Широкая дорога в завтра

15 июня 2009

Победителям Всероссийского конкурса "первые шаги" вручены награды. Множество работ по алгебре и геометрии было создано при научном покровительстве доктора физико-математических наук, профессора АлтГУ Юрия Николаевича Мальцева, отмечает «Алтайская правда» в субботнем номере

В конце прошлой недели в Алтайском краевом центре информационно-технической работы (АКЦИТР) вручали награды одаренным старшеклассникам, ставшим лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ "Первые шаги". У методистов центра и педагогов есть все основания для гордости: из 122 медалей конкурса, в котором участвовали ребята из 89 регионов страны, 19 высших наград завоевали алтайские школьники.

И это не считая огромного количества дипломов, из которых только один - третьей степени. Впрочем, по мнению большинства экспертов, результаты участия алтайских школьников в конкурсе не столько сенсационны, сколько предсказуемы. Заведующая научно-методическим отделом АКЦИТР Тамара Кузюра подтверждает, что это вполне закономерный итог основания в крае уникальной системы работы не только с детьми, но и с педагогами.

- Я бывала на курсах по работе с одаренными детьми в Москве и Обнинске, - рассказывает Тамара Анатольевна, - и точно знаю, что по таким принципам работают только у нас. Мы не просто отбираем лучшие работы, но непрерывно консультируем школьников и учителей, ведь в нашей программе работают 29 экспертов из числа профессоров и преподавателей вузов края.

"Первые шаги" - заочный конкурс исследовательских работ школьников, участвующих в программе "Будущее Алтая", и у него есть ряд преимуществ. Во-первых, в отличие, например, от конкурсов "Шаг в будущее" или "Старт в науку", на которых необходимо лично защищать свою научную работу в столице, участникам "Первых шагов" не помешают ни финансовые трудности, ни нервы. Кроме того, в этом конкурсе присутствуют номинации, которых просто нет в других научных соревнованиях. Например, великолепные работы наших школьников по географии могли быть оценены только здесь. Именно множество номинаций и широкий спектр научного совета, который рассматривает работы, и помогают ребятам максимально реализовать свои способности.

И ФИЗИКА, И ЛИРИКА

Научные работы алтайских школьников были заявлены в десяти номинациях: это и построение модели явления, и история времен и народов, и технология, и социальная проблематика, и много чего еще. В итоге перечень тем, в которых школьники меньше чем за год успели стать настоящими экспертами, просто завораживает. Например, Руслан Южалкин из средней школы Первомайского района получил медаль за исследование отрицательного влияния жанра фэнтези на подростков, а Татьяна Скрыльникова из барнаульской 68-й школы выявляла среди своих соучеников тех, кто наиболее подвержен стрессу. Десятиклассница Ольга Кубикова из Черно-Курьинской школы Мамонтовского района анализировала результаты школьной археологической экспедиции, а Михаил Калюжный из Ярового - практику фото- и видеонаблюдения полных солнечных затмений в Алтайском крае.

Ребята изучали перспективы развития туризма на трансграничной территории, соматотипы подростков в условиях экологической напряженности, образ России в представлениях современной молодежи. Множество работ по алгебре и геометрии было создано при покровительстве доктора физико-математических наук, профессора АлтГУ Юрия Мальцева - все награды его подопечных трудно сосчитать.

Некоторые старшеклассники, и без того загруженные повседневной учебой, нашли время, чтобы провести сразу два исследования в разных областях - и за оба получили высокие оценки! Экспертов немного развеселил Ярослав Батрак из барнаульского лицея N 130 (РАЭПШ), награжденный медалями за две, как всем показалось, "логически взаимосвязанные" работы - по субкультуре футбольных фанатов и особым устройствам для фиксации шейного отдела позвоночника.

Доктор географических наук, профессор Виктор Ревякин в своем эмоциональном обращении к юным исследователям выразил общее настроение собравшихся:

- Я искренне рад, что в этом году оказался в коллективе тех, кто встречается с будущим нашей страны, нашего народа, с будущим науки и самых хороших мыслей, какие только есть. Алтайский край удивительный регион, и вы - его лучшие представители. Я вам желаю всяческого счастья и успехов. И работайте как следует - без работы не получится ничего. Я вас люблю!

