МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иностранный язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_11кл
Часов по учебному плану 146
в том числе:
аудиторные занятия 122
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16,829999923706 18,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 68 68 54 54 122 122
Сам. работа 12 12 12 12 24 24
Итого 80 80 66 66 146 146

Программу составил(и):
преподаватель, Смирнова Т.В.

Рецензент(ы):
канд. пед.наук, доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Иностранный язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Алескандровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование представлений об английском языке как о языке международного общения и средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных
культур;
• формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на английском языке в различных формах и на различные темы, в том числе
в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения;
• формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной,
социальной, стратегической и предметной;
• воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на меж-культурном уровне;
• воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным суб-культурам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;
- языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета и обслуживающие ситуации общения в рамках изучаемых тем;
- новые значения изученных глагольных форм, средства и способы выражения модальности; условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;
- лингвострановедческую, страноведческую и социокультурную информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения;
- тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.аудирование:
- понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;
- понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, предлагаемые в рамках курса, выборочно извлекать изи них необходимую информацию;
- соценивать важность/новизну информации, определять свое отношение к ней;
говорение:
- вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/сужджениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию и эмоционально-оценочные средства;
- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов; описывать события, излагать факты, делать сообщения;
- создавать словесный социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
чтение:
- читать аутентичные тексты разных стилей, используя основныек виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь:
- описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера;
- заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основное содержание
1.1. Введение Практические 1 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Приветсвие, прощание, представление себя и других людей в официальной и неофициальной обстановке. Практические 1 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Описание человека (внешность, национальность, образование, личные качества, род занятий, должность, место работы и др.). Практические 1 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Семья и семейные отношения, домашние обязанности. Практические 1 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Описание жилища и учебного заведения (здание, обстановка, условия жизни, техника, оборудование). Практические 1 18 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Распорядок дня студента колледжа. Практические 1 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Хобби, досуг. Сам. работа 1 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Описание местоположения объекта (адрес, как найти). Практические 2 5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Магазины, товары, совершение покупок. Практические 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Физкультура и спорт, здоровый образ жизни. Практические 2 7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Экскурсии и путешествия. Практические 2 3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Россия, ее национальные символы, государственное и политическое устройство. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Англоговорящие страны, географическое положение, климат, флора и фауна, на- циональные символы, государственное и политическое устройство, наиболее развитые отрасли экономики, достопримечательности, традиции. Практические 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.14. Научно-технический прогресс. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.15. Человек и природа, экологические проблемы. Сам. работа 2 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Профессонально-ориентированный курс
2.1. Достижения и инновации в области науки и техники. Практические 2 7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Машины и механизмы. Промышленное оборудование. Практические 2 7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Современные компьютерные технологии в промышленности. Практические 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Отраслевые выставки. Практические 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, контрольные упражнения, творческие задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=11748

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Укажите множественное число имени существительного: company
a) companise
b) companys
c) companies
d) company’s

2. Антонимом к слову student является:
a) teacher
b) learner
c) scholar
d) mother

3. Выберите правильный вариант ответа
Helen (not) _______ much money with her.
a. there is not
b. has not
c. is not
d. not have

4. The law company _________ over 7000 people. (employ)
a. employ
b. employs
c. has employ
d. will employing

5. В следующей группе слов отметьте те, которые не имеют никакого отношения к теме “Branches of Law”:
a) Civil Law
b) Criminal Law,
c) Common Law,
d) Employment Law

6. Choose the natural resources:
a) tools, trucks, railroads
b) water, forests, air
c) food, clothing, newspapers

7. Найти эквиваленты следующих выражений:
1) legal assistance a) прокурор
2) the lawful rights b) юридическая помощь
3) to draw petitions c) законные права
4) Prosecutor d) оформить ходатайство

8. Найти эквиваленты следующих выражений
1. violation of rights a) нарушение прав
2. to maintain public order b) поддерживать общественный порядок
3. a criminal proceeding c) личная безопасность
4. personal safety d) e)уголовное дело

9. Please help me. I ... solve this problem.
a) can
b) must
c) have to
d) can't

10. укажите синоним к слову help
a) assist
b) perform
c) create
d) develop

Ключ:
1с,
2а,
3b,
4b,
5d,
6b,
7 1b2c3d4a,
8 1a2b3d4c,
9d,
10a

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. The _____ System is represented by the Constitutional Court, the Supreme Court and regional courts.
2. Civil law ____ relationships among persons and organizations.
3. It sets _____ and principles that apply to private society relations.
4. Civil law provides rules for buying or selling land, setting up a business, settling ____ with our neighbours.
5. Criminal law is a body of laws that sets limits of social _______________.
6. The ____________, acting in the name of all the people, punishes the wrongdoer by enforcing laws.

7. Укажите формы прошедшего времени think-_____- thought
8. Укажите форму инфинитива глагола: ____- wrote – written

9. Укажите формы прошедшего времени: be - was /were - ______
10. Вставьте глагол в нужной форме : Martha (study)____ law at the Oxford University.

Ключ:
1 Court
2 regulates
3 rules
4 disputes
5 Behavior
6 government
7 thought
8 write
9 been
10 studies

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. We ___ a contract last year.
a) has signed
b) signed
c) haven't sign
d) signing

2. I ___ back from a business trip to France last weekend.
a) come
b) came
c) never came
d) will come

3. I played tennis yesterday but I ___ win.
a) do not
b) does not
c) did not
d) was not

4. Yesterday he ___ to work by car.
a) was going
b) went
c) was went
d) going

5. I ___my teeth three times yesterday.
a) cleaning
b) clean
c) was clean
d) cleaned

6. Did she ___ to the theatre last week?
a) go
b) went
c) going
d) was going

7. He ___ home early yesterday in the evening because he felt ill.
a) go
b) going
c) gone
d) went

8. The party ___ very good, so we didn’t stay long.
a) was not
b) did not
c) were not
d) do not

9. We ___ a lot of work yesterday.
a) do
b) was doing
c) doing
d) did

10. The. _____ ______ is represented by the Constitutional Court, the Supreme Court and regional courts.
a) Court system
b) Local courts
c) Court room
d) Court building

Ключ:
1) b,
2) b
3) c
4) b
5) d
6) a
7) d
8) a
9) d
10) a

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Hi, my name is Julia Bradshaw. I’m a law student, but I work part-time as an assistant at the prosecutor’s office. My working day starts at 8.30 a.m. From Monday to Friday I get up at half past six and I have a shower and a cup of coffee. I usually leave the house at ten past seven. I get to the prosecutor’s office at about 8.20 and start working at half past eight . The meeting with my supervisor starts at 8.40 and finishes at nine o'clock. Then do some paperwork and answer the telephone calls or send mail to the clients. I leave the office at a quarter past three p.m. After work, I go shopping and visit some friends. I get home at 5 o'clock.
Then my husband gets home at half past five in the evening and I cook dinner. We stay at home in the evening. We usually watch television and then I go to bed at half past ten, I'm usually asleep by eleven o'clock. I think my job is very interesting but I don't like getting up very early.
Прочитайте текст и кратко ответьте на вопросы
1. Where does Julia work?
2. What is Julia’s job?
3. What time does she get up?
4. What time does she start working?
5. When does the meeting start?
6. When does she get home?

