МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая клиника

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 112
контроль 16
Виды контроля по курсам
зачеты: 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8 16 16
Сам. работа 56 56 56 56 112 112
Часы на контроль 8 8 8 8 16 16
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Малюкова Е.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая клиника

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины и деятельности юридической клиники является оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан и развитие, обучение и совершенствование профессиональной подготовки студентов юридического факультета АлтГУ, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция».
Задачи дисциплины:
1. защита прав незащищенных категорий населения;
2. формирование моделей взаимодействия институтов общества и государства по оказанию правовой помощи социально незащищенным категориям населения;
3. выработка у студентов практических навыков профессиональной деятельности в процессе разрешения реальных правовых ситуаций;
4. осознание студентами социальной значимости профессии юриста
5. укрепление и развитие связи юридической науки и практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности
ПК-3 Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-6 Способен давать квалифицированные заключения и юридические консультации в конкретных видах профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает виды и особенности нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм.
ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности.
ПК-3.2. Умеет анализировать правовые нормы и юридические факты.
ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет приемами подготовки нормативных правовых актов.
ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами.
ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Консультирование граждан
1.1. Консультирование граждан Практические 3 8 ПК-6, ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.9
1.2. Правовое консультирование как вид юридической помощи: понятие, цели, признаки. Принципы проведения правового консультирования. Субъекты, осуществляющие правовое консультирование. Интервьюирование клиента: значение, стадии. Правила проведения интервьюирования. Анализ дела как профессиональный навык. Сам. работа 4 2 ПК-6, ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Составление обращений в соответствующие органы
2.1. Устная консультация: структура, правила проведения. Письменная консультация: понятие, структура, этапы подготовки. Соглашение об оказании юридической помощи. Понятие и признаки юридической техники. Элементы юридической техники. Практические 4 4 ПК-6, ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.4
2.2. Устная консультация: структура, правила проведения. Письменная консультация: понятие, структура, этапы подготовки. Соглашение об оказании юридической помощи. Понятие и признаки юридической техники. Элементы юридической техники. Сам. работа 3 56 ПК-6, ПК-3, ПК-1 Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Составление процессуальных документов
3.1. Юридический документ: понятие и признаки. Виды юридических документов. Требования, предъявляемые к юридическим документам и последствия их несоблюдения. Практические 4 2 ПК-6, ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.6
3.2. Подготовка ответа на вопросы граждан, подготовка письменных ответов, подготовка процессуальных документов Сам. работа 4 36 ПК-6, ПК-3, ПК-1
Раздел 4. Сопровождение исполнительного производства
4.1. Составление заявлений о возбуждении исполнительного производства, о выдаче исполнительного листа, жалоб на действия (бездействия СПИ) и т.д. Практические 4 2 ПК-6, ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.7
4.2. Выработка позиции по делу. Профессиональная этика при правовом консультировании.Конфликт интересов, возникающий при правовом консультировании. Альтернативные способы разрешения споров Сам. работа 4 18 ПК-6, ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-:1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА


1. Участие юридического лица в судебном процессе осуществляется через:
а) представителя +
б) рукоприкладчика
в) посредника

2. Квалификационная комиссия принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката в … со дня подачи претендентом заявления:
а) двухмесячный срок
б) трехмесячный срок +
в) месячный срок

3. К услугам адвоката относится участие в:
а) преподавательской деятельности
б) правотворчестве
в) органах разрешения конфликтов +

4. Может ли адвокат выступать в качестве представителя в налоговых правоотношениях:
а) да +
б) нет
в) нет, так как это публичные правоотношения

5. Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое:
а) входит в систему государственной власти РФ
б) является обособленным подразделением Министерства Юстиции РФ
в) как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления +

6. Принцип, в соответствии с которым адвокатура организована в качестве профессионального сообщества лиц, объединенных общими интересами и целью, именуется:
а) независимостью
б) корпоративностью +
в) равноправием адвокатов

