МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 179
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 1
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 179 179 179 179
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор, Сорокин В.В.

Рецензент(ы):
д.ю.н., профессор, Аничкин Е.С.

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины: теория государства и права является базовой, фундаментальной юридической наукой, позволяющей студентам юридического института овладеть как основополагающими, так и узкоотраслевыми правовыми знаниями. Каждый юрист, независимо от того, где он работает – в суде, адвокатуре, прокуратуре либо ином государственном или общественном учреждении /предприятии/ – постоянно оперирует в своей практической деятельности данными науки теории государства и права. Знание закономерностей, выявленных этой наукой, позволяет осуществлять правотворческий и правоприменительный процессы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ОПК-4 Способен профессионально толковать нормы права
ОПК-5 Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь с единообразным и корректным использованием профессиональной юридической лексики
ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает основные закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-4.1. Знает виды и способы толкования правовых норм.
ОПК-5.1. Знает приемы и способы, используемые при составлении документов, приемы корректного использования профессиональной юридической лексики.
ПК-1.1. Знает виды и особенности нормативных правовых актов в профессиональной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет выявлять составные элементы и особенности основных закономерностей формирования, функционирования и развития права.
ОПК-4.2. Умеет определять вид и способ толкования норм права, подлежащих применению.
ОПК-5.2. Умеет письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу.
ПК-1.2. Умеет выявлять пробелы и коллизии действующего законодательства и определяет способы их преодоления и устранения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет навыками аргументации собственной позиции при решении профессиональных задач на основе проведенного анализа.
ОПК-4.3. Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил при решении задач профессиональной деятельности.
ОПК-5.3 Владеет юридической техникой составления правовых актов.
ПК-1.3. Владеет приемами подготовки нормативных правовых актов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений
1.1. Методологические основы теории права и государства Лекции 1 1 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Методологические основы теории права и государства Сам. работа 1 10 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Понятие и сущность государства
2.1. Происхождение государства и права Лекции 1 1 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Происхождение государства и права Сам. работа 1 10 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие государства Лекции 1 1 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Понятие государства Сам. работа 1 10 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Типология государств Сам. работа 1 10 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Содержание государства
3.1. Государственная власть Лекции 1 1 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Государственная власть Сам. работа 1 10 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Функции государства Лекции 1 1 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Функции государства Сам. работа 1 10 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Форма государства
4.1. Форма государства Практические 1 2 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Форма государства Сам. работа 1 10 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Механизм государства Практические 1 2 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.4. Механизм государства Сам. работа 1 10 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Понятие и сущность права
5.1. Понятие права Лекции 1 1 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Понятие права Сам. работа 1 6 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Правовая система общества Сам. работа 1 10 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Содержание права
6.1. Право в системе социального регулирования Сам. работа 1 10 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. Правосознание и правовая культура Сам. работа 1 10 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Форма права
7.1. Внутренняя форма права (система права) Сам. работа 1 8 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
7.2. Внешняя форма права Сам. работа 1 12 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Механизм правового регулирования
8.1. Механизм правового регулирования Сам. работа 1 6 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
8.2. Правотворчество Лекции 1 2 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
8.3. Правотворчество Сам. работа 1 6 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
8.4. Норма права Практические 1 2 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
8.5. Норма права Сам. работа 1 4 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
8.6. Правоотношение Сам. работа 1 6 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
8.7. Правоотношение Практические 1 2 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
8.8. Реализация права Практические 1 2 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
8.9. Реализация права Сам. работа 1 6 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
8.10. Толкование права Практические 1 2 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
8.11. Толкование права Сам. работа 1 8 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Правонарушение и юридическая ответственность
9.1. Правонарушение и юридическая ответственность Практические 1 2 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
9.2. Правонарушение и юридическая ответственность Сам. работа 1 3 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Национальный и мировой правопорядок
10.1. Национальный и мировой правопорядок Практические 1 2 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
10.2. Национальный и мировой правопорядок Сам. работа 1 4 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Экзамен
11.1. Экзамен Экзамен 1 13 ПК-1, ОПК-5, ОПК-4, ОПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1593

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Кто является основоположником теории законодательной техники?
- Морис Ориу
- Леон Дюги
- Иеремия Бентам
- Рудольф фон Иеринг

Ответ: Иеремия Бентам

Вопрос 2. Язык права - важнейший элемент юридической техники, поскольку он связан непосредственно с:
- толкованием права
- опубликованием права
- нормотворчеством
- выражением права
Ответ: выражением права

Вопрос 3. Какую задачу в системе юриспруденции решает юридическая техника?
- систематизация знаний о методах осуществления юридической деятельности
- систематизация знаний о приемах осуществления юридической деятельности
- систематизации знаний о методах и приемах осуществления юридической деятельности, вырабатываемые общей теорией права, отраслевыми юридическими и прикладными науками
Ответ: систематизации знаний о методах и приемах осуществления юридической деятельности, вырабатываемые общей теорией права, отраслевыми юридическими и прикладными науками

