МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Римское частное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Харьянова Л.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Римское частное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В настоящее время интерес к дисциплине «Римское частное право» возрос. Поскольку обращение к истокам всемирной правовой культуры – это веление времени.
Гражданское право России содержит немало фундаментальных понятий, разработанных римскими юристами и успешно применяемых ими для регулирования имущественных отношений, основанных на праве частной собственности. Становится очевидным, что подготовка специалистов в области юриспруденции невозможна без глубокого изучения и освоения основ римского права. Именно с изучения этого курса магистрант-юрист постигает азы современной цивилистики и входит в мир правовой науки в целом.
Римское частное право, как учебная дисциплина, представляет собой понятийно-гносеологическую основу современной цивилистики.
При изучении данной дисциплины упор, главным образом, делается не на усвоение конкретных правил и норм римской казуистики (хотя в определенных пределах и они должны быть известны магистрантам), а на изучение общих юридических категорий и понятий. При этом магистранты должны изучить метод юридического рассуждения, основанный римскими юристами. Кроме того, магистрант должен получить навыки разрешения конкретных юридических казусов и задач, предложенных к планам семинарских занятий. Содержание этих заданий и казусов заимствовано из Дигест Юстиниана, Институций Гая, из сочинений романистов, в частности, З.М. Черниловского.
Основной целью курса является профессиональная подготовка специалистов гражданско-правовой специализации, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений римского права, отраженных в частном праве других правовых систем. Именно с изучения данной дисциплины магистрант входит в мир современной цивилистики.
Задачами курса «Римское частное право» являются: освоение понятийного аппарата римского частного права как необходимой основы для дальнейшего изучения курсов цивилистической направленности, воспитание у магистрантов правовой культуры, формирование навыков сравнительного правоведения на примерах анализа отдельных институтов римского частного права и современного гражданского законодательства, формирование навыков правового мышления, воспитание у них правовой культуры и повышение профессионализма. Одна из задач курса состоит в том, чтобы выработать у изучающего римское право юридическое мировоззрение, т.е. способность видеть тот или иной факт (явление) через призму права, в его юридической квалификации, включая вопрос о соответствии или противоречии закону, его цели и даже духу права. При изучении курса магистрант должен освоить знания, которые являются теоретической базой, для дальнейшего изучения юриспруденции, в частности:
1. Освоить понятийный аппарат римского права.
2. Понять основы римской казуистики, в целях правильного понимания сущности различных спорных ситуаций в сфере имущественного оборота и приобрести навыки их разрешения.
3. На примерах рецепции римского частного права приобрести навыки сравнительного правоведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПК-6 Способен давать квалифицированные заключения и юридические консультации в конкретных видах профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурноисторической обусловленности.
ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой,правоприменительной и правоохранительной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы римского права
1.1. Общая характеристика римского частного права. Роль римского права в истории права. Рецепция римского права Сам. работа 1 1 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Общая характеристика римского частного права. Роль римского права в истории права Сам. работа 1 2 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Общая характеристика римского частного права. Роль римского права в истории права Сам. работа 1 2 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Источники римского права(обычное право и закон; деятельность юристов) Сам. работа 1 2 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Источники римского права(обычное право и закон; деятельность юристов) Сам. работа 1 2 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Иски. Виды судебных производств по частным спорам Сам. работа 1 2 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Иски. Виды судебных производств по частным спорам Сам. работа 1 2 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Субъекты римского права (правовое положение римских граждан и других субъектов римского права) Сам. работа 1 1 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Субъекты римского права(правовое положение римских граждан и других субъектов римского права) Сам. работа 1 4 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.10. Субъекты римского права(правовое положение римских граждан и других субъектов римского права) Сам. работа 1 4 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Семейное право Древнего Рима. Римская семья Сам. работа 1 4 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Вещные права
2.1. Понятие и содержание права частной собственности Практические 1 1 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Вещные права. Содержание права частной собственности Сам. работа 1 4 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Права на чужие вещи (сервитуты, эмфитевзис, суперфиций) Практические 1 1 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Права на чужие вещи (сервитуты, эмфитевзис, суперфиций) Сам. работа 1 4 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Обязательственное право
3.1. Обязательственное права. Исполнение обязательств и ответственность за неисполнение Практические 1 1 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Обязательственное права. Исполнение обязательств и ответственность за неисполнение Лекции 1 2 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Обязательственное право. Исполнение обязательств и ответственность за неисполнение Сам. работа 1 10 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Договоры Практические 1 1 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.5. Договоры Сам. работа 1 10 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Отдельные виды договоров Сам. работа 1 10 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.7. Обязательства как бы из договоров (квазидоговоры) Сам. работа 1 10 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.8. Обязательства из деликтов и как бы из деликтов Практические 1 1 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.9. Обязательства из деликтов и как бы из деликтов Сам. работа 1 10 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Наследственное право Древнего Рима
4.1. Наследственное право Древнего Рима. Право наследования. Наследование по завещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы. Практические 1 1 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Наследственное право Древнего Рима. Право наследования. Наследование по завещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы. Лекции 1 2 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Наследственное право Древнего Рима. Право наследования. Наследование по завещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы. Сам. работа 1 10 ПК-6, УК-5, УК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2932

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Различие между публичным и частным правом провел римский юрист:
а) Модестин; б) Ульпиан; в) Гай; г) Юстиниан
Ответ: б
2. Источниками римского частного права не являются (выбрать нужное):
а) обычное право; б) закон; в) деятельность юристов; г) вердикты магистров.
