Еще один студент ИЦТЭФ стал победителем Конкурса Потанина

24 марта 2020 Институт цифровых технологий, электроники и физики

Напомним, что в этом году победителями стипендиального конкурса от АлтГУ стали 6 магистрантов. Из них двое – студенты ИЦТЭФ, обучающиеся по направлению «Информационная безопасность банковских и финансовых систем» на первом курсе. Сегодня отвечает на вопросы Насретдинов Рауф.

Вы выиграли Конкурс на стипендию имени Потанина. Как так получилось?

– Сам не понимаю, как так получилось. Из-за того, что задания заранее неизвестны, было абсолютно непонятно, как готовиться к конкурсу. Поэтому я решил последовать совету предыдущего победителя от АлтГУ – хорошо выспаться и особо не переживать. На самом конкурсе были очень увлекательные задания, которые на первый взгляд кажутся простыми, но направлены на проявление лидерских качеств и работу в команде. Так, например, нам предлагалось нарисовать два плаката для журнала «Музейный опыт» или побыть в роли управленческого состава университета и принимать решения, которые влияют на репутацию, безопасность и бюджет. Я был абсолютно спокоен, наслаждался самим конкурсом и не думал о результатах; уверен, что это сыграло важную роль. Научно-технический опыт, приобретенный во время обучения, безусловно помогал в решении заданий.

О чем Ваш проект?

– Сейчас мы с Ильяшенко Ильей под научным руководством Лепендина Андрея Александровича занимаемся улучшением качества записанной речи. Это включает в себя очистку аудиосигналов от фоновых звуков, ревербераций или различных помех. Звук постепенно становится новым интерфейсом между человеком и информационными устройствами, поэтому для систем распознавания речи крайне важно, чтобы запись не содержала сторонних шумов. Подобные технологии применяются в криминалистике и информационной безопасности, в частности во время проведения фоноскопических экспертиз. Однако совершенных способов очистить запись от шумов пока не никто не придумал, и мы разрабатываем методы на основе глубоких нейронных сетей, которые, как мы надеемся, смогут продвинуть данное направление на новый уровень.

В Вашем инстаграме были фото культурных походов в свободное время от конкурсов. Где вам удалось побывать?

– В Томске в первую очередь удалось побывать в областном художественном музее, где мне понравились картины голландских художников и представителей русского искусства ХХ века. Я был в легендарном джаз-кафе «Underground», которое к данному моменту, к сожалению, закрылось. Надеюсь, что не из-за меня. Сразу после стипендиального конкурса Потанина я отправился на 2 олимпиады «Я – профессионал» в Москву, где сходил на замечательную выставку к 100-летию Музея живописной культуры. Это первый в мире музей, который создали художники, и залы там располагались не по временным периодам и направлениям, а делились на 2 группы: объемные и плоскостные. Художники хотели показать современные методы «выявления формы» и способы работы с предметом вплоть до его отрицания. К сожалению, музей внезапно ликвидировали, но часть экспозиции была распределена по региональным коллекциям. В том числе, в вышеупомянутый Томский областной художественный музей, где я за несколько дней до выставки впервые увидел эти самые картины, не подозревая об их сложной судьбе.

В нашем городе у вас достаточно ресурсов для научных открытий? Может быть, чего-то не хватает?

– Мне кажется, что главным как плюсом, так и минусом Барнаула в сфере машинного обучения является отсутствие большого числа компаний, которые его используют. Это плохо, потому что нет спроса на таких специалистов в городе, такие вакансии не появляются на хэдхантере и студенты чаще всего, может, и слышали, что где-то разрабатываются искусственные интеллекты, но не понимают, как и для чего им это изучать. Также мало людей, которые могли бы поделиться своим опытом в этой сфере. В связи с этим у нас пока не сформировано какое-то ощутимое сообщество, хотя неплохие шаги в эту сторону делаются, например, проходят митапы, и в прошлом году проводилась конференция DataConf, в которой принимали участие известные разработчики в сфере машинного обучения со всей страны.

С другой стороны, это чуть ли не идеальные условия для людей, которые хотят реализовывать свои проекты и создавать свои компании. Тут не придется переворачивать игру или бороться с устоявшимися правилами, эти правила тут нужно создать. Поэтому для всех творческих и предприимчивых студентов здесь все шансы для того, чтобы реализовать что-то крутое.

Как вы оцениваете качество образования в институте? Каковы плюсы и минусы?

– С образованием в сфере информационных технологий в эпоху интернета и глобализации все стало очень сложно. Причем, не только у нас. Технологии развиваются настолько стремительно, что новые актуальные курсы банально не успевают создаваться. Новую информацию приходится искать в статьях, которые вышли позавчера. И если ты их не прочитал, то автоматически вылетаешь из контекста своего направления. Наши преподаватели это понимают, и всеми силами пытаются это донести, не забывая про базовые знания. У нас хорошо преподают как фундаментальные для IT-сферы предметы – математику, программирование, сетевые технологии, так и ведутся современные курсы машинного обучения и блокчейна. Многое дается на самостоятельную работу для того, чтобы студенты учились находить информацию не только во время написания курсовых и дипломов, но постоянно находились в таком ритме поиска.

Из минусов хочется рассказать про разобщенность разных факультетов и направлений. Мы это обсуждали с ребятами из АГУ во время конкурса Потанина: у нас учится много классных людей, но почти никто никого не знает. И связи образуются как раз только во время таких конкурсов и олимпиад, где знакомятся вообще все. Пока мне не ясно, как решить эту проблему, но очевидно, что междисциплинарное сотрудничество – это одно из главных будущих трендов. И упускать такую простую возможность работать внутри ВУЗа с людьми разных сфер абсолютно не хочется.

Какие дальнейшие научно-творческие планы?

– Каких-то грандиозных планов на данный момент нет. В первую очередь хочется попасть на одну из мировых конференций по обработке звука, чтобы пообщаться с более опытными исследователями и завести знакомства. Также планирую поступать в аспирантуру, чтобы как можно скорее получить степень кандидата наук. А после этого уже буду решать, что делать дальше. Хотелось бы еще, конечно, вести лекции и делиться знаниями с молодыми и горячими студентами, но понимаю, что пока до этого не дорос. А вот в неформальном виде рассказать о машинном обучении и о том, как начать его изучать, я всегда за. Так что если кого-то из читателей я заинтересовал, то смело можете мне писать в социальные сети.

Мы благодарим Рауфа за такие интересные ответы, и желаем научно-творческих успехов!

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0