Легко ли быть экологом в России?

26 февраля 2016 Биологический факультет

В декабре новостные ленты ведущих Алтайских СМИ пестрили заголовками в духе – «Алтайские экологи объявили сбор средств на новый снегоход егерю». Речь шла о краутфандинговом проекте «Защитим Кислухинский заказник от браконьеров!» Героем этого проекта стал егерь Кислухинского заказника Сергей Байдуков, который уже несколько лет пытается всеми силами сохранить природу Кислухинского леса. Зимой для защиты этой особо охраняемой природной территории очень нужен хороший снегоход, и до недавнего времени его у егеря не было. Акция по сбору средств завершилась большим успехом, было собрано более 650 000 рублей, вместо заявленной суммы в 380 000 рублей. На вырученные средства был приобретен снегоход «Ямаха Викинг». Мы поговорили с инициатором этой акции, выпускником биологического факультета Виктором Никулкиным.

– Как возникла идея проекта?

– Конечно, проект по сбору средств появился неспроста. Так случилось, что, участвуя в другом экопроекте, я посетил Кислухинский заказник, где и познакомился с его егерем Сергеем Байдуковым. Я стал приезжать в заказник регулярно и осознал, что лес действительно наполнен жизнью: есть звери, птицы, уникальные красивые места. В первую очередь в этом, конечно, была заслуга егеря. Приближалась осень, и Сергей стал часто говорить, что снегохода нет и что работать без него очень тяжело, можно сказать – бессмысленно. Все это и подтолкнуло меня попробовать запустить народный сбор средств в помощь егерю и Кислухинскому лесу. Подготовка к запуску проекта затянулась, но итог превзошел все ожидания – у Сергея теперь японский очень хороший снегоход!
Больше 10 лет сотрудничаю с различными экологическими организациями, чаще всего как волонтер, работа не позволяет большего. Конечно, за 10 лет научился многому – и гранты писать, и проекты вести. Вообще, работа в некоммерческих организациях – это очень хороший опыт, все лидеры экодвижения – отличные менеджеры. Ведь при минимуме ресурсов, сделать нечто труднее, поэтому это тебя заставляет думать за пятерых.

– Хорошо или плохо быть экологом в России?

– Экология как отдельная наука сформировалась сравнительно недавно. Вместе с тем в западных странах экологи уважаемы в обществе, люди понимают, что важно заботится о сохранении природы. В России ситуация совершенно противоположная, на мой взгляд, экологов не воспринимают всерьез, в первую очередь это связано с политикой государства. До сих пор экология не преподается в школах как обязательный предмет. К примеру, история жизни насчитывает 4 миллиарда лет, религии – 2500 лет. Религию у нас изучают в школах, а экологию, предметом которой является жизнь, взаимодействие живых организмов, нет. Вы считаете это нормальным? Природоохранная деятельность умирает в России, ее не финансируют практически, а профессионалов становится все меньше, молодежь не хочет идти работать за гроши. Что будет дальше, даже не хочется думать.

– Вы говорите, что экологов не воспринимают всерьез, но ведь ваш проект собрал большую сумму, больше той, которую вы просили. Неужели это не доказывает то, что люди относятся положительно к экологам?

– Люди действительно все больше понимают важность сохранения природы. Отзывчивых людей действительно все больше. Но проект по сбору средств я бы не ставил на чашу весов в этом суждении. Все-таки проект стал успешным благодаря хорошей информационной поддержке и герою проекта, ведь его история уникальна. И одно дело – успешный проект даже в области экологии, а другое – как воспринимаются понятия «экология», «эколог». Все-таки, на мой взгляд, совсем не серьезно в нашей стране. А недавний закон об иностранных агентах и вовсе зачастую выставляет экологов как врагов.

– Вы как-то планируете дальше помогать егерю Кислухинского заказника, или это был разовый проект?

– Помогать Сергею хочется и дальше. Планы есть, и большие. Получится или нет... Пока даже не хочу об этом думать. Финансирование очень важно в этом вопросе. Если получится найти дополнительные средства, то будет здорово!

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0