МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектная деятельность в физиологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv06 03 01_Биология_ОЗО-2021-САЙТ
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Куцева Е.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Проектная деятельность в физиологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить основы организации научно-исследовательской деятельности, получить навыки работы с библиографическими источниками научной информации и освоить принципы построения, структурирования и представления выпускной квалификационной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен использовать методы сбора, обработки, систематизации и представления полевой и лабораторной информации, применять навыки работы с современным оборудованием, анализировать полученные результаты.
ОПК-8.1 Знает основные типы экспедиционного и лабораторного оборудования, особенности выбранного объекта профессиональной деятельности, условия его содержания и работы с ним с учетом требований норм безопасности труда
ОПК-8.2 Умеет анализировать и критически оценивать развитие научных идей, на основе имеющихся ресурсов составить план решения поставленной задачи, выбрать и модифицировать методические приемы
ОПК-8.3 Владеет навыками использования современного оборудования в полевых и лабораторных условиях, способностью грамотно обосновать поставленные задачи и оценить достоверность и значимость полученных результатов, представить их в широкой аудитории и вести дискуссию
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- социально-значимые проблемы в области биологии и экологии;
- основные приемы оформления научно-технической документации;
- ориентируется в современных социально-значимых проблемах в области биологии;
- виды научно-технической документации и правила работы с ними.
3.2.Уметь:
3.2.1.- вести дискуссию по основным проблемам биологии;
- критически анализировать получаемую информацию в области биологии;
- представлять обрабатывать и представлять результаты биологических экспериментов и исследований;
- аргументированно отстаивать свою точку зрения в области биологических проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- оппонирования при проведении дискуссии в области биологии;
- анализа результатов биологического исследования;
- презентации, критического анализа и аргументации при проведении дискуссий в области биологии;
- статистическими методами оценки достоверности полученных результатов биологических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация научно-исследовательской работы
1.1. Планирование научно-исследовательской работы. Выбор темы исследования. Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Составление плана научного исследования. Этапы научно-исследовательской работы. Сам. работа 4 30 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Информационно-библиографический поиск
2.1. Основные источники научно-технической информации. Виды научных изданий. Виды учебных изданий. Справочно-информационные издания. Библиотечные каталоги. Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Работа с литературой. Информационный поиск: виды, методика проведения. Поиск по ключевым словам, по тематическим рубрикам, по автору. Нумерационный поиск. Ретроспективный и текущий поиск. Сам. работа 4 30 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Способы представления иллюстративного материала
3.1. Правила построения и оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем и рисунков в тексте научной работы. Формулы в тексте. Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Правила сокращения слов в тексте. Правила употребления количественных и порядковых числительных, дат. Сам. работа 4 27 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Оформление библиографических списков
4.1. Сравнение основных видов библиографического описания и библиографических списков. Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Группировка литературных источников и правила оформления библиографических списков. Сам. работа 4 36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Структура выпускной квалификационной работы
5.1. Группировка и систематизация материалов. Подготовка научного текста и его структурирование.Стилистика научной работы: язык и стиль научного текста. Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Оформление ссылок на литературные источники информации.Оформление титульного листа для выпускной квалификационной работы.Подготовка презентации научного доклада. Требования к презентации. Сам. работа 4 30 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Основоположником метода проектов в обучении был:
а. К.Д. Ушинский;
б. Дж. Дьюи;
в. Дж. Джонсон;
г. Коллингс.

2. Какое из приведённых определений проекта верно:
а. Проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
б. Проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
в. Проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
г. Проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.

3. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
а. Глагол;
б. Прилагательное;
в. Существительное;
г. Наречие.

4. Задачи проекта – это:
а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
б. Цели проекта;
в. Результат проекта
г. Путь создания проектной папки.

5. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
а. Смешанные;
б. Краткосрочные;
в. Годичные
г. Мини-проекты.

6. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;
б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);
в. Подготовленный продукт работы над проектом;
г. Все вышеназванные варианты.

7. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата – это особенности…
а. прикладного проекта,
б. информационного проекта
в. исследовательского проекта

8. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта
а. цель включает много задач,
б. цель не предполагает результат,
в. цель не содержит научных терминов.

9 Деятельность - связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов - это ...?
а. исследовательская деятельность
б. научная деятельность
в. проектная работа
г. познавательная деятельность

10. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:
а. самый главный,
б. предшествующий действию,
в. брошенный вперед.

11. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а. прикладной проект,
б. информационный проект
в. творческий проект

12. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:
а. поисковый;
б. ролевой;
в. информационный;
г. творческий

13. Выберите правильное выражение
а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;
б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;
в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.

14. Компонентом творческой деятельности не является:
а. интуиция,
б. фантазия,
в. воображение,
г. строгое следование инструкции.

15. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:
а. монопредметный,
б. деятельностный,
в. индивидуальный,
г. метапредметный.


Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1 Б
2 А
3 А
4 А
5 А
6 Г
7 А
8 Б
9 А
10 В
11 Б
12 А
13 В
14 Г
15 В
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Задания открытого типа
1. Проект — это …, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.
(временное предприятие)
2. Всем проектам присущи наличие …
(дат начала и завершения)
3. Результат каждого проекта — …
(уникальный продукт или услуга)
4. Как правило, причиной появления проекта является …, либо благоприятная ситуация, требующая усилий для того, чтобы предприятие могло опередить конкурентов.
(некоторая проблема, требующая решения)
5. Управление проектами означает применение … к проектной деятельности для удовлетворения предъявляемых к проекту требований.
(знаний, навыков, инструментов и методов управления).
6. Управление предметной областью проекта (содержанием и границами) — … (особенно в области разработки программных продуктов, эту деятельность называют управлением конфигурацией).
(определение целей, результатов и критериев оценки успешности проекта в сфере информационных и коммуникационных технологий)
7. Управление проектом по временным параметрам — разбиение проекта на группы работ и отдельные работы; …
(определение последовательности выполнения работ, продолжительности и расписания работ — календарного плана проекта; контроль изменений календарного плана проекта).
8. Управление стоимостью проекта — …
(определение видов и количества ресурсов, необходимых для осуществления проекта; определение стоимости ресурсов и работ; учет и контроль расходов и доходов, а также изменений бюджета).
9. Управление качеством — определение стандартов качества, относящихся к проекту, … (способов достижения требуемого уровня качества и мероприятий по обеспечению
качества; контроль качества).
10. Управление персоналом —…
(распределение полномочий, ответственности и отношений координации персонала проекта; подбор проектной команды и персонала, задействованного в реализации проекта; совершенствование проектной команды).
11. Управление коммуникациями — …
(определение источников и потребителей информации внутри и вне проекта, сроков и периодичности предоставления информации, способов доставки информации; описание видов распространяемой информации; управление процедурами распространения информации в ходе реализации проекта).
12. Управление проектными отклонениями — …
(управление рисками — выявление факторов, которые могут повлиять на проект; определение зависимостей возможных результатов проекта от наступления ситуаций риска; разработка методов и стратегий управления).
13. Проект включает в себя …
(проблему, средства его реализации и получаемые в процессе реализации результаты)
14. Для определения целей проекта применяются различные методы, среди которых можно выделить …
(аналитические и неаналитические методы).
15. Аналитические методы используются для того, чтобы …
(найти новые подходы к проблемам или новые комбинации посредством систематизированного поиска).
16. К наиболее распространенным неаналитическим методам относится … — стратегия группового решения проблемы.
(мозговой штурм (коллективная генерация идей))
17. Участники проекта — …
(физические и юридические лица, чьи интересы связаны с реализацией проекта).
18. Заказчик — …, которое получает результат реализации проекта.
(физическое или юридическое лицо).
19. … - использует продукт, созданный в результате реализации проекта. пользователем проекта может быть инвестор, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы и международные организации, для которых создается проект.
(Пользователь проекта).
20. …— отвечает за управление проектом и несет ответственность за его результаты.
(Руководитель (менеджер) проекта).
21. …— группа специалистов, работающих над реализацией проекта, представляющих интересы различных участников проекта и подчиняющихся управляющему проектом.
(Команда проекта).
22. … — набор обычно последовательных фаз проекта, количество и состав которых определяется потребностями управления проектом организацией или организациями, участвующими в проекте.
(Жизненный цикл проекта).
23. В жизненном цикле проекта выделяют четыре последовательные фазы — ...
(определение проекта, планирование и организация выполнения, реализация проекта и его завершение).
24. Структурирование проекта должно включать разделение проекта по следующим признакам:
(компоненты продукции проекта; этапы жизненного цикла; элементы организационной структуры).
25. В функциональной структуре управление осуществляется … через группу подчиненных ему функциональных руководителей.
(линейным руководителем).
26. При … структуре для решения проблем создаются временные проектные группы, во главе которых стоят руководители проектов.
(матричной).
27. По масштабу проекта выделяются, как правило, …
(малые, средние и крупные проекты).
28. В зависимости от срока реализации проекта и объема необходимых инвестиций традиционно выделяют: …
(краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты. Краткосрочные проекты имеют продолжительность до 1 года, среднесрочный проект может длиться от одного до трех лет,
а долгосрочный — свыше трех лет).
29. По признаку отраслевой принадлежности перечень возможных проектов …
(повторяет список отраслей и подотраслей экономики и социальной сферы (промышленность, строительство, транспорт, здравоохранение, туризм и т.д.)).
30. По сложности могут быть выделены следующие виды проектов: …
(простые, организационно, технически сложные, ресурсно-сложные и сложные в комплексе).
31. В зависимости от особенностей условий реализации процессов, предусмотренных проектом, выделяют следующие проекты: …
(адекватные основным параметрам условий внешней среды; требующие специальных мер с учетом факторов среды; невыполнимые в имеющихся условиях и (или) требующие изменения этих условий).
32. Экономическая модель проекта показывает …. Она служит инструментом ресурсного обеспечения и является основой для создания плановых документов, регламентирующих привлечение и распределение ресурсов в ходе реализации проекта.
(распределение результатов и затрат по стадиям реализации).
33. Важным условием создания экономической модели является соблюдение принципа …: 1) результаты конкретного проекта сравниваются с ситуацией, когда проект осуществляться не будет («с проектом» — «без проекта»); 2) результаты конкретного проекта сравниваются с результатами других проектов, доступных организации («с другим проектом»)
(альтернативности).
34. По договору на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика …
(научные исследования).
35. Эффект (конечный результат) от реализации проекта может иметь вид …
(нового технологического процесса, нового продукта для заказчика, применения новой информационной системы, элемента или подсистемы, встроенной в другую систему, анализа осуществимости проекта или программы обучения. Иными словами, конечный результат
зависит от целей проекта).
36. Появление риска обусловлено …, с одной стороны, и … — с другой.
(неопределенностью внешней, динамично изменяющейся, среды и ограниченностью ресурсов компании).
37. Внутренние риски обусловлены …
(деятельностью самой компании и ее стейкхолдеров (заинтересованных лиц)).
38. Разработка целей и стратегий по управлению рисками проекта осуществляется для … (определения модели будущего результата реализации проекта, а также конкретной совокупности ресурсов и способов (методов) их использования для реализации проекта).
39. Планирование представляет собой …
(процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения).
40. Иерархическая структура работ — инструмент, позволяющий …
(разбить проект на составные части).
41. Бюджет проекта — это …
(план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые
для достижения поставленной цели).
42. Коммуникации — это процессы, связанные с …
(обеспечением своевременного и соответствующего формирования, сбора, распространения, хранения и окончательного размещения проектной информации).
43. Выбор средств и технологий коммуникации определяется: …
(срочностью получения информации; доступностью технологии; персоналом, задействованным в проекте (опыт и навыки персонала проекта); продолжительность проекта; окружением проекта (живое общение команды или виртуальное)).
44. Конфликт становится результатом … между участниками проекта.
(несоответствия или несовместимости отношений).
45. Контроль — систематически протекающий процесс обработки информации, предназначенный для …
(выявления различий между плановыми величинами и величинами, взятыми для сравнения, а также анализа выявленных отклонений).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Понятие и содержание проектной деятельности.
2. Основные характеристики проектной деятельности.
3. Условия для организации проектной деятельности.
4. Формы самостоятельной работы студентов.
5. Понятие об авторском праве.
6. Основы разработки научных проектов.
7. Принципы проектной работы
8. Классификация проектов