Вставьте пропущенную информацию
7. She has a meeting with her _____ at about 8.40.
8. At the office Julia does some _____ and answers the calls and e- mails to the clients.

True or false? Correct the mistakes.
9.After work Julia goes to the library to prepare for her exam.
10. Julia works full-time as a staff manager.

Ключ:
1) at the prosecutor’s office
2) assistant
3) at half past six/ 6.30
4) at half past eight/8.30
5) at 8.40
6) at 5 o'clock
7) supervisor
8) paperwork
9) False/ she goes shopping and visits some friends
10) False/ she works part-time as an assistant

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. The party ___ at midnight.
a) was finishing
b) was finish
c) finished
d) finish

2. Caroline ___ to the cinema three times last week.
a) going
b) was gone
c) went
d) go

3. Установите соответствия между именем числительным и вариантом его чтения:
27
a) twenty sevenths
b) twenty-seven
c) two hundred and seventy
d) two point seven

4. Правильной неличной формой глагола в предложении является ...
I’m thinking of _____ to Sochi on vacation.
a) going
b) to going
c) to go
d) go

5. The Russian Federation was set up by the Constitution of ____
a) 1993
b) 2020
c) 1991
d) 2003

6. According to the Constitution Russia is an _____and sovereign nation.
a) independent
b) historical
c) geographical
d) constitutional

7. The Russian Federation is a presidential ______
a) monarchy
b) republic
c) country
d) nation

8. The President is the _______ and is elected directly by the people.
a) head of state
b) sovereign
c) tsar
d) head of government

9. The President controls all the three _____ ______.
a) Branches of power
b) Branches of industry
c) Branches of science
d) Fields of research

10.The executive power belongs to the Government. The head of the Government is the ________.
a) President
b) Prime Minister
c) Chairman of the state Duma
d) Chairman of the Federation Counsil

Ключ:
1) c
2) c
3) b
4) a
5) a
6) a
7) b
8) a
9) a
10) b

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вставьте пропущенное слово:
1. Universities in Russia began transitioning to a system similar to that of Britain and the USA: 4 years for the Bachelor's ___________and 2 years for a Master's degree
2. I study at Altai __________University College.
3. The academic year has two __________.
4. Academic year in Russia starts in __________.
5. At the end of each semester students pass __________.
6. Oxford and Cambridge are two oldest _____universities in Great Britain.
7. The Head of the state in the Russian Federation is __________.
8. __________ mountains separate Asian and European parts of our country.
9. If you travel to other country you should have passport and __________.
10. I’d like to pay in ____ (наличными) actually.

Ключ:
1) degree
2) State
3) Semesters
4) September
5) Exams/examinations
6) Universities
7) President
8) Urals
9) visa
10) cash

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Russia is in the world.
a) large
b) the largest country
c) larger
d) the most large

2. Russia covers_____
a) the northern part of Europe and the western part of Asia
b) eastern part of Europe and the northern part of Asia.
c) the southern part of Europe and the northern part of Asia.
d) the western part of Europe

3. An act of assigning a job or position to someone.
a) law
b) act
c) appointment
d) interview

4. Would you like to _______ a taxi to the train station?
a) drop off
b) order
c) bring
d) check

5. I think we're lost. I'm going to ask for _______.
a) instructions
b) recommendations
c) directions
d) commands

6. _______ is the capital of Italy.
a) Rome
b) Milan
c) Sydney
d) Verona

7. I’m studying English because I want to travel to _______.
a) Spain
b) Italy
c) China
d) USA

8. _______ is the largest ocean.
a) Arctic
b) Atlantic
c) Indian
d) Pacific

9. Употребите нужную видовременную форму глагола в косвенной речи.
I asked who they _______ about
a. were speaking
b. spoke
c. are speaking
d. speak

10. Антонимом к слову pupil является:
a. teacher
b. learner
c. scholar
d. student

Ключ:
1) b,
2) b
3) a
4) a
5) c
6) c
7) a
8) b
9) a
10) c

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Укажите значение подчеркнутых слов
1. The judicial precedents are an important source of law in the English legal system.
2. The law in Scotland was infuenced by the Roman law and is different from the law of England, Wales and Northern Ireland.
3. English law is based on the common law tradition.
4. English judges have an important role in developing case law and stating the meaning of Acts of Parliament.

Переведите подчеркнутые слова на английский язык
5. Судопроизводство in England is accusatorial.
6. English judges are independent of the правительство and the people appearing before them.
7. Judges do not investigate the cases before them but reach a decision based only on the свидетельство presented to them by the parties to the dispute.

Запишите дату словами: 1986
Запишите дату словами: 25.05. 2024
Запишите число цифрами: 123

Ключ:
1) судебные прецеденты
2) римское право
3) традиция общего права
4) парламентский акт
5) Court procedure
6) Government
7) Evidence
8) Nineteen eighty-six
9) The twenty fifth of May twenty twenty-four
10) One hundred and twenty-three

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Выберите правильный вариант ответа
1. The "brain" of a computer is the
a) chips
b) processor
c) motherboard
d) keyboard

2. The speed of a processor is measured in ___ which is usually written as MHz.
a) megabytes
b) megahertz
c) chips
d) kilometers

3. A computer’s memory is measured in _____
a) megahertz
b) digits
c) megabytes
d) kilowatts

4. Bluetooth® technology enables 1___ communication between 2____ such as laptop computers, mobile phones and PDAs.
a) wireless/ gadgets
b) wireless /devices
c) cordless/sites
d) wire/ machines

5. What ___ you doing? – I’m surfing the Internet.
a) am
b) is
c) are
d) be

6. What computer system makes it possible to send letters very quickly?
a) e-mail
b) virus
c) scam
d) social media

7. What programs provide colorful pictures and sound?
a) mass media
b) multimedia
c) virtual reality
d) database

8. What do you call a sudden, unexpected computer failure?
a) error
b) crush
c) bug
d) virus

9. What do we call a large collection of data that is stored in a computer system?
a) memory
b) flash drive
c) hard drive
d) database

