Пресс-конференция Ларисы Ефремовой и Владимира Филиппова на VIII Неделе образования ШОС

15 октября 2014 Отдел по связям с общественностью
7 октября в рамках VIII Недели образования государств — членов Шанхайской организации сотрудничества «Образование без границ» состоялась пресс-конференция с заместителем руководителя Россотрудничества Ларисой Ивановной Ефремовой и председателем Совета ректоров Университета ШОС, ректором Российского университета дружбы народов Владимиром Михайловичем Филипповым.

Спикеры, несмотря на активную работу на предварявшем пресс-конференцию пленарном заседании, отвечали на вопросы корреспондентов краевых и федеральных СМИ обстоятельно и развернуто.

ВОПРОС: Каковы основные цели и результаты сотрудничества в рамках ШОС?

Л.И. Ефремова: Сегодня пленарная часть нашей встречи показала, что Университет ШОС, как образовательная структура и организация, состоялся. В рамках концепции, утвержденной министрами образования, мы проходим уже ее третий этап. Мы вступили в долгосрочное развитие. За этот промежуток времени не только разработана нормативно-правовая база, но в рамках апробации совместных магистерских программ ребята из разных стран уже прошли обучение в российских образовательных организациях, так как Россия, изначально поддерживая этот проект, выделяет бюджетные места на совместные образовательные программы в рамках Университета.

Главный итог сегодняшнего дня, наверное, заключается в том, что мы с каждой нашей встречей, с каждой Неделей образования, с каждым заседанием экспертных рабочих групп учились говорить в диалоге, учились слушать и понимать друг друга. Я помню, что в 2006 году сложно было выстроить какой-либо диалог о совместном образовательном процессе. А сейчас (и сегодняшнее заседание яркий тому пример) выступают представители разных стран, и, несмотря на то, что они представляют системы образования разных стран, различные законодательные базы, они говорят об общих проблемах, которые имеют отношение не только к Университету ШОС, но и в целом к интеграционным процессам внутри нашего Евразийского сообщества. Я считаю, что это большое достижение. Мы сегодня говорим не о том, что мы разные, а о том, что в этом образовательном процессе, в Университете ШОС мы равны.

В.М. Филиппов: Идея сетевого Университета ШОС родилась в Министерстве в том числе и по инициативе Ларисы Ивановны Ефремовой. Но сейчас с каждой встречей мы наполняем эту идею содержанием, предложениями, которые поступают из высших учебных заведений. То, что начиналось с формата совместной магистерской программы, по принципу учебы по году в вузах разных стран и получении двух дипломов, сейчас трансформируется в совместные программы в области аспирантуры с двумя научными руководителями. Это программы повышения квалификации преподавателей. Обе эти программы подкреплены финансовыми возможностями — Россотрудничество выделяет квоты для обмена аспирантами, совместной подготовки диссертаций аспирантами, для обмена преподавателями.

В рамках сегодняшнего обсуждения вырисовывается целый ряд новых направлений развития, которые могут быть стратегически важны. Но на это надо получить утверждение министров образования наших стран, потому что Университет ШОС работает под эгидой национальных министерств образования и науки. Кстати, сегодня было интересное предложение по введению полезной для нашего общего дела специальности, такой как международная журналистика, в рамках магистратуры. Потому что одно дело иметь бакалаврское образование журналиста и чуть-чуть знать журналистский принцип подхода, а другое дело — специализироваться или в рамках СНГ, или в рамках межпарламентской ассамблеи СНГ, где надо знать нормативную базу, или в рамках стран БРИКС, где также своя специфика. В РУДН специальность «международная журналистика» предполагает целый ряд модулей, которые входят в известнейшие магистерские программы. Одним словом, надо знать регион, по которому ты будешь специализироваться как международный журналист. Думаю, что для регионов, входящих в ШОС, тоже надо готовить специализации по международной журналистике, чтобы люди профессионально знали вопросы, проблемы, направления сотрудничества и т.д.

ВОПРОС: В свое время ШОС создавалась как некий противовес мировым политическим системам. Поскольку вы представляете образовательный компонент этой организации, является ли она неким противовесом в системе существующих образовательных общемировых институтов?

