Конкурс среди преподавателей и кафедр университета по итогам деятельности в 2009 году

2 февраля 2010

Приказом ректора от 8 мая 2009 года №435/п был объявлен конкурс среди преподавателей и кафедр Алтайского государственного университета по итогам 2009 года. В организации данного конкурса произошли существенные изменения, в связи с чем публикуем подробный порядок проведения конкурса.

 

Обращаем ваше внимание, что прием материалов для участия в конкурсе преподавателей начинается с 8 февраля и продлится до 19 февраля с. г. Преподавателям университета, желающим принять участие в конкурсе, необходимо начиная с 8 февраля зарегистрироваться в электронной базе данных, ссылка на которую размещена на сайте университета в разделе «Важные новости».

Конкурс среди преподавателей и кафедр проводится в АлтГУ в течение 7 лет, начиная с 2003 года. Основной задачей конкурса на протяжении всех лет было стимулирование профессорско-преподавательского состава университета к эффективному выполнению учебно-методической и научной работы. При этом в порядок проведения конкурса и в перечень оцениваемых видов деятельности ежегодно по инициативе конкурсной комиссии и работников университета вносились изменения и дополнения, направленные на совершенствование системы оценки деятельности преподавателей и кафедр университета. Надо отметить, что количество оценочных показателей год от года росло (в 2008 году оценочная таблица включала 87 показателей) и иногда это приводило к тому, что тот или иной показатель относился лишь к небольшой группе преподавателей, а иногда и вовсе мог характеризовать особенности профессиональной деятельность только одного или двух работников университета. Данное обстоятельство значительно ограничивало возможность сравнительной оценки результативности деятельности, как преподавателей, так и кафедр. Не до конца проработанной оставалась методика ранжирования по степени важности оценочных показателей с присвоением им весовых значений, а также отсутствовала возможность построения общеуниверситетского рейтинга преподавателей независимо от их профессиональной специализации. При всем при этом опыт проведения конкурса показал, что единая система оценки результативности и эффективности деятельности работников и структурных подразделений, с учетом распространения ее на весь коллектив, вполне может быть применима для решения более широкого круга задач развития университета. Главной же целью является создание единой системы мониторинга профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, структурных подразделений (кафедр, факультетов, институтов) и университета в целом, с целью анализа и оценки результатов и эффективности работы для принятия управленческих решений направленных на эффективное использование имеющихся ресурсов и непрерывное улучшение качества научного и образовательного процессов.

Для разработки методики рейтинговой системы оценки деятельности научно-педагогических работников и структурных подразделений университета, а также создания автоматизированной системы для формирования рейтинга преподавателей и кафедр университета и организации при ее использовании конкурса среди преподавателей и кафедр по итогам деятельности в 2009 году, приказом ректора была сформирована комиссия в составе: Лаврентьев Г.В., Петров Е.П., Попов Е.С., Неверов А.С. и рабочая группа экспертов в составе: Губернаторова Э.В., Дугнист П.Я., Корниенко Н.А., Логинова О.Н., Лукашевич Е.В., Максимова С.Г., Мильхин В.А., Невинский В.В., Нехвядович Л.И., Россинский А.Г., Скубневская Т.В., Степанская Т.М., Тишкин А.А., Троцковский А.Я., Шмаков А.И. Состав экспертной группы определялся с учетом пяти выделенных (отраслевых) групп ППС, различающихся спецификой научно-педагогической деятельности: I. Гуманитарная группа (объединяет преподавателей следующих факультетов (институтов): ИФ, МИЭМИС, ЮФ, ФилФ, отделение связей с общественностью, ФС, ФИ, ФПН, ФЖ, ФптФ, ФПО); II. Естественно-научная группа (объединяет преподавателей следующих факультетов (институтов): МФ, ФТФ, ХФ, БФ, ГФ); III. Творческая группа (объединят преподавателей факультета искусств, включая отделение музыкального искусства); IV. Группа иностранных языков (объединяет преподавателей всех кафедр иностранных языков); V. Группа физвоспитания (объединяет преподавателей кафедры физического воспитания).

Перед комиссией и группой экспертов стояли следующие задачи:

I. Составить оптимальный перечень оценочных показателей (при этом необходимо учесть специфику профессиональной деятельности различных (отраслевых) групп преподавателей)‏.

II. Определить «вес» для каждого показателя из перечня.

III. Определить порядок использования разработанной оценочной шкалы для следующих целей:

• для проведения конкурса среди преподавателей и кафедр по итогам работы за прошедший год;

• для установления стимулирующих выплат профессорско-преподавательскому составу по итогам работы за определенный период;

• для проведения аттестации научно-педагогических работников.