Ответ: г
3. Внесенные кодификационной комиссией изменения и вставки носят название:
а) новеллы; б) дигесты; в) интерполяции; г) манумиссия
Ответ: а
4. Ius conubii и ius comercii по отношению к понятию правоспособности являются:
a) видами правоспособности; б) содержанием правоспособности; в) условиями существования правоспособности; г) содержанием дееспособности
Ответ: б
5. Capitis deminutio maxima – это …
а) изменение status civitas (статус гражданства); б) изменение status libirtas (статус свободы); в) изменение status familia; г) все верно
Ответ: б
6. Какое из нижеследующих обстоятельств не влияло на правоспособность?
a) религия; б) гражданская честь; в) нахождение в плену; г) состояние в браке
Ответ: а
7. Ограничением правоспособности иллюстрируется ограничением правоспособности вследствие занятия некоторыми профессиями …
a) Intestabilitas; б) Infamia; в) Turpitudo; г) Prodigus
Ответ: в
8. Не были ограничены в дееспособности …
a) женщины; б) военные; в) расточители; г) лица, страдающие психическими заболеваниями
Ответ: б
9. Несовершеннолетними, ограничивавшимися в дееспособности, являлись лица, не достигшие:
a) 27 лет; б) 25 лет; в) 21 года; г) 18 лет
Ответ: б
10. Законом … было установлено, что все подданные Римской Империи являются римскими гражданами, а перегринами считаются только пребывающие на территории римского государства неподданные Рима.
a) 326 г. до н.э. – Закон Петелия; б) 287 г. до н.э. – Закон Гортензия; в) 184 г. – Закон Плактория; г) 212 г. – Закон Каракаллы
Ответ: г
11. Римскую семью мог образовать …
а) римский гражданин как обладатель jus commerci; б) римский гражданин как обладатель jus conubi; в) римский гражданин и какое-либо другое свободное лицо (латин, перегрин); г) любой житель Рима
Ответ: б
12. Жителей Лациума называли …
а) квиритами; б) варварами; в) перегринами; г) латинами
Ответ: г
13. «Брак с властью мужа» - это …
а) брак cum manu; б) брак sine manu; в) конкубинат; г) любой римский брак.
Ответ: а
14. Брак … мог быть расторгнут односторонним заявлением одного из супругов без указания каких-либо оснований развода.
а) брак cum manu; б) брак sine manu; в) конкубинат; г) любой римский брак.
Ответ: б
15. Законные дети (рожденные в браке) – это дети, родившиеся:
а) не ранее 100 дней после свадьбы и не позже 350 дней после смерти мужа; б) не ранее 154 дней после свадьбы и не позже 320 дней после смерти мужа; в) не ранее 182 дней после свадьбы и нее позже 300 дней после смерти мужа; г) не ранее 200 дней после свадьбы и не позже 280 дней после смерти мужа.
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Правоспособность – это …
Ответ: Способность иметь права и обязанности.
2. Кодификация Юстициана представляла собой …
Ответ: Объединение и систематизацию всего накопившегося правового материала с устранением из него устаревших и противоречивых положений с целью приведения ы соответствие с потребностями эпохи.
3. Стадия in jure имела своей целью …
Ответ: Рассмотрение дела по существу претором.
4. Под личным иском следует понимать …
Ответ: Иск, служащий целям охраны права лица от нарушений со стороны строго определенного лица (лиц).
