Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | 4 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 | 16 | 16 |
Сам. работа | 56 | 56 | 56 | 56 | 112 | 112 |
Часы на контроль | 8 | 8 | 8 | 8 | 16 | 16 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В
1.1. | Целью освоения дисциплины и деятельности юридической клиники является оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан и развитие, обучение и совершенствование профессиональной подготовки студентов юридического факультета АлтГУ, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Задачи дисциплины: 1. защита прав незащищенных категорий населения; 2. формирование моделей взаимодействия институтов общества и государства по оказанию правовой помощи социально незащищенным категориям населения; 3. выработка у студентов практических навыков профессиональной деятельности в процессе разрешения реальных правовых ситуаций; 4. осознание студентами социальной значимости профессии юриста 5. укрепление и развитие связи юридической науки и практики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В |
ПК-1 | Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности |
ПК-3 | Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-6 | Способен давать квалифицированные заключения и юридические консультации в конкретных видах профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1. Знает виды и особенности нормативных правовых актов по юридической силе. ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм. ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2. Умеет разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности. ПК-3.2. Умеет анализировать правовые нормы и юридические факты. ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3. Владеет приемами подготовки нормативных правовых актов. ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами. ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Консультирование граждан | ||||||
1.1. | Консультирование граждан | Практические | 3 | 8 | ПК-6, ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.9 |
1.2. | Правовое консультирование как вид юридической помощи: понятие, цели, признаки. Принципы проведения правового консультирования. Субъекты, осуществляющие правовое консультирование. Интервьюирование клиента: значение, стадии. Правила проведения интервьюирования. Анализ дела как профессиональный навык. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-6, ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Составление обращений в соответствующие органы | ||||||
2.1. | Устная консультация: структура, правила проведения. Письменная консультация: понятие, структура, этапы подготовки. Соглашение об оказании юридической помощи. Понятие и признаки юридической техники. Элементы юридической техники. | Практические | 4 | 4 | ПК-6, ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.4 |
2.2. | Устная консультация: структура, правила проведения. Письменная консультация: понятие, структура, этапы подготовки. Соглашение об оказании юридической помощи. Понятие и признаки юридической техники. Элементы юридической техники. | Сам. работа | 3 | 56 | ПК-6, ПК-3, ПК-1 | Л1.2, Л2.3 |
Раздел 3. Составление процессуальных документов | ||||||
3.1. | Юридический документ: понятие и признаки. Виды юридических документов. Требования, предъявляемые к юридическим документам и последствия их несоблюдения. | Практические | 4 | 2 | ПК-6, ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.6 |
3.2. | Подготовка ответа на вопросы граждан, подготовка письменных ответов, подготовка процессуальных документов | Сам. работа | 4 | 36 | ПК-6, ПК-3, ПК-1 | |
Раздел 4. Сопровождение исполнительного производства | ||||||
4.1. | Составление заявлений о возбуждении исполнительного производства, о выдаче исполнительного листа, жалоб на действия (бездействия СПИ) и т.д. | Практические | 4 | 2 | ПК-6, ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.7 |
4.2. | Выработка позиции по делу. Профессиональная этика при правовом консультировании.Конфликт интересов, возникающий при правовом консультировании. Альтернативные способы разрешения споров | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-6, ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.8 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-:1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Участие юридического лица в судебном процессе осуществляется через: а) представителя + б) рукоприкладчика в) посредника 2. Квалификационная комиссия принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката в … со дня подачи претендентом заявления: а) двухмесячный срок б) трехмесячный срок + в) месячный срок 3. К услугам адвоката относится участие в: а) преподавательской деятельности б) правотворчестве в) органах разрешения конфликтов + 4. Может ли адвокат выступать в качестве представителя в налоговых правоотношениях: а) да + б) нет в) нет, так как это публичные правоотношения 5. Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое: а) входит в систему государственной власти РФ б) является обособленным подразделением Министерства Юстиции РФ в) как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления + 6. Принцип, в соответствии с которым адвокатура организована в качестве профессионального сообщества лиц, объединенных общими интересами и целью, именуется: а) независимостью б) корпоративностью + в) равноправием адвокатов 7. В третейском суде адвокат принимает участие в качестве: а) защитника б) посредника в) представителя + 8. Статус адвоката: а) не ограничивается определенным возрастом адвоката + б) ограничивается общим пенсионным возрастом в) ограничивается двенадцатилетним сроком 9. Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента: а) предъявления обвинения правонарушителю б) рассмотрения протокола об административном правонарушении в) составления протокола об административном правонарушении + 10. Только совет адвокатской палаты вправе: а) избирать ревизионную комиссию и членов квалификационной комиссии из числа адвокатов б) создавать по представлению органов государственной власти субъекта РФ юридические консультации + в) утверждать сметы расходов на содержание адвокатской палаты 11. Адвокат-представитель в арбитражном процессе не вправе ходатайствовать об (о): а) заключении сторонами мирового соглашения + б) обеспечении доказательств до предъявления иска в) рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей 12. Апелляционная жалоба представляется с копиями: а) в количестве 5 экземпляров б) число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле + в) в количестве 30 экземпляров 13. Адвокат-представитель вправе обращаться в третейский суд с: а) исковым заявлением + б) прошением в) жалобой 14. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на: а) на добровольном членстве адвокатов одного субъекта РФ б) доверии в) обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ + 15. Члены коллегии адвокатов: а) не отвечают по ее обязательствам, а коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов + б) отвечают по ее обязательствам, а коллегия адвокатов отвечает по обязательствам своих членов в) отвечают по ее обязательствам, но коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов 16. Адвокат-представитель обязан подать апелляционную жалобу через: а) Высший Арбитражный Суд РФ б) Суд, принявший решение в первой инстанции + в) Федеральный арбитражный суд округа 17. В уголовном судопроизводстве адвокат вправе участвовать в деле в качестве защитника с момента: а) возникновения подозрения в отношении лица о причастности его к совершению преступления б) регистрации повода для возбуждения уголовного дела в) вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого + 18. В уголовном судопроизводстве адвокат вправе участвовать в деле в качестве защитника с момента: а) возникновения подозрения в отношении лица о причастности его к совершению преступления б) возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица + в) регистрации повода для возбуждения уголовного дела 19. Общая часть курса предполагает изучение … адвоката а) деятельности б) процессуально-отраслевых полномочий в) корпоративных прав + 20. Легальное определение адвокатской деятельности таково: а) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, имеющими юридическое образование б) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию + в) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая в учреждениях министерства юстиции РФ, лицами, получившими статус адвоката 21. Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента: а) составления протокола об административном правонарушении + б) возбуждения административного дела в) предъявления обвинения правонарушителю 22. Территориальный орган юстиции вносит сведения об адвокате в региональный реестр в месячный срок со дня: а) сдачи квалификационного экзамена б) получения уведомления + в) прохождения собеседования 23. Совет адвокатской палаты избирается собранием адвокатов тайным голосованием в количестве: а) не более 25 человек б) не более 20 человек в) не более 15 человек + 24. В уголовном процессе адвокат-защитник не вправе: а) принимать участие в следственных действиях б) самостоятельно получать объяснения у лиц с их согласия + в) истребовать документы от органов государственной власти 25. Решение арбитражного суда об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в: а) надзорной инстанции б) апелляционной инстанции в) кассационной инстанции + КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Продолжите перечень видов правил юридической техники, предъявляемых к нормативным актам и их проектам: содержательные, логические, структурные, ___________. Ответ: языковые / реквизитные / процедурные. 