Резолюция III Международного образовательного форума «Алтай - Азия 2016: Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики»

22−23 сентября 2016 г. в г. Барнауле состоялся III Международный образовательный форум «Алтай-Азия 2016: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики». Он был проведен по инициативе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Администрации Алтайского края, в сотрудничестве с Ассоциацией классических университетов России, Microsoft Corporation (г. Москва), Институтом развития образования НИУ Высшая школа экономики, журналом «Аккредитация в образовании».

В работе форума приняли участие 158 исследователей и экспертов в сфере высшего образования, представляющих 11 стран, 26 субъектов Российской Федерации и более 50 вузов.

На пленарном заседании, дискуссионных площадках и проектных сессиях форума: «Глобальная конкуренция и стратегии развития вузов в Евразийском образовательном пространстве: новые вызовы и оптимальные решения», «Международные стандарты и современные подходы к гарантии качества образования в Евразийском сотрудничестве», «Процессы интеграции вузов: российский и зарубежный опыт», «Образовательная деятельность современного университета: новые парадигмы и взгляд в будущее», «Российская и международная практика повышения финансовой грамотности. Формирование универсальных компетенций: инновационный подход и лучшие практики», «Опыт реализации совместных российско-китайских образовательных проектов» – были рассмотрены актуальные вопросы и тенденции развития образования в России и азиатских странах, представлен лучший международный и отечественный опыт.

В ходе форума проведены и иные мероприятия: установочное совещание «Проблемы и перспективы сетевого взаимодействия молодежных объединений в Азиатском образовательном пространстве»; вебинар «Корпоративное электронное обучение»; методический семинар Федерального сетевого методического центра, созданного при МГУ, по вопросам повышения финансовой грамотности студентов; презентация совместных молодежных проектов Ассоциации азиатских университетов; учредительная конференция Молодежного совета Ассоциации азиатских университетов; круглые столы по темам «Проблемы государственной аккредитации образовательных программ высшего образования» и «Электронное обучение в непрерывном образовании: новые вызовы и лучшие практики»; форсайт-игра «Университет – 2035. Как построить идеальный университет?».

Проведя обсуждение основных тем и вопросов форума, участники отметили необходимость расширения взаимодействия и углубления образовательного сотрудничества на пространстве Алтай – Азия, повышения уровня интернационализации образовательной деятельности вузов и взаимной интеграции лучших образовательных практик. Вместе с тем в ходе обсуждения участники форума отметили появление новых вызовов в образовательной сфере, требующих переосмысления накопленного опыта и формирования новых подходов к образовательному взаимодействию. К числу новых вызовов в настоящее время могут быть отнесены: усиливающаяся международная конкуренция в образовательной среде; существенные различия в степени интеграции вузов евразийского образовательного пространства; недостаточное использование в образовательной практике вузов международных стандартов и лучшего опыта; слабая практикоориентированность образовательной деятельности; монополизм и жесткость государственной аккредитации; общее усложнение и ускорение процессов, происходящих в образовательной среде.

Подводя итоги работы, участники форума отметили необходимость следующих мер в развитии стратегии всестороннего сотрудничества в области образования с учетом тенденций и особенностей социокультурного разнообразия, приоритетов устойчивого развития России и азиатских стран, а также потребностей в углублении межгосударственного и межвузовского взаимодействия.

  1. Объединить потенциал евразийского вузовского и экспертного сообщества в выработке совместных образовательных стратегий и проектов, ориентированных на преодоление глобальных вызов и повышение эффективности международного сотрудничества в области образования.
  2. Расширить спектр направлений работы и конкретных мероприятий по вопросам гармонизации образовательных стандартов, действующих в российских и азиатских вузах, сроков обучения, разработки и реализации международных образовательных программ, расширения форм взаимодействия вузов и взаимного признания результатов образовательной деятельности.
  3. Разработать конкретные предложения по совершенствованию: нормативных правовых актов стран евразийского пространства, регулирующих отношения в сфере высшего образования; правовому и организационному обеспечению взаимного признания документов об образовании; расширению межгосударственного информационного обмена в сфере образования.
  4. Направить усилия академического сообщества на создание общеазиатской системы гарантии качества высшего образования на основе положительного опыта по независимой оценке качества и профессионально-общественной аккредитации, результаты которых позволят повысить конкурентоспособность российских вузов и выпускников на национальном и международном уровнях образования, согласовать критерии и технологии мониторинга состояния образования, создать действенные механизмы поддержания и повышения его качества.
  5. Рассмотреть возможность дальнейшего совершенствования института государственной аккредитации путем передачи Рособрнадзором функций по ее проведению независимым профессиональным организациям; смягчения и деформализации процедур государственной аккредитации; учета результатов профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации.
  6. Систематизировать работу по внедрению в вузах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в части разработки основных профессиональных образовательных программ, формирования фондов оценочных средств и создания внутренней системы гарантии качества образования.
  7. На основе сетевого взаимодействия с азиатскими вузами-партнерами расширять практику изучения восточных языков в российских университетах и повышать уровень преподавания русского языка как иностранного в российских и азиатских вузах.
  8. Осуществлять систематическое изучение лучших образовательных практик вузов евразийского пространства, их совместное обсуждение, корректировку и внедрение.
  9. С участием ведущих вузов Сибирского федерального округа провести обсуждение вопросов въездной образовательной миграции из сопредельных азиатских стран и выработать совместные предложения по её упорядочению и созданию благоприятных условий для развития, включая смягчение визового режима.
  10. Участники форума дали высокую оценку предложенному организаторами формату взаимного общения и обмена опытом, расширению и углублению многосторонних связей в рамках евразийского образовательного пространства, усилению их системного и интеграционного характера, ставшего результатом международной деятельности вузов различных стран, а также выразили благодарность организаторам форума за важность и актуальность обсуждаемых вопросов.

Резолюцию можно скачать по ссылке: Резолюция III Международного образовательного форума «Алтай-Азия 2016: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики».

Версия для печати Обновлено 21.10.2016