7. В третейском суде адвокат принимает участие в качестве:
а) защитника
б) посредника
в) представителя +

8. Статус адвоката:
а) не ограничивается определенным возрастом адвоката +
б) ограничивается общим пенсионным возрастом
в) ограничивается двенадцатилетним сроком

9. Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента:
а) предъявления обвинения правонарушителю
б) рассмотрения протокола об административном правонарушении
в) составления протокола об административном правонарушении +

10. Только совет адвокатской палаты вправе:
а) избирать ревизионную комиссию и членов квалификационной комиссии из числа адвокатов
б) создавать по представлению органов государственной власти субъекта РФ юридические консультации +
в) утверждать сметы расходов на содержание адвокатской палаты

11. Адвокат-представитель в арбитражном процессе не вправе ходатайствовать об (о):
а) заключении сторонами мирового соглашения +
б) обеспечении доказательств до предъявления иска
в) рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей

12. Апелляционная жалоба представляется с копиями:
а) в количестве 5 экземпляров
б) число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле +
в) в количестве 30 экземпляров

13. Адвокат-представитель вправе обращаться в третейский суд с:
а) исковым заявлением +
б) прошением
в) жалобой

14. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на:
а) на добровольном членстве адвокатов одного субъекта РФ
б) доверии
в) обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ +

15. Члены коллегии адвокатов:
а) не отвечают по ее обязательствам, а коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов +
б) отвечают по ее обязательствам, а коллегия адвокатов отвечает по обязательствам своих членов
в) отвечают по ее обязательствам, но коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов

16. Адвокат-представитель обязан подать апелляционную жалобу через:
а) Высший Арбитражный Суд РФ
б) Суд, принявший решение в первой инстанции +
в) Федеральный арбитражный суд округа

17. В уголовном судопроизводстве адвокат вправе участвовать в деле в качестве защитника с момента:
а) возникновения подозрения в отношении лица о причастности его к совершению преступления
б) регистрации повода для возбуждения уголовного дела
в) вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого +

18. В уголовном судопроизводстве адвокат вправе участвовать в деле в качестве защитника с момента:
а) возникновения подозрения в отношении лица о причастности его к совершению преступления
б) возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица +
в) регистрации повода для возбуждения уголовного дела

19. Общая часть курса предполагает изучение … адвоката
а) деятельности
б) процессуально-отраслевых полномочий
в) корпоративных прав +

20. Легальное определение адвокатской деятельности таково:
а) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, имеющими юридическое образование
б) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию +
в) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая в учреждениях министерства юстиции РФ, лицами, получившими статус адвоката

21. Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента:
а) составления протокола об административном правонарушении +
б) возбуждения административного дела
в) предъявления обвинения правонарушителю

22. Территориальный орган юстиции вносит сведения об адвокате в региональный реестр в месячный срок со дня:
а) сдачи квалификационного экзамена
б) получения уведомления +
в) прохождения собеседования

23. Совет адвокатской палаты избирается собранием адвокатов тайным голосованием в количестве:
а) не более 25 человек
б) не более 20 человек
в) не более 15 человек +

24. В уголовном процессе адвокат-защитник не вправе:
а) принимать участие в следственных действиях
б) самостоятельно получать объяснения у лиц с их согласия +
в) истребовать документы от органов государственной власти

25. Решение арбитражного суда об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в:
а) надзорной инстанции
б) апелляционной инстанции
в) кассационной инстанции +

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Продолжите перечень видов правил юридической техники, предъявляемых к нормативным актам и их проектам: содержательные, логические, структурные, ___________.
Ответ: языковые / реквизитные / процедурные.

2. Требование ______________ нормативно-правового акта означает, что все цели его издания реализованы с наименьшим ущербом для различных социальных ценностей, с меньшими экономическими затратами, в наиболее короткие сроки.
Ответ: эффективности.

