МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2023_9кл
Часов по учебному плану 48
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 10 10 16 16
Лабораторные 10 10 16 16 26 26
Сам. работа 4 4 2 2 6 6
Итого 20 20 28 28 48 48

Программу составил(и):
Шакирова В.А.;Макаров А.С.;Константинова Т.А.;Дронова Е.И.

Рецензент(ы):
преп, А.С. Кочкин

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение навыков работы с современными операционными системами, текстовыми редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных, программами подготовки презентаций, информационно-поисковыми системами и пользоваться возможностями информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Приобретение навыка профессионально осуществлять набор текстов на персональном компьютере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные источники информации
и ресурсы для решения задач и проблем
в профессиональном и/или социальном контексте;
Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
Приемы структурирования информации;
Формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации;
Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств
Правила оформления документов и построения устных сообщений
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
Определять задачи для поиска информации;
Определять необходимые источники информации;
Планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию;
Оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;
Использовать современное программное обеспечение;
Использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач
Грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Автоматизированные рабочие места для решения профессиональных задач
1.1. Тема 1.1 Технические средства Тема 1.2 Базовое программное обеспечение Тема 1.3. Программное обеспечение прикладного характера Лекции 3 2 ОК 01., ОК 02. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
1.2. Лабораторная работа 1. Подключение периферийных устройств к ПК Лабораторные 3 2 ОК 09. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
1.3. Самостоятельная работа обучающихся 1. Влияние свойств ПК и предметной области применения АРМ специалиста на выбор ОС. Сам. работа 3 2 ОК 01., ОК 02. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
1.4. Лабораторная работа 2. Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач. Установка на ПК пакета прикладных программ по профилю специальности. Лабораторные 3 2 ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
Раздел 2. Раздел 2. Программный сервис ПК
2.1. Тема 2.1. Работа с файлами Тема 2.2. Работа с накопителями информации Лекции 3 2 ОК 02. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.2. Лабораторная работа 3. Работа с файлами: создание, копирование, архивирование, разархивирование, защита, удаление и восстановление. Лабораторные 3 4 ОК 02. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.3. Самостоятельная работа обучающихся 2. Накопители на жестких и гибких магнитных дисках. Устройства оптического хранения данных. Обслуживание дисковых накопителей информации. Самостоятельная работа обучающихся 3. Защита информации. Виды мер обеспечения информационной безопасности. Сам. работа 3 2 ОК 01., ОК 02. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.4. Тема 2.3. Подключение к локальной сети Тема 2.4. Защита файлов и управление доступом к ним Лекции 3 2 ОК 02., ОК 09. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.5. Лабораторная работа 4. Локальные сети. Аппаратное обеспечение сети. Изучение способов обмена информацией в локальной сети. Лабораторные 3 2 ОК 01., ОК 02. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
Раздел 3. Раздел 3. Технологии обработки и преобразования информации
3.1. Тема 3.1. Основы работы текстового редактора MSWord. Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.2. Лабораторная работа 5. Создание деловых документов в MSWord Лабораторные 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.3. Лабораторная работа 6. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы Лабораторные 4 2 ОК 02., ОК 09. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.4. Тема 3.2. Основы работы табличного процессора MSExcel Лекции 4 2 ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.5. Лабораторная работа 7. Организация расчетов в табличном процессоре MSExcel. Лабораторные 4 2 ОК 02., ОК 09. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.6. Лабораторная работа 8. Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресация в MSExcel. Лабораторные 4 2 ОК 01., ОК 09. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.7. Лабораторная работа 9. Задачи оптимизации в MSExcel (поиск решения). Лабораторные 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.8. Тема 3.3. Основы работы СУБД MSAccess. Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.9. Лабораторная работа 10. Создание таблиц БД с помощью конструктора и мастера таблиц в MSAccess. Лабораторные 4 2 ОК 02., ОК 09. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.10. Тема 3.4. . Основы работы в MSPowerPoint Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.11. Лабораторная работа 11. Создание презентаций в MSPowerPoint. Лабораторные 4 2 ОК 09. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.12. Тема 3.5. Форматы данных для обмена между пакетами прикладных программ. Лекции 4 2 ОК 02., ОК 09. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.13. Лабораторная работа 12. Конвертирование данных. Лабораторные 4 2 ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.14. Самостоятельная работа обучающихся 4. Организационные диаграммы в MSWord. Самостоятельная работа обучающихся 5. Встроенные функции MSExcel. Самостоятельная работа обучающихся 6. Построение и форматирование диаграмм в MSExcel. Самостоятельная работа обучающихся 7. Создание форм, отчетов, запросов в MSAccess. Самостоятельная работа обучающихся 8. Форматы данных для обмена между пакетами прикладных программ. Сам. работа 4 2 ОК 09. Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9266

