«Вечерний Барнаул» рассказал о прошедших в АлтГУ открытых лекциях просветительского фонда «Эволюция»

26 ноября 2018 Управление информации и медиакоммуникаций
Газета «Вечерний Барнаул» написала о том, что на прошлой неделе опорный Алтайский госуниверситет посетили спикеры просветительского фонда «Эволюция». Ученые рассказали об ошибках в науке и о перспективах искусственных органов.

Судя по тому, что в концертном зале АлтГУ был аншлаг и пришли студенты разных вузов, многие читатели «Студсовета» знают, о чем говорили со сцены. Но кое-что интересное гости поведали нам в личной беседе.

Сахар вместо лекарств

Александр Панчин, кандидат биологических наук, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований:

— Все мы имеем право на ошибку. Лженаука же про то, когда люди делают какие-то заявления, не подтвержденные научными данными, и особенно когда они пытаются их коммерциализировать. Распространена лженаука в медицине, для меня это самая болезненная тема.

Комиссия по борьбе с лженаукой выпустила два меморандума, в которых разбирались конкретные области. Первый меморандум был посвящен коммерческому гаданию по отпечаткам пальцев. Нам удалось за счет информирования населения сильно снизить активность таких фирм. Тема второго – гомеопатия.
Больше всего волнует в области лженауки то, что некоторые ее представители имеют большое влияние в обществе. Есть член-корреспондент РАН – директор многомиллиардной компании, которая, по сути, продает сахар вместо лекарств. Недавно они заявили о том, что готовы этим лечить ВИЧ-инфекцию и энцефалит. Не факт, что все это делается намеренно. Сложно сказать, верит ли человек в свою правоту или искажает информацию ради прибыли. Это не принципиально, если мы говорим о конечном итоге, который отражается на обычных людях.

Комиссию представляют как этакую инквизицию, которая ловит лжеученых. На самом деле в меморандумах не фигурирует предложение что-либо запретить. Речь идет об информировании населения о современном состоянии науки. Методы борьбы с лженаукой – это просвещение.

По астрологии комиссия меморандумов не выпускала, но лично я всегда интересовался этой темой. В мире проводились эксперименты, где астрологам предлагали распознать по точной натальной карте человека имеющиеся отклонения в развитии. Целые астрологические институты показывали отрицательные результаты. Я проводил собственные эксперименты и даже одну девушку-астролога переубедил, теперь она скептик.
Есть еще и пограничные области, где в правдивости разобраться сложно и выносить вердикт нельзя. Пример – так называемая генетическая память. Могут ли передаваться некоторые приобретенные признаки следующим поколениям? Есть основания для скептицизма, потому что изменения в работе генов – не очень понятный механизм, имеется не так много экспериментальных данных, и я жду, когда этот вопрос разрешится в ту или иную сторону.

В науке есть своя презумпция невиновности. Должны быть доказательства того, что какой-то фактор виновен в феномене.

Дипломные работы студентов мы никогда не рассматривали, это не имеет большой социальной значимости. А вот если на базе этих работ пойдут диссертации защищать, то, возможно, дойдет и до лишения ученых степеней. Люди имеют право на свободный поиск и отстаивание своих идей и гипотез, но когда нарушается научная методология или, минуя этапы исследования, заявляются волшебные свойства воды или сахарных шариков, – вот тогда возникают проблемы.

Улучшить людей

Татьяна Шнайдер, сотрудник сектора геномных механизмов онтогенеза (ИЦиГ СО РАН):

— Сейчас в СМИ обсуждают технологии создания «улучшенных людей», а мне кажется, что это скорее будет лечение врожденных заболеваний, генетических, прежде всего. То есть возможность починить сломанный ген, исправить мутации, которые обуславливают развитие того или иного заболевания – скажем, сахарного диабета. Делать это можно на разных стадиях, сейчас обсуждаются самые фантастические эксперименты, в том числе на человеческих эмбрионах, хотя здесь есть технические и морально-этические проблемы, ведь надо полностью гарантировать безопасность результата. В процессе обсуждения также создание искусственных маток, в которых в далекой перспективе будет возможно полноценное развитие человека. Сегодня доступный способ модификации тела – это спорт (смеется).

Я занимаюсь выращиванием мини-мозгов, меня привела к этому диссертационная работа. Исследую пациентов, у которых диагностирована умственная отсталость, работаю с их клетками, пытаюсь понять путем моделирования, что могло пойти не так в развитии головного мозга. Мы работаем со специфичными клетками и пытаемся смоделировать ранние этапы развития – возможно, проблема зарождается там. В основном эти работы носят фундаментальный характер, потому что всегда нужно знать механизм отклонения, только после этого вы сможете найти лечение.

— Вы сами периодически скатываетесь в лженауку?

— Когда пытаешься узнать истину, ты должен говорить только правду. Иначе заниматься наукой вообще не стоит. К сожалению, конкуренция среди исследователей очень высокая, и, мне кажется, это приводит к дезориентации науки. Конкуренция часто вызывает снижение качества работ: все пытаются опубликоваться быстро и красиво, а через некоторое время отзывают статьи.

Фото: «Вечерний Барнаул».

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0