10. Where on the Internet can you look for information about products and services offered by a company or organization?
a) website
b) memory
c) billboard
d) virtual reality

Ключ:
1b,
2b,
3c,
4b,
5c,
6a
7 b
8 b
9d,
10a

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Прочитайте текст, выполните задания
50 years ago people didn't even heard of computers, and today we cannot imagine life without them.
Computer technology is the fastest-growing industry in the world. The first computer was huge in size and weighed a ton. Today, its job can be done by a chip the size of a pin head. And the revolution is still going on.
We already have computers that we wear on our wrists or even in our glasses.
The next generation of computers will be able to talk and even think for themselves. They will contain electronic "neural networks". Of course, they'll be still a lot simpler than human brains, but it will be a great step forward. Such computers will help to diagnose illnesses, find minerals, identify criminals and control space travel.
Some people say that computers are dangerous, but I don't agree with them.
They save a lot of time. They seldom make mistakes. It's much faster and easier to surf the Internet than to go to the library. On-line shopping makes it possible to find exactly what you want at the best price, saving both time and money. Using e-mail is faster than sending a letter and cheaper than sending a telegram.
All in all, I strongly believe that computers are a useful tool. They have changed our life for the better. So why shouldn't we make them work to our advantage?

Закончите фразы:
1. The first computer was…
2. We already we have computers ……
3. Such computers will help….
4. Some people say that …..
5. It's much faster and easier…
6. On-line shopping makes it possible to…..
7. E-mail is….
Прочитайте текст, выполните задания
We are all part of a growing global community thanks to technology and the Internet. Social media is clearly a good way of keeping in touch with what’s happening worldwide.
However, social media and the Internet have also made it easier to commit crime. If you aren’t careful with your personal details, passwords and PIN numbers, fraudsters can hack your computer and access your information. Piracy and phishing (when criminals send out spam emails pretending to be from real companies) are also serious issues. Spam emails usually either contain a virus which could damage our computer data or they want us to reveal our personal information.
8. Найдите в тексте и выпишите предложение «Пиратство и фишинг являются серьезной проблемой.»
Закончите предложения :
9. If you aren’t careful with your personal details, passwords and PIN numbers, …
10. Spam emails usually either contain …

Ключ:
1 … huge in size and weighed a ton.
2 … that we wear on our wrists or even in our glasses
3… to diagnose illnesses, find minerals, identify criminals and control space travel.
4.… computers are dangerous
5… to surf the Internet than to go to the library
6. …to find exactly what you want at the best price, saving both time and money
7. …faster than sending a letter and cheaper than sending a telegram.
8. Piracy and phishing are also serious issues
9 ....fraudsters can hack your computer and access your information.
10 …a virus which could damage our computer data or they want us to reveal our personal information.

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Where ___ you go yesterday morning?
a) had
b) have
c) has
d) did

2. What ___ yesterday?
a) did you do
b) you doing
c) did you doing
d) do you did

3. I saw Barbara but I didn’t ___ Jane.
a) to see
b) seen
c) seeing
d) see

4 Выберите правильную ответную фразу.
- Good afternoon!
a) Good afternoon!
b) Hi!
c) How do you do?
d) Hello!

5.
В предложении пропущен предлог ...
They usually meet ____ Sunday.
a) on
b) in
c) at
d) to

6. В предложении пропущено местоимение ...
_____ is the Wilsons 'phone number?
a) what
b) why
c) who
d) how
7. Закончите предложение.
If we didn’t live in a structured society with other people …
a) we would simply do as we please.
b) we would simply do with little regard for others.
c) laws would not be necessary.
d) the society would develop better.

8. An act of assigning a job or position to someone.
a) law
b) act
c) appointment
d) interview

9. I think we're lost. I'm going to ask for _______.
a) instructions
b) recommendations
c) directions
d) commands

10. Определите тип письма:
Dear Sir,
In reply to your request for our Catalogue № 135 we enclose a copy herewith, and we hope you may find it useful. You will find an order from inside to assist you in choosing the items you may require.
Yours faithfully,
a) письмо-запрос
b) ответ на предложение
c) жалоба
d) реклама

Ключ:
1) a,
2) a
3) d
4) a
5) a
6) a
7) c
8) c
9) c
10) b

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вставьте подходящее слово.

1. Altai State ___________ is one of the leading Russian classical higher education institutions established in 1973
2. Altai State University is a leader in higher __________ in Altai Region.
3. ______ (the country) is in central Europe. The capital is Berlin. The longest river is the Rhine. It is washed by the Baltic Sea and by the North Sea. The country is situated between Poland and the Netherlands. There are no deserts. The Bavarian Alps are part of the Alps in Germany.
4. В предложении пропущено местоимение ... I’d like to ask (несколько) questions.
5. At the end of each semester students pass __________.
6. There are two oldest universities in Great Britain: Cambridge University and __________ University.
7. The Head of the state in the Russian Federation is __________.
8. Russia is situated in __________ and Asian continents.)
Подберите термин для данных определений.
9. a meeting in which someone asks you questions to see if you are suitable for a job __________
10. 24. an announcement in a newspaper, etc. which invites people to apply for a job __________

Ключ:
1) university
2) education
3) Germany
4) some/several
5) exams
6) Oxford
7) president
8) European
9) interview
10) advertisement

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Выберите правильный вариант ответа
1. No, he … to the business meeting last week.
a. not go
b. doesn’t go
c. didn’t go
d. won’t go

2. What do you do in your _____ time? What are your hobbies?
a. hard
b. old
c. tolerant
d. free

3. Hello, Tom. I'm glad you could come in for this interview. What can you tell me about ____?
a. yourself
b. myself
c. themselves
d. itself

4. Укажите правильное контекстное значение подчеркнутого выражения
1.Dear Sirs,
We have heard from your representative, Mr. Wolf, that you are producing for export jackets in pure leather. There is a constant demand in Austria for high-class goods of this type. Sales are not high, but a good price can be obtained for fashionable design.
Will you please send us your catalogue and a pricelist with terms of payment. If it is possible, please, send us also several samples of leather used in your jackets.
We look forward to your reply.
Yours faithfully,

a) термин платеж
b) сроки оплаты
c) условия заказа
d) условия платежа

4. установите соответствие:
1. производство a. labor
2. зарплата b. consumption
3. потребление c. salary
4. труд d. production
5. установите соответствие:
1. цена a. service
2. доход b. price
3. услуги c. demand
4. спрос d. income

6. Соотнесите слова с противоположным значением:
A B
1. inflation a. short-term
2. income b. debtor
3. creditor c. deflation
4. long-term d. spending