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите тип программ, к которому относится LibreOffice Writer.
1. Текстовый процессор
2. Текстовый редактор
3. Табличный процессор
4. Средство для создания презентаций
Правильный ответ: 1
2. Содержание вопроса: Укажите сочетание клавиш, которое можно использовать для копирования выделенного фрагмента текста.
1. Ctrl + C
2. Ctrl + V
3. Ctrl + Z
4. Ctrl + S
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Выберите правильную запись адреса ячейки в табличном процессоре. (выберите два верных варианта ответа):
1. D15
2. 2A
3. A1:С10
4. AA1
Правильный ответ: 1, 4
4. Содержание вопроса: К числу основных функций текстового редактора относятся. (выберите три верных варианта ответа):
1. автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах
2. создание, редактирование, сохранение и печать текстов
3. копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста
4. строгое соблюдение правописания
Правильный ответ: 1,2,3

5. Содержание вопроса: Укажите функцию для подсчета среднего значения в LibreOffice Calc?
1. СРЗНАЧ
2. СРЕДНЕЕ
3. СРЗНАЧА
4. СРЗНАЧЕСЛИ
Правильный ответ: 1
6. Содержание вопроса: При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:
1. не изменяются
2. преобразуются в зависимости от правил указанных в формуле
3. преобразуются в зависимости от нового положения формулы
4. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы
5. преобразуются в зависимости от длины формулы
Правильный ответ: 1
7. Содержание вопроса: Укажите цветовую модель, в которой цвета для цветовоспроизведения кодируется с помощью трех основных цветов (красный, зеленый, синий)
1. RGB
2.CMYK
3. HSB
4. Lab
Правильный ответ: 1
8. Содержание вопроса: Для хранения файлов, предназначенных для общего доступа пользователей сети, используется:
1. хост-компьютер;
2. файл-сервер;
3. рабочая станция;
4. клиент-сервер;
5. коммутатор

Правильный ответ: 2

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Выберите определение термина «программное обеспечение».
1. совокупность программ, используемых для управления аппаратной частью компьютера.
2. особый вид информации в виде двоичных кодов, которые процессор воспринимает как команды к выполнению определенных действий.
3. комплекс программных средств для управления загрузкой, запуском и выполнением других программ, взаимодействием между аппаратными средствами и пользователем.
4. система средств для взаимодействия пользователя с электронными устройствами
Правильный ответ: 1
2. Содержание вопроса: Выберите определение термина «интерфейс».
1. совокупность программ, используемых для управления аппаратной частью компьютера.
2. особый вид информации в виде двоичных кодов, которые процессор воспринимает как команды к выполнению определенных действий.
3. комплекс программных средств для управления загрузкой, запуском и выполнением других программ, взаимодействием между аппаратными средствами и пользователем.
4. система средств для взаимодействия пользователя с электронными устройствами
Правильный ответ: 4
3. Содержание вопроса: Укажите составляющие компьютера, которые относятся к аппаратному обеспечению. (выберите два верных варианта ответа):
1. внутренние устройства
2. внешние устройства
3. операционная система
4. программное обеспечение
Правильные ответы: 1, 2
4. Содержание вопроса: В текстовом редакторе набран текст:
В НЕМ ПРОСТО НАХОДЯТСЯ ПРОЦЕДУРЫ ОБРОБОТКИ ДАТЫ И ВРЕМЕНИ ДНЯ, АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ МАГНИТНЫХ ДИСКОВ, СРЕДСТВА РОБОТЫ СО СПРАВОЧНИКАМИ И ОТДЕЛЬНЫМИ ФАЙЛАМИ.
Команда «Найти и заменить все» для исправления всех ошибок может иметь вид:
1. найти Р заменить на РА;
2. найти РО заменить на РА;
3. найти РОБ заменить на РАБ;
4. найти БРОБ заменить на БРАБ;
5. найти БРОБО заменить на БРАБО;
Правильный ответ: 3
5. Содержание вопроса: Поиск слова в тексте по заданному образцу является процессом:
1. обработки информации;
2. хранения информации;
3. передачи информации;
4. уничтожение информации.
Правильный ответ: 1
6.Содержание вопроса: Если необходима информация о работах Шекспира, за исключением «Гамлета», то нужно ввести запрос в виде:
1. «Шекспир-Гамлет»;
2.«Шекспир+Гамлет»;
3. «!Шекспир-Гамлет»
4. «Шекспир | Гамлет»