5. Стадия in iudicio была посвящена …
Ответ: Рассмотрению дела по существу судьей
6. Из всех существовавших рабовладельческих государств только право Древнего Рима было заимствовано в последующие века, поскольку …
Ответ: Римское право строилось как абстрактное частное право, применимое непосредственно или с определенными модифкациями к любым частнособственническим отношениям.
7. Частное право охраняло интересы …
Ответ: Интересы отдельных лиц.
8. Вещный иск в римском праве – это …
Ответ: Иск, защищающий право собственности (и некоторые другие вещные права) против любого лица, нарушающего это право.
9. Римскому праву были известны виды гражданского процесса: …
Ответ: Легисакционный, формулярный и экстраординарный.
10. Значение Конституции Каракаллы 212 года заключалось в …
Ответ: В провозглашении равенства свободных людей в области частного права.
11. «Corpus juris civilis» (Свод гражданского права) означает …
Ответ: Название, которое получила Кодификация Юстиниана в средние века.
12. Римское гражданское (частное) право в его классическом понимании регулировало …
Ответ: Имущественные отношения между отдельными лицами, а также связанные с ними семейные отношения.
13. Экстраординарный процесс характеризовался …
Ответ: Упразднением двухстадийности процесса, рассмотрением дела по существу магистратом.
14. Договор передачи вещи одним лицом в бесплатное пользование другого лица, обязанное возвратить ее по первому требованию передавшего, назывался …
Ответ: прекарием
15. Понятием res corporales можно обозначить …
Ответ: Земельный участок
16. Формой залога, при которой заложенная вещь оставалась у должника, являлась …
Ответ: ипотека
17. Римское законодательство установило, что независимо от количества легатов наследник может оставить себе не менее …
Ответ: ¼ наследства
18. В Древнем Риме обязательство признавалось натуральным, когда …
Ответ: должнику можно предъявить иск, но без принудительного взыскания по нему
19. Манципация как способ установления права собственности означала …
Ответ: определенный обряд в присутствии 5 свидетелей и весовщика
20. Договоры купли-продажи и найма в Древнем Риме относились к …
Ответ: консенсуальным

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите верный вариант ответа:
а) агнатское родство основано на власти; б) агнатское родство основано на подчинении; в) все верно; г) все неверно
Ответ: в
2. Выберите верный вариант ответа:
а) агнаты одновременно могли быть и когнатами; б) агнаты одновременно могли и не быть когнатами; в) все верно; г) все неверно
Ответ: в
3. В римской семье родные братья находятся в(во):
а) первой степени родства; б) второй степени родства; в) третьей степени родства; г) четвертой степени родства.
Ответ: б
4. Согласно римским воззрениям не могли стать усыновителями …
а) женщины; б) женщины в возрасте от 20 до 30 лет; в) женщины в возрасте от 20 до 45 лет; г) женщины в возрасте от 20 до 55 лет.
Ответ: а
5. Попечительство не устанавливалось над:
а) юношами (от 14 до 25 лет); б) женщинами; в) расточителями; г) душевнобольными.
Ответ: а
6. Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который после некоторых колебаний был установлен в:
а) 12 лет для мужчин и в 14 лет для женщин; б) 12 лет для мужчин и в 10 лет для женщин; в) 10 лет для мужчин и в 12 лет для женщин; г) 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Ответ: г
7. В праве Юстиниана упоминается этот единственный случай, когда dos оставалась у мужа: …
а) если жена брала на себя инициативу развода или вызвала развод своим
поведением; б) в случае прекращения брака смертью жены; в) когда брак прекращался разводом по почину мужа; г) когда брак прекращался по вине мужа
Ответ: а
8. В … случае имущество подвластного сына переходило после его смерти к paterfamilias.
а) в случае смерти сына без завещания; б) в любом случае, т. к. закон не предусматривает иного; в) если в завещании указаны другие наследники; г) ни в коим случае, т.к. все имущество подвластных переходило в государственную казну.
Ответ: б
9. В каком случае не наступает прекращение patria potestas?
а) незамужняя дочь приобретает звание весталки; б) приобретение сыном звания консула; в) приобретение сыном звания епископа; г) вступление старшего сына в брак sine manu.
Ответ: г
10. Arrogatio и adoptio - это разновидности:
а) tutela; б) усыновления; в) узаконения; г) cura.
