Наши в «Сколково»: третий день позади

25 мая 2017 Управление информации и медиакоммуникаций
Пятеро сотрудников Алтайского госуниверситета продолжают интенсивные занятия в Московской школе управления «Сколково». О том, как прошел третий день обучения, пресс-службе АлтГУ рассказал к.г.н., заведующий кафедрой экономической географии и картографии Д.А Дирин.

3-й день обучения в Московской школе управления «Сколково» начался с очередного модуля лекции П.Г. Щедровицкого «Университеты и система обращения знаний». В своей лекции Петр Георгиевич обратил внимание на вызовы новой промышленной (технологической) революции к управлению университетом. Он сумел емко и доступно сформулировать основные тренды в развитии современного общества и указать на те трансформации, которые они вызывают в системе высшего образования. Вызовы глобализации, информатизации и «цифровизации», автоматизации производственных процессов, ускорения диффузии инноваций и смены технологий и пр. формируют не только новое жизненное пространство со своими серьезными социальными, экономическими, политическими и экологическими рисками, но и новые требования к содержанию образовательных программ и управлению образовательными системами.

Необходимыми элементами нового образования спикер считает уход от вербализма (не более 20% содержания образовательной программы должно отводиться на лекции) с заменой его на практико-ориентированный проектный подход; отказ от патерналистской идеологии (вообще не обучение, а сопровождение студента в его личностном развитии); более масштабное использование онлайн-образования. Это неизбежно должно привести к «модульности» образования, когда свой диплом студент сможет «собирать» по принципу конструктора «Лего» из нескольких модулей, полученных, возможно, в разных вузах, как на очных, так и на онлайн-программах. Это должно сделать высшее образование более гибким. В этих условиях главным конкурентным преимуществом и средством привлечения абитуриентов в вуз станут научные школы мирового уровня, работающие на фронтире науки. Соответственно, чтобы быть конкурентоспособными, вузы должны специализироваться и кооперироваться. Студентам же должны гарантироваться на выходе не просто дипломы как справки о социальной нормальности, но некий мировоззренческий фундамент (картина мира) и ключевые компетенции саморазвивающейся личности, а также востребованные практические навыки и умения для быстрой реализации своего потенциала.

Замечательная лекция профессора П.Г. Щедровицкого вызвала живую дискуссию, в которой активное участие приняли и сотрудники нашего университета.

Вторая половина дня  была ознаменована встречей с руководителем проекта «Атлас новых профессий» Дмитрием Судаковым, представившим доклад «Навыки будущего: к чему готовить людей в сложном мире?».
Автору удалось представить очень интересный и нетривиальный футурологический обзор меняющегося мира, который позволил наметить траектории в развитии вузов, желающих не быть выброшенными на обочину истории. В частности, говоря о развитии образования, эксперт выделил перспективные сферы подготовки кадров, к которым относятся: новые IT (облака, нейронет,  искусственный интеллект), робототехника, энергетика, новые материалы и 3D-печать, биотехнологии и генетика, персональная и превентивная медицина.

Экспертная программа обучения этого дня была закончена еще одной замечательной лекцией – «Управление изменениями. Примеры трансформаций». Ее прочитал академический директор Московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук. В этой лекции были рассмотрены примеры ведущих зарубежных и российских университетов с точки зрения стратегии их развития, борьбы за лидерство, а также показаны существующие барьеры, с которыми неизбежно столкнутся все опорные вузы, и возможные пути их преодоления.
Что касается проектных групп, то их работа требует от каждого участника максимальной концентрации, умения находить новые, нетривиальные решения обсуждаемых проблем.

В целом этот день прошел, как и предыдущие, чрезвычайно продуктивно и принес понимание важности задач, стоящих перед Алтайским государственным университетом как опорным вузом, а также перспектив и способов их решения, закончившись уже ближе к полуночи по московскому времени работой в проектных группах.

Делегаты АлтГУ отмечают, что все занятия проходят в интенсивном режиме. Пожелаем коллегам терпения, жизненной энергии и успешной учебы!

Версия для печати
поделиться