3. В какой структурной части нормативно-правового акта указываются цели его принятия, задачи, который он призван разрешить, и положения, мотивирующие человека его соблюдать.
Ответ: в преамбуле.

4. ____________- это часть нормативного акта, которая представляет собой государственно-властное установление, предназначенное для специального текстового или символического подчеркивания, имеющее сопроводительный характер.
Ответ: примечание.

5. Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов, относится к __________________ правилам правотворческой техники.
Ответ: логическим.

6. Какая структурная единица нормативно-правового акта включает в себя правовой институт или субинститут?
Ответ: глава.

7. __________________- это сокращения словосочетаний, образованные из первых букв слов, в них входящих.
Ответ: аббревиатуры.

8. Средства юридической техники способствуют законодательной и лингвистической _____________ при конструировании правовых норм.
Ответ: экономии.

9. Что должна включать в себя дефиниция?
Ответ: дефиниция включает в себя все основные признаки понятия, которое характеризует.

10. Чем дефиниция отличается от термина?
Ответ: термин только обозначает понятие, а дефиниция описывает его.

11. Приведите пример федерального закона, который необходимо принять в РФ. Свой ответ аргументируйте.
Ответ: например, ФЗ «Об источниках права в РФ». Необходим единый нормативный акт, где будут закреплены все требования к каждому из них.

12. Приведите пример оптимального выбора конкретных средств юридической техники или модели правового регулирования определенных общественных отношений.
Ответ: например, для регулирования общественных отношений с участием роботов необходимо использование презумпции вины владельца или разработчика (в зависимости от правовой ситуации) источника повышенной опасности, а не фикции, аналогичной фикции юридического лица, то есть наделяющей робота правосубъектностью. Определение правового статуса робота как сложного механизма, а не как субъекта права. Такой выбор обусловлен необходимостью обеспечения безопасности общества.

13. Какое требование юридической техники, предъявляемое к нормативно-правовому акту, не соблюдено, если его принятие происходит без учета необходимости решения перспективных задач, долгосрочных последствий правового регулирования и снижает качество нормативной базы в целом?
Ответ: стабильности.

14. Что означает логическое правило убедительности нормативно-правовых актов?
Ответ: аргументированность принятия акта, использования в нем определенных моделей, средств и способов правового регулирования.

15. Укажите значение реквизитов нормативно-правовых актов.
Ответ: определение действия актов во времени, пространстве и по кругу лиц, их места в системе законодательства, облегчение поиска и систематизации.

16. В какой структурной части нормативно-правового акта указывается порядок его вступления в силу?
Ответ: в заключительных положениях.

17. Как называется документ, прилагаемый к законопроекту и содержащий предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта.
Ответ: пояснительная записка.

18. Какое требование юридической техники, предъявляемое к проекту нормативно-правового акта, нарушено, если он не соответствует интересам общества, государства и граждан в реальных условиях?
Ответ: целесообразности.

19. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?
Ответ: нет, не обязана; отдельные граждане не входят в круг субъектов законодательной инициативы.

20. Норморайтер – это специалист по _____________________.
Ответ: созданию нормативно-правовых актов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите верное утверждение.
А. Отсутствие в срочном договоре оснований его заключения или ссылки на конкретную часть ст. 59 ТК РФ свидетельствует о его незаконности
Б. Обязанность доказать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора с работником на неопределенный срок, возлагается на работодателя.
В. Перечень оснований для заключения срочного трудового договора, равно как и лиц, с которыми допускается возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон, является открытым.
Ответ: Б.

2. Верно ли следующее утверждение? Согласно принципу юридического стиля, текст должен быть изложен от третьего лица единственного или множественного числа.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

3. Юридический стиль должен быть __________________.
А. Разговорным
Б. Литературным
В. Художественным.
Ответ: Б.

4. В военных судах гражданское судопроизводство ведется
А. на русском языке
Б. на русском языке или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации и на территории которой находится соответствующий суд
В. на русском языке или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации
Ответ: А

5. Не входит в обязательный перечень кадровых документов …
А. Штатное расписание
Б. Личная карточка работника
В. График отпусков
Г. Трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним
Ответ: Б.

6. Расположите в правильной последовательности.
Решение суда состоит из …
А Мотивировочная часть
Б Вводная часть
В Описательная часть
Г Резолютивная часть
Ответ: БВАГ

7. Возможно ли установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности?
А. Невозможно
Б. Возможно
В. Возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ответ: В

8. Верно ли следующее утверждение? Профессиональная деятельность судьи включает в себя не только исполнение обязанностей по судебному разбирательству дела и принятию решения, но и выполнение других задач и полномочий, в том числе организационно-распорядительного характера, имеющих отношение к деятельности суда.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

9. Юридическая техника представляет собой
А. процессуальную отрасль права
Б. материальную отрасль права
В. отрасль знаний о приёмах, способах и методах ведения юридической работы и создания в её процессе различных юридических документов
Ответ: В

10. Верно ли следующее утверждение? Юридическая техника представляет собой совокупность юридических инструментов (средств, приёмов, способов, методов).
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А.

11. Верно ли следующее утверждение? В тех случаях, когда какие-либо вопросы судейской этики не урегулированы Кодексом судейской этики, судья должен действовать по-своему усмотрению.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

12. В период нахождения на должности судьи, судья не вправе:
А. Оказывать юридическую помощь членам своей семьи
Б. Участвовать в мероприятиях, направленных на развитие права и совершенствование законодательства, судебной системы и правосудия.
В. Заниматься преподавательской деятельностью
Г. Участвовать в сборе средств в пользу общественной организации
Ответ: Г

13. Выберите верное утверждение.
А. Речь представителя в суде должна быть длинной и эффектной с внедрением философских мыслей
Б. Эффективность речи представителя в суде заключается в точности, ясности и доступности. Основные тезисы должны быть уложены в короткий промежуток времени.
Ответ: Б.

14. Действие Кодекса судейской этики распространяется....
А. На всех судей, кроме судей, пребывающих в отставке
Б. На всех судей, в том числе на судей, пребывающих в отставке
В. На всех судей и их помощников
Ответ: Б.

15. Верно ли следующее утверждение? Отступление от закона, его обход в исключительных случаях не противоречат профессиональной этики юриста.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Участники процесса в гражданском судопроизводстве обращаются к судьям со словами: _________
Ответ: Уважаемый суд

2. Юридический __________ - это рациональная форма интеллектуальной коммуникации в юридической практике, направленная на обсуждение, объяснение или решение правовых проблем.
Ответ: диалог

3. Судебные речи служат строго определенной цели – выяснению _________
Ответ: истины / правды

4. _____________ — это учётный документ с информацией о структуре компании, численности работников, их должностях, квалификации, окладах и надбавках.
Ответ: штатное расписание

5. _____________________ система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах.
Ответ: негосударственная

6. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем __________ дней со дня окончания разбирательства дела.
Ответ: пять / 5

7. ________________ юридическая помощь оказывается в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Ответ: бесплатная

8. В ___________________ части решения суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также на обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Ответ: мотивировочной

9. В случае истечение срока действия нормативного правового акта происходит ___________ действия этого НПА.
Ответ: прекращение

10. Как называется локальный акт, издаваемый работодателем при отзыве работника из отпуска?
Ответ: приказ

11. Правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм относятся к ______________ группе.
Ответ: языковой

12. ________________ часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, наименование истца и ответчика, а также один из идентификаторов указанных лиц, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
Ответ: резолютивная

13. Вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.
Ответ: определение

14. К _______________ информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Ответ: общедоступной

15. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба ______________ суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.
Ответ: авторитету

16. Вправе ли судья заниматься преподавательской деятельностью на платной основе в период нахождения на должности судьи? (вправе\не вправе)
Ответ: вправе

