Из жизни замечательных людей, или Нужно не просто плыть по течению, а осознанно грести в этой реке

16 декабря 2017 Химический факультет

Пресс-центр химического факультета побывал в гостях у профессора кафедры техносферной безопасности и аналитической химии, доктора химических наук Владимира Петровича Смагина.

Владимир Петрович, как Вы пришли к тому, что посвятили свою жизнь химии?
– На мой взгляд, на то, какую человек выберет профессию, влияют родители, школа и какие-то внутренние устремления. У меня выбор был между математикой и химией. Так получилось, что, учась в десятом классе, я оказался в НГУ (Новосибирский государственный университет) в зимней школе. После занятий в ней я понял, что математика – это не мое. В школе у меня был очень хороший учитель химии. Его примеру я и последовал.

Владимир Петрович, нам удалось выяснить из Вашей биографии такой факт: будучи студентом, Вы обучались на кафедре физической химии. Но мы знаем Вас как преподавателя аналитической химии. Расскажите, так ли это.
– Это совсем не так. Где-то на втором курсе я пришел к Владимиру Антоновичу Новоженову для того, чтобы заниматься научно-исследовательской работой. Видимо, это и сработало: в конечном итоге я стал специализироваться на кафедре неорганической химии. Не на физической (тогда это были разные кафедры). Научным руководителем моим так и остался Владимир Антонович. По его инициативе на пятом курсе на дипломирование я был направлен в Томский государственный университет. Там я оказался на кафедре аналитической химии в проблемной лаборатории химии редкоземельных элементов, которую возглавлял Мокроусов Геннадий Михайлович. Мне была предложена одна из тем, связанных с материаловедением. То есть, по сути, на кафедре аналитической химии я занимался неорганикой и материаловедением. После окончания АлтГУ я поступил в аспирантуру ТГУ, а затем вернулся работать в АлтГУ на кафедру неорганической химии. Но в 1993 году я уволился и уехал в Томск. Время было тяжелое, 90-е годы… Хотя я был трудоустроен официально в этой же лаборатории, на самом деле находился «в свободном плавании». Не сложилось. Поэтому я решил вернуться обратно в родной университет. Но, так как штаты были заполнены, мне не пришлось работать на кафедре неорганической химии. В конечном итоге я оказался на кафедре аналитической химии. Не жалею: аналитика – это «главная» наука. Она нужна всем химикам.

Как Вы считаете, отличаются ли те студенты, которые учатся сейчас, от тех, что учились 5, 10 лет назад…

– Относительно стремлений и способности познавать мир, воспринимать новые знания. Но здесь я бы взял для сравнения более ранние годы. Когда учились мы, то книги у нас были толстые, без картинок и с мелким шрифтом. Но мы читали и понимали этот текст. На мой взгляд, сейчас студенты – визуалы. Вы уже привыкли к презентациям, к картинкам, к крупному шрифту. Утеряна способность воспринимать информацию без дополнительного иллюстративного материала. Здесь скорее нам надо перестраиваться. При вашей встречной реакции, разумеется. Но можно посмотреть и с другой стороны на этот вопрос, ведь дело не только в способностях к познаванию мира. Я порой завидую свободе поведения, свободе мышления, свободе общения нынешнего поколения. Так что есть и положительные, и отрицательные моменты.

Владимир Петрович, вспомните какой-нибудь интересный случай из Вашей преподавательской практики.

– Однажды на экзамене я спросил у студента, что значит в уравнении Эйнштейна (E=mc2), символ c. Он ответил – концентрация. Тогда я спросил, в каких единицах она измеряется. Он ответил – моль на литр. И такое тоже бывает.

Есть ли, на Ваш взгляд, оправдание студенту, если он пришел на занятие не готовым?

– Я уже кому-то рассказывал, как один пожилой преподаватель вел практическое занятие и за последней партой один студент просто спал. Когда другие студенты начали на него поглядывать, преподаватель сказал: «Тихо, тихо. Он, видимо, или работал, или в какую-то неприятную жизненную ситуацию попал. Не мешайте. Пусть человек поспит». Из этого, наверно, следует, что жизненные обстоятельства разные бывают. Оправдание есть, если это не напрямую, конечно (не «Я не готов сегодня, можно я тут посплю?»), если это не систематически происходит. Мы же быстро вас узнаем, как и вы нас, и мы понимаем уже через несколько занятий, что каждый из вас представляет, кто в какую сторону может измениться. Вообще, любая оценка субъективна. Конечно, тут все зависит и от нас, и от вас.

А как Вы сами учились? Нравилось ли? Тяжело было или легко?

– По-разному. Но не сказать, что сильно тяжело. Учить приходилось много. Помню, мы собирались по несколько человек и целую ночь могли готовиться. Особенно на первом курсе такое часто происходило. Что касается ответов на семинарах, лабораторных работах, то здесь больших трудностей у меня не было. Если говорить об оценках как результате всего этого, то в дипломе у меня средний балл был где-то 4,6–4,8. У меня даже, по-моему, пара троек была. Сейчас я занимаюсь полимерами, а в дипломе у меня как раз по ВМС (высокомолекулярные соединения) и была тройка. Компенсация, наверное, случилась. (Смеется.)

Ну, и последний вопрос. Владимир Петрович, что Вы хотели бы пожелать студентам химического факультета?

– Заранее нужно становиться взрослым и начинать строить свой жизненный путь, свой карьерный путь. Это очень важно сейчас. Если раньше мы оканчивали университет и нам предлагали рабочие места (хорошие, плохие, но предлагали), то сейчас такого понятия, как распределение не существует. От того, как сложится ваша профессиональная жизнь, будет зависеть, как сложится ваша личная жизнь. Чтобы жить достойно, нужно не просто плыть по течению, а осознанно грести в этой реке. На первом курсе вы только знакомитесь с факультетом, а дальше вы уже должны понимать, где по окончании учебного заведения найдете себе применение. Нужно подбирать пути и механизмы, чтобы попасть на желаемое место работы, что, конечно, не просто. Здесь имеют место разные факторы влияния: и личные связи, и родственные, и коммуникабельность… Ну а самый важный фактор – это ваш профессионализм – то, какие знания вы приобретете за период своего обучения.

Беседу провела студентка 652 группы Ольга Томозова, корреспондент пресс-центра ХФ.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0