При составлении перечня оценочных показателей члены комиссии и эксперты опирались на опыт применения рейтинговой системы оценки в Российской академии наук, а также в ряде российских и зарубежных вузов. Кроме того были приняты во внимание предложения, поступившие от работников и от профсоюзной организации университета.

К числу оценочных показателей, экспертами были отнесены следующие:

• виды деятельности, ежегодно оцениваемые учредителем (Федеральным агентством по образованию)‏, в т.ч. критерии государственной аккредитации;

• виды деятельности, не оцениваемые учредителем, но влияющие на качество научного и образовательного процессов в университете;

• виды деятельности прямо не связанные с научным и образовательным процессом, но определяющие образ (имидж) учреждения.

При этом оценочные показатели должны быть отражены в отчетах структурных подразделений (кафедр) о различных видах деятельности, несложно проверяться и характеризовать не количество затраченных усилий, а результат, достигнутый в том или ином виде деятельности. И конечно, отобранные показатели должны способствовать повышению качества научного и образовательного процессов в университете.

Всего экспертами было отобрано 25 показателей, причем выполненное объединение некоторых из них позволяет проводить сравнительную оценку деятельности преподавателей и структурных подразделений независимо от их отраслевой специализации.

Определение весовых значений отобранных показателей осуществлялось при использовании метода анализа иерархий и специального программного обеспечения, позволяющего составить шкалу, отражающую значимость того или иного вида деятельности в количественном выражении.

Результаты работы комиссии и экспертной группы нашли отражение в Положении о рейтинговой системе оценки деятельности научно-педагогических работников и структурных подразделений ГОУ ВПО «Алтайский государственный университе».

Отобранные оценочные показатели и их весовые значения приведены в таблице.

Перечень оценочных показателей и их весовые значения будут ежегодно корректироваться в зависимости от приоритетов развития университета.

Для удобства сбора, анализа и хранения информации разработана автоматизированная система. Порядок ее использования при проведении конкурса среди преподавателей университета приведен ниже.

Порядок проведения конкурса среди преподавателей университета

В конкурсе среди преподавателей Согласно Положению об организации и проведении конкурса среди преподавателей ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет», утвержденного приказом ректора от 24.12.2009 г. № 961/п могут участвовать только штатные преподаватели университета, проработавшие в АлтГУ не менее одного календарного года. Конкурс един для представителей гуманитарных и естественно-научных специальностей и проводится в трех категориях, в зависимости от занимаемой должности: 1) профессора, 2) доценты, 3) старшие преподаватели, преподаватели и ассистенты. Если преподаватель проработал в отчетном году в какой-либо должности более полугода, то в конкурсе он участвует по категории, соответствующей данной должности.

Максимальное количество призеров конкурса составляет 20 человек. При этом конкурс среди преподавателей, относящихся к одной категории, должен составлять не менее двух претендентов на место. В случае если по итогам заявочной компании сложится меньший конкурс, конкурсной комиссии предоставляется право уменьшать количество призовых мест до такого уровня, чтобы конкурс в каждой категории преподавателей был не менее двух претендентов на место. Количество призеров в каждой из трех категорий пропорционально общему количеству преподавателей в каждой категории (15% – по первой, 50% – по второй и 35% – по третьей): до 3 – в категории профессоров; до 10 – в категории доцентов; до 7 – в категории ассистентов, преподавателей и старших преподавателей. Определение количества первых, вторых и третьих мест внутри каждой категории определяется конкурсной комиссией исходя из количества участников конкурса и количества набранных участниками конкурса баллов. Призеры конкурса награждаются единовременно в размерах: 100% от должностного оклада за 10 месяцев предшествующего года – занявшим первое место; 80% - от должностного оклада за 10 месяцев предшествующего года – занявшим второе место; 60% - от должностного оклада за 10 месяцев предшествующего года – занявшим третье место.

Оценка деятельности преподавателя основана на определении в баллах его рейтинга по результатам работы в прошедшем календарном году. В конкурсе оценивается научно-организационная и учебно-методическая деятельность преподавателя. Перевод количественных показателей результатов деятельности преподавателя в баллы осуществляется с использованием оценочной таблицы. Набор оценочных показателей в таблице для конкурса среди преподавателей идентичен набору показателей для конкурса кафедр, однако в данном случае все показатели сгруппированы в два больших раздела «научно-организационная деятельность» и «учебно-методическая деятельность» (см. Положение). Результаты конкурса определяются суммой мест по каждому из двух разделов, указанных в оценочной таблице. Место по каждому разделу определяется суммой баллов в разделе с учетом повышающего коэффициент. При равенстве суммы мест у участников конкурса преимущество отдается участнику с большей общей суммой баллов.

