МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_ИБ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 38 38 38 38
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преп., Борцова Я. И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м. н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.03.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1515)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка выпускников к деятельности, связанной с применением современных информационных технологий для решения профессиональных задач.
Задачи:
Изучение основ организации современных информационных технологий и получение практических навыков их применения.
Изучение базовых и прикладных информационных технологий.
Изучение базовых информационных процессов и их моделей.
Изучение основ информационной технологии построения современных систем и инструментальной базы средств современных информационных технологий.
Изучение практических реализаций информационных технологий на базе операционных систем, инфраструктуры компьютерных сетей, СУБД и web-приложений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять информационные технологии для поиска и обработки информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Современные виды информационного взаимодействия и обслуживания.
Принципы построения информационных систем.
Программные, технические и методические средства информационных технологий.
Особенности практических реализаций информационных технологий на примере операционных систем, инфраструктуры компьютерных сетей и СУБД.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формализовать поставленную задачу.
Применять полученные знания в различных предметных областях.
Производить структурный анализ информационных систем и выделять основные информационные процессы в них.
Осуществлять разработку и проектирование информационных систем в соответствии с поставленной задачей.
Использовать инструментальную базу средств современных информационных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками использования известных методов программирования и возможностей базового языка программирования для решения типовых профессиональных задач.
Методами анализа и формализации информационных процессов объекта и связей между ними.
Профессиональной терминологией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информация и информационные процессы
1.1. Понятие информации и информационных технологий. Определение и задачи информационной технологии. Составляющие информационных технологий. Базовые информационные технологии. Программные средства. Технические средства. Методические средства. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Базовые информационные процессы, их характеристики и модели. Извлечение информации. Транспортирование информации. Обработка информации. Хранение информации. Представление и использование информации. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Базовые информационные технологии и средства информационных технологий. Базовые информационные процессы и модели. Сам. работа 2 16 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Прикладные информационные технологии. Принципы построения систем
2.1. Системный подход к построению информационных систем. Стадии разработки. Формирование модели предметной области. Построение систем с использованием информационных технологий. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Структура информационной системы. Декомпозиция. Основы функционального моделирования. Лабораторные 2 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Информационные технологии в организации управления, образовании, промышленности и экономике. Информационные технологии автоматизированного проектирования. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Структура информационной системы. Декомпозиция. Основы документирования процессов. Лабораторные 2 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Основы проектирования и разработки информационных систем. Некоторые принципы методологии объектно-ориентированного моделирования. Лабораторные 2 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Системный подход к разработке и построению информационных систем. Технологии разработки и проектирования. Формирование модели предметной области. Аспекты практического применения информационных технологий. Сам. работа 2 16 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Информационные системы и технологии. Практические аспекты
3.1. Операционные системы. Понятие операционной системы. Функции и классификация. Структура обобщенной ОС. Основные компоненты и их взаимодействие. Особенности реализации информационных систем на базе различных ОС. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Работа операционной системы на примере ОС Astra Linux. Лабораторные 2 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Процессы в ОС. Отличительные особенности ОС Astra Linux, системные требования. Создание и настройка параметров ВМ; Установка Astra Linux на ВМ. Пользовательские интерфейсы в Astra Linux. Работа с графическим интерфейсом Astra Linux. Структура команд в Astra Linux. Командные оболочки. Работа в терминале Astra Linux: запуск, настройки, общие принципы. Astra Linux. Модель доступа к ресурсам в Astra Linux. Пользователи. Управление пользователями и правами доступа. Файловая система, root. Настройка сетевого подключения. SSH. Источники ПО в Astra Linux. Установка и удаление ПО. Управление процессами в Astra Linux. Понятие и основы написания файлов сценариев командной строки – shell-скриптов. Переменные среды. Текстовые Фильтры. Регулярные выражения в командах и скриптах. Операторы в bash Сам. работа 2 20 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Аппаратные компоненты компьютерных сетей и принцип построения. Стандартные программные средства для работы с сетью. Использование основных Intranet/Internet сервисов. Особенности построения информационных систем с использованием компьютерных сетей. