Выступление ректора АлтГУ С.В. Землюкова на заседании Совета ректоров вузов СФО

1 мая 2014 Отдел по связям с общественностью

Тезисы выступления Председателя Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай, ректора Алтайского государственного университета
Сергея Валентиновича Землюкова
«О повышении качества образования и конкурентоспособности вузов в сфере азиатского вектора развития»
на заседании Совета ректоров вузов СФО с участием Полномочного представителя Президента РФ в СФО В.А. Толоконского, президента Российского союза ректоров, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничего, представителей Рособрнадзора.
18 апреля 2014 г., г. Новосибирск

1. Качество подготовки

Качество подготовки — основная наша функция. Несмотря на ежегодное общее увеличение по стране среднего балла по ЕГЭ поступающих в вузы, по естественнонаучным направлениям (физика, химия, биология и др.) средний балл по ЕГЭ оставляет желать лучшего. Принимая во внимание тот факт, что олимпиадники с высокими баллами по ЕГЭ предпочитают поступать в университеты центральной части России и в дальнейшем обучаться в них, среди вузов нецентральной части (в частности, Сибири) повышается конкуренция за олимпиадников. В наши университеты поступают абитуриенты со слабой школьной подготовкой, особенно по естественным и физико-математическим наукам. Для выравнивания знаний поступающих к нам абитуриентов мы вынуждены тратить на 1–2 курсах на это дополнительные средства.

В связи с тем, что существует проблема разноуровнего финансирования, считаю необходимым проработать вопрос федерального финансирования колледжей или гимназий, физико-математических школ, летних и зимних школ для талантливых детей, где следовало бы заниматься их более качественной подготовкой для поступления. Это заложено в Программе развития образования в рамках мероприятий (п. 1.8.).

Отмечу, что положительный опыт проведения таких школ имеется. При этом необходимо его обобщить на уровне РСР, а также подключить региональные власти для активизации данного направления.

2. Качество преподавания

Качество подготовки напрямую коррелирует с качеством преподавания.
Назрела необходимость корректировки форм реализации и содержания вузовских образовательных программ с целью их соответствия современному уровню гуманитарного, естественнонаучного знания и его технологического сопровождения.

Назрела необходимость совершенствования структуры образовательных программ, введения прикладного бакалавриата в высшем образовании, обеспечения высокого качества программ магистратуры, создания новой модели аспирантуры.

Мы сейчас сосредоточены на подготовке образовательных программ, отвечающих запросам практики и глобальным стандартам. При этом мы сталкиваемся с рядом проблем.

Одним из принципов, на которых должна строиться работа по повышению качества и конкурентоспособности российских вузов, является практикоориентированность и инновационность образовательных программ. Но даже имея профориентированные программы, мы не знаем профессиональных требований, профессиональных компетенций и стандартов, которые отсутствуют как по программам бакалавриата, так и по программам магистратуры. Выстраивание коммуникации с предприятиями — будущими работодателями выпускников — происходит «на ощупь». При этом вузы должны не стараться готовить студентов к конкретной работе или специальности, а развивать их общие компетенции и потенциал, чтобы после выпуска они могли быть профессионально мобильны.

Одно из решений данной проблемы видится в независимой профессиональной экспертизе качества образования, его сертификации. Профессиональное сообщество должно также более ответственно подходить к общественной аккредитации качества образования.

В рамках качества преподавания важна и подготовка самого преподавателя. Сейчас аспирантура существует в рамках образовательного процесса, учебной деятельности. Но проблема качества преподавания существует у тех, кто уже работает: это преподаватели и старшего поколения, и молодые преподаватели. А проблема заключается в том, что преподаватели старшего поколения владеют методикой преподавательской деятельности, но не владеют современными образовательными технологиями. Преподаватели более молодого возраста владеют исследовательскими компетенциями, но слабо владеют методикой преподавания в высшей школе.