С текущего года при организации конкурса среди преподавателей не требуется представление в конкурсную комиссию материалов в традиционной форме на бумаге, заверенных подписями заведующего кафедрой, руководителем профсоюзной группы либо кем-то еще. Весь документооборот, связанный с участием в конкурсе будет осуществляться с помощью электронной автоматизированной системы. Преподаватели университета, желающие принять участие в конкурсе, самостоятельно вносят данные о результатах своей учебно-методической и научной деятельности в отчетном календарном году в электронную базу данных (ЭБД). Ссылка на базу данных на период проведения конкурса размещается на официальном сайте университета на главной странице в разделе «Важные новости». Все данные, внесенные преподавателем в ЭБД, группируются в «персональный кейс преподавателя» (ПКП). Конкурсная комиссия оставляет за собой право проверки данных поданных преподавателем на конкурс.

Конкурс среди преподавателей проводится только на основании данных внесенных в «персональный кейс преподавателя». Для участия в конкурсе необходимо зарегистрироваться в базе данных, что автоматически приведет к созданию «персонального кейса» с присвоением индивидуального имени пользователя и пароля. После регистрации пользователь имеет возможность приступить к внесению данных в «кейс» с любого компьютера, подключенного к университетской локальной компьютерной сети. При этом ПКП может находиться в четырех режимах:

A) «Кейс пуст и открыт для внесения данных». В данном режиме пользователь вносит данные в открывающиеся формы. В процессе ввода данных пользователь имеет возможность сохранения данных на любом этапе ввода. На этом этапе ЭБД еще не принимает внесенные данные в обработку и позволяет пользователю открыть КПК для дополнения и корректировки данных. По завершении работы по внесению данных пользователь дает команду «Закрыть кейс». С этого момента возможность пользователя осуществить дополнения или корректировку данных блокируется ЭБД. ПКП переходит в следующий режим.

B) «Кейс заполнен, закрыт и передан на проверку». В данном режиме доступ к данным в ПКП открыт для администратора ЭБД или для иного уполномоченного лица, которое осуществляет проверку достоверности данных. Администратор ЭБД после проверки содержимого кейса дает одну из двух команд: «Возвратить на доработку» (режим «C») или «Принять» (режим «D»). Информация о режиме, в котором находится кейс, доводится до исполнителя условным значком в титульном окне ЭБД.

C) «Кейс заполнен, открыт и возвращен на доработку». В данном режиме пользователь имеет возможность корректировки данные в открывшихся формах. По завершении корректировки данных, пользователь дает команду «Закрыть кейс». Процесс повторяется с начала (режим «B»). В случае установления режима «Кейс заполнен, открыт и возвращен на доработку», претендент обязан устранить сделанные замечания в установленные сроки. Если замечания не будут устранены, претендент к участию в конкурсе не допускается.

D) «Кейс заполнен, закрыт, принят администратором ЭБД для дальнейшей обработки данных». В данном режиме пользователь уже не имеет возможности дополнения и корректировки данных. Внесенные данные принимаются в обработку и используются для составления рейтинга научно-педагогических работников университета. При этом согласно Положению о конкурсе к набранной сумме баллов по первому разделу (научно-организационная деятельность) к п. 14 применяется повышающий коэффициент, рассчитываемый исходя из объема денежных средств, привлеченных преподавателем для реализации научно-исследовательских работ (проведенных через НИС) или реализации программ переподготовки и повышения квалификации. Величина повышающего коэффициента определяется в зависимости от объема привлеченных денежных средств. Внесение поправочных коэффициентов в ПКП осуществляет администратор ЭБД на основании решения конкурсной комиссии.

Изменение режима ПКП осуществляет администратор базы данных. Претендент считается участником конкурса с момента получения электронного уведомления на титульном окне ЭБД от администратора о принятии данных к участию в конкурсе.
Определение рейтинга преподавателя происходит автоматически после принятия администратором ЭБД всех заполненных «кейсов». Победителями конкурса считаются преподаватели, занявшие наиболее высокие позиции в рейтинге в каждой из трех конкурсных категорий, согласно установленным квотам (см. выше). Итоги конкурса докладываются председателем конкурсной комиссии на заседании Ученого совета университета и утверждаются приказом ректора.

