МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География мировых курортов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.преп, Игнатенко Мария Николаевна

Рецензент(ы):
к.г.н, доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
География мировых курортов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является анализ географии мировых курортов и использование этих знаний в профессиональной деятельности, уметь анализировать этапы развития мировых курортов, их современное состояние и значение для региональной и мировой туристской индустрии, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять исследование рынка, организовывать продажи и продвижение услуг организаций сферы гостеприимства и общественного питания
ОПК-4.1 Знает методы исследования рынка услуг сферы гостеприимства и общественного питания, в том числе потребителей и конкурентов
ОПК-4.2 Владеет навыками мониторинга и инструментами продажи услуг организаций сферы гостеприимства и общественного питания, в том числе с помощью онлайн технологий
ОПК-4.3 Умеет разрабатывать план продвижения услуг организаций сферы гостеприимства и общественного питания
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные тенденции и география лечебно-оздоровительного туризма.
1.1. Лечебно-оздоровительный туризм в Европе. Практические 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л3.1, Л2.1
1.2. Основные центры лечебно-оздоровительного туризма в Европе. Практические 2 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1
1.3. Основные центры лечебно-оздоровительного туризма в Европе. Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1
1.4. Основные тенденции и география лечебно-оздоровительного туризма. Сам. работа 2 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1
1.5. Основные курорты мира. Сам. работа 2 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Основные тенденции и география приморского туризма.
2.1. Основные тенденции и география приморского туризма. Практические 2 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1
2.2. Курорты Америки Практические 2 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1
2.3. Основные тенденции и география приморского туризма. Сам. работа 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1
2.4. Районы мира приморской туристской специализации Сам. работа 2 5 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Основные тенденции и география горнолыжного туризма
3.1. Основные тенденции и география горнолыжного туризма Практические 2 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1
3.2. Основные тенденции и география горнолыжного туризма Сам. работа 2 16 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1
3.3. Горнолыжные курорты международного класса. Сам. работа 2 14 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1
3.4. Сам. работа 2 27 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9327

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4: Способен осуществлять исследование туристского рынка, организовывать продажи и продвижение туристского продукта
а) Иордания
б) Израиль
в) Италия
г) Испания
Верный ответ г
2. В какой стране находится Петра - древний город в скале (относится к Чудесам света)?
а) Иордания
б) Израиль
в) Италия
г) ОАЭ
Верный ответ а
3. В какой стране находится город-курорт Хиккадува?
а) Италия
б) Испания
в) Франция
г) Шри-Ланка
Верный ответ г
4.Какой город находится в Чехии (знаменит своими лечебными курортами) ?
а) Карловы Вары
б) Варна
в) Краков
г) Железноводск
Верный ответ а
5. Для нахождения в какой стране, оформление визы, является обязательным?
а) Израиль
б) Турция
в)Таиланд
г) Куба
Верный ответ а
6. В какой стране находится город Фетхие?
а) Турция
6)Вьетнам
в)Таиланд
г) Польша
Верный ответ а
7. В какой стране находится парк развлечений "The Landof Legends" ?
а) Турция
б) Испания
в) Португалия
г) Польша
Верный ответ а
8. Лучший курорт Поднебесной и главная китайская здравница:
а) о. Хайнань
б) о. Фукуок
в) о. Бали
г) о. Хонсю
Верный ответ а
9. В какой стране находится курортный город Варадеро?
А. Испания
Б. Мексика
В. Куба
Г. ЮАР
Верный ответ В
10. В какой стране находится город Махдия?:
А. Тунис
Б. ОАЭ
В. Турция
Г. Йемен
Верный ответ А
11. Какой стране принадлежит остров Фукуок?
А. Вьетнам
Б. Мексика
В. Куба
Г. ЮАР
Верный ответ А
12. Для нахождения в какой стране, оформление визы, является НЕ обязательным?
А. Черногория
А. Хорватия
Б. Болгария
В. Италия
Верный ответ А
13. Какое море омывает город-курорт Анталию в Турции?
А. Средиземное
Б. Эгейское
В. Черное
Г. Белое
Верный ответ А
14. В какой стране находится курорт Бентота?
А. А. Индия
Б. Шри-Ланка
В. Вьетнам
Г. Мексика
Верный ответ Б
15. В какой стране находится курортный город Найзна?
А. Испания
Б. Мексика
В. Куба
Г. ЮАР
Верный ответ Г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите три главных курорта, составляющие основную курортную зону Чехии:
Верный ответ Карловы Вары, Франтишкове Лазне, Марианске Лазне
2. Назовите «страну термальных бань»:
Верный ответ Венгрия
3. Назовите старинный курорт Чехии, который ранее был известен под названием «Карлсбад»:
Верный ответ Карловы Вары
4. Назовите термальный курорт Франции, который находится на р. Алье в регионе Овернь. Сегодня известен как оздоровительный центр, специализирующийся на омоложении:
Верный ответ Виши
5. Назовите самый известный бальнеологический курорт Австрии, который известен как «альпийский Монте Карло». Круглый год работают термальный комплекс, театр, дискотеки и другие культурные и развлекательные заведения.