7. Установите последовательность слов в предложении:
1. in 2019.
2. graduated
3. Chris Mann
4. from State University

8. Установите последовательность пропущенных слов в тексте
5. employs
6. designs
7. comes out
8. companies
9. manufacturer

Nicolas Hayek is the founder and President of SMH. SMH is a Swiss watch 1)_________with its head office in Zurich, Switzerland, and a large, modern factory in Granges, France. It 2)_________14,000 people. There are twelve 3)_________ in the group, including Tissot, Omega, and Swatch.
The company’s most famous product is the Swatch watch. The Swatch has a quartz mechanism but only fifty one parts. A new collection 4)________ twice a year with forty new 5)__________. SMH sells ten million Swatch

9. Установите последовательность пропущенных слов в тексте
a. arrangement
b. a minute
c. to see
d. is
e. afternoon
Secretary: Good 1)___.
Steve: Good afternoon. I’d like to 2)_____ Mr. Jackson. We have an 3)______ with him. My name 4____ Mr. Watson.
Secretary: Just a 5)______, please. I’ll let him know you are here.
Steve: Thanks.
Secretary: Mr Jackson is waiting for you. Do you know where his office is?
Steve: Oh sure, thank you.

Ключ:
1) c,
2) d
3) a
4) d
5) 1d, 2c,3b,4a
6) 1b,2d,3a,4c
7) 1c,2d,3b,4a
8) 3,2,4,1
9) e,f,d,c,b
10) 1c,2c,3a,4d,5b

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
A letter of application

35 Gorky Street,
Vladimir 600 199
e-mail: alex@vladnet.ru
15th May 2002

The Manager,
Petrov &Co The ,
5 New Square,
Vladimir 600 007

Dear Sir/ Madam,
I am writing in reply to your advertisement in our local newspaper for a secretary position in your new office.
At the moment I am a third-year student at Law Department of College studying Legal Procedure and Labour Law. I am also fluent in English and French. I would like to work as a secretary for your company.
I have had no real work experience yet, but I know how to work in a team. However, I hope that you will be kind enough to give me an interview so that I can explain myself better. I have also given my e-mail address above so that you can contract me that way if you wish.
I am enclosing my CV for your consideration.
I look forward to hearing from you.
Yours faithfully, Alexander Popov

Прочитайте письмо и кратко ответьте на вопросы:
1. What is the name of the applicant?
________________________________________________________________________
2. What job is he applying for?
________________________________________________________________________
3. Where does Alexander study?
________________________________________________________________________
4. The applicant has no work experience yet, has he?
________________________________________________________________________
5.The applicant is enclosing his CV and contacts with his letter of application.
________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные слова:
6. I am writing in reply to your advertisement in our local newspaper for a ___ to work in your new office.
7. I have had no real work ____ yet, but I know how to work in a team.

Верно/ неверно./ True or False?
8. He has had no real work experience yet, but he knows how to work in a team.
9. The applicant is invited to come for an interview next week.
10. At the moment the applicant is a first-year student at the Teacher Training College.

Ключ:
1) Alexander Popov
2) secretary
3) Law Department of College
4) No, he hasn’t
5) Yes, he does
6) Secretary
7) Experience
8) False
9) False
10) False

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите превосходную степень имени прилагательного: important
a) importanter
b) very important
c) more important
d) the most important

2. Выберите правильную форму прилагательного: Today it is ... day of my life!
a) the busyest
b) the busiest
c) more busy
d) busy
e) busier

3. «Лишним» словом, имеющим другое смысловое значение, является:
a) helpful
b) common
c) usual
d) normal

4. «Лишним» словом, имеющим другое смысловое значение, является:
a) fighting
b) flight
c) conflict
d) combat

5.Выберите английский эквивалент русского глагола.
Му sister работает at a local police department.
a) works
b) work
c) working
d) are working

6.. Выберите соответствующее описание качества работника
I am self-motivated.
a) I come on time – not late.
b) I want to work
c) I finish my work when it’s needed. I don’t do my work late.
d) I am good at working with other people.

7. Выберите из списка качеств соответствующее описанию: I am good at working with other people.
a) Self-motivated
b) Having good interpersonal skills
c) Reliable
d) Good at keeping to deadlines

8. Выберите соответствующее описание качества работника : I am punctual
a) I come on time – not late.
b) I am reliable, can manage my time well.
c) I can work to a deadline
d) I can change the way I work if my job needs me to do something different.

9. Выберите из списка качеств соответствующее описанию: If you tell me to do something, I’ll do it.
a. Self-motivated
b) reliable
c) Punctual
d) adaptable

10. The Constitution guarantees the _____ to life, liberty and property.
a) Power
b) Republic
c) Right
d) government

Ключ:
1) d
2) b
3) a
4) b
5) a
6) b
7) b
8) a
9) b
10) c

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вставьте подходящее слово.

Вставьте пропущенные слова
1. In the United States, the Constitution limits the _____(власть) of government.
2. The _____(конституция) is the highest law in the land.
3. The Fourteenth Amendment guarantees all _____ (гражданам) equal protection under the law.
4. The Constitution also establishes a system of _____( система сдержек и противовесов) on government power.
5 Democracy represents the idea that governments are created by the (люди, народ), for the people.
6. The American Constitution is an example of a (документ) that supports the main ideas of classic liberalism.
7. A _____ ( демократия) is a state governed by elected representatives instead of directly by the people.
8. Civic virtue means that people put the interests of (общество) before their own.
9. To pay for services, ___ (налоги) are collected at all levels of government.
10. The Constitution guarantees ( свобода) of speech and of the press. So the media also play a part in civic life and shaping public opinion.

Ключ:
1) power
2) Constitution
3) Citizens
4) Checks and balances
5) people
6) document
7) democracy
8) society
9) taxes
10) freedom

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Almost everything we do is governed by …
a) rules imposed by morality.
b) the courts.
c) some set of rules.
d) common opinion

2. If we didn’t live in a structured society with other people …
a) we would simply do as we please.
b) we would simply do with little regard for others.
c) laws would not be necessary.
d) we would have to deal with chaos

3. Laws against criminal conduct help …
a) to protect our property.
b) to take advantage of other individuals.
c) to safeguard our personal property and our lives.
d) to protect nature

4. We turn to the law …
a) to resolve disputes peacefully.
b) to decide who is the real owner.
c) to force people to keep their promises.
d) to take advantage of other individuals.
5. Соотнесите английские выражения с русскими эквивалентами:
1. civil law
2. criminal law
3. law of nature
4. to be equal before the law a) быть равным перед законом
b) гражданское право
c) уголовное право
d) закон природы