Ответ: б
11. Фактическое обладание вещью, когда она находится в сфере физического или хозяйственного господства лица, это …
а) собственность б) держание; в) владение; г) манумиссия
Ответ: в
12. В основе права собственности лежит вещь. О каких вещах справедливо замечено, что никакие действия по их поводу не могут привести к возникновению права собственности у отдельных лиц?
а) вещи, изъятые из оборота; б) придаточные вещи; в) непотребляемые вещи; г) бестелесные вещи
Ответ: а
13. Какой вид права собственности мог принадлежать только полноправным римским гражданам, а также тем, кто был наделён правоспособностью?
14. … как способ приобретения права собственности не относится к первоначальным.
а) отыскание клада; б) манципация; в) спецификация г) узукапия
Ответ: б
15. Согласно праву Юстиниана, необходимый срок владения для приобретения по давности был установлен для недвижимых вещей (если прежний собственник и давностный владелец живут в одной провинции) в:
а) 3 года; б) 10 лет; в) 20 лет; г) 30 лет
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Должник в случае неисполнения обязательства нес ответственность перед …
Ответ: кредитором
2. В Древнем Риме посредством записи в специальных книгах или соответствующих иных актах заключались договора …
Ответ: литтеральные
3. Обстоятельством, освобождающим от ответственности в римском праве был(а) …
Ответ: непреодолимая сила (vis maior)
4. При договоре хранения депозитарий …
Ответ: не имел права пользоваться вещью
5. По договору стипуляции должник принимал на себя обязательство в силу …
Ответ: произнесения одной стороной (должником по договору) определенных слов в ответ на вопрос другой стороны (кредитора)
6. В Древнем Риме ограничения доли легатов в наследстве было установлено …
Ответ: Законом Фальцидия
7. В Древнем Риме право собственности определялось как …
Ответ: полное господство собственника над вещью
8. Владение движимыми вещами защищается с помощью …
Ответ: вещного иска
9. Содержанием обязательства может быть …
Ответ: по закону, по завещанию
10. Право иметь строение на чужом участке с правом бессрочного пользования земельным участком называется …
Ответ: суперфицием
11. Под держанием (detentio) в римском праве понималось …
Ответ: любое фактическое обладание вещью
12. Право долгосрочной аренды земли для сельхозобработки на срок более 100 лет обеспечивалось …
Ответ: эмфитевзисом
13. При договоре хранения депозитарий нес ответственность за гибель вещи …
Ответ: в случае умысла
14. Назначение залогового права состояло …
Ответ: в обеспечении исполнения обязательств
15. Согласно римскому праву в наем можно было сдать …
Ответ: потребляемые вещи
16. По Ульпиану к области частного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы …
Ответ: отдельных лиц
17. Открытие наследства происходило в момент …
Ответ: смерти наследодателя
18. Легат – это …
Ответ: завещательный отказ
19. Римское право включает в себя две отрасли права …
Ответ: публичное и частное
20. Пакт – это …
Ответ: неформалоьное соглашение, не пользующееся исковой защитой

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-6: Способен давать квалифицированные заключения и юридические консультации в конкретных видах профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. … иск имел основной целью возвращение от владеющего несобственника невладеющему собственнику вещи в соответствующем состоянии.