Верный ответ Бад-Гастайн
6.Переходный этап развития курортного дела в России характеризует:
Верный ответ Формирование рынка курортных услуг
7.Коммерческий период развития курортного дела характеризует:
Верный ответ Использование курортов не только для лечения, но и для времяпрепровождения
8.Цель курортного дела:
Верный ответ: Укрепление здоровья населения, Восстановление трудовых ресурсов, Развитие курортов
9.Комплекс мероприятий по организации, управлению курортами, обеспечению лечения и культурно-бытового обслуживания граждан
Верный ответ: Курортное дело
10.Природные лечебные факторы, по которым различают типы лечебно-курортной рекреации:
Верный ответ (порядок любой) : Климат, грязи, минеральные воды
11Назовите бальнеологический курорт Словакии, который известен как «Карпатская жемчужина»:
Верный ответ Тренчанске Теплице
12.Курорт, где в качестве основного лечебного фактора используются природные минеральные воды.
Верный ответ : Бальнеологический курорт
13.Улучшение состояния при хроническом течении заболевания:
Верный ответ : Ремиссия
14.Последовательность появления курортных сооружений в странах:
Верный ответ 1: Индия 2: Греция 3: Европа 4: Россия
15. Укажите бальнеологический курорт Болгарии, расположенный в центральной части гор Родопы, где также расположен горнолыжный курорт Пампорово:
Верный ответ Девин
16.Назовите метод лечения на курортах , сущность которого заключается в нанесении укола или прогревании (прижигании) в определенных биологически активных точках тела. Поскольку воздействие чаще всего оказывают иглой, метод получил название иглотерапия, а позже в СССР, с развитием нейро-рефлекторной теории, объясняющей механизм действия иглоукалывания - иглорефлексотерапия или рефлексотерапия.
Верный ответ Акупунктура
17.Назовите одну из методик грязелечения -нанесение на определенные участки тела человека слоя лечебной грязи определенной температуры, толщины и консистенции
Верный ответ Аппликация грязевая
18 Медицинское учреждение для проведения процедур (ванн, душей, промываний, орошений и др.) преимущественно с использованием природных минеральных вод.
Верный ответ
Бальнеолечебница
19.Лечение, включающее наружное применение пресной воды в виде душей, ванн.
Верный ответ Водолечение (гидротерапия)
20. Лечебное и оздоровительное влияние солнечных лучей.
Верный ответ Гелиотерапия
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для эссе и рефератов
1. Курорты Чехии.
2. Венгрия - страна термальных бань.
3. Главные бальнеоклиматические и бальнеогрязевые курорты Польши.
4. Курортный туризм в Болгарии, Словении и Хорватии.
5. Курорты мирового значения Германии.
6. Санаторно-курортная сфера Франции.
7. Курорты Австрии.
8. Бальнеологические здравницы Швейцарии. Бальнеологические курорты Италии.
9. Голубая Лагуна – уникальное геотермальное озеро Исландии.
10. Израиль - важный участник международного рынка лечебного туризма.Курорты Мертвого моря.
11. Бальнеогрязевые курорты Турции.
12. Индийские лечебные практики.
13. Аюрведическая медицина Кералы.
14. Японский курорт Атами.
15. Далянь - один из лучших курортов Северного Китая.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса:
: теоретический и практико-ориентрованный
Перечень теоретических вопросов :
1. География курортов Центрально-Восточной Европы.
2. География курортов Скандинавского региона.
3. География курортов Пиренейского региона.
4. География курортов Северной Америки.
5. География горнолыжных курортов Азии.
6. Альпийский горнолыжный район.
7. Франция —лидер в горнолыжном туристском направлении мира.
8. Самая большая горнолыжная зона мира – «Три долины».
9. Курорты Швейцарии. Курорты
10. Австрии. Курорты Италии.
11. Горнолыжные курорты международного класса - Закопане (Польша), Боровец и Пампорово (Болгария).
12. Курорты Словакии, Румынии, Чехии.
13. Курорты Норвегиии Финляндии.
14. Курорты Испании и Андорры.
15. Горнолыжные районы США.
16. Северо-восток страны - горы Аппалачи. Крупнейший горнолыжный центр – курорт Киллингтон.
17. Запад страны – Скалистые горы (Колорадо, Юта, Айдахо).
18. Горнолыжные курорты Японии (на о. Хоккайдо) - Нагано и Саппоро.
19. Перспективы развития горнолыжного туризма в Китае, Турции, Иране.
Вторую часть экзаменационного билета составляет практико-ориентированная задача , в которой нужно разработать и представить мини-тур по курорту на выбор студента.
Обязательные условия- Обоснование продолжительности тура, целевой аудитории, начальная и конечная точка маршрута
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова А.Ю. География туризма: учеб. для вузов М.: КНОРУС, 2008
Л1.2 И.С. Барчуков Санаторно-курортное дело: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Ю.А. Старикова Санаторно-курортное дело. Конспект лекций: Учебное пособие М.: А-Приор, 2010 biblioclub.ru
Л1.4 под ред. А. Ю. Александровой География туризма: учеб. для вузов КНОРУС, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. С. Лукьянова География туризма: туристские регионы мира и России: практикум : учеб. пособие для вузов КноРус, 2013
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Геогр. фак., Каф. рекреац. географии, туризма и регион. маркетинга География туризма: практикум Изд-во АлтГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ratanews [Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 Турбизнес [Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 Туризм: практика, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 География мировых курортов portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Российский Союз Туриндустрии. Код доступа: http://www.rostourunion.ru/
2. Федеральная служба государственной статистики. Код доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
3. Федеральное агентство по туризму. Код доступа: http://www.russiatourism.ru/
4. Статистика туризма. Код доступа: http://www.danilenko.info/tourstat.htm
5. Основные направления совершенствования статистики международного туризма. Код доступа: http://tourlib.net/books_tourism/aleks24.htm
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Код доступа: http://ak.gks.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету и экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.