6. An act of assigning a job or position to someone.
a) law
b) act
c) appointment
d) interview

7. Would you like to _______ a taxi to the train station?
a) drop off
b) order
c) bring
d) check

8. I think we're lost. I'm going to ask for _______.
a) instructions
b) recommendations
c) directions
d) commands

9. Have you ever seen _______ ? - Yes, I had holidays in Sochi last year.
a) Black Sea
b) White Sea
c) Red Sea
d) Baltic Sea

10. Do you have a dream place in Russia? - Sure! I want to visit _______. Have you known that it’s the deepest lake in the world?
a) Baikal
b) Ladoga
c) Onega
d) Teletskoye

Ключ:
1) c,
2) c
3) c
4) a
5) 1b2c3d4a
6) c
7) b
8) c
9) a
10) a

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Заполните пропуски:
1. The Russian Federation was ____ by the Constitution of 1993.
2. According to the Constitution Russia is an _____and sovereign nation.
3. The Russian Federation is a ______ ______
4. The President is the _______ and is elected directly by the people.
5. The government consists of three branches: ______, executive and judicial . Each of them is checked and balanced by the President.
6. The legislative power is vested in the Federal Assemply . It consists of the______ ______ (upper house) and the _____ ______ (lower house).
7._______ is initiated in the State Duma, but to become a law a______ must be approved by the lower and upper houses and signed by the President.
8.The executive power belongs to the Government. The head of the Government is the ________.
9. The _____ ______ is represented by the Constitutional Court, the Supreme Court and regional courts.
10. a type of job that requires advanced education or training __________

Ключ:
1) set up
2) independent
3) presidential republic
4) head of state
5) legislative
6) State Duma
7) Legislature, bill
8) Prime Minister
9) judicial branch
10) profession

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Match the English words with their Russian equivalents.
1) driving skills a) транспорт
2) to cause an accident b) избежать аварии
3) to avoid an accident c) навыки вождения
4) traffic d) быть (стать) причиной аварии

2.Match the traffic signs with their definition and Russian equivalents.
1) a) Roundabout
2) b) No left turn
3) c) Speed limit
4) d) Road repairs

3.Match the words to their definitions
Pedestrians should use it when they cross the road.
a) level crossing
b) tunnel
c) bridge
d) zebra crossing

4. A tunnel is ____
a) Place where pedestrians walk next to the road.
b) It stops and starts traffic.
c) A place where a train crossers a road.
d) An underground passage for cars.

5. Someone who drives a vehicle, especially as their job is a ___
a) driver
b) pedestrian
c) policeman
d) traffic inspector

6. A pedestrian is …____
a) Someone who drives a vehicle
b) Someone who walks
c) Someone who rides a bike
d) Someone who gives information to drivers

7. I hate it when drivers don't follow _...__
a) the traffic light
b) the traffic rules
c) the traffic jam
d) the traffic stop

8. Eating ___ sugar is bad for your health.
a) many
b) much
c) few
d) little

9. What can you buy at the pharmacy?

a) medicine and pills
b) fruit and vegetables
c) a bunch of flowers
d) a bottle of milk

10. Vegetables are (useful) than sweets.
a) the usefullest
b) most useful
c) usefuler
d) more useful

Ключ:
1) 1с 2d 3b4a
2) 1b2c3a4d
3) d
4) d
5) a
6) b
7) b
8) b
9) a
10) d

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Замените слова и фразы в скобках их английскими эквивалентами
1. Safety rules are set of information which aims at preventing (несчастный случай)
2. These (правила) rules should guide our daily activities both in the industrial and domestic setting.
3. Report all workplace ( травмы) and illnesses immediately.
4. Use only (безопасный) equipment to work.
5. Do not play with work (оборудование) .
6. Use safe work clothing. (Избегайте) using loose clothing, bangles, rings, etc, when working with a rotating wheel.
Переведите на русский язык правила здорового образа жизни :
7. Eat healthy food.
8. Avoid excessive alcohol consumption.
9. Get good sleep
10. Wash your hands before you eat.

Ключ:
. accident.
2. Rules
3. injuries
4. safe
5. equipment
6. Avoid
7. Ешьте здоровую пищу
8. Избегайте чрезмерного употребления алкоголя
9. Хорошо высыпайтесь
10. Мойте руки перед едой

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Укажите один вариант ответа
1. В предложении пропущено местоимение ...
_____ is the Wilsons 'phone number?
a) what
b) why
c) who
d) how
2. Выберите правильную ответную фразу.
Thank you for doing it.
a) That`s nothing
b) Never mind
c) Excuse me
d) That was a pleasure
3. Выберите правильную ответную фразу: How do you do?
a. I am unwell.
b. I`m fine, thanks.
c. How do you do?
d. Good day.
4. Выберите правильную ответную фразу.
Excuse me …
a. It`s all right.
b. Yes?
c. That`s nothing.
d. I say …
5. Выберите правильную ответную фразу.
Good afternoon!
a. Good afternoon!
b. Hi!
c. How do you do?
d. Hello!
6. Употребите нужную видовременную форму глагола в косвенной речи.
I asked who they _______ about
a. were speaking
b. spoke
c. are speaking
d. speak
7. Выберите слово, которое не является интернациональным:
a. theorem
b. invisible
c. amplitude
d. cylinder
8. Антонимом к слову an adult является:
a. a child
b. a man
c. a woman
d. a grown-up
9. Выберите слово, которое не является интернациональным.
a. reactor
b. mass
c. quartz
d. heart
10. Установите соответствие между числительным и вариантом его чтения.
1)16
2)1647
3)60
4)1/6 a) one sixth
b) sixty
c) sixteen
d) sixteen forty-seven

Ключ:
1) b,
2) b
3) c
4) b
5) a
6) a
7) b
8) a
9) d
10) 1c2d3b4a

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Заполните пропуски, используя глагол to be в Present Simple.
1. Не ___ my brother's friend.
2. We ___ Russian students.
3. What__ there behind that door?
4. I ___from Moscow and my friends ____ from St. Petersburg.
5. How old____you and how old is your mother?
6. Where ___ you working from April to August?
7. In winter she ( not/work) in the garden.
Переведите предложения, обращая внимание на формы страдательного залога:
8. Many accidents are caused by dangerous driving.
9. The problem will be discussed later.
Переведите подчёркнутое слово на английский язык
10. Most работодатели will hire only dependable people.