9. Материалы, инструменты и принципы проектной деятельности.
10. Выбор темы исследования.
11. Основные этапы проектной деятельности.
12. Организация проектной деятельности.
13. Целеполагание и планирование проекта
14. Технологии генерации идей проекта
15. Ресурсы проектной деятельности
16. Мониторинг и индикация ключевых событий/мероприятий.
17. Оценка рисков в проектной работе
18. Система управления проектной деятельностью
19. Оценка эффективности и результатов проекта
20. Общие требования к составлению бюджета.
21. Управления проектом в процессе его реализации
22. Информационное обеспечение проектной деятельности.
23. Материальное обеспечение проектной деятельности.
24. Методы проектной деятельности.
25. Библиографический поиск и анализ информации.
26. Виды проектов: групповые и индивидуальные.
27. Разработка индивидуальных и групповых проектов.
28. Этапы, самопроверка, анализ и выбор решения в индивидуальных проектах.
29. Структурная организация групповых проектов, распределение ролей и уровни взаимосвязи.
30. Требования к представлению и защите проектов.
31. Презентация и публичная защита проектов.
32. Критерии оценивания проектов.
33. Оформление проектов и продукты проектной деятельности.
34. Технологии и принципы привлечения финансирования на образовательную деятельность.
35. Источники финансирования для исследователей и студентов