Л.И. Ефремова: Я не думаю, что мы рассматриваем свое гуманитарное сотрудничество как противовес, если мы говорим о его образовательной части. Это не противовес тому, что происходит в европейском пространстве, в содружестве независимых государств, потому что ряд стран Шанхайской организации сотрудничества находится и в СНГ, и в Евразес, и в ШОС. Я думаю, что это взаимодополнение того, что происходит в региональном пространстве. С одной стороны, мы, как организации, ее гуманитарная часть, развиваемся всего лишь 10 лет, в то время как другие существуют уже не один десяток лет. Есть тот опыт, который мы используем, но мы его уже преломляем в контексте евразийского пространства.

В.М. Филиппов: Действительно, нет такой задачи — выступать противовесом, тем более перед высшими учебными заведениями. У нас другие цели — образовательные. Мы говорим, что если надо с чем-то бороться, то этим должны заниматься силовые структуры. А мы, в лучшем случае, должны заниматься какой-то профилактикой.

Многие аспекты, даже в области культуры, сейчас рассматриваются как понятие мягкой силы.  А с позиции личности, конечно, мы расширяем возможности в рамках глобализации, создавая конкретные механизмы. Хотят дети, которые хотят куда-то ехать, знают, что можно это сделать, знают, что есть различные фонды. Почему же нам не помочь с созданием конкретных механизмов в рамках определенных пространств.

ВОПРОС: Можно ли рассматривать Университет ШОС как инструмент мягкой силы?

В.М. Филиппов: Конечно, это элемент мягкой силы, но, к сожалению, мы поняли это очень поздно. Например, первый американский университет в Египте был создан в 1919 году. А сейчас подобные вузы существуют по всему миру. Я знаю, например, российских студентов, которые учатся в американском университете в Италии.

Образование — один из важнейших элементов мягкой силы, потому что к образованию причастно абсолютное большинство живущих на планете. Когда я обращался с просьбой к Владимиру Владимировичу Путину, в первой строчке писал: «Уважаемый Владимир Владимирович! В российскую систему образования на работу и на учебу приходит каждый день 41 миллион человек из 140 миллионов в стране…» Представьте, какая сила стоит за образованием. Поэтому образование, конечно же, можно рассматривать как мягкую силу. В большинстве стран мира, к счастью, эта сила направлена на благо человека, на благо сотрудничества.

ВОПРОС: Какими мотивами руководствовались организаторы при выборе региона проведения? Насколько комфортно вам работается в нашем регионе? Можно ли, говоря о нашей площадке форума, оценить работу региона?

Л.И. Ефремова: Инициатором проведения Недели образования всегда была российская сторона. Все недели образования проходят на территории РФ — она выделяет на это средства. Был долгий период, когда Неделя образования проходила в Москве. Это был период становления нашего образовательного, научного, культурного сотрудничества, в целом Шанхайской организации. Но когда мы поняли, что образовательное направление Шанхайской организации укрепилось, возникла идея проводить Неделю образования за пределами Москвы. Первым городом после Москвы стал Новосибирск, который презентовал свои достижения в области науки, инноваций, экономики. Мы увидели, что при помощи Недели мы не только выстраиваем свои отношения в ШОС, но и продвигаем регионы РФ.

Идея проведения Недели ШОС в Барнауле возникла не случайно. Во-первых, Алтайский государственный университет входит в Университет ШОС, ведет достаточно большую, активную международную деятельность на Евразийском пространстве. Мы, как агентство Министерства иностранных дел — Россотрудничество, поддерживали крупные проекты Алтайского госуниверситета и выделяли гранты на проведение совместных научных исследований в рамках Евразес, ШОС.

У нас была уверенность в том, что Алтайский госуниверситет, хотя он и является подведомственным учреждением Минобрнауки РФ, достойно покажет субъект федерации.