Ключ:
1) is
2) are
3) is
4) am, is
5) are
6) were
7) doesn't work
8) Многие аварии вызваны /происходят из-за опасного вождения
9) Проблему обсудят позже.
10) Employers

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. The Russian Federation is a Presidential (or a constitutional)
a) Federation
b) Republic
c) Union
d) Monarchy

2. In Russia the Federal Assembly represents the ____branch of power.
a) Executive
b) Legislative
c) Local
d) Judicial

3. The Federal Assembly is made up of the two houses ____ which make laws.
a) the Federation Counsil and the State Duma
b) the house of Commons and the House of Lords
c) the House of Representatives and the Senate
d) the Congress and the Senate

4. The Federal Government represents the ______ branch of power.
a) executive
b) judicial
c) legislative
d) subordinate

5. The_______branch of power consists of the Constitutional Court, the Supreme Court and lower Courts.
a) legislative
b) executive
c) judicial
d) government
6. According to the Russian Constitution, everyone have the right to ...
a) lived
b) leave
c) life
d) live

7. Basic general _____ shall be compulsory. Parents or guardians shall ensure that children receive a basic general education.
a) education
b) educated
c) educating
d) educate

8. All persons shall be ____ before the law and the court.
a) equality
b) equal
c) equally
d) unequally

9. Everyone shall have the right to ___
a) rest
b) restfully
c) restful
d) rested

10. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland is a ____
a) absolute monarchy
b) presidential republic
c) constitutional monarchy
d) federal state

Ключ:
1) b
2) b
3) a
4) a
5) c
6) c
7) a
8) b
9) a
10) c

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Прочитайте текст
Crime
Crime has been a growing problem all over the world in the last 30 years. But we are not powerless against crime.
The first step towards preventing crime understands its nature. Most crime is against property, not people. Property crimes thrive on the easy opportunity. They are often committed by adolescents and young men, the majority of whom stop offending as they grow older - the peak ages for offending are 15 - 18. Also and not surprisingly, the risk of crime varies greatly depending on where you live. This reliance by criminals on the easy opportunity is the key to much crime prevention.
In approximately 30 per cent of domestic burglaries, the burglar simply walks in without needing to use force; the householder has left a door unlocked or window open.
If opportunities like these did not exist, criminals would have a much harder time. The chances are that many crimes would not be committed at all, which would in turn release more police time for tackling serious crime.
Найдите эквиваленты следующих выражений:
1. Предотвратить преступление
2. Преступление против собственности
3. Риск совершения преступления
4. Подростки и молодые люди
5. Предотвращение преступлений.
6. Преступник
7. Квартирная кража
8. Взломщик
Прочитайте текст. Кратко ответьте на вопрос
9. What is the peak age for offending? (15-18)
Вставьте пропущенное слово
10. Crime has been a growing ____ all over the world in the last 30 years.

Ключ:
1) preventing crime
2) crime is against property
3) risk of crime
4) adolescents and young men
5) crime prevention
6) criminal
7) domestic burglaries
8) burglar
9) 15-18 problem

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Форма проведения промежуточной аттестации – зачет с оценкой.
2. Процедура проведения – письменно.
В итоговую работу по дисциплине «Иностранный язык» включено 38 заданий трех типов:
- задания с выбором ответа из трех предложенных - уровень 1;
- задания на составление соответствия - уровень 2;
- задания с развернутым свободным ответом - уровень 3.
Зачетная работа состоит из 5 разделов:
Раздел 1(чтение):
- задания уровня 1 нацелены на проверку умения понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию. Для проверки этого умения в работе представлены задания
на выбор ответа. Прочитав текст, обучающиеся должны определить какие из предлагаемых утверждений соответствуют содержанию текста (1-true), какие не соответствуют (2-false), и о чем в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3- not stated).
- задание уровня 2 проверяет умение читать текст с пониманием общего содержания прочитанного. Обучающемуся предлагается установить соответствие между 5 прочитанными короткими текстами и заголовками, передающими основную мысль текстов.
Раздел 2 (грамматика):
- задания уровня 1 позволяют оценить сформированность грамматических навыков обучающихся. Обучающийся должен дополнить предложение, выбрав один ответ из трех предложенных вариантов.
- задание уровня 2 нацелено на проверку умения задавать вопросы. Обучающемуся предлагается задать вопросы к предложениям.
Раздел 3 (лексика):
- задания уровня 1 проверяют знание лексических единиц обучающимся. Обучающийся должен выбрать лексическую единицу из трех предложенных, которая бы соответствовала содержанию предложения.
- задание уровня 2 позволяют оценить умение соотносить лексические единицы с заданной тематикой.
Раздел 4 (диалогическая речь)
- задания уровня 1 проверяют знание разговорных клише обучающимся. Обучающийся должен выбрать правильную ответную реплику из трех предложенных.
- задание уровня 2 проверяет умение строить диалогическое высказывание. Обучающемуся предлагается восстановить (дополнить) диалог предложенными фразами (словами).
Раздел 5 (монологическое высказывание)
- задание уровня 3 нацелено на проверку умения строить монологическое высказывание на заданную тему с опорой на план, представленный в виде вопросов.
Время подготовки всех заданий – 40-60 минут.

3. Пример оценочного средства
Раздел 1
Задание 1(1-5)
Прочитайте текст о Девиде Бекхеме. Определите, какие из приведенных утверждений 1-5 соответствуют содержанию текста (1-True), какие не соответствуют (2-False) и о чем в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3-Not stated).
David Beckham says that he has always wanted to become a football player. He played football at school and in 1991 he joined Manchester United because he had always supported them and had always dreamed to play for them. Soon he became a top-scoring player.
His private life interests people more than his skills as a football player. He has had a haircut. He has had a tattoo… In short, he has become an idol.
David seldom gives interviews. Some people say it‘s because he has nothing to say for himself. Others, because he is stupid. None is true. David is a private person. He talks only when he wants to talk. He tries to live as normal life as he can ‘with the camera up my back 24 hours a day‘.
As for having nothing to say … David‘s wife comments, “He is always criticized. People say that he is silly, he is this, he is that. But someone who is England captain at 26 and has achieved as much as he has, simply can‘t be stupid.

1. David Beckham joined Manchester United in the 90th .
1) True 2) False 3) Not stated
2. People would like to know his biography most of all.
1) True 2) False 3) Not stated
3. David Beckham often gives interviews.
1) True 2) False 3) Not stated
4. David Beckham is an unpleasant person.
1) True 2) False 3) Not stated
5. At 26 David has achieved as much as he has.
1) True 2) False 3) Not stated

Key: 1 – 1); 2 – 1); 3 – 2); 4 – 3); 5 – 1).

