Религиозный ландшафт Центральной Азии

8 сентября 2014 Факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии

Книга посвящена рассмотрению процесса развития религиозного ландшафта в Западной Сибири и сопредельных районах Центральной Азии в исторической ретроспективе от эпохи поздней древности до современности. Идея создания такого коллективного труда сформировалась в процессе многолетнего изучения религиоведческой проблематики в рамках деятельности кафедры религиоведения и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета. Знакомство с письменными, археологическими, этнографическими источниками, архивными материалами, законодательными документами, научной литературой, а также проведение этноконфессиональных и археологических исследований на Алтае, в Западной Монголии и Восточном Казахстане обнаружила сложность и многогранность этнорелигиозных процессов в Сибири и Центральной Азии. В результате с 2009 г. в Алтайском государственном университете была открыта лаборатория этнокультурных и религиоведческих исследований, заведующим которой был назначен П.К. Дашковский.

С 2007 г. лаборатория стала ежегодно  издавать тематический журнал «Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе», на страницах которого специалисты из разных городов России, а также из других стран обсуждали отдельные аспекты религиозной жизни народов данного обширного региона. Кроме того, стали проводиться тематические конференции «Религия в истории народов России и Центральной Азии», «Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах» и др., которые позволяли специалистам непосредственно обсуждать актуальные темы. Наконец, нельзя не указать на активную  поддержку Российского гуманитарного научного фонда, который на протяжении нескольких лет финансировал проекты П.К. Дашковского, среди которых следует отметить следующие: «Этносоциальные процессы и формирование синкретичных мировоззренческих систем у кочевников Алтая и Западной Монголии» (проект №08-01-92004а/G), «Влияние мировых конфессий и новых религиозных движений на традиционную культуру народов Российского и Монгольского Алтая» проект №10-01-00535 a/G,),  «Формирование и развитие религиозного ландшафта на Алтае: история и современная ситуация» (проект №12-11-22000), «Этнокультурные и политические процессы как факторы исторической динамики религиозной ситуации в трансграничном пространстве юга Западной Сибири и Западной Монголии» (проект № 13-21-03001a/G).

Уже в процессе формирования основного замысла книги стало понятно, что для ее подготовки потребуется привлечь сотрудников не только кафедры религиоведения, но и других кафедр АлтГУ. Хронологический и тематический охват книги весьма значителен, поэтому в работе над монографией приняли участие ученые из различных научных центров не только России (АлтГУ, КемГУ, ТГУ, ТюмГУ, ИМБиТ СО РАН, ИАиЭ СО РАН, ГАГУ, ОмГУ, НГУ и др.), но и Казахстана (ВКГУ), Монголии (МГУ, ХГУ).

Книга состоит из двух томов, каждый из которых включает по два тематических раздела, разделенных на главы, которые готовились отдельными исследователями. В этом году опубликован первый том, в который включены два раздела: «Прозелитарные религии и шаманское мировоззрение у народов Южной Сибири и Центральной Азии в поздней древности и средневековье», «Религиозные организации в Сибири в XVIII — начале XX вв. в контексте государственно-церковной политики Российской империи». Во второй том войдут разделы «Религиозная жизнь населения Западной и Южной Сибири в советский период», «Современные этноконфессиональные процессы в Западной Сибири и на сопредельных территориях».

Таким образом, проведенное исследование показало, что развитие религиозного ландшафта в Западной Сибири и сопредельных районов Центральной Азии с I тыс. до н.э. до начала XX в. происходило под влиянием этнических, социально-экономических, культурных процессов и особенностей государственно-конфессиональной политики. Что касается содержания первого тома, то он охватывает период от I тыс. до н.э. до начала XX в.

В процессе работы над книгой исследователи установили, что мировоззрение кочевых народов Саяно-Алтая поздней древности и раннего средневековья носило синкретичный характер. При этом важной основой мировоззрения номадов являлся шаманский комплекс верований и обрядов. С I. тыс. до н.э. отмечается проникновение иранского религиозного комплекса, а с начала новой эры и особенно раннего средневековья фиксируется знакомство кочевников с прозелитарными религиями, прежде всего с манихейством и буддизмом, несторианством. Кроме того, постепенно религиозный фактор стал все активнее использоваться кочевой элитой для решения не только внутренних, но и внешнеполитических проблем. В то же время, в силу недолговечности полиэтничных империй средневековья, ни одна из прозелитарных религий так и не смогла занять прочные позиции в мировоззрении кочевников. В эпоху позднего средневековья в ряде регионов Западной Сибири,  наряду с традиционными верованиями, утверждается ислама.

В Новое время заметным явлением в религиозной жизни Западной Сибири кроме Русской православной церкви стали мусульманские, старообрядческие, иудейские, католические общины. Необходимо отметить, что в  XIX в. Российская империя выработала особую систему государственно-конфессиональных отношений. Она включала в себя четыре иерархических уровня. Высший уровень конфессиональной структуры занимала Русская православная церковь. На второй ступени располагались т. н. «признанные терпимые» — католики, протестанты, мусульмане, буддисты и иудеи. Следующее звено составляли «терпимые непризнанные», представленные преимущественно старообрядцами. Наконец, на низшей ступени располагались «непризнанные нетерпимые», к которым относились, например, такие группы, как хлысты, скопцы. Исходя из соответствующего расположения религиозной организации или группы в данной иерархии с ней выстраивались особые отношения со стороны государственной власти и Русской православной церкви.

Общероссийские тенденции государственно-конфессиональной политики хорошо прослеживаются в религиозных процессах, протекавших в Западной Сибири в XIX — начале XX вв., что подробно рассматривается в монографии.

Версия для печати
поделиться