Исторический факультет научил студентов, как правильно писать доклад

24 апреля 2014 Гуркина Алина
Жаворонкина Инна
Учебный пресс-центр кафедры
связей с общественностью и рекламы
22 апреля в Алтайском государственном университете в рамках  научного форума «Дни молодежной науки в АлтГУ-2014» состоялся мастер-класс под названием «О науке просто: как подготовиться к конференции». Организатором выступило  научное студенческое общество исторического факультета.

Мастер-класс провел доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений, кандидат исторических наук Сергей Анатольевич Усольцев. Он рассказал студентам бакалавриата и магистратуры, как правильно подготовить научный доклад для конференции.

 «Правило четырех»

Самое первое — это актуальность. Преподаватель отметил, что тема доклада может быть актуальна для студента, но не является таковой для аудитории.

«Главное   в оценке актуальности не ваша субъективная точка зрения, а объективная, которая поможет вам выбрать ту основную тему, которая будет актуальной для целевой группы», — подчеркнул Сергей Анатольевич.

Следующее правило: доклад должен быть основан на  результатах исследования. Как справедливо отмечает преподаватель, текст сообщения должен быть построен на научных фактах, если такой принцип отсутствует, то докладчик будет воспринят аудиторией как некомпетентный.

Научное сообщение студента должно быть понятно целевой группе – это еще одно обязательное правило. «Перед тем как писать текст доклада, подумайте, на какую целевую аудиторию вы ориентируйтесь», — подчеркнул преподаватель.
И последнее, четвертое, правило — доклад должен быть интересен. Сергей Анатольевич говорит, что участникам  конференции необходимо наладить общение, обзавестись связями с различными представителями научного сообщества. А чтобы это все осуществить необходимо, выступить с таким докладом, который вызовет немалый интерес у целевой аудитории, тем самым запомнится и сам докладчик.

«Интересный доклад — это тот, который обсуждают.  Если после вашего выступления не было каких-либо диалогов, то ваш доклад был скучный и не вызвал никаких эмоций», — сказал Сергей Анатольевич.

«Оправы нет — камень не заиграет»

Вторая часть мастер-класса была посвящена структуре доклада и тому, как правильно студенту представить его  перед аудиторией. 

«Структура — это оправа драгоценного камня, если оправы нет, то камень не заиграет в лучах света», — подчеркнул Сергей Анатольевич.

Преподаватель обозначил элементы этой самой структуры и дал им характеристику.  Актуальность — это первое, с чего начинается любой доклад, она должна  состоять из 2-3 предложений.

«Актуальность — это введение новых источников в научный оборот или научная значимость проблемы.  Бывает, тема мало изучена, так как неинтересна, а вот если покопаться в какой-либо уже хорошо изученной, то найдутся интересные факты, которые будут актуальны», — делится со студентами своим опытом преподаватель. 

За актуальностью, по словам Сергея Анатольевича, следует определение объекта.

«Чтобы выявить объект, надо найти в историографии конфликт, две различные точки зрения или две школы, столкнуть их друг с другом, потом разобраться в этой проблеме, и, наконец, предложить свой метод решения», —  отмечает он.

Что касается цели и обзора источников, то они должны быть озвучены очень кратко, не более двух минут на каждый. Далее по его словам остается совсем немного времени на основную часть доклада, а потом делается четкий и последовательный вывод.

Сергей Анатольевич обратил внимание студентов на то, что любой доклад должен быть продолжительностью не более 10 минут. Почему? Во-первых, кроме одного студента с его докладом есть еще много таких же докладчиков. А во-вторых, и, наверное, самое главное, — устойчивым человеческое внимание  сохраняется как раз 10 минут, далее оно рассеивается, и человек перестает четко воспринимать речь говорящего. 

«Вы не должны быть рабами текста!»

Последний совет, который дал Сергей Анатольевич студентам:  материал доклада необходимо рассказывать без  чтения его с листа. «Вы не должны быть рабами текста!» —  подчеркивает он.  Отсутствие визуального контакта — потеря аудитории. И несколько слов о презентации  для доклада.

«В ходе написания доклада вы должны понять, а чего, собственно, вы добьетесь от презентации? Нужна ли она вам?»

Он отметил, что, например,  для доклада по философии в создании презентации нет смысла, другое дело археология, где важно будет показать на экране какие-либо фото исторических артефактов.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0