2. Требование ______________ нормативно-правового акта означает, что все цели его издания реализованы с наименьшим ущербом для различных социальных ценностей, с меньшими экономическими затратами, в наиболее короткие сроки. Ответ: эффективности. 3. В какой структурной части нормативно-правового акта указываются цели его принятия, задачи, который он призван разрешить, и положения, мотивирующие человека его соблюдать. Ответ: в преамбуле. 4. ____________- это часть нормативного акта, которая представляет собой государственно-властное установление, предназначенное для специального текстового или символического подчеркивания, имеющее сопроводительный характер. Ответ: примечание. 5. Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов, относится к __________________ правилам правотворческой техники. Ответ: логическим. 6. Какая структурная единица нормативно-правового акта включает в себя правовой институт или субинститут? Ответ: глава. 7. __________________- это сокращения словосочетаний, образованные из первых букв слов, в них входящих. Ответ: аббревиатуры. 8. Средства юридической техники способствуют законодательной и лингвистической _____________ при конструировании правовых норм. Ответ: экономии. 9. Что должна включать в себя дефиниция? Ответ: дефиниция включает в себя все основные признаки понятия, которое характеризует. 10. Чем дефиниция отличается от термина? Ответ: термин только обозначает понятие, а дефиниция описывает его. 11. Приведите пример федерального закона, который необходимо принять в РФ. Свой ответ аргументируйте. Ответ: например, ФЗ «Об источниках права в РФ». Необходим единый нормативный акт, где будут закреплены все требования к каждому из них. 12. Приведите пример оптимального выбора конкретных средств юридической техники или модели правового регулирования определенных общественных отношений. Ответ: например, для регулирования общественных отношений с участием роботов необходимо использование презумпции вины владельца или разработчика (в зависимости от правовой ситуации) источника повышенной опасности, а не фикции, аналогичной фикции юридического лица, то есть наделяющей робота правосубъектностью. Определение правового статуса робота как сложного механизма, а не как субъекта права. Такой выбор обусловлен необходимостью обеспечения безопасности общества. 13. Какое требование юридической техники, предъявляемое к нормативно-правовому акту, не соблюдено, если его принятие происходит без учета необходимости решения перспективных задач, долгосрочных последствий правового регулирования и снижает качество нормативной базы в целом? Ответ: стабильности. 14. Что означает логическое правило убедительности нормативно-правовых актов? Ответ: аргументированность принятия акта, использования в нем определенных моделей, средств и способов правового регулирования. 15. Укажите значение реквизитов нормативно-правовых актов. Ответ: определение действия актов во времени, пространстве и по кругу лиц, их места в системе законодательства, облегчение поиска и систематизации. 16. В какой структурной части нормативно-правового акта указывается порядок его вступления в силу? Ответ: в заключительных положениях. 17. Как называется документ, прилагаемый к законопроекту и содержащий предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта. Ответ: пояснительная записка. 18. Какое требование юридической техники, предъявляемое к проекту нормативно-правового акта, нарушено, если он не соответствует интересам общества, государства и граждан в реальных условиях? Ответ: целесообразности. 19. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами? Ответ: нет, не обязана; отдельные граждане не входят в круг субъектов законодательной инициативы. 20. Норморайтер – это специалист по _____________________. Ответ: созданию нормативно-правовых актов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Выберите верное утверждение. А. Отсутствие в срочном договоре оснований его заключения или ссылки на конкретную часть ст. 59 ТК РФ свидетельствует о его незаконности Б. Обязанность доказать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора с работником на неопределенный срок, возлагается на работодателя. В. Перечень оснований для заключения срочного трудового договора, равно как и лиц, с которыми допускается возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон, является открытым. Ответ: Б. 2. Верно ли следующее утверждение? Согласно принципу юридического стиля, текст должен быть изложен от третьего лица единственного или множественного числа. А. Верно Б. Неверно Ответ: А 3. Юридический стиль должен быть __________________. А. Разговорным Б. Литературным В. Художественным. Ответ: Б. 4. В военных судах гражданское судопроизводство ведется А. на русском языке Б. на русском языке или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации и на территории которой находится соответствующий суд В. на русском языке или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации Ответ: А 5. Не входит в обязательный перечень кадровых документов … А. Штатное расписание Б. Личная карточка работника В. График отпусков Г. Трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним Ответ: Б. 6. Расположите в правильной последовательности. Решение суда состоит из … А Мотивировочная часть Б Вводная часть В Описательная часть Г Резолютивная часть Ответ: БВАГ 7. Возможно ли установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности? А. Невозможно Б. Возможно В. Возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ответ: В 8. Верно ли следующее утверждение? Профессиональная деятельность судьи включает в себя не только исполнение обязанностей по судебному разбирательству дела и принятию решения, но и выполнение других задач и полномочий, в том числе организационно-распорядительного характера, имеющих отношение к деятельности суда. А. Верно Б. Неверно Ответ: А 9. Юридическая техника представляет собой А. процессуальную отрасль права Б. материальную отрасль права В. отрасль знаний о приёмах, способах и методах ведения юридической работы и создания в её процессе различных юридических документов Ответ: В 10. Верно ли следующее утверждение? Юридическая техника представляет собой совокупность юридических инструментов (средств, приёмов, способов, методов). А. Верно Б. Неверно Ответ: А. 11. Верно ли следующее утверждение? В тех случаях, когда какие-либо вопросы судейской этики не урегулированы Кодексом судейской этики, судья должен действовать по-своему усмотрению. А. Верно Б. Неверно Ответ: Б 12. В период нахождения на должности судьи, судья не вправе: А. Оказывать юридическую помощь членам своей семьи Б. Участвовать в мероприятиях, направленных на развитие права и совершенствование законодательства, судебной системы и правосудия. В. Заниматься преподавательской деятельностью Г. Участвовать в сборе средств в пользу общественной организации Ответ: Г 13. Выберите верное утверждение. А. Речь представителя в суде должна быть длинной и эффектной с внедрением философских мыслей Б. Эффективность речи представителя в суде заключается в точности, ясности и доступности. Основные тезисы должны быть уложены в короткий промежуток времени. Ответ: Б. 14. Действие Кодекса судейской этики распространяется.... А. На всех судей, кроме судей, пребывающих в отставке Б. На всех судей, в том числе на судей, пребывающих в отставке В. На всех судей и их помощников Ответ: Б. 15. Верно ли следующее утверждение? Отступление от закона, его обход в исключительных случаях не противоречат профессиональной этики юриста. А. Верно Б. Неверно Ответ: Б. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Участники процесса в гражданском судопроизводстве обращаются к судьям со словами: _________ Ответ: Уважаемый суд 2. Юридический __________ - это рациональная форма интеллектуальной коммуникации в юридической практике, направленная на обсуждение, объяснение или решение правовых проблем. Ответ: диалог 3. Судебные речи служат строго определенной цели – выяснению _________ Ответ: истины / правды 4. _____________ — это учётный документ с информацией о структуре компании, численности работников, их должностях, квалификации, окладах и надбавках. Ответ: штатное расписание 5. _____________________ система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Ответ: негосударственная 6. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем __________ дней со дня окончания разбирательства дела. Ответ: пять / 5 7. ________________ юридическая помощь оказывается в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ответ: бесплатная 8. В ___________________ части решения суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также на обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Ответ: мотивировочной 9. В случае истечение срока действия нормативного правового акта происходит ___________ действия этого НПА. Ответ: прекращение 10. Как называется локальный акт, издаваемый работодателем при отзыве работника из отпуска? Ответ: приказ 11. Правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм относятся к ______________ группе. Ответ: языковой 12. ________________ часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, наименование истца и ответчика, а также один из идентификаторов указанных лиц, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. Ответ: резолютивная 13. Вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу. Ответ: определение 14. К _______________ информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Ответ: общедоступной 15. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба ______________ суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей. Ответ: авторитету 16. Вправе ли судья заниматься преподавательской деятельностью на платной основе в период нахождения на должности судьи? (вправе\не вправе) Ответ: вправе 17. Вправе ли судья оказывать юридическую помощь членам своей семьи в период нахождения на должности судьи? (вправе\не вправе) Ответ: вправе 18. Каждый судья имеет право свободно выражать свое _____________. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Ответ: мнение 19. Вправе ли судья заниматься адвокатской и иной юридической практикой, оказывать юридические услуги в период нахождения в должности судьи? (вправе\не вправе) Ответ: не вправе 20. Любые данные, к которым ограничен доступ законодательством, считаются ____________________ Ответ: конфиденциальными. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6 Способен давать квалифицированные заключения и юридические консультации в конкретных видах профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Вправе ли юрист давать комментарии СМИ по какому-либо делу? А. Не вправе, это конфиденциальная информация Б. Вправе, деятельность юриста является гласной В. Вправе, при условии, что этим не нарушаются его обязанности перед клиентом Ответ: В 2. Верно ли следующее утверждение? Интервьюирование является необходимой составляющей деятельности любого юриста, в какой бы области юриспруденции он ни работал. А. Верно Б. Неверно Ответ: А. 3. Верно ли следующее утверждение? К юристам, помимо нравственных и этических, предъявляются ещё и эстетические требования требования. А. Верно Б. Неверно Ответ: А 4. Выберите верное утверждение. А. Спор и конфликт соотносятся между собой как часть и целое Б. Разногласие — это основа конфликта и (или) спора. Ответ: Б 5. Расположите этапы юридического интервьюирования в хронологическом порядке А. Завершение интервьюирования Б. Выяснение характера правовых проблем клиента, установление хронологии событий В. Резюмирование Г. Свободное изложение клиентом сути своего обращения Д. Встреча, взаимное представление Е. Подготовка к интервьюированию Ответ: ЕДГБВА 6. Верно ли следующее утверждение? В юридическом тексте должна присутствовать эмоциональная окраска. А. Верно Б. Неверно Ответ: Б 7. Верно ли следующее утверждение? Как правило правовая информация делится на два типа: нормативно-правовая и иная официальная правовая информация. А. Верно Б. Неверно Ответ: А 8. Выберите верное утверждение. А. Закон и нравственность в профессии юриста должны быть выше воли доверителя. Б. Воля доверителя превыше всего. Ответ: А 9. Верно ли утверждение? Каждый договор должен быть составлен письменно. А. Верно Б. Неверно Ответ: Б 10. Кодекс профессиональной этики нотариусов в РФ устанавливает нормы профессионального поведения А. Только для нотариуса Б. Для нотариуса и лица, его замещающего. В. Для нотариуса, лица, его замещающего и для помощника нотариуса Ответ: Б. 11. В какой момент может быть принята процедура медиации если спор был передан на рассмотрение суда? А. В любой момент до принятия решения Б. На стадии судебного разбирательства В. На стадии подготовки дела к судебному разбирательству Ответ: А 12. Верно ли следующее утверждение? Противоречие между объективными и субъективными факторами юридического познания детерминируют нравственный конфликт и даже психологический дискомфорт юриста в выборе приоритетной ориентации для принятия решения. А. Верно Б. Неверно Ответ: А 13. Верно ли следующее утверждение? Любые сделки можно оспорить. А. Верно Б. Неверно Ответ: А 14. Верно следующее ли утверждение? Заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. А. Верно Б. Неверно Ответ: А 15. Верно следующее ли утверждение? Деловое общение должно основываться на интересах дела, уважительности, порядочности, доброжелательности. А. Верно Б. Неверно Ответ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Юрист должен сохранять ________________ при выполнении своего профессионального долга. Ответ: независимость 2. При входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале ________. Ответ: встают 3. Юридический _____________ — спор, связанный с правоотношениями сторон и влекущий юридические последствия. Ответ: конфликт 4. ____________ — это процесс принятия совместного решения двумя или более сторонами. Ответ: Переговоры 5. Официальная ___________ информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Ответ: правовая 6. Все виды правовой информации составляют в своей совокупности правовой информационный ________. Ответ: фонд 7. Юридическая ____________ правовой информации - это специальная технология подготовки справок, комментариев к документу, расставление ссылок между документами, классификация актов. Ответ: обработка 8. Вправе ли нотариус осуществлять научную и преподавательскую деятельность на платной основе? (вправе/ не вправе) Ответ: вправе 9. Совокупность приемов, которые используются при создании документов, называется