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Транспортировка данных в компьютерной сети. Сокеты и протоколы. Сетевое приложение в ОС Windows. Лабораторные 2 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.6. Технология построения Локальных Вычислительных Сетей (ЛВС). Топологии и структура ЛВС. Intranet-сервисы ЛВС. Аспекты транспортирования информации и информационные системы, использующие ЛВС для своей работы. Глобальная сеть Internet и протоколы организации информационного обмена. Вопросы безопасности транспортирования информации. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.7. Основы работы СУБД. Основы разработки и взаимодействия информационных систем на базе СУБД. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.8. Основы работы с СУБД MySQL. Язык SQL-запросов. Лабораторные 2 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.9. Реляционные СУБД и язык SQL. Принципы работы с данными при помощи языка SQL. Работа СУБД MySQL. Сам. работа 2 12 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.10. Основы web-технологий. Понятие гипертекста и принципы построения гипертекста. Языки работы с гипертекстом и представления данных. Особенности разработки и построения информационных систем с использованием web-технологий. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.11. Статические гипертекстовые документы и язык HTML. Динамическое формирование HTML-документов. Скрипты, апплеты и объекты Flash. Аспекты организации работы с данными. Сеть Интернет, вопросы безопасности web-технологий. Сам. работа 2 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.12. Технологии информационного поиска в документальных информационных системах. Понятие о документальных системах, информационном поиске и информационно-поисковой системе. Работа с поисковыми системами, релевантные запросы. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.13. Корпоративные системы и вопросы поиска информации. Поисковые системы сети Интернет. Принципы работы. Язык поисковых запросов. Сам. работа 2 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11445
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ :
ОПК-4: способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять информационные технологии для поиска и обработки информации
Знает значение и роль информации, информационных технологий для обеспечения объективных потребностей личности, общества и государства
Умеет применять информационные технологии для поиска и обработки информации; анализировать информацию и информационные технологии с точки зрения информационной безопасности для современного общества.
Владеет навыками использования информации, информационных технологий с учетом требования информационной безопасности в современном обществе

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1:
Файловая система определяет …
а) способ организации данных на диске
б) емкость диска
в) число пикселей на диске
г) физические особенности носителя
Верный ответ:а)
Вопрос 2:
Для хранения в оперативной памяти символы преобразуются в …
а) числовые коды в десятичной системе счисления
б) числовые коды в шестнадцатеричной форме
в) числовые коды в двоичной системе счисления
г) графические образы
Верный ответ:в)
Вопрос 3:
Виды информации по способу восприятия информации человеком:
а) визуальная, звуковая, тактильная, обонятельная, вкусовая
б) математическая, биологическая, медицинская, психологическая
в) обыденная, производственная, техническая, управленческая
г) текстовая, числовая, графическая, табличная
д) научная, социальная, политическая, экономическая, религиозная
Верный ответ:а)
Вопрос 4:
Виды информации по форме представления:
а) текстовая, числовая, символьная, графическая, табличная
б) социальная, политическая, экономическая, техническая, религиозная
в) математическая, биологическая, медицинская, психологическая
г) визуальная, звуковая, тактильная, обонятельная, вкусовая
д) обыденная, научная, производственная, управленческая
Верный ответ:а)
Вопрос 5:
Именованная область внешней памяти произвольной длины с определенным количеством информации – это…
а) слово
б) атрибут
в) программа
г) файл
Верный ответ:г)
Вопрос 6:
Слово длиной из 8 бит называется …
а) байтом
б) стандартом
в) адресом
г) дитом
Верный ответ:а)
Вопрос 7:
Аудиоинформацией называют информацию, которая воспринимается посредством органов …
а) осязания (коже
б) обоняния
в) восприятия вкуса
г) зрения
д) слуха
Верный ответ:д)
Вопрос 8:
В кибернетике под информацией понимается …
а) любая последовательность символов
б) понимают отражение внешних воздействий
в) сведения, интересующие работника
г) часть сообщения, важная для управления объектом
Верный ответ:г)
Вопрос 9:
Вариант, в котором единицы измерения информации расположены в порядке возрастания
а) мегабайт, гигабайт, терабайт
б) терабайт, мегабайт, гигабайт
в) мегабайт, терабайт, гигабайт
г) гигабайт, мегабайт, терабайт
Верный ответ:а)
Вопрос 10:
К аудиоинформации относят информацию, которая передается посредством …
а) знаковых моделей
б) световых волн
в) электромагнитных волн
г) переноса вещества
д) звуковых волн
Верный ответ:г)
Вопрос 11:
Задан полный путь к файлу C:DOCPROBA.TXT Каково имя файла?
