МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_9кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 108
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 16 16 24 24
Лабораторные 34 34 50 50 84 84
Итого 42 42 66 66 108 108

Программу составил(и):
преподаватель, Дюкова Евгения Петровна

Рецензент(ы):
преподаватель, Петрова Ирина Игоревна

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 22.02.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда;
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; классификацию программного обеспечения, правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами, санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН
основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений;
принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ
3.2.Уметь:
3.2.1.определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
создавать веб-страницы;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Информация и информационная деятельность человека
1.1. Информация и информационные процессы Лекции 1 2 ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Лабораторные 1 2 ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Кодирование информации. Системы счисления Лекции 1 2 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.4. Подходы к измерению информации Лабораторные 1 2 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.5. Перевод чисел в различные системы счисления Лабораторные 1 2 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.6. Сравнение, сложение и вычитание чисел в различных системах счисления Лабораторные 1 2 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.7. Тексты и кодирование Лабораторные 1 2 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.8. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Лабораторные 1 4 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.9. Дискретные объекты. Текущая аттестация по разделу 1. «Введение. Информация и информационная деятельность человека» Лабораторные 1 2 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Алгоритмы и элементы программирования
2.1. Алгоритмические конструкции Лекции 1 2 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.2. Составление алгоритмов. Анализ алгоритмов Лабораторные 1 4 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.3. Основы программирования. Элементы языка. Основные операторы языка Pascal Лекции 1 2 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.4. Составление программ на языке программирования Лабораторные 1 12 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.5. Составление программ на языке программирования. Текущая аттестация по разделу 2. «Алгоритмы и элементы программирования» Лабораторные 1 2 ОК 7, ОК 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Информационное моделирование
3.1. Модели и моделирование. Этапы моделирования Лекции 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Списки, графы, деревья. Математические модели в профессиональной области. Текущая аттестация по разделу 3. «Информационное моделирование» Лабораторные 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. Использование программных систем и сервисов
4.1. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера Лекции 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.2. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем Лекции 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.3. Компьютерная графика и мультимедиа Лабораторные 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.4. Технологии обработки графических объектов Лабораторные 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций Лабораторные 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.6. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде Лабораторные 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.7. Технологии обработки текстовой информации Лекции 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.8. Обработка информации в текстовых процессорах Лабораторные 2 4 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.9. Технологии создания структурированных текстовых документов Лабораторные 2 6 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.10. Технологии обработки информации в электронных таблицах Лекции 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.11. Использование динамических (электронных) таблиц. Визуализация данных в электронных таблицах Лабораторные 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.12. Формулы и функции в электронных таблицах. Моделирование в электронных таблицах Лабораторные 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.13. Базы данных как модель предметной области Лекции 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.14. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач Лабораторные 2 4 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.15. Автоматизированное проектирование. 3D-моделирование Лабораторные 2 4 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.16. Системы искусственного интеллекта и машинное обучение. Текущая аттестация по разделу 4. Использование программных систем и сервисов Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 5. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
5.1. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет Лекции 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
5.2. Деятельность в сети Интернет. Службы Интернета. Сетевое хранение данных и цифрового контента Лабораторные 2 4 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
5.3. Разработка интернет-приложений (сайты) Лабораторные 2 6 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
5.4. Социальная информатика Лабораторные 2 4 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
5.5. Информационная безопасность Лекции 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
5.6. Средства защиты информации. Текущая аттестация по разделу 5. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве Лабораторные 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на
образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9585

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОК 7: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 3: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1) Выберите из списка устройства ввода информации:
a) веб-камера
b) плоттер
c) принтер
d) микрофон
e) мышь
f) клавиатура
g) монитор
h) проектор
i) сканер
j) наушники

2) Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 29?
a) 4
b) 5
c) 3
d) 1
3) Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Дан фрагмент таблицы истинности выражения F.
x1 x2 x3 x4 x5 x6 x7 x8 F
0 1 0 1 1 1 1 0 0
1 0 1 0 1 1 0 1 1
0 1 0 1 1 0 1 0 0
Каким выражением может быть F?
a) x1 /\ ¬x2 /\ x3 /\ ¬x4 /\ x5 /\ x6 /\ ¬x7 /\ x8
b) ¬x1 \/ x2 \/ ¬x3 \/ x4 \/ ¬x5 \/ ¬x6 \/ x7 \/ ¬x8
c) ¬x1 /\ x2 /\ ¬x3 /\ x4 /\ x5 /\ x6 /\ x7 /\ ¬x8
d) x1 \/ ¬x2 \/ x3 \/ ¬x4 \/ ¬x5 \/ ¬x6 \/ ¬x7 \/ x8

4) Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Ниже представлены две таблицы из базы данных. Каждая строка таблицы 2 содержит информацию о ребёнке и об одном из его родителей. Информация представлена значением поля ID в соответствующей строке таблицы 1. Определите на основании приведённых данных фамилию и инициалы дедушки Тихоновой Т.Г.
Таблица 1 Таблица 2
ID Фамилия_И.О. Пол ID_Родителя ID_Ребёнка
25 Рябко К.Г. М 62 25
49 Тихонов И.Д. М 123 25
62 Климук В.А. Ж 76 62
76 Серова И.О. Ж 96 62
82 Мудрик Ф.А. Ж 76 82
96 Климук А.А М 96 82
102 Тихонова Т.Г. Ж 62 102
123 Рябко Г.О. М 123 102
134 Шевченко Г.Г. Ж 134 123
… … … … …

a) Тихонов И.Д.
b) Рябко К.Г.
c) Климук А.А.
d) Рябко Г.О.
5) Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка.
Для групповых операций с файлами используются маски имён файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы.
Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ.
Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.
В каталоге находится 6 файлов:
crab.xls
crab.xml
crash.xlsx
rabbit.xls
track.xlsx
tram.xls
Определите, по какой из перечисленных масок из этих 6 файлов будет отобрана указанная группа файлов:
crab.xls
crash.xlsx
track.xlsx
tram.xls
a) ?ra*.xl*
b) ?ra*.xl?
c) ?ra*.x*
d) *ra?.xl*
6) Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 1-байтном коде DOS, в 16-битную кодировку Unicode. В результате этого длина сообщения увеличилась на 3072 бита. Сколько символов было в сообщении?
a) 768
b) 192
c) 3072
d) 384

7) Определите, что будет напечатано в результате выполнения программы на языке Pascal:
var n, s: integer;
begin
n := 14;
s := 35;
while s >= 0 do
begin
n := n – 1;
s := s - n;
end;
writeln(n);
end.
a) -1
b) 11
c) 35
d) 14
e) 0
8) На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

a) 20
b) 10
c) 22
d) 21
9) Формула =A2+$B3 была скопирована из ячейки С6 в ячейку C8. Какая формула получилась в C8?
a) =A2+$B3
b) =A2+$B5
c) =C4+$B5
d) =A4+$B5
10) Выберите тэг, в котором установлен цвет фона сайта
a) <font color="#555555"></font>
b) <body bgcolor="#555555"></body>
c) <bgcolor="#555555"></bgcolor>
d) <head><title>Фон</title></head>
11) Как будет выглядеть десятичное число 13 в памяти компьютера (двоичной системе счисления)? *
а) 1001
b) 1101
c) 111
d) 1011
e) 101
12) Информационное общество - это:
a) общество, в котором большая часть населения имеет дома персональный компьютер и умеет работать на нем
b) общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации
c) общество, в котором большая часть населения умеет получать информацию из любых информационных источников
13) Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана в виде модели следующего вида:
A. Табличной
B. Иерархической
C. Математической
D. Графической
14) Выделите правильный вариант. Текстовый редактор — это программа для:
A. автоматического перевода вводимых символов в машинные коды
B. создания и обработки текстовых документов
C. перевода текста на выбранный язык
D. работы с изображениями
15) Укажите, что входит в стандартный набор слайдов презентации для доклада?
A. титульный слайд
B. не менее одного информационного слайда на каждый логический блок доклада
C. слайд или несколько слайдов с итогами и выводами доклада
D. заключительный слайд
E. слайд с указанием авторского права
F. слайд с указанием программного обеспечения, в котором создана презентация (для его открытия в любой программе)
G. слайд с телефоном и электронной почтой разработчика презентации
16) Выберите, какие из определений подходят для понятия «Модель»?
A. Это объект или описание объекта, системы для замещения (при определенных условиях предложениях, гипотезах) одной системы (т.е. оригинала) другой системой для лучшего изучения оригинала или воспроизведения каких-либо его свойств.
B. Это некий материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.
C. Это некий предмет, который отражает оригинал с точностью не более 15-20%.