В связи с тем, что на сегодня отсутствует полноценная переподготовка преподавателей высшей школы по образовательным программам с учетом новых квалификаций, есть необходимость в организации такой переподготовки для общего повышения качества профессионального образования. Чтобы минимизировать затраты на поездки на повышение квалификации в столичные вузы, рентабельными представляются организация и проведение переподготовки преподавателей на площадках базовых вузов в регионах или в рамках федерального округа.

3. Нагрузка преподавателей

С каждым годом в вузах происходит количественное изменение соотношения преподавателей и студентов. Подобная перезагрузка внутри вузов связана с перераспределением нагрузки преподавателей и научно-исследовательского персонала. Так, не все вузовские преподаватели занимаются научно-исследовательской работой. При этом у преподавателей, которые интенсивно и плодотворно занимаются наукой и проводят исследования, должны высвобождаться часы для данных видов деятельности. Освобожденные часы приходится перераспределять на преподавателей, ведущих учебную деятельность.

Однако в соответствии с Приказом Минобрнауки от 27.03.2006 № 69 «Об особом режиме рабочего времени и времени отдыха» существует норматив по часам, который регламентирует преподавательскую нагрузку. Для рационального перераспределения нагрузки представляется необходимым уточнить упомянутый Приказ.

При этом также необходимо ориентироваться на ведущие образовательные технологии, в частности на дистант и на возможность увеличения самостоятельной работы студентов.

4. Поддержка гуманитарного образования

Всесторонняя поддержка и дальнейшее развитие гуманитарного образования в университетах, особенно в классических, несомненно должно являться одним из приоритетных направлений. Вопросы гуманитарного образования постоянно поднимаются Президентом в ежегодном Послании Федеральному Собранию, что говорит об их особой важности. Гуманитарное образование представляет собой важный компонент национальной культуры, истории и самоидентификации народа. Именно гуманитарное образование закладывает прочную духовно-нравственную основу общества.

Важно понимать, что отношение к гуманитарному знанию сегодня изменилось. Специфика гуманитарного образования состоит в том, чтобы научить человека действовать в ситуации неопределенности и отсутствия «единственно верного» решения. Гуманитарное образование помогает научиться отвечать за принятые решения, определять меру собственной компетентности и ответственности, научиться планировать собственные действия и проектировать желаемые эффекты, разрешать проблемы из жизни, а не решать задачи из учебника.

5. Азиатский вектор развития

Азиатское направление в работе университетов, как мне кажется, приобретает стратегическое значение. Это связано с общим трендом развития нашей страны. Для университетов является важным взаимодействие с университетами стран азиатского региона (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Китай). Это взаимодействие происходит в сфере современных технологий, культуры, образования. Китай, Индия, страны СНГ лидируют в сфере академической мобильности. С вузами этих стран-партнеров совместно организуются и проводятся разнообразные мероприятия, выставки, конференции и т.п.

Представляется важным развивать сетевое взаимодействие с азиатскими университетами.

Так, в последние годы отчетливо проявляется тенденция усиления позиций АлтГУ как центра международного образования, научных исследований и межкультурного взаимодействия. В АлтГУ происходит ежегодное наращивание контингента иностранных студентов на 50–60%. Сходная картина наблюдается и по иностранным преподавателям: от единиц в предыдущие годы до 12 в текущем учебном году. АлтГУ имеет свыше 100 соглашений с 80 зарубежными вузами, большей частью — из стран Азии (Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Монголия, Таджикистан, Южная Корея, Япония и других). АлтГУ входит в число российских вузов, подписавших Меморандум о сотрудничестве в области образования, науки и культуры между высшими учебными заведениями приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан.

22 мая 2013 г. более чем тридцатью университетами из 9 стран на базе Алтайского государственного университета была учреждена Ассоциация азиатских университетов. Создание Ассоциации можно считать важным шагом в рамках азиатского направления развития университета.

Алтайский университет в очередной раз выбран в качестве площадки для проведения серьезного международного форума — Недели образования УШОС «Образование без границ». Это стало возможным благодаря четко обозначенному в стратегии развития нашего вуза азиатскому вектору и богатому опыту проведения российских и международных мероприятий.

Форум пройдет 7–9 октября 2014 г. Приглашаем всех принять участие в Форуме!

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0