Вопрос 4. Основные этапы делового общения юриста — это:
- установление контакта, информационный обмен, побуждение, координация, установление взаимопонимания, эмоциональное воздействие, установление отношений, регуляция поведения
- адаптация к субъекту, нарушение личных границ, отсутствие понимания
- психологическая манипуляция, воздействие, эмоциональное выгорание
- запретные темы, сбор информации, установление давления, неустойчивое психологическое состояние
Ответ: установление контакта, информационный обмен, побуждение, координация, установление взаимопонимания, эмоциональное воздействие, установление отношений, регуляция поведения

Вопрос 5. Какие виды юридических терминов используются в юридических законах:
- общеупотребляемые, специально-технические, специально-юридические
- специально-техно-юридические, отраслевые, законодательные
- научные, лингвистические, неопределённые
- относительные, общенаучные, общеправовые
Ответ: общеупотребляемые, специально-технические, специально-юридические

Вопрос 6. В сфере юридической деятельности, особенно в сфере правотворчества, немало важную роль играет:
- законодательный стиль
- лингвистическая структура текста
- терминология
- юридические клише
Ответ: терминология

Вопрос 7. Дефиниция – это:
- указание или объяснение значения (смысла) термина и (или) объема (содержания) выражаемого данным термином понятия
- логическая операция, раскрывающая содержание термина (понятия)
- профессиональное обсуждение, при котором различные точки зрения высказываются без излишних эмоций
- обеспечение точности, краткости и однозначности юридического текста
Ответ: указание или объяснение значения (смысла) термина и (или) объема (содержания) выражаемого данным термином понятия

Вопрос 8. Метод индукции предполагает:
- восхождение от частного (конкретных фактов) к общему правилу
- восхождение от общего к частному
- сравнение общего и конкретных фактов
- обобщение общих фактов
Ответ: восхождение от частного (конкретных фактов) к общему правилу

Вопрос 9. Что помимо юридической техники включают в структуру правовой науки?
- отрасли права – уголовное, административное, гражданское
- методологию права
- антропологию, социологию, конфликтологию, аксиологию права
- юридическую психологию
Ответ: антропологию, социологию, конфликтологию, аксиологию права

Вопрос 10. Словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта, т. е. термины — это:
- лексические средства
- языковые правила
- процедурные правила
- юридические конструкции
Ответ: лексические средства

Вопрос 11. К языковым графическим средствам не относится:
- заглавие
- рубрика
- знаки препинания
- иероглифы
Ответ: иероглифы

Вопрос 12. Правотворчество означает:
- деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм
- деятельность государственных органов и иных субъектов по уяснению и разъяснению правовых норм
- деятельность по систематизации правовых норм
- деятельность по регулированию институтов права
Ответ: деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм

Вопрос 13. Результатом правотворчество является:
- принятые действующей нормативно правые акты
- принятые акты толкования
- принятые судебные решения
- принятые решения
Ответ: принятые действующей нормативно правые акты

Вопрос 14. По способу придания правовому акту юридической силы правотворчество разграничивается на:
- компетентное, делегированное
- делегированное, санкционированное
- компетентное, делегированное, санкционированное
Ответ: компетентное, делегированное, санкционированное

Вопрос 15. Принятие нормативного правового акта:
- одно из важных стадии правоприменения
- одно из важных стадий правотворчества
- одно из важных стадии судебного заседания
Ответ: одно из важных стадий правотворчества

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что такое софизм?
Ответ: умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям

Вопрос 2. Как переводится "Диспут" с латинского языка?
Ответ: Прение

Вопрос 3. Что представляет собой юридическая тактика?
Ответ: юридическая тактика представляет собой линию поведения, образ действий, заключающийся в планировании юридической деятельности, её организации для достижения поставленной цели.
Вопрос 4. Какая система опубликования нормативных правовых актов действует в настоящее время в РФ:
Верный ответ: Комбинированная (смешанная)

Вопрос 5. Кто является автором труда «Дух римского права на различных ступенях его развития»?
Ответ: Рудольфа фон Иеринг.

Вопрос 6. Перечислите категории граждан, которым доступна бесплатная юридическая помощь.
Ответ:
4. граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане)
5. инвалиды I и II группы
6. ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации
7. дети-инвалиды, дети-сироты
8. граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации

Вопрос 7. Что такое законодательная инициатива?
Ответ: законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Вопрос 8. Назовите признаки юридического документа.
Ответ: материальная форма, информативность, юридическая сила, формальность, компетентность.

Вопрос 9. Что представляет собой и где размещается герб как реквизит юридического документа?
Ответ: герб - изображение герба (Государственного герба Российской Федерации, герба субъекта Российской Федерации, герба (геральдического знака) муниципального образования) помещается посередине верхнего поля бланка документа над реквизитами организации - автора документа на расстоянии 10 мм от верхнего края листа.

Вопрос 10. Какая теория правопонимания проявляется в следующем выражении: «право – это совокупность документов, содержащих правовые предписания»?
Ответ: юридический позитивизм.