17) Определите значение переменной S после выполнения фрагмента программы.
s:=1;
n:=6;
for i:=2 to n do
s:=s+10;
a. 51
b. 10
c. 6
d. 17

18) Выберите правильный ответ:
Конечность - это свойство алгоритма, заключающееся в том, что...
A. алгоритм должен разобраться с проблемой, для которой он был создан, за конечное количество времени и с конкретным результатом;
B. при каждом запуске алгоритма с одними и теми же исходными данными должен быть получен один и тот же конечный результат;
C. алгоритм состоит из отдельных команд, каждая из которых выполняется за конечное число шагов

19) Что такое угроза информационной безопасности? Дайте полное определение
A. возможность воздействия на конфиденциальность информации, приводящего к ее искажению, утрате, или уничтожению;
B. потенциально возможное событие, действие, процесс или явление, которое может привести к нанесению ущерба чьим-либо интересам;
C. возможность реализации воздействия на информацию, обрабатываемую в информационной системе, приводящего к нарушению конфиденциальности, целостности или доступности этой информации, а также возможность воздействия на компоненты информационной системы, приводящего к их утрате, уничтожению или сбою функционирования.

20) Укажите требования, которые предъявляются к цифровой подписи
A. Она должна позволять доказать, что именно законный автор сам подписал документ
B. Должно быть невозможно отделить подпись от документа и использовать её для подписывания других документов
C. Тот, кто подписал документ не может отказаться от авторства подписанного документа
D. Она должна быть универсальной для всех видов документов
E. Получить ее можно только бесплатно в государственных органах
F. Даже сам автор не может изменить подписанный документ


Правильные ответы:
1. a,d, e, f, i
2. a
3. a
4. a
5. a
6. d
7. b
8. a
9. d
10. b
11. d
12. b
13. b
14. b
15. a, b, c, d
16. a, b
17. a
18. a
19. a
20. A, B, C, F

Уровень освоения
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Корректная версия (с приложением графических элементов) указана в ФОС (в приложении)
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Студенты, выполнившие на положительную оценку все обязательные виды запланированных учебных заданий, могут автоматически получить оценку в соответствии с набранными баллами, согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.).
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1) Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации.
2) Тексты и кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
3) Системы счисления. Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
4) Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
5) Дискретные объекты. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира.
6) Алгоритмические конструкции. Подпрограммы.Табличные величины (массивы). Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
7) Составление алгоритмов и их программная реализация. Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Постановка задачи сортировки.
8) Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
9) Математическое моделирование Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.
10) Компьютер – универсальное устройство обработки данных. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
11) Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.
12) Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
13) Работа с аудиовизуальными данными. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
14) Электронные (динамические) таблицы Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
15) Базы данных Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
16) Компьютерные сети. Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). Сетевое хранение данных.
17) Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
18) Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Проблема подлинности полученной информации. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
19) Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Постройте в среде Кумир алгоритмы трех видов, решающие следующие задачи:
1) Линейный алгоритм: Необходимо перевести Робота по лабиринту из начального положения (◊) в точку A.

2) Цикл на заданное количество повторений: Составьте программу закрашивания клеток поля, отмеченных *. Начальное положение Робота обозначено значком ◊.

