Так создавались физматклассы

Вот уже более 20 лет прошло с момента открытия первых в крае классов физико-математической подготовки. Отрадно, что право первопроходцев в этой области принадлежит АлтГУ. За «круглым столом» собрались те, кто когда-то начинал физматклассы – учителя и ученики, люди, от которых и сейчас зависит судьба специализированной довузовской подготовки на Алтае.

В.И. Неверов, первый ректор АлтГУ:

– Когда только закладывался фундамент университета, надо было решить ряд очень сложных задач. Во-первых, обеспечить фундаментальность образования, во-вторых, развернуть широкий фронт научных исследований и, в-третьих, тесно соединить учебный процесс с научной работой и на этой основе обеспечить высокое качество подготовки специалистов.

Однако, реализация этих задач во многом зависела от того, каков будет у нас «изначальный материал» – абитуриенты, студенты. Поэтому я очень внимательно выслушал Ю.Н. Мальцева, когда в 1978 году он пришел ко мне озвучить идею создания фзико-математических классов. Идея была хорошей, дерзкой, но в то же время очень сложной, потому что АлтГУ тогда еще не «встал» даже на одно колено.

Мне хотелось прежде «прощупать» самого Юрия Николаевича. И тут я вспомнил всю эпопею с привлечением Ю.Н. Мальцева в университет. Когда нам нужен был заведующий кафедрой алгебры, я поехал в Академгородок. Там долго-долго думали, а потом сказали: «Есть у нас хороший парень, только он нам нужен самим. Но раз уж вы решили поднимать алгебраическую математическую подготовку в Сибири, так и быть – пожертвуем». Естественно, я хотел взглянуть на человека, о котором так хорошо отзываются, но который всего два года назад защитил кандидатскую и по сути еще не имеет достаточного опыта работы.

Юрий Николаевич был вызван, мы поговорили (я присутствовал при этом инкогнито), и после его ухода я был просто поражен. Это же рафинированный интеллигент, академический мальчик! А мне нужен пахарь, человек, который вскроет целину математического образования в новом университете. «Правильно, – сказали мне, – он интеллигент. Он получил прекрасное академическое образование. Но в то же время он – и пахарь, который не боится никакой черновой работы. И если вы его сразу сделаете заведующим кафедрой, то мы ему, безусловно, поможем – следом пошлем «шлейф» таких же прекрасных молодых ученых. Не один раз потом скажете нам спасибо». Я поверил, взял Юрия Николаевича заведующим и действительно не прогадал.

Тем не менее я отнесся к новой идее несколько настороженно. Ведь это означало поиск новых средств, решение целого ряда организационных вопросов. Попросил представить учебную программу, чтобы выяснить, что «за душой» у этих энтузиастов, и мне ее изложили, причем очень убедительно. Единственное, о чем тогда встал вопрос – это «пробить» решение крайкома и крайисполкома. Остальными задачами Юрий Николаевич обещал заняться сам.

Я пошел в крайком, потом в крайисполком... Сколько было насмешливых улыбок, сколько сарказма в речах. Меня спрашивали, где есть такие школы, как они работают. Считанные университеты в огромной стране тогда имели эти физико-математические классы. Один из высших руководителей, помню, сказал: «Хотите быть святее Папы? Мало вам авантюризма?» Но в итоге мы добились своего.

В 1978 году классы заработали, причем, процесс шел настолько четко, что мне как ректору они не доставляли никаких забот, что бывает очень редко с новыми подразделениями. Юрий Николаевич на самом деле оказался «пахарем».

Это была очень важная победа. В первую очередь психологическая - произошел перелом в собственном сознании. Мы создали то, чего не было в абсолютном большинстве вузов Сибири и Дальнего Востока. Создание физико-математических классов поднимало университет на более высокий уровень как учебной, так и научной работы. Более того, произошел психологический перелом и в других вузах. Коллеги стали более уважительно отзываться о совсем юном тогда классическом университете, стремительно рос, как бы сейчас сказали, рейтинг АлтГУ.

Конечно, если говорить по совести, у тех первопроходцев было мало педагогического опыта, они не обращали должного внимания на методику преподавания и т.п., но постепенно время расставило все по своим местам. Эти молодые люди заложили основы математического образования в университете, способствовали появлению подлинно университетского духа, традиций, настроений, перенеся их из стен НГУ.

Ю.Н. Мальцев, тогда еще завкафедрой алгебры АлтГУ:

– Когда в 1725 году образовывался Петербургский университет, при нем сразу была создана гимназия. Далее, СО Академии наук не смогло бы выжить, если бы при нем не была создана система подготовки кадров. Я там учился и работал до переезда сюда, т.е. имел необходимый опыт.

Первые 3–4 года в АлтГУ прошли очень тяжело для естественных факультетов. У историков абсолютная успеваемость доходила до 90%, у нас – едва 60. Конечно, мы искали разные способы, чтобы исправить это положение. Были дополнительные занятия, консультации... Но для себя мы понимали, что нужно искать коренное решение. Такое, как организация физико-математических классов.

Сначала мы вышли на 42-ю школу с попытками предложить им этот своеобразный «брачный контракт». Однако опыт общения с этой школой оказался неудачным. Они хотели, чтобы университет был при школе, чтобы подготовленные нашими специалистами выпускники поступали в любой из вузов страны по своему усмотрению. Конечно, это правильно. Но в тот момент мы добивались обратного – чтобы школа выпускала квалифицированного абитуриента-физика или математика именно для АлтГУ.