Порядок проведения конкурса среди кафедр университета

В конкурсе по итогам деятельности в 2009 году участвуют все кафедры университета. При этом оформление заявлений на участие в конкурсе, либо оформление других конкурсных документов не требуется. Конкурс проводится по материалам годовых отчетов кафедр о различных видах деятельности за прошедший календарный год, представленных кафедрами в установленном порядке в административные службы университета.
Согласно Положению об организации и проведении конкурса среди кафедр ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет», утвержденного приказом ректора от 24.12.2009 г. № 961/п итоги конкурса подводятся по трем группам кафедр:

первая группа: гуманитарные кафедры;

вторая группа: естественно-научные кафедры;

третья группа: кафедры иностранных языков, кафедра музыкального исполнительства, кафедра физвоспитания.

При этом общее количество призеров в каждой из трех групп пропорционально общему количеству кафедр в каждой группе (60% – по первой группе, 30% – по второй и 10% – по третьей): до 6 кафедр – в группе гуманитарных кафедр; до 3 кафедр – в группе естественно-научных кафедр; 1 кафедра – в группе, включающей кафедры иностранных языков, кафедру музыкального исполнительства и кафедру физвоспитания. Кафедры, занявшие 1 место, премируются в размере 45 тыс. рублей, 2 место – 30 тыс. рублей, 3 место – 15 тыс. рублей. Количество первых, вторых и третьих мест в группе гуманитарных кафедр определяется конкурсной комиссией исходя из количества набранных участниками конкурса баллов.
Победители конкурса определяются на основании составления рейтинга кафедр, отображающего результативность деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры в отчетном году в сравнении с другими кафедрами университета. Составление рейтинга кафедр включает в себя семь этапов и осуществляется конкурсной комиссией.

Первый этап – «Сбор исходных данных». Сбор исходных данных осуществляют административные подразделения университета централизовано в виде годовых отчетов кафедр о различных видах деятельности (учебной, научной, международной, НИРС и др.) за прошедший календарный год.

Второй этап – «Оценка суммарной продукции кафедры». Оценка суммарной продукции кафедры проводится конкурсной комиссией на основании анализа исходных данных годовых отчетов кафедр в соответствии с оценочной таблицей.

Третий этап – «Оценка кадрового потенциала кафедры». Оценка кадрового потенциала кафедры осуществляется конкурсной комиссией на основании данных управления кадров и планово-финансового управления об остепененности ППС и количестве ставок штатных преподавателей, закрепленных за кафедрой.

Четвертый этап – «Оценка результативности деятельности ППС кафедры». Оценка результативности деятельности ППС кафедры проводится конкурсной комиссией путем определения отношения суммарной продукции кафедры (суммы баллов по всем показателям оценочной таблицы для всех штатных преподавателей кафедры) к ее кадровому потенциалу.

Пятый этап – «Введение аккредитационных поправок». На данном этапе конкурсной комиссией оценивается прохождение кафедрой следующих аккредитационных показателей:

* процент ППС, имеющих ученую степень (≥60%);

* процент ППС, работающих на кафедре на штатной основе (≥50%);

* процент докторов наук, работающих на кафедре на штатной основе (≥10%);

* Объем привлеченных финансовых средств для проведения научных исследований (≥ 18 тыс. руб. на единицу ППС);

*  процент защитившихся в срок аспирантов (≥ 25%).

В случае несоответствия кафедры одному или сразу нескольким аккредитационным показателям рейтинг кафедры понижается.
Шестой этап – «Применение поправочного коэффициента». При составлении рейтинга кафедры в качестве поправочного коэффициента учитывается объем денежных средств, привлеченный преподавателями кафедры для реализации научно-исследовательских работ (проведенных через НИС) или реализации программ переподготовки и повышения квалификации.

Седьмой этап – «Определение рейтинга кафедр». Рейтинг кафедр университета определяется конкурсной комиссией на основании результативности деятельности кафедры в сравнении с данными других кафедр университета с учетом поправочного коэффициента и прохождения аккредитационных показателей.

Победителями в конкурсе считаются кафедры, занявшие наиболее высокие позиции в рейтинге в каждой из трех конкурсных групп. При этом в случае несоответствия какой-либо кафедры одному или сразу нескольким аккредитационным показателям данная кафедра не может претендовать на победу в конкурсе.

Итоги конкурса докладываются председателем конкурсной комиссии на заседании Ученого совета университета и утверждаются приказом ректора.

Конкурсная комиссия

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0