а) виндикационный; б) негаторный; в) реституционный; г) кондикционный
Ответ: а
2. Просрочка могла наступить:
а) у должника; б) у кредитора; в) все верно; г) все неверно
Ответ: в
3. Главу семьи в Древнем Риме называли …
а) патерфамилиас; б) филиусфамилиас; в) продигус; г) латин
Ответ: а
4. Под вещным иском понимался иск …
а) защищавший право собственности от посягательства любых третьих лиц; б) защищавший право истца требовать совершения каких-либо действий от второго участника договора; в) о взыскании штрафа; г) все верно
Ответ: а
5. Квазиделиктные обязательства возникали при …
а) небрежности и невиновном причинении вреда; б) совершении умышленного уголовного преступления; в) при совершении намеренных частных правонарушений; г) все верно
Ответ: а
6. Римское право стало основой формирования современного …
а) гражданского права; б) административного права; в) экологического права; г) трудового
Ответ: а
7. В Древнем Риме частным деликтом признавалось …
а) кража; б) ответственность хозяина корабля за совершенную на нем кражу;
в) дача ложный показаний; г) все верно
Ответ: а
8. Обременение наследства фидеикомиссом вводилось на …
а) наследников по завещанию и по закону; б) только на наследников по завещанию; в) только на наследников по закону; г) все верно
Ответ: а
9. Основная форма правообразования претора – это …
а) эдикт; б) иск; в) пакт; г) все верно
Ответ: а
10. Под рецепцией римского права понимается:
а) постепенный процесс заимствования и введения в обиход норм римского права иными правовыми системами более поздних эпох; б) отказ принимать положения римского права в своей правовой системе; в) сравнение норм римского права с современными законами; г) все верно
Ответ: а
11. В древнейшем римском праве под манципацией понималось …
а) торжественный обряд передачи имущества в новую собственность; б) первые попытки кодифицировать римское право; в) официальные консультации выдающихся юристов; г) залог
12. Часть формулы иска, в которой указывалась суть претензии истца, в формулярном процессе называлась …
а) интенцией; б) кондемнацией; в) прескрипцией; г) таксацией
Ответ: а
13. Лица с точки зрения семейного состояния как элемента правоспособности делились на …
а) самостоятельные отцы семейств и подвластные «чужому праву»; б) римские граждане и другие свободные лица; в) свободные и рабы; г) все верно
14. Infamia («бесчестье») как одна из самых серьезных форм умаления чести могла возникнуть вследствие …
а) осуждения за уголовное преступление, особо порочащее частное нарушение закона, нарушение ряда норм института брака или занятия позорной профессией; б) признания со стороны общества бесчестным по характеру своего поведения в целом; в) запрета участвовать в таких сделках, где требовалось присутствие свидетелей; г) все верно
Ответ: а
15. В римском праве под пекулием понималось …
а) имущество, которое рабовладелец выделял из своего общего имущества в управление раба; б) объем правоспособности перегринов; в) совершение рабом сделки в пользу своего хозяина; г) дееспособность перегрина
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В … наиболее значительно была произведена рецепция римского частного права.
Ответ: Италии, Германии, Франции и пр.
2. В римском частном праве существовал принцип: «Servi sunt res» (рабы есть вещи). Однако с развитием гражданского оборота появились некоторые отступления от этого принципа. Назовите их.
Ответ: пекулий, выкуп
3. Ius conubii – это право …
Ответ: вступать в римский брак
4. Ius comercii – это …
Ответ: право заниматься торговыми сделками
5. Ius conubii распространялось только на …
Ответ: римлян
6. Свободный гражданин Рима был взят в плен, но сумел вернуться домой. Изменился ли его статус по сравнению со статусом до пленения?
Ответ: да
7. Некто Марк Туллий, свободный гражданин Рима, завещал после смерти передать дом корпорации, в которую входил. Будет ли выполнена воля Марка Туллия и почему?
Ответ: нет, корпорации не могли наследовать
8. В Древнем Риме право брать овощи с чужого огорода можно было, имея право …
Ответ: узуфрукта
9. Основным средством прекращения обязательства было …
Ответ: его исполнение.
10. По договору ссуды передавались вещи …
Ответ: индивидуально-определенные.
11. Распоряжение на случай смерти с указанием наследника в Древнем Риме называлось …
Ответ: завещанием;
12. В Древнем Риме ответственность за кражу предусматривала …
Ответ: кратное возмещение ущерба.
13. В Древнем Риме посредством записи в специальных книгах или соответствующих иных актах заключались договоры …
Ответ: литтеральные.
14. В Древнем Риме незаконным добросовестным владельцем признавали того, кто …
Ответ: не знал и не должен был знать, что не имеет права владеть вещью
15. Контрактами в римском праве назывались …
Ответ: договоры, признанные цивильным правом и снабженные исковой защитой;
16. Право иметь строение на чужом участке с правом бессрочного пользования земельным участком называлось …
Ответ: суперфицием
17. Должник в случае неисполнения обязательства нес ответственность перед …
Ответ: кредитором.
18. Безыменными договорами считались договоры, …
Ответ: не включенные в перечень цивильных договоров;
19. «Лежачим» считалось наследство …
Ответ: открытое, но еще не принятое наследниками;
20. В римском праве двухсторонним считался договор, в котором …
Ответ: каждая из сторон имеет взаимные права и обязанности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2-3 вопроса: как правило, 1-2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Примерный перечень вопросов к зачету

1. Понятие и предмет римского частного права. Дуализм римского права. Публичное право (jus publicum) и частное право (jus privatum). Основания разграничения римского права на публичное и частное. Характерные признаки римского частного права.
2. Рецепция римского частного права в государствах континентальной Европы. Понятие и значение рецепции. Причины и этапы рецепции.
