр I и Екатерина Дашкова
б)Александр I и Михаил Сперанский
в)князь Игорь и хан Батый
г)Борис Годунов и патриарх Никон
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 7:Какое утверждение является НЕ верным?
а)Коллегии – центральные органы государственного управления, ведавшие отдельными отраслями хозяйства и жизни государства. В России были образованы в 1802 г., существовали до 1917 г.
б)Коллегии – центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системы приказов.
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 8:Какой из приведенных исторических источников является законодательным источником?
а)Повесть временных лет
б)Слово о законе и благодати
в)Соборное уложение
г)Задонщина
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 9:Какое утверждение является НЕ верным?
а)Александр III, вступив на престол, под давлением общественности избрал курс на либеральные преобразования в стране.
б)Александр I в 1801 г. заявил о приверженности внутриполитическому курсу Екатерины II.
ОТВЕТ:а


ВОПРОС 10:Первые берестяные грамоты были обнаружены на территории____________
а)Москвы
б)Новгорода
в)Пскова
г)Киева
ОТВЕТ:б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1:___________ — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.
ОТВЕТ:Истори́ческий исто́чник
ВОПРОС 2: Уникальный ансамбль общественных институтов, обладающий легальной, легитимной и публичной верховной властью над любыми другими общественными институтами и обеспечивающий
устойчивое воспроизводство такого верховенства для достижения социально значимых целей – это______________
ОТВЕТ:Государство

ВОПРОС 3:__________________ - это добровольное и свободное признание гражданами правильности решения, процесса принятия такого решения или системы, ответственной за процесс принятия решения.
ОТВЕТ:Легитимность

ВОПРОС 4:12 декабря 1993 года принята ______________ — основной нормативный акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ.
ОТВЕТ: Конституция Российской Федерации
ВОПРОС 5:Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского, назовите имя князя о котором идет речь:
«Молодость (умер в 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнявшая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского».
ОТВЕТ: Дмитрий Донской

ВОПРОС 6:Прочтите отрывок из труда историка и напишите имя царя, при котором происходили указанные в отрывке события.
«Но недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление <царю>. Народ, правда, уходил от тяжести государственной жизни целыми массами — в казаки, в Сибирь, даже в Польшу. Однако обаяние грозной личности <царя>, отсутствие самостоятельных общественных союзов, наконец, отсутствие единодушного отношения к <царю> и реформе привели к тому, что против реформ были лишь отдельные местные вспышки. В …. году произошел бунт в Астрахани, не имевший ни твердой организации, ни ясно сознанной цели. Бунтовщики объявили, что встали за веру, но не против <царя>, а против бояр, воевод и немцев, утеснителей и веры, и народа. Перед бунтом в Астрахани ходили самые нелепые слухи о положении дел в государстве: так, астраханцы спешили выдать замуж дочерей, боясь, что будут присланы казенные женихи-немцы из Казани. Бунт был подавлен... В … году вспыхнул один бунт среди инородцев (башкир), в другой — на Дону у казаков под предводительством атамана Булавина. Казачье движение было очень серьезно и охватило обширный район: казаки штурмовали неудачно Азов и приближались к Тамбову. Направлялось неудовольствие казаков против той государственной опеки, которой с течением времени все более и более подпадали прежде вольные казачьи общины. Не знавшие прежде такого крутого отношения со стороны Москвы, казаки восстали против государства за свою отжившую вольность, но были усмирены..»
ОТВЕТ:Петр I

ВОПРОС 7:______________– русская дипломатическая миссия 1697–1698 гг. в Западную Европу с целью расширения союза для борьбы с Турцией, приглашения на русскую службу специалистов, закупку и заказ вооружения. Официально возглавлялась Ф. Лефортом, Ф.А. Головиным, а фактически руководилась Петром I, путешествующим под именем Петра Михайлова.
ОТВЕТ:Великое посольство


ВОПРОС 8:Прочтите отрывок из выступления в Государственной Думе государственного деятеля начала ХХ в. и напишите его фамилию.
«В основу закона 9 ноября положена определенная мысль, определенный принцип… В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для его самодеятельности, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землей, надо избавить его от кабалы отжившего общинного строя»
ОТВЕТ: Столыпин

ВОПРОС 9: Прочтите отрывок из послания руководителя СССР и укажите его фамилию.
«Советское правительство считает, что нарушение свободы пользования международными водами и международным воздушным пространством – это акт агрессии, толкающий человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны. Поэтому Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров… Конечно, мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринять меры, которые сочтём нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права».
ОТВЕТ: Хрущёв

ВОПРОС 10: Период правления Бориса Ельцина - __________гг.
ОТВЕТ :1993-1999

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Образование Древнерусского государства.
2. Русская Правда как памятник феодального права.
3. Псковская судная грамота.
4. Судебник 1497 года.
5. Судебник 1550 года.
6. Соборное Уложение 1649 года.
7. Преступления и наказания по Соборному Уложению 1649 года.
8. Государственные реформы Петра I.
9. Реформаторская деятельность Екатерины II.
10. Кодификация М.М. Сперанского.
11. Крестьянская реформа 1861 года.
12. Земская реформа.1864 года.
13. Городская реформа 1870 года.
14. Контрреформы конца XIX в.
15. Конституция РСФСР 1918 года.
16. Конституция СССР 1924 года.
17. Конституция СССР 1977 года.
18. Конституция РФ 1993 года.
19. Источники права во время Великой отечественной войны.
20. Государственное управление в период застоя.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Обозначить основные черты состязательного процесса по Русской Правде.
2. Выпишите основания приобретения права собственности в соответствии с Псковской судной грамотой
3. Составить схему государственного управления Русского централизованного государства
4. Составить полную характеристику преступления в соответствии с Судебником 1497 г.
5. Перечислите основные законодательные акты по закрепощению крестьян.
6. Назовите отличия поместного от вотчинного землевладения
7. Перечислите категории холопов, известные Соборному Уложению 1649 г
8. Какие законы свидетельствуют об утверждении абсолютизма в России?
9. Составить схему сословных реформ первой четверти XVIII в.
10. Можно ли назвать Уложение 1845 г. правом – привилегий?
11. Манифест 17 октября 1905 г.
12. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906-1911 гг.
13. Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов.
14. Отречение от престола Николая II.
15. Сравните Конституцию РСФСР 1918 г. и Конституцию РФ 1993 г.
16. Какие республики являлись учредителями СССР?
17. Какие кодексы были приняты в 20-е годы 20 века?
18. Основные черты тоталитарного государства.
19. Какие республики входили в состав СССР к 1941 году?
20. Что гарантировала гражданам СССР Конституция 1977 года?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рубаник В.Е. - отв. ред. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
Л1.2 Лаптева Л.Е. - Отв. ред. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В 2 Т. ТОМ 1. IX — НАЧАЛО ХХ ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Блинова История государства и права России. Тесты: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 3 (филиал в г. Белокуриха) учебная лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Рабочие места обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; доска для мела; компьютеры обучающихся - 15 единиц с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; многофункциональное устройство; ком-плект учебно-методической документации, наглядные материалы.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «История государства и права России» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.