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Основы научных исследований и патентоведение: Учебная литература для ВУЗов Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Сафин Р. Г., Иванов А. И., Тимербаев Н. Ф. Основы научных исследований. Организация и планирование эксперимента: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Поляков, Н. А. Управление инновационными проектами : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450564
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Научная электронная библиотека «Киберленинка»http://cyberleninka.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Зачет – процедура, проводимая по установленным правилам для оценки знаний, умений, компетенций по какому-либо учебному предмету, модулю и т.д. Зачет является заключительным этапом изучения дисциплины. Процедура проведения зачета может быть организована по-разному. Цель экзамена – проверить теоретические знания обучаемых, их навыки и умение применять полученные знания при решении практических задач. Зачет проводится в объеме программы учебной дисциплины. Форма и порядок проведения зачета определяются кафедрой. Для проведения зачета на кафедре разрабатываются: вопросы к зачету, практические задания (при необходимости). Студенту предлагется 2–4 теоретических вопроса из пройденного материала разных разделов программы и при необходимости одна практическая задача. Для подготовки к ответу слушателям отводится не более 35–60 минут. По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задавать дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.
Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для обоснованного ответа, решения задач, формулировки проблем и пр. Это письменное задание, выполняемое в течение заданного времени в аудиторных условиях работы (продолжительность выполнения от 30 минут до 2 часов). Как правило, контрольная работа предполагает наличие определенных ответов.
Тестирование обеспечивает объективность, быстроту, однозначность, технологичность оценивания и научную обоснованность результатов. Методика тестирования позволяет охватить большое количество критериев оценки и допускает компьютерную обработку данных. Тестирование проводится по определенной теме или модулю, на него отводится от 30 до 60 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 25–50 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл. Перевод баллов в оценку приведен выше.
Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) литературы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения. Реферат – краткое изложение научной и специальной литературы по определенной проблеме или анализ источников, цель которого – научить студента пользоваться литературой, статистическими данными, критически осмысливать теорию и практику рассматриваемых проблем, привить умение четко и логично излагать материал в письменном виде. Реферат является самостоятельной разработкой какой-либо теоретической проблемы. Реферат обязательно должен иметь характер научного исследования, направленного на самообразование и более глубокое изучение учебной дисциплины.
Выбор темы реферата осуществляется студентом самостоятельно из числа тем, предложенных преподавателем в начале семестра. Преподавателем обязательно устанавливается дата сдачи реферата. Объём реферата должен составлять 1,5–2,0 печатных листа (1 п.л.= 16 страницам печатного текста формата А4, при 14 шрифте и 1,5 межстрочном интервале). Поля страницы: левое – 3 см, верхнее и нижнее – по 2 см, правое – 1,5 см. Все страницы реферата должны быть пронумерованы.
Реферат должен иметь следующую структуру:
Введение (1–2 стр.), содержащее актуальность выбранной темы, определение цели и задач работы, краткая оценка степени изученности проблемы.
Основная часть разделяется на 2–3 главы, примерно равных по объёму. В них раскрывается поставленная проблема, при соблюдении логики в переходе от одного вопроса к другому и чёткости завершающих их выводов. При использовании документов, цифр или фактов, рисунков и схем нужно обязательно давать ссылку на источник данной информации. При оформлении реферата применяют таблицы и графики, которые должны сопровождаться анализом.
Заключение занимает 1–2 страницы и содержит основные обобщённые выводы по всему реферату.
Библиографический список составляется в алфавитном порядке и должен включать не менее 7–10 наименований.
На последнем этапе проходит защита реферата, в ходе которой студент знакомит слушателей с выбранной им проблемой, её актуальностью, даёт оценку степени изученности, кратко излагает содержание реферата и основные выводы по теме. После чего слушатели могут задать докладчику вопросы по теме реферата и должны получить на них ответы. В итоге обсуждения студенту выставляется оценка за проделанную работу. Лучшие рефераты могут быть рекомендованы для студенческих научных конференций.
Критерии оценки реферата: степень раскрытия поставленной проблемы; логика и стиль изложения; самостоятельность в подходах и выводах; количество используемых источников; оформление реферата и научного аппарата.