С другой стороны, Алтайский край достаточно мощный субъект не только в плане экономического развития нашей страны, но и культурного. Здесь существует крепкая связь с историей, культурой, традициями, литературой. Это то, что объединяло нас в советские годы, и то, что объединяет в современной России. Это и образы Шукшина, и великих алтайских рек, и многое другое. Нам хотелось показать через Барнаул и Алтай именно многонациональность нашей страны. Думаю, нам это удалось.  Открытие и пленарное заседание прошли очень естественно, когда, например, никто не готовил студента Алтайского госуниверситета, а он вышел на сцену и поделился своей идеей. Я думаю, что это зависит от духа, который присутствует в данном университете.

В.М. Филиппов: Я знаю многие высшие учебные заведения в стране, есть с чем сравнивать, и поэтому, поясняя выбор Алтайского госуниверситета для проведения Недели образования ШОС, скажу, что всегда выбирается вуз, которому доверяют и по поводу которого у вузовского сообщества не возникнет вопроса: «Зачем туда ехать». Действительно, Алтайский государственный университет — известный и уважаемый университет среди вузов Российской Федерации. Это стало первой причиной нашего выбора площадки для проведения Недели. Во-вторых, в принятом и подписанном министрами образования пяти стран ШОС документе будет записан целый ряд положений, которые поднимут авторитет Алтайского края.

Например, в Астрахани существует сеть университетов Каспийского региона, есть Киргизско-российская ассоциация технических университетов, Российско-китайская ассоциация технических университетов, Российско-китайская ассоциация экономических вузов и т.д. Такого рода декларации и образовательные объединения делают известными на весь мир те места, где были приняты и утверждены. Яркий тому пример — Форталезская декларация. Форталез никто не знал, пока там не состоялся Форум профсоюзов стран БРИКС. Сейчас эта декларация цитируется во всем мире, потому что была принята в очень сложное время. В частности, в этой декларации записана поддержка создания сетевого университета стран БРИКС. А в Барнауле мы надеемся принять решение о выдаче первых документов сетевого университета стран ШОС. Помимо прохождения магистратуры по году в двух вузах и получения дипломов обоих университетов, мы запланировали выдачу документа сетевого университета стран ШОС.

Одним словом, на каждой Неделе образования стран ШОС принимаются решения, которые делают известными на весь мир те регионы, где все это происходит.

ВОПРОС: На открытии VIII Недели образования государств членов ШОС говорилось о том, что одна из задач Университета ШОС продвижение русского языка на территории стран членов ШОС? Какие шаги для этого предпринимаются, планируется ли что-то конкретное установить на Неделе в Алтайском крае?

Л.И. Ефремова: Мы сегодня говорим не о продвижении русского языка через Университет ШОС, потому что в Шанхайской организации сотрудничества существует два официальных языка — русский и китайский. Благодаря ректору АлтГУ Сергею Валентиновичу Землюкову сегодня был презентован российский портал, который сделан в нашей стране и позволяет в том числе и в дистанционной форме изучать русский язык. Безусловно, как представители российской системы образования, мы должны продвигать русский язык. Например, те квоты на обучение в университетах ШОС, которые даются нашей страной, — это государственные средства на обучение на русском языке. Тем самым мы продвигаем и расширяем возможности русского языка.

Так как в ШОСе существует принцип коллегиальности, мы не можем в Шанхайской организации сотрудничества говорить, что первичным будет создание центров по русскому языку или изучение русского языка. Мы всегда должны помнить о втором важном языке в ШОСе, поскольку здесь существует равноправие. Но мы говорим, что наш многосторонний формат выстраивается по двухстороннему принципу. Мы консолидировались вместе с Министерством образования и науки РФ, фондом «Русский мир» в плане продвижения русского языка. Минобрнауки выделило средства, гранты 20-ти ведущим российским вузам с тем, чтобы они разработали программы повышения квалификации учителей русского языка, в первую очередь в странах СНГ, Балтии, Болгарии, Сербии и др. Уже этой осенью вузы стартуют с этими образовательными программами. Министерство образования и науки РФ и Россотрудничество выделило большие деньги на командирование русистов в страны ШОС с тем, чтобы там преподавался русский язык. Сейчас мы обсуждаем, если говорить о двухстороннем формате с Китаем, вопрос создания Центров русского языка в Китае и сети Институтов Конфуция в России.

