День славянской письменности и культуры в АлтГУ

26 мая 2014 Вера Короткова, «За науку».
День славянской письменности и культуры — единственный в России церковно-государственный праздник. Он отмечается с 1991 г. и приурочен ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — создателей славянской азбуки и проповедников христианства. В эти дни проводят особые мероприятия в вузах, библиотеках, музеях и концертных залах.

23 мая в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 20-летия возрождения Барнаульской епархии в Алтайском госуниверситете состоялось пленарное заседание, посвященное Дню славянской письменности и культуры. См. фотоальбом на сайте АлтГУ.

В актовом зале корпуса «С» собрались клирики Русской православной церкви, преподаватели и студенты АлтГУ. До начала пленарного заседания остается 10 минут. Зал полон, свободных мест почти нет. Первые ряды занимают священники в черных рясах и фиолетовых камилавках. Они приветствуют друг друга тройным целованием, как положено по церковному уставу. Девушки из регентской школы в белых платках и зеленых платьях оживленно разговаривают. Руководитель хора регентской школы дает своим подопечным последние наставления: «Альты встают сзади. Потом выходят братья. Поем два произведения. Все понятно?»

Последним в зал входит архипастырь и благословляет аудиторию. Духовенство хором поет пасхальный тропарь, и праздничное собрание начинается.
В пленарном заседании приняли участие епископ Барнаульский и Алтайский Сергий, ректор Барнаульской духовной семинарии, кандидат богословия; епископ Рубцовский Роман, викарий Барнаульской епархии; проректор по научному и инновационному развитию АлтГУ А.А. Тишкин; проректор по научной работе БДС протоиерей Сергий Фисун, председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

Владыка Сергий приветствовал аудиторию:

«Дорогие друзья, братья и сестры, уважаемые участники, все неравнодушные к отечественной национальной истории, культуре и православной вере! Мы рады, что в этом году центром нашего празднования стал Алтайский государственный университет — главное высшее учебное заведение края.
Пленарное заседание — центральное событие в программе Дней славянской письменности и культуры на Алтае. В рамках этих торжеств проводится более десяти научно-практических конференций, круглых столов, семинаров. Эти мероприятия — еще одна возможность вспомнить о том, кто мы, “откуда есть пошла Русская земля”.
Прославляя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, мы вспоминаем, что главный плод их служения — не только создание славянской азбуки и перевод Священного Писания, богослужебной и учительной литературы на церковнославянский язык. Больше всего сил святые братья затратили на отстаивание каждым народом права на свою культуру, язык и письменность, свою национальную идентичность.
Кажется, что идеология позитивизма и прагматизма полностью захватила нас. Кажется, что гуманитарные знания — это что-то устаревшее, некий анахронизм. Но трагические события современности, особенно на братской Украине, подчеркивают: нам рано забывать о ценностях патриотизма, о жертвенной любви к Отечеству, об особом наследии славянства. Забвение наших истинных корней, отказ от сознания своей идентичности могут привести целые страны и народы к тяжелейшим последствиям вплоть до утраты государственности и суверенитета. Поэтому принципы духовной безопасности в наши дни обретают первостепенное значение. А осмысление этих принципов невозможно без глубинного исследования духовных традиций нашего народа».

Приветствие ректора АлтГУ С.В. Землюкова зачитал А.А. Тишкин:

«В День славянской письменности мы вспоминаем о причастности к великой культуре, наследниками которой мы являемся. Азбука святых Кирилла и Мефодия открыла путь к просвещению. Русский язык стал языком межнационального общения для представителей более 140 национальностей, проживающих в Алтайском крае. Наш общий долг — сохранять и приумножать красоту и самобытность русской речи».

На пленарном заседании выступил протоиерей Сергий Фисун с докладом «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».