17. Вправе ли судья оказывать юридическую помощь членам своей семьи в период нахождения на должности судьи? (вправе\не вправе)
Ответ: вправе

18. Каждый судья имеет право свободно выражать свое _____________. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Ответ: мнение

19. Вправе ли судья заниматься адвокатской и иной юридической практикой, оказывать юридические услуги в период нахождения в должности судьи? (вправе\не вправе)
Ответ: не вправе

20. Любые данные, к которым ограничен доступ законодательством, считаются ____________________
Ответ: конфиденциальными.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6 Способен давать квалифицированные заключения и юридические консультации в конкретных видах профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Вправе ли юрист давать комментарии СМИ по какому-либо делу?
А. Не вправе, это конфиденциальная информация
Б. Вправе, деятельность юриста является гласной
В. Вправе, при условии, что этим не нарушаются его обязанности перед клиентом
Ответ: В

2. Верно ли следующее утверждение? Интервьюирование является необходимой составляющей деятельности любого юриста, в какой бы области юриспруденции он ни работал.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А.

3. Верно ли следующее утверждение? К юристам, помимо нравственных и этических, предъявляются ещё и эстетические требования требования.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

4. Выберите верное утверждение.
А. Спор и конфликт соотносятся между собой как часть и целое
Б. Разногласие — это основа конфликта и (или) спора.
Ответ: Б

5. Расположите этапы юридического интервьюирования в хронологическом порядке
А. Завершение интервьюирования
Б. Выяснение характера правовых проблем клиента, установление хронологии событий
В. Резюмирование
Г. Свободное изложение клиентом сути своего обращения
Д. Встреча, взаимное представление
Е. Подготовка к интервьюированию
Ответ: ЕДГБВА

6. Верно ли следующее утверждение? В юридическом тексте должна присутствовать эмоциональная окраска.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

7. Верно ли следующее утверждение? Как правило правовая информация делится на два типа: нормативно-правовая и иная официальная правовая информация.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

8. Выберите верное утверждение.
А. Закон и нравственность в профессии юриста должны быть выше воли доверителя.
Б. Воля доверителя превыше всего.
Ответ: А

9. Верно ли утверждение? Каждый договор должен быть составлен письменно.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

10. Кодекс профессиональной этики нотариусов в РФ устанавливает нормы профессионального поведения
А. Только для нотариуса
Б. Для нотариуса и лица, его замещающего.
В. Для нотариуса, лица, его замещающего и для помощника нотариуса
Ответ: Б.

11. В какой момент может быть принята процедура медиации если спор был передан на рассмотрение суда?
А. В любой момент до принятия решения
Б. На стадии судебного разбирательства
В. На стадии подготовки дела к судебному разбирательству
Ответ: А

12. Верно ли следующее утверждение? Противоречие между объективными и субъективными факторами юридического познания детерминируют нравственный конфликт и даже психологический дискомфорт юриста в выборе приоритетной ориентации для принятия решения.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

13. Верно ли следующее утверждение? Любые сделки можно оспорить.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

14. Верно следующее ли утверждение? Заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

15. Верно следующее ли утверждение? Деловое общение должно основываться на интересах дела, уважительности, порядочности, доброжелательности.
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Юрист должен сохранять ________________ при выполнении своего профессионального долга.
Ответ: независимость

2. При входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале ________.
Ответ: встают

3. Юридический _____________ — спор, связанный с правоотношениями сторон и влекущий юридические последствия.
Ответ: конфликт

4. ____________ — это процесс принятия совместного решения двумя или более сторонами.
Ответ: Переговоры

5. Официальная ___________ информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Ответ: правовая

6. Все виды правовой информации составляют в своей совокупности правовой информационный ________.
Ответ: фонд

7. Юридическая ____________ правовой информации - это специальная технология подготовки справок, комментариев к документу, расставление ссылок между документами, классификация актов.
Ответ: обработка

8. Вправе ли нотариус осуществлять научную и преподавательскую деятельность на платной основе? (вправе/ не вправе)
Ответ: вправе