а) C:DOCPROBA.TXT
б) DOCPROBA.TXT
в) TXT
г) PROBA.TXT
Верный ответ:г)
Вопрос 12:
Короткое имя файла состоит из …
а) собственно имени и расширения
б) любых 12 символов
в) адреса файла
г) только имени файла
Верный ответ:а)
Вопрос 13:
Наименьшим элементом поверхности визуализации, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие параметры, является …
а) слово
б) кодон
в) байт
г) пиксель
Верный ответ:г)
Вопрос 14:
Компьютер — это …
а) устройство для хранения информации любого вида
б) устройство для работы с текстами
в) электронное вычислительное устройство для обработки чисел
г) устройство для обработки аналоговых сигналов
д) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией
Верный ответ:д)
Вопрос 15:
Расширение имени файла, как правило, характеризует …
а) место, занимаемое файлом на диске
б) объем файла
в) тип информации, содержащейся в файле
г) время создания файла
д) место создания файла
Верный ответ:в)
Вопрос 16:
Размер файла в операционной системе определяется в …
а) кластерах
б) байтах
в) битах
г) секторах
Верный ответ:б)
Вопрос 17:
Понятие «информация» является …
а) производным от математики
б) зародилось в недрах таких наук, как математика и кибернетика
в) базовым (первичны понятием науки
г) производным от кибернетики
Верный ответ:в)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
1. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления.
2. Двоичная арифметика. Сложение и вычитание двоичных чисел.
3. Умножение двоичных чисел: частичные произведения, умножение старшими разрядами вперед, умножение младшими разрядами вперед.
4. Кодирование целых чисел со знаком. Прямой, обратный и дополнительный коды.
5. Кодирование вещественных чисел. Мантисса и порядок вещественного числа. Нормализованное число. Принципы чисел с плавающей запятой в стандарте IEEE 754. Формат с одинарной точностью (32 бита) в стандарте IEEE 754: описание, смещенный порядок, границы диапазона вещественных чисел.
6. Кодирование текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Международный стандарт Unicode.
7. Двоичное кодирование графической информации. Растровое изображение. Пространственная дискретизация. Пиксел. Разрешающая способность и размер пиксела. Кодирование цвета. Цветовая модель RGB. Количество цветов. Глубина кодирования цвета. Форматы кодирования цветов. Размер графического файла. Векторное изображение.
8. Двоичное кодирование звуковой информации. Звук. Громкость и тон звука. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Теорема Котельникова- Найквиста. Амплитудная дискредитация. Глубина кодирования звука. Звуковая карта. Размер аудиофайла в формате WAV.
9. Информатика. Информация. Виды информации. Свойства информации. Количество информации.
10. Формула количества информации Хартли.
11. Формула количества информации Шеннона.
12. Информатизация. Информационное общество.
13. Сжатие информации. Необходимость сжатия информации. Избыточность информации. Коды сжатия. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
14. Сжатие без потерь. Статистические методы сжатия: алгоритмы Хаффмена и Шеннона-Фано. Кодовое дерево. Префиксный код.
15. Сжатие без потерь. Кодирование методом повторяющихся последовательностей. Арифметические методы. Метод словарей.
16. Сжатие с потерями.
17. Алгоритмы с регулируемой потерей информации.
18. Алгоритм jpeg сжатия графической информации.
19. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации.
20. Алгоритм mpeg сжатия видео информации.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ :
ОПК-1: Способен оценивать роль информации, информационных технологий и информационной безопасности в современном обществе, их значение для обеспечения объективных потребностей личности, общества и государства;
Индикаторы достижения компетенции:
ОПК-1.1: Знает значение и роль информации, информационных технологий для обеспечения объективных потребностей личности, общества и государства
ОПК-1.2: Умеет применять информационные технологии для поиска и обработки информации; анализировать информацию и информационные технологии с точки зрения информационной безопасности для современного общества.
