МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы оптимизации и моделирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_Системный_анализ_управление_САиУЭС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Препод., Зиновьев А.Г.

Рецензент(ы):
кфмн, Препод., Кузьмин П.И.;Канд.физ.мат. наук , Доцент , Половникова Е.С.

Рабочая программа дисциплины
Методы оптимизации и моделирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 27.03.03 Системный анализ и управление (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 902)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование теоретических зананий и практических навыков записи экономико-математических моделей и их решение для определения оптимальных рекомендаций и управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен использовать фундаментальные знания для решения базовых задач управления в технических системах с целью совершенствования в профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает методы и способы решения базовых задач в технических системах
ОПК-3.2 Умеет использовать фундаментальные знания для решения базовых задач управления в технических системах с целью совершенствования в профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Имеет навык применения фундаментальных знаний для решения базовых задач управления в технических системах с целью совершенствования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные подходы применения эоптиммизационных методов в профессиональной деятельности; системный подход моделирования проблемных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать математические методы как основу для моделирования, прогнозирования и оптимизации экономических процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки системного анализа, прогнозирования и оптимального планирования социально-экономических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. методы оптимизации и моделирования
1.1. Предмет и методы моделирования социально-экономических процессов и систем экономики Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.3, Л3.4
1.2. Определение показателей описательной статистики как первоначального этапа процесса моделирования Лекции 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Определение наличия, направления и тесноты связи между случайными величинами . Лекции 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Модель парной линейной регрессии, специфика и критерии ее оценки Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Модель множественной регрессии Лекции 5 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Теоретические аспекты оптимизации социально-экономических процессов Лекции 5 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Основы теории принятия оптимальных решений Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Определение числовых характеристик случайных величин Лабораторные 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1
1.9. Определение ковариации и линейного коэффициента корреляции Лабораторные 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1
1.10. Построение модели парной линейной регрессии и определение критериев ее оценки Лабораторные 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Построение модели множественной линейной регрессии и определение критериев ее оценки. Лабораторные 5 3 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Математические методы и модели оптимизации Сам. работа 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Математические методы и модели оптимизации Сам. работа 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Поиск построения оптимальной модели множественной регрессии на основе отбора факторных переменных в регрессионную модель Лабораторные 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление двойственной задачи и получение двойственных оценок с помощью теорем двойственности". Сам. работа 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Решение задач линейного программирования графическим методом Сам. работа 5 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Практическое задание по решению прямой задачи линейного программирования симплексным методом Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Теория двойственных оценок, их экономический смысл Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.19. Практическое задание по проведению анализа прямой задачи линейного программирования на чувствительность Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.20. Выполнение индивидуального задания по составлению двойственной задачи и получению двойственных оценок с помощью теорем двойственности. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.21. Лабораторная работа по определению оптимальных оценок на основе решения прямой и двойственной задачи линейного программирования в автоматическом режиме в среде MS Excel, с использованием функции «Поиск решения» Лабораторные 5 0,5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.22. Изучение темы "Транспортная задача линейного программирования" Сам. работа 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.23. Лабораторная работа по решению транспортной задачи линейного программирования в автоматическом режиме в среде MS Excel, с использованием функции «Поиск решения» Лабораторные 5 0,5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.24. Практическое задание по решению транспортной задачи линейного программирования Сам. работа 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.25. Подготовка к итоговому зачету по дисциплине. Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Банк тестовых заданий по дисциплине "Методы оптимизации и моделирования"


1. Оптимизация – это…
а) Получение оптимальных результатов в определенных пределах
б) Целенаправленная деятельность, заключающаяся в получении наилучших результатов при соответствующих условиях (правильный ответ)
в) Ответы а и б – правильные
г) Правильного ответа нет.

2. На основании выбранного критерия оптимальности составляется __________________________
Ответ: целевая функция

3. Ниже приведенное утверждение: Если целевая функция и все ограничения выражаются с помощью линейных уравнений, то рассматриваемая задача является задачей __________________
Ответ: линейного программирования

4. Совокупность неизвестных X (х1,х2,…,хn), удовлетворяющих системе ограничений, называется__________________________
Ответ: допустимым решением
5 Множество всех допустимых решений системы задачи линейного программирования является_________________
Ответ: выпуклым