4. Критерии оценивания заданий.
Раздел 1(чтение):
- За каждый правильный ответ задания уровня 1 обучающийся получает 1 балл.
Максимальное количество баллов за выполнение заданий уровня 1 – 5 баллов.
- За каждое правильно установленное соответствие задания уровня 2 обучающийся получает 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение задания уровня 2 – 5 баллов.
Раздел 2 (грамматика):
- За каждый правильный ответ задания уровня 1 обучающийся получает 1 балл.
Максимальное количество баллов за выполнение заданий уровня 1 – 10 баллов.
- За каждый правильно построенный вопрос задания уровня 2 обучающийся получает 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение заданий уровня 2 – 5 баллов.
Раздел 3 (лексика):
- За каждый правильный ответ задания уровня 1 обучающийся получает 1 балл.
Максимальное количество баллов за выполнение заданий уровня 1 – 5 баллов.
- За каждый правильный ответ задания уровня 2 обучающийся получает 1 балл.
Максимальное количество баллов за выполнение заданий уровня 2 – 5 баллов.
Раздел 4 (диалогическая речь):
- За каждый правильный ответ задания уровня 1 обучающийся получает 1 балл.
Максимальное количество баллов за выполнение заданий уровня 1 – 5 баллов.
- За каждый правильный ответ задания уровня 2 обучающийся получает 1 балл.
Максимальное количество баллов за выполнение заданий уровня 2 – 5 баллов.
Раздел 5 (монологическое высказывание):
Максимальный балл за монологическое высказывание – 5 баллов.
Содержание высказывания – 2 балла. Организация высказывания (логичность вступление, основная информация, заключение) – 1 балл. Языковое оформление речи (лексико-грамматическое оформление речи и произносительная сторона речи) – 2 балла.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Югова М. А., Тросклер Е. В., Павлова С. В., Садыкова Н. В.;под редакцией. Юговой М. А. Английский язык для юристов: учебник для СПО: учебное пособие для СПО М: Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 Бутенко Е.Ю. Английский язык для ИТ-специальностей. IT-English: учебное пособие для СПО М.: Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Куряева Р.И. Английский язык. Лексико-грамматическое пособие для СПО. В 2 ч. Часть 1.: учебное пособие для СПО Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/491127
Л2.2 Куряева Р.И. Английский язык. Лексико-грамматическое пособие в 2 ч. Часть 2.: учебное пособие для СПО М.: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012
2. Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012
3. Microsoft Windows Vista OEM
4. Линко V8.0, договор №75 от 06.12.2018 г.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; тематические плакаты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 209 (филиал в г. Бийске) кабинет иностранного языка – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; ноутбуки; стереогарнитура со встроенным микрофоном.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная деятельность студента в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» строится из контактных форм работы с преподавателем (аудиторные занятия, индивидуальные консультации, консультации перед экзаменом, зачет, экзамен) и самостоятельной работы. Для успешного освоения дисциплины является обязательным посещение всех занятий, выполнение домашнего задания и иных форм самостоятельной работы, которые назначаются преподавателем. Для оказания помощи студентам при подготовке к занятиям и другим видам учебной и научной деятельности, в случае возникновения проблем или вопросов при усвоении материала организуется индивидуальная консультация с преподавателем, которая проходит в форме устной беседы. На консультации студенты могут получить от преподавателя ответы на конкретные вопросы, касающиеся как теоретических положений, так и аспектов их практического применения. В ходе аудиторного занятия и при подготовке к нему рекомендуется вести специальную тетрадь, где фиксируется полученная информация, рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы, выполняемые упражнения; а также отдельную тетрадь-глоссарий для записи лексических единиц. Подобная организация работы способствует лучшему усвоению и закреплению изученного материала.
Самостоятельная работа является средством организации и управления самостоятельной деятельности студентов, которая обеспечивается умением осуществлять планирование деятельности, искать решение проблемы или вопроса, рационально организовывать свое рабочее время и использовать необходимые для этого инструменты. Самостоятельная работа студента способствует получению новых знаний, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию профессиональных навыков и умений. Для проведения самостоятельной работы определены следующие рекомендации:
-систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы обеспечивает эффективное освоения данной дисциплины и выявление проблемных точек;
-виды самостоятельной работы, используемые в рамках дисциплины «Иностранный язык», приведены в рабочей программе дисциплины.
Промежуточной аттестацией по дисциплине являются зачёт и экзамен.

Работа с текстом
При работе с текстом следует учитывать, что существуют различные виды чтения, которые определяются в зависимости от цели чтения и поставленных задач. Определение вида чтения позволит наиболее эффективно организовать время и работу с текстом.

Ознакомительное чтение
Задачей ознакомительного чтения является понимание основной линии содержания читаемого текста и создание комплексных образов прочитанного.

Изучающее чтение
Изучающее чтение направлено на точное и полное понимание прочитанного и его критическое осмысление. Оно предполагает умение пользоваться разными словарями (толковыми, страноведческими, словарями синонимов, двуязычными). Этот вид чтения обычно используется при работе с газетными, журнальными статьями и статьями по специальности. Работая над таким текстом, следует вдумчиво и внимательно прочитать его, отмечая незнакомые вам слова, найти их значения в словаре, выбрать значение слова, подходящее по контексту и выучить его. Закончив чтение текста, нужно проверить свое понимание по вопросам и другим заданиям, которые находятся после текста. По мере чтения текстов рекомендуется выполнять упражнения на закрепление лексических единиц, обращая особое внимание на упражнения по словообразованию. Целесообразно составить свои примеры с новыми словами.

Просмотровое чтение
Просмотровое чтение - беглое, выборочное чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его деталями и частями. Оно направленно на принятие решения о его дальнейшем использовании, то есть выяснение области, к которой относится данный текст, освещаемой в нем тематике, установление круга основных вопросов. Насколько полно понят текст при просмотровом чтении определяется тем, может ли читающий ответить на вопрос, интересен ли ему текст, какие части текста могут оказаться наиболее информативными.

Поисковое чтение
Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной задачи, и ориентировано, прежде всего, на чтение прессы и специальной литературы.

Аналитическое чтение
Аналитическое чтение - более сложный вид чтения, ориентированный на глубокое раскрытие содержания текста и его структуры. Внимание должно быть направлено на детальное восприятие текста с анализом языковой формы, который позволяет осознать структурные компоненты речи, устанавливать их структурно-семантические и функциональные соответствия. Следует не забывать, что чтение художественной, специальной литературы и источников СМИ на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, расширяет кругозор и повышает профессиональную компетентность.