3. Исторические системы римского частного права. Сущность jus civil и jus gentium. Дуализм частного права в Риме и его преодоление.
4. Обычаи и законы как источники римского частного права. Стадиипринятия и состав республиканского закона. Конституции принцепсов.
5. Эдикты магистратов как источники римского частного права.
6. Деятельность юристов и ее роль в развитии и совершенствовании частного права.
7. Кодификация Юстиниана. Ранние кодификации. Причины, процесс и итоги кодификации. Состав свода гражданского права ("Corpus juris civilis").
8. Понятие, значение и виды исков. Иски вещные и личные.
9. Легисакционный процесс. Понятие, стадии и особенности.
10. Формулярный процесс. Состав и содержание исковой формулы.
11. Экстраординарный процесс. Предпосылки возникновения и развития экстраординарного судопроизводства. Система апелляций.
12. Возражения и защита против иска. Сущность и виды эксцепций.
13. Исковая давность. Понятие, исчисление, основания перерыва и приостановления исковой давности.
14. Римская правосубъектность. Ее содержание, ограничение и утрата.
15. Правовое положение свободных категорий населения римского государства (квиритов, латинов, либертинов и перегринов).
16. Правовое положение рабов. Правовые последствия сделок, совершаемых рабами. Рабский пекулий.
17. Юридические лица. Правовое положение фиска, муниципий, коллегий и корпораций.
18. Создание и прекращение юридических лиц.
19. Римская семья. Состав и структура семьи. Агнатское и когнатское родство.
20. Брак и его виды. Заключение и прекращение брака.
21. Особенности отцовской власти. Установление и прекращение отцовской власти.
22. Личные и имущественные отношения между супругами. Правовой режим имущества супругов. Институт приданого и его значение.
23. Опека и попечительство.
24. Классификация вещей и ее правовое значение.
25. Понятие, сущность и виды вещных прав. Их отличие от обязательственных прав требования.
26. Понятие права собственности. Содержание субъективного права собственности. Ограничения права собственности.
27. Основания и способы приобретения права собственности. Основания прекращения права собственности.
28. Особенности правового режима общей собственности.
29. Бонитарная собственность. Сущность и значение иска Публициана.
30. Защита права собственности. Виндикационный и негаторный иски.
31. Понятие, хозяйственное значение и виды сервитутов.
32. Установление и прекращение сервитутов.
33. Эмфитевзис. Понятие и хозяйственное значение. Содержание права эмфитевзиса. Основания установления и прекращения эмфитевзиса.
34. Суперфиций. Социально - экономические предпосылки возникновения института суперфиция в Риме и его значение. Установление и прекращение суперфиция.
35. Владение (status possessio) и его отличие от права собственности и титульного держания. Виды владельческих состояний.
36. Установление, прекращение и защита владения. Виды владельческих интердиктов.
37. Понятие, сущность и значение обязательства. Содержание обязательства. Основания возникновения и виды обязательств.
38. Исполнение обязательств. Требования, предъявляемые к исполнению обязательств. Ответственность сторон при просрочке исполнения.
39. Исполнение обязательств со множественностью лиц. Основания возникновения и порядок исполнения долевых и солидарных обязательств.
40. Способы обеспечения обязательств. Личные и вещные гарантии. Залог и его формы.
41. Перемена лиц в обязательствах. Цессия и перевод долга.
42. Ответственность за неисполнение обязательств и причинение вреда. Личная и имущественная ответственность должника. Условия ответственности.
43. Прекращение обязательств.
44. Договор в римском частном праве. Классификация договоров.
45. Условия действительности и содержание договора.
46. Общие положения о квазидоговорных обязательствах. Основания их возникновения и виды.
47. Обязательства из ведения чужого дела без поручения. Условия возмещения фактически понесенных расходов гестору.
48. Обязательства из неосновательного обогащения. Сущность и виды кондикций.
49. Обязательства из частных деликтов и квазиделиктов.
50. Понятие, значение и виды наследования. Признаки наследственного правопреемства. Развитие наследственного права в Древнем Риме.
51. Открытие и принятие наследства. "Лежачее наследство".
52. Наследование по завещанию. Понятие и правовая природа завещания, условия его действительности. Наследственная трансмиссия.
53. Содержание завещания.

оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новицкий И.Б. РИМСКОЕ ПРАВО. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кайнов В.И. РИМСКОЕ ПРАВО 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle "Римское частное право" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.

Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.