3) Цикл с условием: Необходимо перевести Робота из начального положения (◊) в точку A, закрашивая при этом указанные клетки поля. Размеры стен и расстояние между ними могут быть произвольны.

2. Составьте программу на языке программирования Паскаль, которая запрашивает исходные данные, производит вычисления и выводит на экран результат с пояснением:
Даны два числа X и Y. Вычислить их сумму, разность, произведение и частное.

3. Составьте программу на языке программирования Паскаль, которая запрашивает исходные данные, производит вычисления (сравнение) и выводит на экран результат с пояснением:
Составьте программу, которая запрашивает с клавиатуры любые 2 числа
и выводит на экран большее из них

4. Составьте программу на языке программирования Паскаль, которая высчитывает факториал числа n.
Факториал- произведение натуральных чисел от 1 до n включительно.
Например, факториал числа 7 выглядит так: 1 * 2 * 3 * 4 * 5 * 6 * 7

5. Составьте программу на языке программирования Паскаль, которая запрашивает исходные данные, производит вычисление (по условию задачи), выводит на экран результат (промежуточные результаты) с пояснением, используя одну из конструкций циклов for, while, repeat-until:
Составьте программу, которая выводит на экран таблицу квадратов целых чисел из указанного диапазона.

6. В графическом редакторе Gimp выполните коррекцию фотографий:
Кадрирование
8. Откройте файл scan-photo.jpg из каталога.
9. Поверните отсканированное изображение на 90 градусов (Изображение – Преобразования).
10. С помощью инструмента Вращение поверните рисунок так, чтобы стороны отсканированной фотографии стали параллельны сторонам изображения.
11. Включите инструмент Кадрирование и выделите прямоугольную область, оставив только нужную часть рисунка. Обрежьте поля, нажав на клавишу Enter.
12. Сохраните полученную фотографию под именем photo.jpg.
Исправление перспективы
Откройте файл column.jpg. Используя инструмент Перспектива, исправьте искажения на фотографии – сделайте стены домов вертикальными.
Коррекция цвета
Откройте файл color.jpg. Используя меню Цвет – Цветовой баланс, выполните коррекцию изображения.
Ретушь
1. Откройте файл boy.jpg. Примените коррекцию уровней.
2. Устраните дефекты изображения, используя инструменты ретуши: Штамп, Лечащая кисть. Сохраните результат.

7. Создайте презентацию по автобиографии одного из выдающихся деятелей (по имеющимся материалам).

8. Создайте документ по образцу:


9. Создайте таблицу по образцу в отдельном файле. Сохраните его на Рабочем столе в папке с Вашей фамилией. Имя файла «Таблица 1.docx».


10. Выполните задание в электронных таблицах:


11. Создайте новую базу данных, задав ей имя «Картотека уголовного розыска».
Новая база данных включает в себя четыре таблицы: Инспекторы, Преступники, Преступления и Потерпевшие.
Таблицы будут иметь следующие поля и типы данных:

Установите ключевые поля в каждой таблице.
В таблице Преступления для полей Кто совершил, Кто расследовал и Потерпевший установите связи с соответствующими таблицами
Отобразите схему данных (Работа с базами данных → Схема данных)
Внесите данные в таблицы (не менее 4 записей в каждую).

12. Создайте в программе 3D-моделирования трехмерную модель, близко к образцу:


13. Подготовьте ответы на вопросы, составляя запросы в одной из поисковых систем:
11. Кто был первым чемпионом мира по шахматам и в каком году состоялся первый чемпионат?
12. Есть ли железнодорожные билеты на поезд «Москва — Барнаул» на завтра? Сколько стоит поездка в купе?
13. Кто сыграл главные роли в фильме «Танго и Кэш»?
14. Кто стал чемпионом мира по фигурному катанию 2007 года среди спортивных пар?
15. На куполе одного из семи чудес света возвышалась статуя бога моря. Как называлось это чудо света?
16. За границей этот салат называют «русским». У нас он носит другое название. Какое?
17. В нашей стране этот ритуал известен под названием «харакири», но в самой Японии он носит другое название. Какое?
18. Многие области науки остались «не охваченными» Нобелевской премией. В связи с известностью и престижностью «нобелевки», наиболее престижные награды в других областях часто неформально называют Нобелевскими (или говорят — «аналог Нобелевской премии»). Как называется аналогичная премия в области математики?
19. Создание этой технологии швейцарским физиком из Женевы ставят в один ряд с созданием теории относительности. В 2004 году за свое изобретение он был назван «британцем года». Как зовут этого швейцарца и как называется его изобретение?
20. Кто автор книги «Голова профессора Доуэля»?