Вопрос 11. Какая теория правопонимания проявляется в следующем выражении: «у каждого индивида есть некоторые высшие, постоянно действующие права, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок ценностей. Все они не зависят от норм и принципов, установленных государством, и действуют напрямую»
Ответ: естественно-правовая концепция

Вопрос 12. Какая теория правопонимания проявляется в следующем выражении: «Ключевое понятие школы – народных дух, который формирует правосознание нации под воздействием определенных исторических условий»
Ответ: историческая школа права.
Вопрос 13. Какая теория правопонимания проявляется в следующем выражении: «психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство».
Ответ: психологическая школа права.

Вопрос 14. В Древнем Риме ссылка на этот источник права считалась обязательной. В российской практике, по общему правилу, данный источник не используется при вынесении решений по делу. Однако в ст. 1191 Гражданского кодекса РФ отмечается, что указанный источник используется при применении иностранного права с целью установления содержания и толкования его норм в соответствующем иностранном государстве. Назовите источник права.
Ответ: правовая доктрина

Вопрос 15. Как называется научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению?
Ответ: правопонимание

Вопрос 16. Как называется совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства?
Ответ: юридическая техника

Вопрос 17. Что такое содержательные правила?
Ответ: содержательные правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой приходится работать юристу

Вопрос 18. Что такое юридическая тактика?
Ответ: юридическая тактика – это линия поведения, образ действий, заключающийся в планировании юридической деятельности, её организации для достижения поставленной цели

Вопрос 19. Что такое нормативный акт?
Ответ: нормативный акт – это официальный документ, изданный уполномоченным органом, содержащий в себе нормы права, регулирующий общественные отношения.

Вопрос 20. Что такое расписка?
Ответ: расписка – документ, в котором гражданин подтверждает факт получения чего-либо.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Перечень вопросов к экзамену
1. Теория государства и права: предмет, функции.
2. Теория государства и права в системе юридических и иных наук.
3. Методология теории государства и права.
4. Основные теории происхождения государства (не менее трёх на выбор).
5. Понятие государства: традиционные и новые подходы.
6. Сущность и назначение государства.
7. Тип государства: понятие и соотношение со смежными категориями.
8. Типология государств: основные подходы.
9. Место и роль государства в политической системе общества.
10. Государственная власть: понятие, виды.
11. Функции государства: понятие, классификация.
12. Государственный режим: понятие, виды.
13. Демократическое, социальное, правовое государство: общая характеристика.
14. Форма государства: общее понимание и соотношение с иными категориями.
15. Форма правления: понятие, разновидности.
16. Форма государственного устройства: понятие, разновидности.
17. Механизм государства: понятие, структура.
18. Государственные органы: понятие, классификация, компетенция.
19. Принципы формирования и деятельности аппарата государства.
20. Понятие права: основные подходы.
21. Сущность, назначение и функции права.
22. Рабовладельческое государство и право: общая характеристика.
23. Феодальное государство и право: общая характеристика.
24. Буржуазное государство и право: общая характеристика.
25. Социалистическое государство и право: общая характеристика.
26. Правовая система общества: понятие, структура, виды.
27. Право в системе социального регулирования.
28. Право и религиозные нормы: характер взаимодействия.
29. Право и мораль: характер взаимодействия.
30. Право и обычаи: характер соотношения.
31. Право и идеология: характер взаимодействия.
32. Право и корпоративные нормы: характер соотношения.
33. Правовая культура и правовое воспитание.
34. Правосознание: понятие, структура.
35. Принципы права: понятие, классификация.
36. Правовая реформа: понятие, стадии, виды.
37. Система права: понятие, структура.
38. Отрасли права: понятие, виды, критерии обособления.
39. Публичное и частное право: характер соотношения.
40. Международное и внутригосударственное право: характер взаимодействия.
41. Источник права и форма права: характер соотношения.
42. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация.
43. Правовые акты судебных инстанций: понятие, виды.
44. Правовой обычай и правовой прецедент.
45. Нормативно-правовой договор: понятие, виды.
46. Правовая доктрина как источник права.
47. Правовые акты негосударственных организаций: понятие, виды.
48. Право и закон: характер соотношения.
49. Систематизация законодательства: понятие, формы.
50. Юридическая техника: понятие, приемы.
51. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
52. Механизм правового регулирования: понятие, структура.
53. Предмет, типы, методы и способы правового регулирования.
54. Правотворчество: понятие, стадии, принципы.
55. Виды правотворчества.
56. Действие правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
57. Норма права: понятие, структура.
58. Классификация норм права.
59. Правоотношение: понятие, состав.
60. Классификация правоотношений.
61. Юридические факты: понятие, классификация.
62. Реализация права: понятие, формы.
63. Применение права: понятие, стадии, акты.
64. Толкование права: понятие, виды, способы.
65. Пробелы в праве и способы их преодоления.
66. Правомерное поведение: понятие, формы.
67. Законность и правопорядок: общие критерии.
68. Понятие правонарушения.
69. Классификация правонарушений.
70. Состав правонарушения: общетеоретическая характеристика.
71. Понятие юридической ответственности.
72. Виды юридической ответственности.
73. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
74. Правовое воспитание: понятие, формы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопроса

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перевалов В.Д. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э4 Теория государства и права: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Теория государства и права» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.