Брависсимо, маэстро! И спасибо за подвижничество

31 октября 2008

Неугомонный А.Г. Россинский затеял новый проект: с группой музыкантов он ездит по селам м играет классику, просвещая разум и просветляя души...

Как ни труден был прошлогодний вояж с подобной миссией, предпринятый профессором музыкального факультета АлтГУ с университетским струнным квартетом "Классика" при содействии краевой филармонии, сам проект его участники сочли нужным и общественно полезным мероприятием, которое может иметь благоприятное воспитательное значение для молодежи. Поэтому было решено продолжить начатое дело. Отрадно, что грант краевой администрации в сфере деятельности общественных объединений выигран через университетскую Лигу студентов.

К участию в новом проекте, который теперь уже реализуется в форме мобильного музыкального фестиваля "Мастера искусств, лауреаты исполнительских конкурсов - сельской молодежи Алтая", приглашены победители различных конкурсов.

Так в составе команды оказались вокалистки Наталья Логвинова и Елена Чиглинова, балалаечник-виртуоз Станислав Гасаев, скрипачка Ольга Витько и концертмейстер Марина Костерина. В концертах участвует и сам маэстро виолончелист Александр Россинский.
 

Тема программы, которую предлагают слушателям артисты, "Музыка России и о России" включает помимо известных и даже популярных классических произведений также немало и редко исполняемых. В концерте звучат ариозо воина из кантаты Чайковского "Москва", песни менестрелей и "Испанская серенада" Глазунова, "Венецианская ночь" Глинки, "Воспоминания о Москве" Венявского. Ну и какая же русская музыка без балалайки!

Как она может петь, плакать, грустить и радоваться, продемонстрировал Станислав Гасаев, исполняя инструментальные обработки русских народных песен, некогда очень популярных, а теперь, увы, большинству молодых россиян уже малознакомых, например, таких, как "Ой да ты, калинушка", "Валенки".

Проект предусматривает концертные выступления как минимум в двенадцати, а то и более географических точках края. Первые шесть концертов уже состоялись в Заринске, Кытманове, Тогуле, Целинном, Ельцовке и Троицком.


Сегодня впечатлениями о поездке делится концертмейстер проекта старший преподаватель кафедры музыкального исполнительства музфака АлтГУ Марина Костерина.

Она имеет богатый исполнительский опыт, много лет была концертмейстером в Московском камерном хоровом театре Бориса Певзнера, совмещая работу с обучением в Новосибирской государственной консерватории.

- Я сразу согласилась участвовать в этом проекте, несмотря на то, что обширный музыкальный материал и новый для меня репертуар пришлось учить с нуля, - говорит пианистка, - но с удовольствием пошла на этот шаг, потому что партнеры по сцене настолько достойны внимания и как профессионалы, и как личности, что само общение с ними не просто приятно, но и полезно, оно по-настоящему облагораживает. А удовольствие, которое я получила от первой поездки по шести районам, мало сказать большое. Оно огромное, потому что рядом - настоящие музыканты, и совместное творчество с такими мастерами всегда окрыляет.

В ПУТЬ!

Отдаленные районы, куда практически не ступает нога профессионального музыканта, имеют свои специфические особенности. Одна из них в том, что концерты посещали в основном дети. С одной стороны, так и задумано, потому что проект ориентирован на молодежную аудиторию, но ведь и взрослым не возбраняется слушать хорошую музыку. Но приходили преимущественно родители детей и педагоги школ, где учатся ребята.

Пожалуй, самое яркое впечатление от публики, которая собралась на концерт, в Кытманово. Хотя и не обошлось без курьеза. В Доме культуры выяснилось, что на сцене стоят три микрофона и пять стульев, но нет ни рояля, ни фортепиано. Есть только в музыкальной школе.

А поскольку вся наша программа выстроена под фортепианное сопровождение, ничего не оставалось, как перебраться туда. На концерт пришли 5 классов учеников из общеобразовательной школы, ребятишки из детсада, музшколы, а зрительный зал там крохотный, поэтому размещались кто и как мог. Практически не было черты, отделяющей исполнителей от слушателей. Но концерт прошел блестяще! Несмотря на полноценную, продолжительную по времени программу (хотя на "аварийный" случай мы готовы были сделать два "экспресс"-концерта, чтобы дать возможность всем послушать наше выступление), никто, даже малыши-дошколята, не ушел. Наоборот, люди все подходили и подходили, стояли в коридоре и слушали.

После концерта лица людей светлели, а мы раздавали автографы еще добрых полчаса. Особенно трогательно было общаться с детьми. Они подходили и просили что-нибудь пожелать им - до этого они никогда не слышали вживую такую замечательную музыку и не могли просто так нас отпустить.

В Тогуле тоже были свои особенности. Первая и очень важная, на мой взгляд, в том, что в зрительном зале присутствовал глава районной администрации. Нигде больше такого не было. В Ельцовке, правда, с нами общалась представитель районного отдела культуры, а так в основном только зрители.

В Тогуле концерт проходил в Доме культуры. Полный зал, отличный прием, было видно, что чувства переполняют людей настолько, что им трудно было говорить, все слова казались бесцветными и малозначащими в сравнении с тем, что испытывал человек. Для нас, например, такая реакция аудитории была, безусловно, приятной, да и мы, судя по всему, сумели сделать зрителям хороший музыкальный подарок. Так что обе стороны остались довольны друг другом.

