О преимуществах обучения на новом направлении «Фармация» химфакультета рассказали студенты АлтГУ

28 февраля 2019 Аркадий Шабалин, газета «За науку»
Юлия Пироженко учится на провизора. В этом году она поступила на новое направление АлтГУ «фармация», где готовят штучных специалистов по работе с лекарственными препаратами. В отличие от обычных химиков, студенты этой специальности помимо химии изучают физиологию и ботанику, без знания которых лекарство не изготовишь.

«Куда податься»

Одно время Юля, как и многие школьники, хотела стать юристом или экономистом. Но потом поняла, что все эти юридические и экономические хитросплетения не для нее, химия гораздо интересней. К тому же зубодробительные задачки и эффектные опыты полюбились девушке с первых уроков, да и перед глазами был пример – тетя, которая тоже когда-то училась на провизора.

«Я могла поступить на любую специальность. Сдала химию, биологию, обществознание, русский язык и математику – вариантов «куда податься» масса. В итоге прислушалась к тете и остановилась на фармации. Когда люди не болели?.. – рассказывает Юля.

Вообще, в фармацию девушку привел чисто практический интерес – желание экспериментировать. Любопытно же знать, что получится, если поджечь, например, во-о-н тот оранжевый порошок. Или растворить бурый газ в воде – вдруг она станет желтой? Учиться на химическом факультете тем увлекательней, что все эти опыты можно проводить не только интереса ради, но и в научных целях. Да и предметов много: только одной химии на пять лет вперед, не говоря уже о математике, физике, биологии и даже истории – фармацевт должен знать, откуда «есть пошло» то или иное лекарство.

Наравне с физиками

К слову об истории. Фармация как наука о лекарственных препаратах существовала задолго до открытия «передовых» лекарств – тех же анальгетиков или антибиотиков. Еще со времен Древней Индии были известны травы, которые помогают от боли или снимают усталость. В начале восьмого столетия открывается первая аптека – как написано в словаре Брокгауза и Ефрона, «В VIII веке фармацию у арабов стали отделять от терапии, в это же время основана была в Багдаде первая аптека как самостоятельное учреждение, поставленная под особый надзор». Сейчас же аптек – великое множество, только в Барнауле их более четырехсот. Продавать лекарства стало прибыльно. Однако Юля продавать не хочет, а хочет производить – чем стоять у прилавка весь день, лучше сидеть в лаборатории и все время что-нибудь «химичить».

«Делать препараты очень интересно, особенно, когда знаешь что и зачем. Сегодня одну пилюлю сделал и помог человеку, завтра – другую. Или, скажем, работа в экспертно-криминалистической лаборатории. Здорово же – берешь улики, исследуешь их, анализируешь. Будучи фармацевтом, точно не пропадешь!» – уверена она.

Конечно, так просто студентку в лабораторию или на предприятие никто не примет. Для этого нужно хорошо знать не только химию, но и быть подкованным в других науках. Например, уметь дифференцировать и интегрировать – ведь химия, преимущественно физическая и коллоидная, по словам Юлии, держится на этих двух операциях.

Поэтому что-что, а математику химики учат наравне с физиками, таблицей умножения тут не отделаешься.

Однако все не так страшно – при должном усердии можно выучить и ее.

Особая закалка

Позади уже первая сессия. Удивительно, но у всех однокурсников Юли – автоматы, в том числе и у нее. Добрые преподаватели? Нет, просто каждый студент «фармации» – человек особой закалки, привычное для студентов «авось» здесь не пройдет. Что-то упустил или не понял – не поймешь и остальное, так как в химии, как и в жизни, все взаимосвязано.

«Возьмем, к примеру, колбасу. Чтобы изучить ее состав, нам потребуется аналитическая химия. Но прежде мы должны знать, какие вещества бывают в принципе, то есть обращаемся к неорганической и органической химии. Если хотим исследовать «колбасную взвесь» – понять, как движутся частицы в растворе, не обойтись без коллоидной и физической химии», – объясняет Юля.

Однако такая учебная нагрузка вполне оправдана. Во-первых, фармацевты получают фундаментальную естественнонаучную подготовку, а во-вторых, развивают память. Ведь приходится запоминать не только химические и физические формулы, названия веществ, различные математические операции – нужно освоить еще и латынь, чтобы без труда использовать травы в своих препаратах.

«Большинство химических методов экстраполируется на растения, делаются вытяжки, настои, мази. То есть, собственно химических препаратов сейчас не так много, в основном идет сочетание неорганики с органикой. В результате получаются эффективные, даже в чем-то уникальные лекарства. Так что можно сказать, все возвращается на круги своя. С трав начиналась фармация, к ним же и вернулась».

Кстати, фармация не ограничивается взаимодействием только с биологией. Точки соприкосновения есть и с географией, и с экологией, и с IT-технологиями, когда можно воссоздать определенные климатические условия и в пробирке вырастить нужный для препарата «ингредиент» или смоделировать формулу препарата на компьютере, изучить ее вдоль и поперек. Выходит, современный фармацевт – это не просто человек, который разбирается в лекарствах, а лекарь XXI века, способный из того, что буквально растет под ногами, сделать «волшебную» пилюлю.

Цитата

«Современный фармацевт – это лекарь XXI века, способный из того, что буквально растет под ногами, сделать «волшебную» пилюлю».

Навигатор ЗН

Выпускники направления «фармация» могут работать:

  • в исследовательских институтах и центрах;
  • аналитических, токсикологических, экспертно-криминалистических лабораториях;
  • в фармацевтических компаниях и аптечных учреждениях;
  • в надзорных органах;
  • на фармацевтических производствах.

Как поступить?

Сдать ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. Срок обучения – пять лет.

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0