9. Совокупность приемов, которые используются при создании документов, называется юридической ___________.
Ответ: техникой

10. Кодекс ______________ этики представляет собой свод базовых принципов, норм и правил работы и поведения сотрудников.
Ответ: корпоративной

11. Кто проводит процедуру медиации?
Ответ: судья в отставке

12. Перечень оснований для заключения срочного трудового договора, равно как и лиц, с которыми допускается возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон, является ______________.
Ответ: исчерпывающим

13. Процесс классификации (или _________________) документов заключается в определении тем нормативных частей акта, соотнесении их с рубриками классификатора и присвоении обрабатываемому документу индексов соответствующих рубрик.
Ответ: рубрикации

14. ______________________— документ со списком сотрудников и количеством фактически отработанного ими времени.
Ответ: табель учёта рабочего времени

15. В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи _____________ и подчиняются только Конституции и закону.
Ответ: независимы

16. Решение является ___________________ тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Ответ: обоснованным

17. ________________ судебного разбирательства означает открытость судебного заседания.
Ответ: Гласность

18. __________ _________ юриста – это устойчивый порядок его поведения при выполнении служебных полномочий, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.).
Ответ: Служебный этикет

19. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и ____________ норм, регулирующих его профессиональную деятельность.
Ответ: моральных

20. Если истец изменил основание или предмет иска, увеличил или уменьшил его размер, ответчик признал иск полностью или частично, об этом следует указать в ___________________ части решения суда.
Ответ: описательной

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Правовое консультирование как вид юридической помощи: понятие, цели, признаки.
2. Принципы проведения правового консультирования.
3. Субъекты, осуществляющие правовое консультирование.
4. Интервьюирование клиента: значение, стадии.
5. Правила проведения интервьюирования.
6. Анализ дела как профессиональный навык.
7. Устная консультация: структура, правила проведения.
8. Письменная консультация: понятие, структура, этапы подготовки.
9. Соглашение об оказании юридической помощи.
10. Понятие и признаки юридической техники.
11. Элементы юридической техники.
12. Юридический документ: понятие и признаки.
13. Виды юридических документов.
14. Требования, предъявляемые к юридическим документам и последствия их несоблюдения.
15. Выработка позиции по делу.
16. Профессиональная этика при правовом консультировании.
17. Конфликт интересов, возникающий при правовом консультировании.
18. Альтернативные способы разрешения споров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.В. Асосков, А.В. Барков, А.А. Богер и др.; под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сборник статей Инфотропик Медиа, 2011
Л1.2 Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика.: Монография Статут, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Ю. Булакова, Л.А. Воскобитова, М.Р. Воскобитова и др.; под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой Адвокат: навыки профессионального мастерства : Учебное пособие Волтерс Клувер, 2006
Л2.2 Барщевский М. Проект кодекса адвокатской этики : , 2000
Л2.3 Васcали Ч. Адвокатская этика и профессионализм в США: Материалы конференции 24-27 марта 2000 года Проспект, 2000
Л2.4 Доброхотова Е.Н. Навыки юриста: Учебное пособие Изд–во СПбГУ, 2006
Л2.5 Максуров А.А. Проблемы обязательности учета позиции Европейского суда по правам человека в правоприменительной практике в Российской Федерации: Статья , 2010
Л2.6 Муранов А.И. IBA - Международная ассоциация юристов: Резолюции, принципы, стандарты, заявления и иные документы. : Юридический бизнес,
Л2.7 Воскобитова Л.А., Михайлова Л.П., Шугрина Е.С. Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения : Учебное пособие Дело, 2001
Л2.8 Редин М.П. Тупик российского правосудия : Статья , 2006
Л2.9 Шугрина Е.С. Техника юридического письма: Учебно–практическое пособие. Дело, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru
Э2 сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru
Э3 айт Высшего арбитражного суда www.arbitr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Юридическая клиника» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.