Публикационная активность факультета искусств

7 апреля 2016 Александра Артемова, факультет искусств

Публикационная активность является одним из важных показателей успешной деятельности ученого. 2015 год стал богатым на издание монографий и учебных пособий преподавателей факультете искусств, учеников научной школы доктора искусствоведения, профессора Тамары Михайловны Степанской.

Монография «Традиции – душа народа: народные музыкальные инструменты» выполнена на базе международной научно-исследовательской лаборатории факультета искусств «Культурное наследие и этнокультурные традиции Алтая, Казахстана и сопредельных территорий» и представляет собой коллективный труд. Авторами являются Т.М. Степанская (научный редактор, автор предисловия), Л.И. Нехвядович, Д.М. Мергалиев, Т.Б. Каримов, Е.Ю. Личман, А.Г. Степанская, К.А. Мелехова. В монографии рассматриваются теоретические аспекты формирования и эволюции этнокультурных традиций как основы расширения современного межнационального пространства, значение и место фольклорно-мифологического наследия в формировании образа музыкальных народных инструментов. Этнокультурные традиции представлены в книге как воплощение уникального и универсального в народном художественном творчестве на примере казахских, монгольских и русских музыкальных инструментов.

«Гуманитарное знание – основа университетского образования» – еще один коллективный труд, выполненный с участием Т.М. Степанской, Л.И. Нехвядович и А.Л. Усановой на базе международной научно-исследовательской лаборатории «Культурное наследие и этнокультурные традиции Алтая, Казахстана и сопредельных территорий». В монографии авторы обосновывают значение гуманитарных дисциплин в образовательном процессе высшего учебного заведения, прежде всего университета. Доказывают, что в условиях глобализации и технизации гуманитарное знание, художественное творчество, искусство приобретают особое значение для формирования этнокультурной компетентности выпускников учебных заведений. Книга содержит материалы по темам: «История искусств в системе университетского образования – европейская традиция», «Особенности художественной культуры России ХХ века: проблемы и перспективы изучения», «Этнокультурная традиция как понятие гуманитарных наук», «Этноискусствознание как метод исследования этнокультурных традиций в изобразительном искусстве» и др. Монография предназначена преподавателям высших учебных заведений, а также культурологам, искусствоведам, музейным работникам, студентам и всем, кто интересуется актуальными проблемами современного университетского образования.

Монография «Образ храма в культурном ландшафте Алтая» является специальным исследованием по истории архитектуры городов Алтая, охватывающим XVIII – начало XXI века и проведенным Т.М. Степанской, Р.Ю. Волосновым и Н.В. Гречневой. В книге рассматриваются связи местной архитектурной школы с общероссийским культовым зодчеством, введены в научный оборот новые имена архитекторов, работавших на Алтае, представлены храмы, построенные в начале XXI века. Монография предназначена преподавателям и студентам высших учебных заведений, а также культурологам, искусствоведам, музейным работникам и всем, кто интересуется актуальными проблемами культурного наследия.

«История художественной критики» – учебное пособие к учебному курсу «История художественной критики», предназначенное для обучающихся по направлению подготовки «История искусств». Автор – Т.М. Степанская – ставит цель – познакомить студентов с основами научно-исследовательской работы в области изобразительного искусства и архитектуры, с видами и жанрами художественной критики, поэтому пособие включает тезисное изложение заданий для самостоятельной работы студентов, тексты для аналитической работы, библиографический список.

«Живопись. Пленэр» – учебное пособие, написанное Л.И. Нехвядович, В.И. Бочковской и Н.В. Гречневой. В издании представлена в систематизированном виде история возникновения пленэрной живописи, раскрыта специфика практической работы на пленэре. Предложена система заданий, позволяющих проводить текущий и итоговый контроль и оценивать результаты обучения. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Искусство костюма и текстиля», «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)», а также для преподавателей дисциплин художественно-эстетического цикла учреждений высшего профессионального образования.

Монография «Описание механизмов стереотипизации в ассоциативном поле» является результатом исследования О.А. Алимушкиной, выполненного в русле когнитивной и психолингвистической парадигм научного знания, ориентированных на изучение механизмов познания человеком окружающей действительности. В издании предложена оригинальная трактовка процесса стереотипизации, описаны стереотипные связи слова-стимула и реакции в ходе сопоставительного анализа ассоциативных полей, разных по времени фиксации. Монография представляет интерес для преподавателей, студентов и аспирантов, а также широкого круга читателей, интересующихся процессом стереотипизации языкового сознания носителей языка.

За 2015 год на факультете искусств в рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Изобразительное искусство и архитектура Сибири» вышло два выпуска сборника научных трудов «Культурное наследие Сибири» (научный редактор – Т.М. Степанская). Так, очередной, семнадцатый выпуск сборника научных трудов посвящен актуальным темам в контексте интеграции гуманитарного знания, синтеза искусств и этнокультурных традиций в современной художественной культуре. Исследуется ряд проблем современного искусствознания: история архитектуры и народная культура Сибири и сопредельных территорий, художественная жизнь, история и современная творческая практика на Алтае, в Сибири и сопредельных территориях, теоретические аспекты искусствознания и культурологии, религиозная и музыкальная культура и др. Восемнадцатый выпуск сборника посвящен актуальным темам в контексте интеграции гуманитарного знания, синтеза искусств и этнокультурных традиций в современной художественной культуре. География авторов статей представлена городами: Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск. Издание адресовано историкам искусства, искусствоведам, краеведам, преподавателям и студентам вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся культурным наследием.

Все книги доступны для чтения в электронной библиотечной системе Алтайского государственного университета (elibrary.asu.ru).

 

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0