«Подвиг святых солунских братьев становится во главу принципов православного миссионерства. Мы так говорим, потому что они не разрушали ничего лучшего в национальной культуре. Их трудами доселе разрозненные народы были вписаны в мировую историю. Священное писание, богослужение, христианская культура и вместе с тем грамота и общее просвещение наукой были преподаны славянству на близком и понятном им языке. Если мы будем сохранять святые заветы Кирилла и Мефодия, если не замутним их, то Родина наша, святая Русь — современная Россия — будет сильной, процветающей, и народ наш будет жить в мире и согласии с собой и со всеми другими народами».

Выступление Преосвященнейшего Романа, епископа Рубцовского посвящено 20-летию возвращения в храм Казанской Коробейниковской иконы Божией Матери.

«История святыни Земли Алтайской может послужить символом возрождения Православия на нашей земле. С возрождением и почитанием этого образа верующие связывают большие надежды на духовное пробуждение нашего народа.
С. Усть-Каменный Исток (ныне с. Коробейниково), основанное в 1778 г., в предреволюционные годы насчитывало до 6000 жителей. В селе было несколько церквей, школ, серьезных ремесленных предприятий. Когда государство взяло курс на искоренение религии, когда началось массовое закрытие храмов, церковные здания изымались по причине "нерадивого с ними обращения". Здания храмов передавались под социальные учреждения: избу-читальню, народный дом, сельский клуб. В большинстве случаев церкви использовались под хозяйственные нужды либо не использовались совсем. Богатое убранство церкви, резной иконостас были вывезены из Казанского храма с.  Коробейникова. Простые иконы, малоценные с точки зрения безбожной власти, безжалостно изрубили — ими топили печи в сельсовете. Лишь некоторые иконы местным жителям удалось тайно вынести. До нашего времени сохранилось лишь несколько подпиленных или полностью распиленных икон. Исключение составила главная храмовая святыня — икона Казанской Божией Матери.
В годы советской власти в здании церкви хранили зерно. Там работали в основном женщины, которым приходилось таскать мешки с зерном на вершину бурта. Чтобы было удобно подниматься на вершину, кто-то подложил под ноги доску в качестве трапа. В процессе работы она однажды перевернулась, и все увидели главную икону храма — она открылась людям. Лучшая икона, являющаяся не просто святыней села, но и великолепнейшим произведением искусства, оказалась под ногами тех, кто еще вчера в радости и в горе молился перед этим святым образом.
До наших дней дошло устное повествование о спасении иконы. Божия Матерь явилась во сне Олюшке Темной, слепой от рождения. Она просила избавить от поругания Свой образ. Олюшка рассказала об этом видении своим знакомым, которые смогли вынести икону из храма. Когда обмывали икону, было заметно, что образ сильно истерт ногами. Лики Богоматери и Младенца были едва различимы.
Казанский храм хотели разобрать, но из-за прочности стен не удалось извлечь ни одного целого кирпича. Закрытый и заброшенный храм никак не использовался вплоть до 1940-х годов, когда его передали сельсовету. Главная святыня храма — Казанская Коробейниковская икона Божией Матери — продолжала собирать вокруг себя верующих людей. Наиболее явное обновление иконы совершилось в канун святой Пасхи 1972 г.
В 1994 г. икона явила себя огромному количеству людей. Это был крестный ход из Барнаула в с. Коробейниково, самый масштабный за всю послереволюционную историю. Икона была внесена в восстановленный Казанский храм. С тех пор праздник иконы Казанской Коробейниковской Божией Матери совершается в первое воскресенье июля, а крестный ход к Алтайской святыне ежегодно совершают более 700 верующих».

М.В. Дюбенкова, зам. начальника главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, выступила с докладом «Традиции духовно-нравственного воспитания в Российской школе».

В завершение Кирилло-Мефодиевских торжеств смешанный хор студентов Барнаульской духовной семинарии и регентской школы под управлением регента иерея Димитрия Котова исполнил некоторые духовные песнопения, а также хвалебную песнь святым Кириллу и Мефодию.

Именно к Дню славянской письменности и культуры в 1885 г. в России Священным синодом было установлено совершать выпуск из духовных школ. Традиция эта сохраняется до сих пор в светских школах. 23 мая для всех выпускников звенит последний школьный звонок.

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0