6. Ниже приведенное утверждение: Симплексный метод решения задач линейного программирования включает в себя проверку ____________________ найденного решения
Ответ: оптимальности
7. Математическое описание экономических явлений и процессов представляет собой_______________________________________
Ответ: экономико-математическую модель
8. В линейных оптимизационных моделях, решаемых с помощью геометрических построений число переменных должно быть
а) не больше двух (правильный ответ)
б) равно двум
в) не меньше двух
г) не больше числа ограничений +2
д) сколько угодно
9. Область пересечения всех найденных полуплоскостей на графике определяет область_________________ решений задачи линейного программирования
Ответ: допустимых
10. Метод последовательного перехода от одного базисного решения системы ограничений задачи линейного программирования к другому базисному решению до тех пор, пока целевая функция не примет оптимального значения называется _____________________
Ответ: симплекс-методом
11. Модель задачи линейного программирования, в которой целевая функция исследуется на максимум и система ограничений задачи является системой уравнений, называется ________________________
Ответ: канонической
12. При построении двойственной задачи к задаче линейного программирования в стандартной форме вводится столько основных переменных, сколько в прямой задаче___________________
Ответ: ограничений
13. Если в прямой задаче целевая функция максимизируется, то знак функциональных ограничений: ________
Ответ: <=
14. Если в прямой задаче целевая функция минимизируется, то знак функциональных ограничений:______
Ответ: >=
15. Если в прямой задаче целевая функция (ЦФ) максимизируется, то в двойственной задаче___________________
Ответ: минимизируется
16. Рассматривается задача оптимизации производственной программы. Критерий – максимум прибыли. Производится три вида продукции с использованием четырех видов сырья и двух видов оборудования. Число управляемых переменных в этой задаче_________
Ответ: 3
17. Торговое предприятие реализует 4 группы товаров. Ограничены следующие ресурсы: рабочее время продавцов, площадь торговых залов, площадь складских помещений, накладные расходы. В экономико-математической модели содержится: ________________________
Ответ: 4 переменных и 4 ограничения
18. На производство единицы одного из видов продукции расходуется 5 ед сырья, общий запас которого не превышает 24 ед. Это ограничение в экономико-математической модели имеет вид:___________
Ответ: 5Х1<=24
19. Чему равны не базисные переменные в опорном плане задачи линейного программирования: ____
Ответ: 0
20. Все точки, удовлетворяющие уравнению системы ограничений задачи линейного программирования с двумя переменными, образуют на плоскости __________________
Ответ: прямую линию
21. Если в оптимальном решении линейной задачи производственного планирования некоторый ресурс израсходован не полностью, то его теневая цена (оптимальное значение соответствующей основной переменной двойственной задачи) равна:____
Ответ: 0
22. При построении двойственной задачи к задаче линейного программирования в стандартной форме строится столько ограничений, сколько в прямой задаче __________________
Ответ: управляемых переменных

23. Ниже приведенное утверждение: Транспортная задача является задачей _____________программирования
Ответ: линейного
24. Если в транспортной задаче объем спроса равен объему предложения, то такая задача называется __________________
Ответ: закрытой
25 Задача линейного программирования может достигать максимального значения:
а) только в одной точке
б) в двух точках
в) во множестве точек (правильный ответ)
г) в одной или двух точках
д) в одной или во множестве точек
26. Если ресурс образует «узкое место производства», то это означает:
а) ресурс избыточен
б) ресурс использован полностью (правильный ответ)
в) двойственная оценка ресурса равна нулю
27. При приведении задачи линейного программирования (ЛП) к виду основной задачи ЛП ограничения вида «< или =» преобразуются в ограничения равенства добавлением к его левой части дополнительной неотрицательной переменной. Вводимые дополнительные неизвестные имеют вполне определенный смысл. Так, если в ограничениях исходной задачи ЛП отражается расход и наличие производственных ресурсов, то числовое значение дополнительной переменной в решении задачи, записанной в виде основной имеет смысл:
а) двойственной оценки ресурса
б) остатка ресурса (правильный ответ) в) нехватки ресурса
г) стоимости ресурса
28. Измерения в экономике составляют базу ___________________методов
Ответ: количественных
29. Если в транспортной задаче объем запасов превышает объем потребностей, в рассмотрение вводят_________________ пункт потребления
Ответ: фиктивный
30. Ограничение X1+2X2 + 4X3 - 6X4 < 17 в канонической форме записи имеет вид: ___________________
Ответ: X1+2X2 + 4X3 - 6X4 + X5 = 17, (X5>=0)
31. Оптимальный план предприятия по выпуску нескольких видов продукции из трех видов сырья имеет вид X* = (0; 25; 0; 10; 15; 0; 0). Какие виды продукции в условиях оптимального плана не выпускаются
предприятием:_____________

Ответ: первый, третий, шестой, седьмой
32. Основным методом решения транспортной задачи является метод_____________________
Ответ: потенциалов
33. Экономико-математические задачи, цель которых состоит в нахождении наилучшего с точки зрения некоторого критерия или критериев варианта использования имеющихся ресурсов (труда, капитала и пр.), называются __________________моделями
Ответ: оптимизационными
34. Оптимизационная модель состоит из: а) целевой функции, системы ограничений, определяющими эту область уравнений и неравенств б) уравнений, тождеств и неравенств в) целевой функции, области допустимых решений, системы ограничений, определяющими эту область (правильный ответ).
35. Переменные, значения которых формируются внутри самой модели и являются объясняемыми, называются _________________переменными
Ответ: эндогенными
36. Внешние данные по отношению к рассматриваемой экономической модели называются__________________ переменными

Ответ: экзогенными

37. Ниже приведенное утверждение: Полное соответствие моделируемого и исходного объекта представляет собой ______________________ модели