Правильный ответ: 1
7. Содержание вопроса: Укажите символ, который необходимо поставить перед словом в запросе в поисковой системе Яндекс, чтобы исключить его из поисковой выдачи
1. –
2. +
3. /
4. ~
Правильный ответ: 1
8. Содержание вопроса: Укажите с помощью каких сочетаний клавиш можно открыть историю браузера?
1. CTRL+H
2. CTRL+T
3. CTRL+R
4. CTRL+F
Правильный ответ: 1

ОК 09: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите, с помощью какого инструмента текстового процессора можно выровнять объекты в документе, настроить позиции табуляции и переместить границы таблиц
1. линейка
2. сетка
3. колонки
4. абзац
Правильные ответы: 1
2. Содержание вопроса: Укажите, с какого символа (каких символов) должна начинаться любая формула в синтаксисе табличного процессора
1. знака равенства «=»
2. открывающей круглой скобки «(»
3. буквы F с двоеточием «f:»
4. двоеточия и знака равенства «:=»
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Выберите обозначение ошибки в ячейке, при которой некорректно используются числа в формуле или функции.
1. #ЧИСЛО!
2. #ЧИСЛО?
3. #ИМЯ?
4. #ЗНАЧ!
Правильный ответ: 1
4. Содержание вопроса: Применение векторной графики по сравнению с растровой:
1. увеличивает объем памяти, необходимой для хранения изображения;
2. не влияет на объем памяти, необходимой для хранения изображения, и на трудоемкость редактирования изображения;
3. не меняет способы кодирования изображения;
4. усложняет редактирование рисунка;
5. сокращает объем памяти, необходимой для хранения изображения, и облегчает редактирование последнего.

Правильный ответ: 5

5. Содержание вопроса: Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются:
1. В обычной математической записи;
2. Специальным образом с использование встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования;
3. По правилам, принятым исключительно для электронных таблиц;
4. По правилам, принятым исключительно для баз данных.

Правильный ответ: 2
6. Содержание вопроса: Сдвиг части текста относительно общего края текста – это …
1. отступ;
2. выравнивание;
3. редактирование;
4. интервал
Правильный ответ: 1
7. Содержание вопрос: Основные параметры абзаца:

1. гарнитура, размер, начертание;
2. отступ, интервал;
3. поля, ориентация;
4. стиль, шаблон.
Правильный ответ: 2
8. Содержание вопроса: Чтобы сохранить текстовый файл (документ) в определенном формате, необходимо задать:
1. размер шрифта;
2. тип файла;
3. параметры абзаца;
4. размер страницы.

Правильный ответ: 2


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения диффириенцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговый тест» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=455291

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифференцированный зачёт «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение теста множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов (по 2-3 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент вписывает правильный вариант и получает баллы, либо отвечает не правильно и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов (сопоставить), при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 38 тестовых задания. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования: учебник для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Поляков, К. Ю. Информатика. : 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 1 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089838
Л1.3 Поляков, К. Ю Информатика. : 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 2 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089839
Л1.4 Поляков, К. Ю. Информатика. : 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 1 : учебник Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.5 Поляков, К. Ю. Информатика. : 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 2 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089844
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. П. Новожилов. Информатика в 2 ч. Часть 1, 3-е издание: учебник для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс "Информатика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные работы по дисциплине «Информатика» проводятся в аудитории (компьютерном классе), где каждое рабочее место оснащено ПК и необходимым программным обеспечением. Каждая практическая работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности студентов к занятию. Для выполнения практических заданий используются дидактические материалы, учебные пособия, компьютерные сети, поисковые системы. Дидактические материалы включают тему работы, цель, задания, краткие теоретические материалы, методические указания.

Рекомендации по работе с литературой.
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета, где помещаются новейшие данные и материалы по географии населения и смежным научным дисциплинам. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.

Рекомендации по самостоятельной работе студента.
Самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных форм текущего контроля.

При реализации учебной дисциплины «Информатика» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении лабораторных работ: работа с материалами.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении сравнительного анализа.