ОПК-1.3: Владеет навыками использования информации, информационных технологий с учетом требования информационной безопасности в современном обществе

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:

1. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления.
2. Двоичная арифметика. Сложение и вычитание двоичных чисел.
3. Умножение двоичных чисел: частичные произведения, умножение старшими разрядами вперед, умножение младшими разрядами вперед.
4. Кодирование целых чисел со знаком. Прямой, обратный и дополнительный коды.
5. Кодирование вещественных чисел. Мантисса и порядок вещественного числа. Нормализованное число. Принципы чисел с плавающей запятой в стандарте IEEE 754. Формат с одинарной точностью (32 бита) в стандарте IEEE 754: описание, смещенный порядок, границы диапазона вещественных чисел.
6. Кодирование текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Международный стандарт Unicode.
7. Двоичное кодирование графической информации. Растровое изображение. Пространственная дискретизация. Пиксел. Разрешающая способность и размер пиксела. Кодирование цвета. Цветовая модель RGB. Количество цветов. Глубина кодирования цвета. Форматы кодирования цветов. Размер графического файла. Векторное изображение.
8. Двоичное кодирование звуковой информации. Звук. Громкость и тон звука. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Теорема Котельникова- Найквиста. Амплитудная дискредитация. Глубина кодирования звука. Звуковая карта. Размер аудиофайла в формате WAV.
9. Информатика. Информация. Виды информации. Свойства информации. Количество информации.
10. Формула количества информации Хартли.
11. Формула количества информации Шеннона.
12. Информатизация. Информационное общество.
13. Сжатие информации. Необходимость сжатия информации. Избыточность информации. Коды сжатия. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
14. Сжатие без потерь. Статистические методы сжатия: алгоритмы Хаффмена и Шеннона-Фано. Кодовое дерево. Префиксный код.
15. Сжатие без потерь. Кодирование методом повторяющихся последовательностей. Арифметические методы. Метод словарей.
16. Сжатие с потерями.
17. Алгоритмы с регулируемой потерей информации.
18. Алгоритм jpeg сжатия графической информации.
19. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации.
20. Алгоритм mpeg сжатия видео информации.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Перевод из одной системы счисления в другую.
2. Сложение целых чисел со знаком в дополнительном коде.
3. Кодовая таблица ASCII
4. Аналого-цифровый преобразователь (АЦП) и цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП).
5. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
6. Формула количества информации Хартли.
7. Формула количества информации Шеннона
8. Алгоритмы с регулируемой потерей информации.
9. Алгоритм jpeg сжатия графической информации.
10. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации.
11. Алгоритм mpeg сжатия видео информации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник М. : Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Информационные технологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
414К лаборатория сетей и систем передачи информации, лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности, лаборатория в области технологий обеспечения информационной безопасности и защищенных информационных систем - учебная аудитория для проведения занятий семи-нарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консуль-таций, текущего контроля и промежуточной аттеста-ции Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; Рабочие места на базе вычислительной техники / средства вычислительной техники: компьютеры: марка КламаС модель Компь-ютер КламаС Офис 3,1 ГГц/DDR3 4Гб/500 ГБ/DVD RW/КМ/Acer 23'' TFT TN - 16 единиц; Стенды сетей передачи информации с коммутацией пакетов и коммутацией каналов, структурирован-ной кабельной системой / сетевое обру-дование: маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911R – 2 единицы; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня D-Link DES-3200-28/C1 – 7 единиц; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня Cisco Catalyst 2950; маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911/K9 c модулем интерфейсов E1 (VWIC3-2MFT-T1/E1) – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонентские устройства D-Link DIR-300 – 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 единицы. Аппаратно-программный комплекс обнаружения компьютерных атак "Аргус"v.1.5; Аппаратно-программный комплекс шифрования АПКШ «Континент» Версия 3.6 криптографический шлюз IPC-100. Стойки с телекоммуникационным обо-рудованием, системой питания и венти-ляции - 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 едини-цы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонент-ские устройства D-Link DIR-300 – 3 еди-ницы. Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя. Комплекс проекционного оборудования для преподавателя - презентационная LCD-панель Samsung 50" UE50F5000AK; проектор мультимедиа "BenQ MP626 DLP".
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам
- при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам
- при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.