В.М. Филиппов: Одна из задач, которую нам необходимо решить в рамках Университета ШОС, — выделение большего числа стипендий всеми странами — членами ШОС. Сейчас существует некий перекос в том, что абсолютное большинство стипендий выделяет российская сторона. Нам же необходимо, чтобы все страны были активны в этом вопросе и стипендии выделяли, например, Киргизия для Таджикистана, Казахстан для Киргизии, Китай для России. В рамках сетевого Университета ШОС у нас есть свои задачи по продвижению русского языка.

ВОПРОС: Существует инициатива по созданию на базе АлтГУ Азиатского университета. Как вы относитесь к этой идее, будете ли ее поддерживать в контексте трансграничности нашего региона и активизации восточного вектора во внешней политике страны?

Л.И. Ефремова: Эта идея возникла давно, во время визита Президента РФ в Алтайский госуниверситет. Тогда я работала в Министерстве образования, и мы изучали возможность создания Азиатского университета. Я всегда задаю вопрос: для чего мы создаем то или иное образовательное учреждение.

В Алтайском госуниверситете уже имеются свои традиции, и создание новой структуры не несет цель их разрушить. Здесь, скорее всего, идет расширение возможностей российского образования в Евразийском пространстве и акцентирование научной, инновационной деятельности по этой проблематике.

Идея Азиатского университета очень хорошая и перспективная, но над ней еще необходимо работать и структурно, и содержательно, как самому Алтайскому госуниверситету, так и Администрации Алтайского края и Минобрнауки РФ. Это совместный труд.

ВОПРОС: Какие привилегии получают студенты Университета ШОС в рамках сотрудничества?

Л.И. Ефремова: Перед органами образования наших государств и в целом перед Шанхайской организацией сотрудничества стоит задача, чтобы студент, получивший дипломы, например, российского и китайского вузов и в перспективе сертификат Университета ШОС, в первую очередь был востребован в аффилированных структурах ШОС. По большому счету, совместные образовательные программы стран ШОС нацелены и на региональное сотрудничество. Соответственно, преференции при трудоустройстве будут получать студенты с этими дипломами и прошедшие обучение по данным образовательным программам. Поэтому сейчас нам необходимо не только создать совместные программы и предоставить бюджетные места, но и провести большую работу с работодателями.

Сейчас, в период становления Университета ШОС, Министерства образования наших стран проводят активную работу с бизнес-сообществом, в результате чего одни будут предоставлять рабочие места, а другие — готовить специалистов. При этом образовательные стандарты должны быть близки этому направлению работы.

ВОПРОС: Почему среди новых совместных образовательных программ, которые будут реализовываться в рамках Университета ШОС, значатся «Экономика» и «Педагогика»?

Л.И. Ефремова: Эти направления подготовки появились недавно, в начале прошлого года. Изначально было только пять согласованных направлений, хотя в 2007 году экспертное сообщество предложило большой спектр направлений, но министры образования остановились только на пяти. И лишь в прошлом году было принято решение, что для структуры ШОС необходимо готовить экономистов, разбирающихся в области нашей организации. Другая важная задача — подготовка педагогических кадров, как школьного образования, так и университетского уровня. Для нашей организации на сегодняшний день это важное и востребованное направление. Поэтому и было принято решение о добавлении этих двух направлений в перечень курсов подготовки Университета ШОС.

В нашем случае один вуз не может предложить свое направление и сказать, что оно будет существовать в образовательном процессе стран ШОС. Эти предложения должны принять все участники организации, которые входят в проект по созданию действующего Университета. Например, сегодня становится очень актуальным такое направление, как  «Журналистика». Но мы его не сможем ввести, пока оно не будет отработано экспертным сообществом и все страны ШОС об этом не договорятся.

Фоторепортаж с пресс-конференции Ларисы Ефремовой и Владимира Филиппова можно посмотреть на странице VIII Недели образования государств — членов ШОС сайта АлтГУ.

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0