В АлтГУ состоялся круглый стол «Профориентация: современные технологии, эффективное сотрудничество»

25 февраля 2015 Вера Короткова, газета «За науку»
Фото: О.А. Ковалев

19 февраля в зале Ученого совета АлтГУ состоялся круглый стол «Профориентация: современные технологии, эффективное сотрудничество».

Партнерство между учебными заведениями и предприятиями города и края позволяет установить прочную связь «школа — вуз — работодатель». Для того чтобы найти новые способы профориентации школьников и обсудить вопросы современного образования и трудоустройства, в стенах Алтайского госуниверситета собрались руководство АлтГУ, работники школ и представители предприятий города.

Ведущие круглого стола — первый проректор по учебной работе Е.С. Аничкин, начальник управления по работе с абитуриентами и содействия трудоустройству выпускников Е.Н. Гончарова, ведущий инспектор КГКЦ «Центр занятости населения г. Барнаула» В.В. Лузина, главный специалист комитета по образованию г. Барнаула Л.П. Первун.

В работе круглого стола принимали участие представители органов власти и местного самоуправления, предприятия — партнеры университета, руководство школ, учреждения дополнительного образования и все заинтересованные субъекты, которые осуществляют профориентационную деятельность.

Для того чтобы обеспечить экономику края кадрами, которые необходимы для ее устойчивого развития, в октябре 2014 года Администрация Алтайского края утвердила государственную программу «Кадры для экономики на 2015–2020 гг.» Ведущий инспектор КГКЦ «Центра занятости населения г. Барнаула» В.В. Лузина рассказала об этом подробнее в докладе «Первоочередные задачи государственной программы Алтайского края “Кадры для экономики”».

«Приоритетными направлениями государственной политики в сфере реализации программы являются: обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами, улучшение качества рабочей силы и профессиональной мобильности, повышение квалификации рабочих, развитие системы профессиональной ориентации. Последние исследования показали, что в настоящее время более 30 % выпускников к концу обучения не сделали профессиональный выбор; около 50 % не знают, какие профессии востребованы на рынке труда; около 70 % выбирают вуз в качестве места учебы, в то время как в структуре спроса дефицитом трудовых ресурсов являются рабочие профессии. Сфера профессиональных предпочтений школьников сегодня резко смещена в сторону вузов, — отметила Вера Витальевна.

Заместитель начальника управления по работе с абитуриентами АлтГУ Л.М. Григорьева рассказала об опыте летних профильных школ.

«Опыт работы вузов показывает, что некоторые профильные школы, которые существуют при многих крупных вузах, позволяют вести профориентационную работу в летний период. В основном работа ведется с одаренными школьниками и позволяет привлекать их в качестве абитуриентов. Летние школы проводятся как на базе самих вузов, так и на базе оздоровительных лагерей. В планах АлтГУ на 2015 год – продолжить инновационный проект и провести на базе оздоровительного лагеря «Каникулы» математическую школу для учащихся 7-8 классов. Кроме того, будет действовать еще и гуманитарный проект. Такой опыт обязательно будет расширяться».

Выступление Любови Михайловны продолжила зам. директора ДООЦ «Каникулы» Н.Ю. Чащина.

«В состав детского оздоровительно-образовательного центра "Каникулы" входит 7 загородных лагерей, один из них — детский оздоровительный лагерь "Дзержинец", расположенный в поселке Новые зори. На его базе с 2014 г. реализуется профильная смена "Академия успеха". В лагере "Дзержинец" сформирован и работает вожатский педагогический отряд студентов АлтГУ "Вега". Студенты в качестве вожатых занимаются с детьми и подростками 11–18 лет, прививая им патриотическое воспитание, — сообщила Наталья Юрьевна.

О развитии партнерских отношений продолжила разговор директор лицея № 130 РАЭПШ О.И. Шарапова.

«Наши дети хорошо знают изучаемые предметы, но по окончании школы они не востребованы на рынке труда без специальности, и поэтому они вынуждены обучаться дальше. Зачастую молодежь рассматривает обучение в вузе не как выбор будущей профессии, а как некий период взросления, который надо где-то пересидеть: "Пока учусь, определюсь, чем я хочу заниматься".
Вузы как раз нацелены на то, чтобы осуществить профориентацию через деятельность. Нам надо искать такие варианты взаимодействия, благодаря которым наши цели совпадали бы с интересами, потребностями и внутренней мотивацией ребенка».

Ольга Ивановна затронула проблемный вопрос о мотивации школьников для поступления в вуз и рассказала об опыте соотношения учебного процесса и научно-исследовательской деятельности школьников лицея № 130.

Начальник отдела организации НИРС АлтГУ А.В. Черенкова рассказала о научных мероприятиях, проводимых для школьников в АлтГУ. Прежде всего это Всероссийский Фестиваль науки, в рамках которого проводятся  творческие мастерские, читаются публичные лекции, осуществляется показ научно-познавательных фильмов. Интерактивные площадки открыты для всех школьников Алтайского края и других регионов и позволяют детям в игровом формате познакомиться с научной жизнью университета. Кроме того, в классическом вузе проводятся другие открытые научные площадки — это молодежный научный форум «Дни молодежной науки в АлтГУ» и методическая школа научного студенческого общества «Шаг в науку» для студентов, учителей и школьников.

После выступлений докладчиков состоялась дискуссия, которая позволила участникам и гостям круглого стола поделиться мнениями и обсудить накопившиеся проблемы.

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0