В АлтГУ прошла встреча студентов-журналистов и их преподавателей с будущими работодателями

3 ноября 2015 ФМКФиП
По инициативе кафедры теории и практики журналистики и Евразийского центра медиаисследований факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии прошел научно-практический семинар «Модель личности молодого журналиста: профессионально-личностные качества, ценностные и социальные ориентации». На семинаре обсудили требования, которым должен отвечать молодой журналист в современной редакции, а также первостепенные задачи подготовки «акул пера» в высшей школе.

Встреча прошла 30 октября. В ней приняли участие работодатели из ИД «Алтапресс», телекомпании ГТРК «Алтай», журналисты районных газет: «Ударник» Петропавловского района, «Новая жизнь» Павловского района, «На земле Косихинской» Косихинского района, «Районный вестник» Краснощековского района, а также преподаватели кафедры теории и практики журналистики и студенты-журналисты классического вуза.

Проблема районных изданий

Для районных изданий проблема кадров является основной. Сегодня сельские издания испытывают большую потребность в кадрах. По словам редактора газеты «Ударник» Петропавловского района Ольги Новичихиной, журналист должен соответствовать «стандартным» запросам: быть креативным, любознательным, оперативным, коммуникабельным, дипломатичным и эрудированным. Важным для работы в сельской газете является и нахождение общего языка с разными людьми. К тому же жители района знают сотрудников газеты в лицо. Поэтому для журналиста важно в жизни быть таким же, каким он себя показывает в своих материалах. По мнению редактора, не меньшее значение, чем профессиональные навыки, имеют нравственные и личностно-поведенческие качества работника СМИ. Штат сотрудников районных изданий молодыми журналистами давно не пополнялся. Кроме того, практикантов в петропавловской газете не было около девяти лет. По мнению участников дискуссии, проблему пополнения кадров может решить институт «целевиков».

Как и кого мы готовим

Преподаватели направления «журналистика» отметили необходимость постоянной модернизации образовательных программ в подготовке современного журналиста, оптимизации учебного плана, многоаспектности компетенций, которыми должен обладать выпускник.

Дискуссионным оказался  вопрос о цели подготовки молодых специалистов.

«Важно понимать, кого мы готовим, – говорит директор школы практической журналистики Леонид Вихрев. – Пропагандистов? Или мы готовим журналистов-диссидентов? Нет. Мы готовим профессионалов, которые сами должны сделать выбор, кем быть».

Однако у генерального директора ГТРК «Алтай» Олега Говорщенко по этому поводу − своя точка зрения. Так как стремительно меняется медийный процесс, должна меняться и сама подготовка журналистов. Если раньше было достаточно, чтобы выпускник был «думающим», «говорящим», «пишущим», то сегодня важно еще адаптировать его под разные СМИ.

«Тот текст, что создает автор, – это не половина и даже не 25% успеха. Это всего лишь какая-то медийная заготовка, которую нужно упаковать и выпустить, – говорит Олег Говорщенко. – Сегодня меняется сама "упаковка" медийного продукта. И в образовании нужно сделать так, чтобы к этой меняющейся "упаковке" и тем тенденциям, которые появляются на рынке, классическое образование было готово. Оно должно объяснить, что в этих нововведениях не так и что мы, собственно, меняем».

По мнению шеф-редактора газеты «Читай-город» Надежды Тиуновой, на сегодняшний день высшая школа дает огромную теоретическую базу, но не готовит студентов к реальной работе в редакции. Поэтому при устройстве на работу выпускники имеют идеалистические представления о профессии и при этом сложно ориентируются в информационном пространстве. Большими сложностями выступает поиск тем для материалов, студенты не могут взаимодействовать с институтами власти, не подготовлены к работе морально и при всем при этом мало дисциплинированны. Однако для редакций, в которых важным правилом «игры» является дедлайн, подобные моменты неприемлемы.

Выход из этой ситуации представители местных СМИ видят в «закручивании гаек».

«Я понял одну вещь: с демократией в образовании пора заканчивать и нужно вводить авторитаризм, – говорит руководитель сайта altapress.ru и радиостанции «Серебряный дождь в Барнауле» Андрей Никитин. – Когда я был студентом, наука не гналась за новинками, за которыми вы гонитесь сейчас, вводя огромное количество спецкурсов. Будущий журналист должен знать базовые вещи: сбор информации, анализ и интерпретацию. Мне кажется, нам нужно проанализировать этот дикий список предметов, пересмотреть подход к практическим работам, наладить систему поощрений и "наказаний"».

Проблема отбора и выбора

«Проблема начинается не на первом курсе после приемных экзаменов, а на стадии отбора, – говорит главный редактор газеты «Свободный курс» Владимир Овчинников. – Именно здесь нужно отсеивать правильных людей, которые будут писать профессионально, как журналисты. Ведь ощущать себя журналистом на этом этапе – это важно. Возможно, необходимо привлекать к отбору профессиональных журналистов. После беседы с ними абитуриенты могли бы делать осознанный выбор и знать, что их в дальнейшем ждет».

В обсуждении проблемы выбора студентами будущей профессии и другие участники дискуссии отметили, что важную роль играет желание студента быть журналистом. Это выявили в своем исследовании члены научного кружка «Студенческие медиаисследования». Результаты опроса показали, что студенты адекватно оценивают качества и черты поведения, отличающие образцового журналиста от плохого, они знают недостатки современных СМИ, осознают трудности профессии. Большинство опрошенных первокурсников ответило, что к выбору профессии журналиста их склонили личные способности, умение писать, мечта о профессии, интерес к ней, желание ее освоить.

Респонденты выпускного курса определили модель образцового журналиста следующим образом. На первом месте по популярности ответов оказались профессионально-трудовые качества, в этот кластер вошли определения типа: активный, внимательный, дотошный, легко обучаемый, настырный, работящий, трудолюбивый, усидчивый, хорошо пишущий.

На втором  месте кластер культурно-личностных черт. В него вошли разноплановые характеристики: беспристрастный, бесстрашный, воспитанный, смелый, целеустремленный и другие – всего около 40 определений.

Третье место – за кластером «когнитивные качества», куда включены характеристики типа: интеллектуал, креативный, критически мыслящий, образованный, эрудированный, умный и другие.

Четвертую позицию занимает кластер нравственных качеств, куда вошли черты типа: бескорыстный, гуманный, добрый, морально устойчивый, неподкупный, порядочный, правдивый, честный.

И последняя позиция – за кластером коммуникативных черт. Сюда вошли определения типа: коммуникабельный, красноречивый, общительный.

Кто кому должен

Представляется значимой реплика доцента кафедры теории и практики журналистики Татьяны Кулинкиной, которая обратила внимание на односторонность требований работодателей. Им должны вуз, преподаватели, студенты, но, в свою очередь, и они должны честно и объективно посмотреть на то, как они помогают молодому специалисту войти в трудовой коллектив, что делают для максимального раскрытия его способностей и талантов, как способствуют выпускнику реализовать в СМИ то, что он хочет.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0