Ответ: адекватность

38. . Для решения задач линейного программирования в EXCEL, необходимо использовать надстройку:
а). мастер подстановок
б). мастер суммирования
в) поиск решения (правильный ответ)
г) пакет анализа
39. Пациенту надо перейти на диету (яблоки и ягоды). Содержание питательного вещества П в яблоках – 3 г , в ягодах – 5 г. Норма потребления этого вещества – 32г. Ограничение по норме потребления запишется как:___________________
Ответ: 3X1+ 5X2 >= 32
40. Фирма производит 2 вида химикатов. Каждый тип химикатов обрабатывается последовательно в 1 реакторе с ограниченным фондом времени. Если время на обработку в первом реакторе первого химиката - 4 ч, второго – 6 ч., а фонд времени работы реактора равен 400 ч, то это ограничение запишется как: ___________________
Ответ: 4X1+6X2 <= 400
41. Ниже приведенное утверждение: Число переменных в двойственной задаче равно числу _______________в прямой задаче.
Ответ: ограничений
42. Биржевой маклер хочет продать два вида акций. Стоимость первого вида – 100 руб за штуку, второго – 250 руб за штуку. Надо определить, сколько акций каждого вида продать, чтобы общий доход составил не менее 600 руб. Это ограничение выглядит следующим образом:___________________
Ответ: 100X1+250X2 >= 600

43. Мебельная фабрика для сборки столов и стульев привлекает на 10 дней 4 столяров. Каждый столяр тратит 2 часа на сборку стола и 0.5 часов на сборку стула. Продолжительность рабочего дня 8 часов. Как запишется ограничение на рабочее время (чел./ час): ___________________
Ответ: 2X1+0,5X2 <= 320
44. Ниже приведенное утверждение: Коэффициент симплекс-таблицы, расположенный на пересечении ведущей строки и ведущего столбца представляет собой _____________ элемент
Ответ: ведущий
45. Ниже приведенное утверждение: Базисные переменные, это те переменные, которые имеют ________________ значение
Ответ: ненулевое
46. Ниже приведенное утверждение: Небазисные переменные, это те переменные, которые имеют ________________ значение
Ответ: нулевое
47. Ниже приведенное утверждение: Если все коэффициенты при базисных переменных в симплекс-таблице неотрицательны, то решение задачи линейного программирования называется ________________
Ответ: допустимым
48. Ниже приведенное утверждение: Если при решении задачи на максимум все коэффициенты при небазисных переменных в z строке симплекс-таблицы положительные, то полученное решение __________
Ответ: оптимальное
49. Пекарня производит 2 типа торта. На производство первого затрачивается 0,3 ч работы оборудования, второго – 0,4 ч. Доход от продажи 1 торта первого вида – 180 руб, второго – 220 руб. Цель – максимальный доход от реализации тортов. Целевая функция будет выглядеть как: ______________
Ответ: Z=180X1+220X2 max
50. Записать двойственную задачу к исходной со следующими данными:


Ответ: Целевая функция: Z = 150Y1+300Y2+100Y3+200Y4---min
Ограничения: А: 7Y1+5Y2+6Y3+6Y4 >=12
Б: 6Y1+8Y2+3Y3+5Y4 >=10
B: 8Y1+ 4Y2+12Y3+7Y4 >=9
Г: 5Y1+8Y2+9Y3+9Y4 >=13
Y1,Y2,Y3,Y4 >=0

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История создания и области применения в экономике математического программирования.
2. Постановка задачи планирования производства на примере кирпичного завода.
3. Постановка задачи о составлении смеси на примере коксофимического комбината.
4. Решение двойственной задачи и экономическая интерпретация двойственных оценок.
5. Составление платежной матрицы, получение оптимальной стратегии лица, принимающего решения в условиях полной
неопределенности.
6. Составление платежной матрицы, получение оптимальной стратегии лица, принимающего решения в условиях
частичной неопределенности.
7. Расчет характеристик системы массового обслуживания на примере продуктового супермаркета.
8. Расчет оптимальных параметров склада на примере организации оптовой торговли строительными материалами.
9. Применение модели управления запасами с чередованием циклов производства и реализации произведенной продукции
на примере дерево-перерабатывающего предприятия. 10. Применение модели управления запасами с учетом дефицита в
случае невыполнения заявок (отказ на продажу товарно- материальных запасов).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет … (указывается количество заданий, предусмотренное преподавателем).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Федосеев В.В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Юнити-Дана, 2015 http://ib.biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114723&sr=1
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каратаева П.М. Математические методы и модели в экономике: учеб. пособие [Калининград] : Изд-во РГУ, 2006
Л3.2 Гармаш, А. Н. Экономико-математические методы и прикладные модели: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/62CA472C-1C3E-48F7-B963-6762D5A89A50.
Л3.3 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.4 Фомин Г. П. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle Методы оптимизации и моделирования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Экономико-математические методы и модели». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины,
Электронный учебно-методический комплекс, представленный на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Экономико-математические методы и модели»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;