ИМЕНИ ЮНОГО ГЕНИЯ

Вообще на всероссийский этап конкурса было подано более двух тысяч работ. Алтайский край заявил 68 работ от шестидесяти шести участников из 38 образовательных учреждений пяти городов и 11 районов. В итоге, кроме вышеупомянутых медалей, получено 36 дипломов первой степени, 12 дипломов - второй и один - третьей степени. В номинации "Нерешенные задачи" присуждалось всего две медали, из них одна получена нашим школьником, как и единственная медаль в номинации "Каким мы хотим видеть окружающий мир". Это тот случай, когда цифры красноречивее любых эпитетов.

О наградах следует сказать отдельно. Главная медаль носит имя Эвариста Галуа, гениального математика XIX века, заложившего основы современной алгебры. Он прожил всего двадцать лет, а из его трудов сохранились чуть более 60 страниц, которые и принесли автору широкую известность в математическом мире. Профессор АлтГУ Юрий Мальцев счел очень символичным то, что одаренных молодых людей награждают именно этой медалью:

- Человек почти вашего возраста создал в свое время новое научное направление. Вдумайтесь, что означает эта награда: это призыв к тому, чтобы много работать, изучать литературу, ведь та награда, которую вы получили, - это пока что во многом труд ваших научных руководителей.

Как и другая высшая награда конкурса, медаль "Вдохновение" (ее получила девятиклассница из Первомайской средней школы Ксения Телегина), медаль Эвариста Галуа подкрепляется ходатайством перед вузами, хотя и без того участие в столь престижном и ответственном конкурсе - солидная заявка на поступление практически в любой университет страны.

Комментарий

Татьяна Кадочникова, методист АКЦИТР, куратор конкурса:

- Программа "Будущее Алтая" - это педагогическая мастерская длиною в год, потому что начинается все именно с учителя. В сентябре мы собираем учителей на краевой лекторий для педагогов, на нем преподаватели вузов бросают "пробный шар", стараясь заинтересовать учителя в исследовательской работе. Потом учителя возвращаются в свои города и районы и начинают работу с любознательными учениками. В ноябре, на каникулах, мы проводим установочную сессию и отбираем лучшие исследования для участия в программе "Будущее Алтая". Для учителей и детей это еще и возможность оценить свой уровень и вдохновиться успешными примерами. А дальше каждый месяц дети приезжают в Барнаул для консультаций с экспертами из высшей школы. Ведь кроме самой работы нужно еще подготовить доклад, создать мультимедийную презентацию. Конечно, кто-то сходит с дистанции, потому что совмещать это со школой очень непросто. Но важно понимать, что победа возможна только при грамотном педагогическом сопровождении исследовательской работы, за которое отвечаю т учитель, эксперт из вуза и методист АКЦИТР.

К сожалению, юридических возможностей для прямого поступления в вуз по результатам конкурса не предусмотрено - только ЕГЭ. Но на общем фоне участие в "Первых шагах" дает абитуриенту определенное преимущество.

Александр Овсиевский, директор гимназии N 40, г. Барнаул:

- Наши школьники каждый год участвуют в программе "Будущее Алтая". Я вижу, что детям интересно работать с преподавателями университетов и, что самое главное, они занимаются действительно любимым делом, которому в подавляющем большинстве и посвящают свою будущую жизнь, поступая на соответствующие факультеты. Ведь в нынешней ситуации, чтобы добиться жизненного успеха, ребенку необходимо как можно раньше и серьезнее готовиться к поступлению и учебе в университете.

Кроме того, такая работа помогает систематизировать знания, выйти на новых людей и новые идеи. На конкурсах школьники знакомятся с ровесниками из других регионов, что резко расширяет кругозор, общение. И даже если дети не занимают призовые места, это дает мощный толчок к дальнейшему самосовершенствованию, а иногда к поиску другой, более интересной области. Например, кто-то у нас начинал заниматься математикой под руководством Юрия Николаевича Мальцева, потом заинтересовался экономикой и понял, что нужно еще и усиленно изучать иностранный язык. По моим наблюдениям, дети, прошедшие эту школу, приобретают несколько иное видение мира и избавляются от страха неудачи.

Лауреаты из нашей школы уже определились со своим будущим. Например, Настю Морковкину пригласил социологический факультет московского университета - она там выступала, прошла тестирование, теперь выбор за ней.

www.ap.altairegion.ru/!new/2.html
 

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0