Работа с лексическим материалом
Для эффективного усвоения лексического материала и расширения словарного запаса предлагаются следующие формы работы:
-многократное чтение вслух текста, содержащего лексику, которую нужно усвоить, а также чтение ранее проработанных материалов с целью повторения слов;
-составление несложных предложений на английском языке с использованием новых слов (устно и письменно);
-постановка вопросов на английском языке по содержанию прочитанного текста с использованием в них тренируемых слов, ответы на эти вопросы (устно и письменно);
-составление на русском языке несложных предложений, включающих закрепляемые слова, устный или письменный перевод этих предложений на английский язык в утвердительной, отрицательной или вопросительной форме (при условии, если это возможно по содержанию);
-составление несложного связного текста-ситуации на определенную тему с максимальным использованием слов, изученных в рамках данной темы;
-общение с носителями языка (например, посредством Интернетресурсов) или другими студентами на английском языке;
-при составлении списка слов и словосочетаний по какой-либо теме (тексту), при оформлении индивидуальной личной тетради-глоссария – выписывание из словаря лексических единиц в их начальной форме. Свои записи необходимо периодически просматривать»;
-использование словообразовательных и семантических связей заучиваемых слов (однокоренных слов, синонимов, антонимов);
-анализ и фиксирование словообразовательных моделей (префиксы, суффиксы, сокращение, словосложение и др.) и заимствований в английском языке.

Работа с грамматическими формами и конструкциями
Для эффективного усвоения грамматической формы или конструкции рекомендуется внимательное чтение записей, таблиц или правил в учебнике (часто и заучивание конкретных грамматических форм (например, образование форм множественного числа имен существительных), изучение и анализ примеров и выполнение упражнений на конкретную грамматическую модель, т. е. упражнений, которые иллюстрирует данное правило.
Каждая грамматическая форма или конструкция является неотъемлемой частью коммуникативного высказывания. Поэтому необходимо обращать внимание на употребление грамматической формы или конструкции в определенном контексте, находить примеры их использования в аутентичных источниках и максимально часто применять изучаемую модель при построении собственного устного или письменного высказывания. Обязательной частью работы и над лексикой, и над грамматикой является работа над ошибками, которую надо выполнять сразу после проверки задания.

Работа над устным высказыванием
Успешная устная речь предполагает логичное и последовательное изложение определенной позиции, в том числе личной; умение делать доклады, сообщения, вести беседу и дискуссию, включая деловую с использованием формул речевого этикета (для выражения собственного мнения, согласия/несогласия с собеседником, вступления в разговор и т. д.), понимать на слух собеседника не только на уровне общего смысла и деталей, но и подтекста. При построении устного высказывания необходимо:
-систематически продумывать и проговаривать свои выступления;
-при подготовке ответа в группе/ парной работе сформулировать ответ на мысленный вопрос ваших слушателей/собеседников;
-при подготовке выступления нужно тщательно отбирать материал, выстраивать его в определенной последовательности, продумывать примеры, наглядный материал и приемы общения с аудиторией.

Работа над письменным высказыванием
Успешное письменное высказывание должно логично и последовательно развивать мысль автора. При построении высказывания в письменной форме рекомендуется:
-четко определять содержание (какой тезис соответствует теме, какие положения доказывают этот тезис, раскрывая тему, какие выводы надо сделать 18 из всего написанного);
-соблюдать структуру, принятую для данного типа письменного высказывания (эссе, письмо, резюме и др.);
-правильно выбирать грамматические структуры и лексические единицы, в том числе связующие слова, которые обеспечивают логичный и плавный переход от одной части к другой, а также внутри частей; использовать разные варианты построения предложения, прием перефразирования;
-избегать плагиата.
Важно планировать работу так, чтобы была возможность проверить свое письменное высказывание через определенное время после написания, что позволит увидеть недочеты и ошибки, незамеченные во время работы. Следует помнить, что письменное высказывание – это раскрытие и аргументирование своей позиций либо структура, наполненная личным содержанием.
Работа со словарем
Для того чтобы правильно пользоваться словарем (печатным или электронным) и быстро находить нужное слово и его формы, предлагается учесть следующие моменты:
Производить поиск слова необходимо в исходной форме (общий падеж, единственное число – для имен существительных; начальная форма – для глаголов; положительная степень сравнения – для имен прилагательных; положительная степень сравнения – для наречий). Если глагол/существительное включает приставку, то возможно наличие в словаре его варианта без приставки. Сложные слова при их отсутствии следует искать в словаре по составным элементам слова.
Грамматические характеристики слова (часть речи, формы множественного числа и др.), его произношение, транскрипция и сферы употребления указываются в словаре условными обозначениями.
Если искомая лексическая единица или подходящее значение/эквивалент отсутствует в двуязычном словаре, следует обратиться к толковому словарю. Если искомое понятие не приведено в толковом словаре, необходимо определить контекстное употребление данной лексической единицы (найти несколько текстов/ситуаций употребления и попытаться установить русский эквивалент).
Значение фразеологической комбинации всегда нужно отыскивать по главному (в смысловом отношении) слову. Если же неясно, какое именно слово в данной комбинации является главным, то нужно перепробовать все составные части фразеологического сочетания.

Письменный перевод текста
При выполнении письменного перевода текста рекомендуется:
1. Ознакомиться с оригиналом текста и понять его общее содержание, пользуясь по мере надобности рабочими источниками информации: словарями, справочниками, специальной литературой, Интернет-источниками и т.д.
2. Учитывать, что не все в оригинале передается в переводе, но все должно учитываться переводчиком. Однако для того, чтобы решить, какую-то деталь содержания можно или нужно не передавать в переводе, необходимо видеть эту деталь и понимать ее роль в общем смысле текста.
3. Приступая непосредственно к переводу, выделить законченную по смыслу часть текста (предложение, абзац, период) и усвоить ее содержание.
4. Найти при работе со словарями и другими источниками нужный, соответствующий содержанию текста эквивалент слова.
5. При возникновении трудностей перевода лексической единицы определить контекстное употребление данной лексической единицы (найти несколько текстов/ситуаций употребления и попытаться установить русский эквивалент).
6. Использовать при переводе для понимания стилистических нюансов значений слов, их эмоциональной составляющей толковые словари.
7. Не допускать фраз, не имеющих смысла или явно противоречащих смыслу всего текста. Смысловая цельность – значимое свойство текста.
8. Закончив перевод текста, отложить его в сторону, спустя некоторое время перечитать, обращая особое внимание на то, насколько естественно звучит переведенный текст на русском языке.
9. Переводить заголовок после перевода всего текста.
10. Использовать в качестве рабочих инструментов при переводе словари (электронные (например, ABBYY Lingvo) или печатные, двуязычные и толковые), специальную литературу, Интернет-источники. Электронные онлайн-переводчики (Google и др.) часто выдают ошибочные варианты перевода, вводят переводчика в заблуждение и препятствуют успешному овладению иностранным языком.

Подготовка к сессии
Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией.
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых.
Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа). В 8:00-8:30 - занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий - получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.
Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон - самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.
Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок.
При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.