Филологи обсудили проект новой Концепции преподавания литературы в высшей школе

1 марта 2016 Т.В. Чернышова, кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

24 февраля в Алтайском государственном университете по инициативе регионального отделения Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы прошло обсуждение проекта Концепции преподавания литературы на филологических факультетах педагогических вузов в новых образовательных условиях.

Проект осуществлен общероссийской общественной организацией «Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы» совместно с международным общественным благотворительным фондом «Диалог культур – единый мир» при поддержке общероссийской общественной организации «Общество "Знание" России».

Разработчики концепции детально описывают современную нормативную базу подготовки учителей литературы в период перехода к новой модели высшего образования; характеризуют особенности литературоведческих дисциплин в системе подготовки будущих учителей литературы, а также корреляцию школьной и вузовской программ по литературе. В центре их внимания находятся проблемы учета современных поликультурных реалий российской школы и региональный аспект филологического образования. Большое значение уделяется методической подготовке учителя литературы.

В обсуждении проекта приняли участие преподаватели Алтайского государственного университета, Алтайского государственного педагогического университета, учителя школ г. Барнаула. Вел заседание декан ФМКФиП Сергей Анатольевич Мансков.

Заведующая кафедрой общей и прикладной филологии, литературы и русского языка Т.В. Чернышова рассказала собравшимся о приоритетных положениях концепции, требующих обсуждения, среди которых – место русского языка и литературы в школьном цикле; роль русского языка и классической литературы в условиях снижения общего уровня грамотности и речевой культуры россиян; концептуальное осмысление состояния и перспектив подготовки учителей русского языка и литературы в современных условиях; противоречия действующего ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» традициям отечественного филологического образования, действующему законодательству и практике трудоустройства выпускников вузов; негибкость системы ЕГЭ и отсутствие устных испытаний на вступительных экзаменах и многое другое.

С подробным анализом проекта концепции выступила д-р филол.наук, профессор, зав. кафедрой литературы АлтГПУ Елена Александровна Худенко, отметившая как достоинства концепции, так и разделы, требующие доработки.

В неформальном и заинтересованном обсуждении приняли участие преподаватели АлтГУ С.А. Мансков, Е.Г. Романова, О.А. Скубач, Е.Ю. Сафронова, М.П. Гребнева, филологи АлтГПУ Т.И. Киркинская, Н.Ю. Малышева, учитель гимназии №74 г. Барнаула Т.В. Ганиман и др.

Профессиональным сообществом был отмечен высокий методологический уровень концепции в целом, заинтересованность и профессионализм авторов.

В то же время на заседании был сформулирован ряд конкретных предложений, которые будут способствовать устранению негативных последствий перехода к новой концепции высшего образования.

Особое внимание собравшиеся уделили проблемам сохранения качественного филологического образования в классических университетах. Деструктивные процессы сворачивания гуманитарной подготовки в классических вузах идут более агрессивно, поскольку в приоритете у вузов оказываются другие направления подготовки и научных исследований – нанотехнологии, биомедицина, компьютерные технологии и пр. Проблема сокращения контингента студентов-филологов, объединения кафедр и факультетов в ближайшее время может иметь катастрофические последствия, поскольку под угрозой исчезновения оказываются сложившиеся филологические школы и лучшие традиции филологического образования.

В завершение обсуждения было принято решение одобрить разработанную ассоциацией концепцию и передать предложения по ее совершенствованию на рассмотрение рабочей группы проекта.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0