14. Используя онлайн-сервисы:
Опишите ситуацию в текущий момент времени с загруженностью дорог в городе Барнауле;
Опишите этапы бронирования гостиницы Волга в г. Самара;
С помощью сервиса https://fires.ru/ определите, где за последние сутки в СФО были(имеются) крупные пожары.

15. Создайте Web-страницу - Вашу визитную карточку. Разместите на странице заголовок (Ваши ФИО), данные о специальности, по которой Вы обучаетесь, Ваши интересы, фото. Применяйте различные размеры, цвет текста (не менее 2 размеров, 2 цветов), выравнивание (3 варианта - по центру, по левому краю, по правому краю), цвет фона. Фотографии должны занимать не более 50% от ширины страницы). Станиц сохраните в формате HTML, и откройте в браузере.

16. Ответьте на вопросы, используя информацию Единого портала государственных услуг:
Какие услуги Вы могли бы получить на Едином портале государственных услуг гражданам до 18 лет? Старше 18 лет? Определите несколько востребованных услуг. Выберите одну из услуг и опишите порядок ее получения (срок, необходимые документы, результат услуги, этапы и т.д.).

17. Решите задачу
На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Ж?




18. 1) Переведите число 273 (10).из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
2) Переведите числа в десятичную систему счисления: а) 1100000000(2); б) 1017 (8); в) 111 (16).

19.Постройте таблицу истинности для следующего логического выражения:
5. Критерии оценивания экзаменационных заданий


Уровень освоения Критерии
85-100 баллов
(оценка «отлично») Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания по предмету Информатика.
70-84 баллов
(оценка «хорошо») Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены незначительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний по предмету Информатика.
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») Представлен не полный ответ на теоретический вопрос. В решении практического задании могут быть допущены ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
0-49 баллов
(оценка «неудовлетвори-
тельно») Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического вопросов билета.







Приложения
Приложение 1.   Контроль 2023-2024.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков, К. Ю. Информатика. : 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 1 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089838
Л1.2 Поляков, К. Ю Информатика. : 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 2 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089839
Л1.3 Поляков, К. Ю. Информатика. : 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 1 : учебник Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.4 Поляков, К. Ю. Информатика. : 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 2 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089844
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии, 5-издание: учебник для СПО Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.2 О. П. Новожилов Информатика часть 1: учебник для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.3 О. П. Новожилов. Информатика в 2 ч. Часть 1, 3-е издание: учебник для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информатика (для групп ПД на базе 9 кл. К107с9, преподаватель Дюкова Е.П., 2023-2024) portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится во втором семестре в форме экзамена и по результатам текущих форм контроля (выполнение лабораторных работ), оценивание фактических результатов обучения студентов осуществляется преподавателем.
Оценивание осуществляется по балльно – рейтинговой системе. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 - 100 баллов – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Лабораторные работы по дисциплине «Информатика» проводятся в аудитории (компьютерном классе), где каждое рабочее место оснащено ПК и необходимым программным обеспечением. Каждая лабораторная работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности студентов к занятию. Для выполнения лабораторных заданий используются дидактические материалы, учебные пособия, компьютерные сети, поисковые системы. Дидактические материалы включают тему работы, цель, задания, краткие теоретические материалы, методические указания.
Рекомендации по работе с литературой.
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению.
При реализации учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении лабораторных работ: работа с материалами.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме экзамена. К экзамену допускаются студенты, набравшие не менее 40 баллов.