А на следующий день выступали в Ельцовке. Тоже, как и в Кытманово, одноэтажная музыкальная школа, где всего 4 класса и 4 педагога, тоже переполненный зрительный зал и тоже удивительно теплый прием. Когда чувствуешь такое расположение зала, испытываешь необычайный творческий подъем. И тогда количество зрителей уже не имеет значения, потому что искусство, музыка существуют ради того, чтобы влиять на человека, менять его душу, сознание. А деревенские ребятишки вовсе не искушены частым прослушиванием концертов академической классической музыки, они и не скрывали эмоций, могли вслух обменяться друг с другом мнением, но это не от неуважения к музыкантам, а потому что действительно глубоко их трогало. И мы чувствовали их сопричастность исполняемой музыке, она была им интересна.

НА СЦЕНЕ, НО ЗА КУЛИСАМИ

Отдельная история, на чем приходилось мне, пианистке, играть. Музыканту, который имеет свой инструмент при себе, все же легче: он его бережет. А пианисту уж что достанется.

В Ельцовке, например, мне достался рояль "Владимир". Прежде не то что играть, даже слышать о таком не приходилось. А тут вот пожалуйста. Звучание у него неплохое, но зато, чтобы извлечь звук, нужно было крышку то поднимать, то опускать, чтобы освободить клавиатуру, зажимаемую этой крышкой.

Но все познается в сравнении. В Троицком нас ожидало еще более сильное потрясение. Там большой концертный рояль "Эстония" был задвинут далеко за кулисы, и к нему добрых пять, а то и более лет не прикасалась рука музыканта.

В том же Тогуле в ДК рояль был, но тоже недействующий.

Все это я рассказываю не в упрек кому-то, что вот, мол, до чего довели и т. д. Нет, дело в другом. Беда с инструментами, я считаю, очень показательный момент: большое всегда начинается с малого. На то, что считается незначительным, мелким, зачастую не находится денег. Но как дом без хозяина умирает, каким бы крепким он ни казался, так и инструмент без применения гибнет. То же самое происходит и с человеческими душами. Одной попсой ее не растревожишь, а значит, и не воспитаешь. Для этого нужна серьезная живая музыка, но услышать ее жителям отдаленных селений практически негде. А то, что такая музыка может быть востребована, показали наши выступления.

ВСЕ НА ВЫБОРЫ!

К сожалению, наша поездка пришлась на предвыборное время, так что значительный отток зрителей, как нам объяснили, произошел по этой причине. В Целинном, например, предвыборные мероприятия как раз совпали по времени с нашим концертом, так что выступали мы при полупустом зале. Хотя какой-то компромисс, наверное, можно было найти, скажем, послушав концерт, затем обсудить предвыборные дела. Но легкое чувство досады, что ехали за семь верст киселя хлебать, все же осталось. Грустно, что даже на бесплатный для аудитории концерт не смогли обеспечить явку зрителей.

Завершилось наше выступление в Троицком, куда ехали в темноте, поскольку осенние дни все короче, а дороги так плохи, что уложиться в расчетное время очень даже непросто. Наш водитель проявлял настоящие чудеса изобретательности, отыскивая нетравмоопасные для наших инструментов участки маршрута.

Концерт состоялся тоже при небольшом количестве зрителей, но в отличие от других пунктов, где мы выступали при немногочисленной аудитории, зритель был случайный. Это тоже нам объяснили предвыборным периодом. Но хуже, чем всегда, мы не могли выступать, и мы старались. Думаю, нам удалось удержать внимание зрителей, они досидели до конца и горячо аплодировали, благодарили, оставили записи в книге отзывов.

Это была лишь первая часть поездки, предусмотренной грантом, который мы получили от краевой администрации.

В конце октября нас ждут другие районы Алтайского края.

ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ

"Патриотическая тема концерта нашла яркий отклик в сердцах слушателей и вызвала чувство гордости за величие русского искусства".

г. Заринск.

"Живая классическая музыка в селе подобна глотку свежего воздуха. Мастерство исполнителей очаровывает и трогает до слез. Гармония музыки входит в жизнь и создает ощущение покоя, наполняет сердца гордостью за нашу русскую культуру".

* * *

"Я - Бондаренко Анастасия Витальевна, мне 12 лет, учусь в 6 классе. Хочу, чтоб вы еще и еще приезжали".

* * *

"Вы принесли в наше село радость общения с высоким искусством. Спасибо большое. Труд ваш неоценим. Приезжайте еще".

* * *

"Огромное спасибо за возможность прикоснуться к высокому искусству. Здоровья вам! Творческого долголетия!"

с. Кытманово.

"Можно ходить в церковь, а можно слушать вас. Спасибо, полечили душу! Очень благодарны!"

с. Тогул.

"Мы очень благодарны всем музыкантам за то, что порадовали нас прекрасной музыкой в таком далеком селе, как Ельцовка. Дети были счастливы познакомиться с такими инструментами, как скрипка и виолончель. Когда слушаешь музыку, очищается душа, оживают лучшие порывы, слезы подступают к глазам от восторга. Это огромное счастье слушать таких музыкантов. Нам очень нужно это общение. Мы ждем вас еще, будем рады встречам".

* * *

"Это был удивительный час приобщения к музыке. Мы в нашей глубинке впервые с ребятами услышали живую скрипку, балалайку, виолончель. Мы благодарны организаторам за концерт. Все было интересно и очень познавательно".

с. Ельцовка.

"Классическая музыка так мало звучит сейчас. Хотелось бы почаще бывать на подобных концертах".

с. Целинное.

"Огромное спасибо за доставленное удовольствие от соприкосновения с прекрасной классической музыкой, за высокий исполнительский уровень. Желаем вам здоровья и дальнейших творческих успехов. До новых встреч, которые, хочется верить, еще состоятся". с. Троицкое.

Фото: Е. НАЛИМОВ

Ольга ПОЛЬЩИКОВА, Алтайская правда, 31.10.2008

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0