юридической ___________. Ответ: техникой 10. Кодекс ______________ этики представляет собой свод базовых принципов, норм и правил работы и поведения сотрудников. Ответ: корпоративной 11. Кто проводит процедуру медиации? Ответ: судья в отставке 12. Перечень оснований для заключения срочного трудового договора, равно как и лиц, с которыми допускается возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон, является ______________. Ответ: исчерпывающим 13. Процесс классификации (или _________________) документов заключается в определении тем нормативных частей акта, соотнесении их с рубриками классификатора и присвоении обрабатываемому документу индексов соответствующих рубрик. Ответ: рубрикации 14. ______________________— документ со списком сотрудников и количеством фактически отработанного ими времени. Ответ: табель учёта рабочего времени 15. В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи _____________ и подчиняются только Конституции и закону. Ответ: независимы 16. Решение является ___________________ тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Ответ: обоснованным 17. ________________ судебного разбирательства означает открытость судебного заседания. Ответ: Гласность 18. __________ _________ юриста – это устойчивый порядок его поведения при выполнении служебных полномочий, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.). Ответ: Служебный этикет 19. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и ____________ норм, регулирующих его профессиональную деятельность. Ответ: моральных 20. Если истец изменил основание или предмет иска, увеличил или уменьшил его размер, ответчик признал иск полностью или частично, об этом следует указать в ___________________ части решения суда. Ответ: описательной КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Правовое консультирование как вид юридической помощи: понятие, цели, признаки. 2. Принципы проведения правового консультирования. 3. Субъекты, осуществляющие правовое консультирование. 4. Интервьюирование клиента: значение, стадии. 5. Правила проведения интервьюирования. 6. Анализ дела как профессиональный навык. 7. Устная консультация: структура, правила проведения. 8. Письменная консультация: понятие, структура, этапы подготовки. 9. Соглашение об оказании юридической помощи. 10. Понятие и признаки юридической техники. 11. Элементы юридической техники. 12. Юридический документ: понятие и признаки. 13. Виды юридических документов. 14. Требования, предъявляемые к юридическим документам и последствия их несоблюдения. 15. Выработка позиции по делу. 16. Профессиональная этика при правовом консультировании. 17. Конфликт интересов, возникающий при правовом консультировании. 18. Альтернативные способы разрешения споров. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.В. Асосков, А.В. Барков, А.А. Богер и др.; под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой | Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сборник статей | Инфотропик Медиа, 2011 | |
Л1.2 | Султанов А.Р. | Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика.: Монография | Статут, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е.Ю. Булакова, Л.А. Воскобитова, М.Р. Воскобитова и др.; под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой | Адвокат: навыки профессионального мастерства : Учебное пособие | Волтерс Клувер, 2006 | |
Л2.2 | Барщевский М. | Проект кодекса адвокатской этики : | , 2000 | |
Л2.3 | Васcали Ч. | Адвокатская этика и профессионализм в США: Материалы конференции 24-27 марта 2000 года | Проспект, 2000 | |
Л2.4 | Доброхотова Е.Н. | Навыки юриста: Учебное пособие | Изд–во СПбГУ, 2006 | |
Л2.5 | Максуров А.А. | Проблемы обязательности учета позиции Европейского суда по правам человека в правоприменительной практике в Российской Федерации: Статья | , 2010 | |
Л2.6 | Муранов А.И. | IBA - Международная ассоциация юристов: Резолюции, принципы, стандарты, заявления и иные документы. : | Юридический бизнес, | |
Л2.7 | Воскобитова Л.А., Михайлова Л.П., Шугрина Е.С. | Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения : Учебное пособие | Дело, 2001 | |
Л2.8 | Редин М.П. | Тупик российского правосудия : Статья | , 2006 | |
Л2.9 | Шугрина Е.С. | Техника юридического письма: Учебно–практическое пособие. | Дело, 2000 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт Российской газеты | www.rg.ru | ||
Э2 | сайт Верховного суда РФ | www.supcourt.ru | ||
Э3 | айт Высшего арбитражного суда | www.arbitr.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно 7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно 1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно 1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/ Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Юридическая клиника» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю. |