22−23 сентября 2016 г. в г. Барнауле состоялся III Международный образовательный форум «Алтай-Азия 2016: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики». Он был проведен по инициативе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Администрации Алтайского края, в сотрудничестве с Ассоциацией классических университетов России, Microsoft Corporation (г. Москва), Институтом развития образования НИУ Высшая школа экономики, журналом «Аккредитация в образовании».
В работе форума приняли участие 158 исследователей и экспертов в сфере высшего образования, представляющих 11 стран, 26 субъектов Российской Федерации и более 50 вузов.
На пленарном заседании, дискуссионных площадках и проектных сессиях форума: «Глобальная конкуренция и стратегии развития вузов в Евразийском образовательном пространстве: новые вызовы и оптимальные решения», «Международные стандарты и современные подходы к гарантии качества образования в Евразийском сотрудничестве», «Процессы интеграции вузов: российский и зарубежный опыт», «Образовательная деятельность современного университета: новые парадигмы и взгляд в будущее», «Российская и международная практика повышения финансовой грамотности. Формирование универсальных компетенций: инновационный подход и лучшие практики», «Опыт реализации совместных российско-китайских образовательных проектов» – были рассмотрены актуальные вопросы и тенденции развития образования в России и азиатских странах, представлен лучший международный и отечественный опыт.
В ходе форума проведены и иные мероприятия: установочное совещание «Проблемы и перспективы сетевого взаимодействия молодежных объединений в Азиатском образовательном пространстве»; вебинар «Корпоративное электронное обучение»; методический семинар Федерального сетевого методического центра, созданного при МГУ, по вопросам повышения финансовой грамотности студентов; презентация совместных молодежных проектов Ассоциации азиатских университетов; учредительная конференция Молодежного совета Ассоциации азиатских университетов; круглые столы по темам «Проблемы государственной аккредитации образовательных программ высшего образования» и «Электронное обучение в непрерывном образовании: новые вызовы и лучшие практики»; форсайт-игра «Университет – 2035. Как построить идеальный университет?».
Проведя обсуждение основных тем и вопросов форума, участники отметили необходимость расширения взаимодействия и углубления образовательного сотрудничества на пространстве Алтай – Азия, повышения уровня интернационализации образовательной деятельности вузов и взаимной интеграции лучших образовательных практик. Вместе с тем в ходе обсуждения участники форума отметили появление новых вызовов в образовательной сфере, требующих переосмысления накопленного опыта и формирования новых подходов к образовательному взаимодействию. К числу новых вызовов в настоящее время могут быть отнесены: усиливающаяся международная конкуренция в образовательной среде; существенные различия в степени интеграции вузов евразийского образовательного пространства; недостаточное использование в образовательной практике вузов международных стандартов и лучшего опыта; слабая практикоориентированность образовательной деятельности; монополизм и жесткость государственной аккредитации; общее усложнение и ускорение процессов, происходящих в образовательной среде.
Подводя итоги работы, участники форума отметили необходимость следующих мер в развитии стратегии всестороннего сотрудничества в области образования с учетом тенденций и особенностей социокультурного разнообразия, приоритетов устойчивого развития России и азиатских стран, а также потребностей в углублении межгосударственного и межвузовского взаимодействия.
Резолюцию можно скачать по ссылке: Резолюция III Международного образовательного форума «Алтай-Азия 2016: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики».