Доцент АлтГУ Елена Сафронова дала комментарий официальному сайту Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина

19 апреля 2019 Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
В преддверии премьеры спектакля «Кроткая» в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина доцент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка АлтГУ, член Международного общества Достоевского Елена Сафронова дала комментарий о смысле этого загадочного произведения Ф.М. Достоевского.

Французский писатель Андре Жид называл «Кроткую» «изумительной вещью, одним из самых мощных творений Достоевского». Особенно приятно, что в год театра в Барнауле обратились к творчеству писателя, ведь Достоевский бывал в нашем городе неоднократно и даже мечтал жить в нем, «если ничего не будет другого по манифесту».

В основе его повести лежит вечная проблема взаимоотношений мужчины и женщины, семьи, которую трудно назвать семьей. Автор показывает, как порой сложно совместить жизнь разума и сердца, насколько неприемлем расчет в семье, попытки математически спланировать будущее счастье, сложить его из материальных ценностей. Планирование семейной жизни героя дается в повести в соответствии со схемой буржуазной драмы, власти денег.

В этом смысле знакова сознательно выбранная им профессия – закладчик, он дает деньги в рост. И не менее значимо отсутствие его имени. Это тип, которых было, есть и будет очень много. Обиженный на весь мир человек, получая наследство, становится ростовщиком и женится на сиротке, спасая ее от верной гибели. И это тоже расчет, поскольку он выбирает себе в жены Кроткую. В самом начале семейной жизни он властно и холодно отсекает проявления нежности в своей молодой супруге, потому что ему кажется, что его системная запрограммированная любовь, которую он должен вырастить в жене, надежнее.

Далее мы увидим молчаливое противостояние, войну мужчины и женщины, попытку подавить другого и наконец, самоубийство Кроткой с Иконой Богородицы в руках. Это знаковый поступок, в котором и несогласие на существование расчета в семье, на размывание границ между Добром и Злом… Наконец, это и месть мужу, поскольку своим поступком она ставит точку в их больном диалоге.

Самый волнующий для меня вопрос – это вопрос о характере главной героини. Ведь именно ее Достоевский сделал центральным персонажем: кроткая ли она? И нужны ли смирение и кротость в браке?

Достоевский показывает, что каждая попытка сугубо рационального устройства жизни обречена на провал, жизнь богаче наших рациональных представлений о ней. Поразительно, что неординарный поступок жены удивительным образом пробуждает в закладчике душу, его молчание прорывается страстной исповедью, монологом, потоком сознания страдающего мужчины, который со смертью жены потерял весь мир и обрел себя...

Ради этого катарсиса финала и обретения истинных ценностей и стоит прийти в театр, чтобы пережить вместе с режиссером и актерами страдание и очищение!

По материалам официального сайта Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина

Версия для печати
поделиться