В такой ситуации к нам в деканат пришли Анатолий Спиридонович Алферов и Зоя Николаевна Баварина – директор и завуч школы-интерната № 3. Они предложили помощь в организации учебного процесса по общеобразовательным дисциплинам, от нас же требовалось квалифицированное ведение специализаций. Мы с ходу разрешили множество проблем и уже вместе пошли к В.И. Неверову. Решение разных «бумажных» вопросов прошло не совсем гладко, но все-таки быстро. Первый набор прошел успешно, мы выполнили указание крайкома – половина из набранных были школьниками из сельской местности. Университет, конечно, не оставил школу без материальной поддержки. В пользование интернату были переданы учебная литература, спортивный инвентарь. Один только физический факультет подарил оборудования на 45 тысяч рублей. Кстати, физики же выступили инициаторами проведения городских и краевых олимпиад среди школьников. Когда другие вузы увидели, какие «сливки» АлтГУ снимает после этих конкурсов в виде изначально сильных абитуриентов, они тоже стали активно включаться в это движение.

В.В. Поляков, д.ф.-м.н., профессор:

– Я в университет пришел как раз в 1978 году молодым, зеленым кандидатом наук, и сразу же попал на преподавание в эти классы. Я, как потом выяснилось, оказался самым первым преподавателем физики для первого набора. Поэтому для нас с Юрием Николаевичем нынешний юбилей – особая дата, о которой никак нельзя забывать. Именно из этих классов потом выросла вся система специализированной довузовской подготовки на Алтае.

Мне, например, очень интересно проследить, что же стало с выпускниками того первого набора. Мы попытались провести работу по поиску, и выяснили, что зерно упало в хорошую почву. Мы все знаем Б.П. Овечкина, директора Интернет-центра. Далее – Ю.П. Миронов, который отучился 5 лет в АлтГУ, а впоследствии защитил кандидатскую диссертацию в Институте физики прочности и материаловедения СО РАН. А.В. Головин защищался уже у нас, под моим руководством.

Из тех, кто там работал я хотел бы отметить две фамилии. Это, конечно, Ю.Н. Мальцев – инициатор и блестящий организатор. И З.Н. Баварина – завуч школы, человек, ставший для меня огромной школой опыта. Я тогда был просто потрясен ее даром работы со школьниками.

Б.П. Овечкин, директор Интернет-центра АлтГУ:

– Решение поступить в эти классы явилось моим самым первым самостоятельным шагом. В школе была действительно очень продуктивная атмосфера, все что-то делали, искали, спорили. Я даже помню ситуацию, когда нас совершенно серьезно обязывали поступать в АлтГУ. Как бы там ни было, большая часть моих одноклассников оказались в конце концов в стенах НГУ. Все-таки признанный академический вуз.

В АлтГУ нас из первого выпуска поступило человек пять. Сколько до конца дошли, уже не помню. А в школе нам дали очень хороший общий уровень. Ведь в подготовке участвовали все преподаватели, не только университетские. В 10-м классе нам в городе не было конкурентов на олимпиадах по физике или математике. По химии олимпиады тоже выигрывали.

В.С. Гулимов, директор школы-интерната № 3:

– Я пришел в этот интернат в 1990 году. Сразу обратил внимание на качество подготовки учителей. Поработал 3 года, посмотрел на все это и подумал – почему бы учителям не повысить зарплату. Нагрузка большая, потому что с 1 по 9 классы мы учим детей из малообеспеченных семей, а 10 и 11 – лицей при АлтГУ. Я решил провести реорганизацию школы. И с 1992 года наш интернат стал называться «Учебный комплекс средняя общеобразовательная школа-интернат № 3». Мы пошли по пути дальнейшего сотрудничества с университетом. Теперь у нас открыта подготовка уже по 6 направлениям: физика, математика, химия, биология, иностранный язык и география. Наши учащиеся на 90% из села, конкуренция со стороны городских ребятишек, конечно, большая, особенно при поступлении.

Обучение у нас дорого обходится родителям: около 300 рублей в месяц за питание, проживание. И 25 рублей на обеспечение учебного процесса. Тем не менее родители идут на это, потому что здесь есть возможность получить очень хорошие знания и прекрасно подготовиться для поступления в вуз.

Приходят они, конечно, довольно слабенькими. Первый год мы их дотягиваем до необходимого уровня. Ну а потом уже идет серьезная плановая работа. В 1997 году у нас было 13 медалистов, в 1998 – уже 17. На следующий год планируем взять 14 медалей, есть хорошие ребята. Что касается дальнейшей судьбы наших выпускников, то в зависимости от качества набора у нас ежегодно от 87% до 92% выпуска поступают в вузы.

И нас, и родителей беспокоит, что ждет школу в будущем. Будут ли наши выпускники участвовать в конкурсе при поступлении в АлтГУ на ранее оговоренных льготных основаниях, либо все будет пересмотрено.

А.М. Шайдук, директор Колледжа информатики, электроники и инженерной физики АлтГУ:

– Сейчас в Барнауле есть масса конкурирующих между собой образовательных учреждений, однако у школы-интерната № 3 есть особая социальная функция. Ученику из сельской школы становится все трудней поступить в вуз. Выходец из села просто в силу объективного уровня подготовки не может конкурировать с выпускниками, к примеру, той же 42-й или 86-й школ. Назревает социальная проблема, которую и призвана решать школа № 3. Учеба здесь дает школьнику из деревни верный шанс поступить в один из вузов города или страны. И этот особый статус обязательно надо сохранить.

Материал подготовил Алексей Калинов
«За науку», № 19, 1998
Версия для печати Обновлено 26.04.2016