Студентка АлтГУ рассказала, как учеба помогла ей запустить удачный стартап

29 мая 2020 Антон Собачкин, газета "За науку"
Магистранка опорного Алтайского государственного университета и начинающий бизнесмен Елена Алексенко в большом интервью газете «За науку» рассказала, как с нуля запустить успешный стартап, как все правильно рассчитать и в чем, по ее мнению, главные ошибки начинающих предпринимателей.

Елена окончила МИЭМИС АлтГУ, но решила продолжить обучение и поступила в магистратуру Института массовых коммуникаций, филологии и политологии АлтГУ. Помимо ведения бизнеса, Елена получает научную стипендию первой степени, преподает английский язык школьникам и ведет коммерческие аккаунты в социальных сетях. А с августа 2019 года вместе с сестрой (тоже студенткой АлтГУ) и мужем (выпускником АлтГУ) они открыли салон маникюра. О том, как пришла идея открыть свое дело, сколько потребовалось денег для старта, как разрабатывалась концепция бизнеса и о многом другом она рассказала в интервью вузовскому изданию.

Почему я не пошла в найм

Еще в бакалавриате я прошла жесткий конкурсный отбор на руководящую должность в «Леруа Мерлен». Они набирали менеджеров с неплохими перспективами внутрикорпоративного развития. Программа была рассчитана на выпускников. В тот момент мы на нее пришли на втором курсе, и меня взяли на работу на индивидуальных условиях. Совмещая с учебой, я проработала там около трех месяцев. Нравились перспективы, но работать в таком режиме было тяжко. Не то чтобы мне лень пахать или рано вставать, или брать сверхурочные. Просто работать на себя намного интереснее и веселее. Свое дело хотелось открыть уже давно. Что-то мы пробовали еще будучи первокурсниками-второкурсниками. Купить подешевле – продать подороже. Спекуляции на долларах, особенно когда мы были на втором курсе, и доллар скакал как бешеный.

Почему маникюр

Идея студии маникюра сложилась из того, что, во-первых, я сама являлась потребителем этой услуги. Во-вторых, моя младшая сестра – ногтевой мастер с большим опытом работы – видела всю эту кухню изнутри. Она тоже студентка АГУ.

К 2019 году мы с мужем уже накопили большую часть стартового капитала. У нас были определенные планы на него, но все же решили начать свое дело. Мы заняли примерно одну шестую стартового капитала, все остальное – сами. Я считаю, вполне реально накопить, если задаться такой целью. Обычная зарплата, стипендия, еще какие-то попутные доходы.

Изначально мы хотели отсрочить открытие бизнеса на год. Подумали и сократили ожидание на полгода, чтобы открыться к декабрю, когда спрос самый высокий. В итоге открылись в августе, в период наименьшего ажиотажа, чтобы потренироваться на небольшом количестве клиентов и вовремя исправить ошибки. Нет ничего хуже для плохого бизнеса, чем хорошие продажи.

Садимся и считаем

Признаюсь, на самом старте было сложно. Ты же умный, ты же учился на экономе, поэтому, когда ты хочешь открыть свое дело, ты садишься и просчитываешь. Ты даже делаешь подобие бизнес-плана и понимаешь, сколько тебе нужно денег. А потом оказывается… денег нужно больше. А следом узнаешь, сколько будет стоить снять помещение. Потом «новое открытие» – найти мастера не так уж просто, у тебя появляются неожиданные проблемы, приходится учитывать новые риски.

Например, ты думаешь, что тебе нужно 200-300 тысяч, грубо говоря, ты начинаешь. И оказывается, что это совсем не 200-300 тысяч. И дело не в том, что ты, такой дурачок, неправильно просчитал. Дело в том, что может всплыть что-то, что стоит дороже, чем ты думал. Или нет больше того, что ты собирался купить за эту цену. Большая часть товаров, которые мы используем – это импортный товар, он может просто пропасть, от этого никто не застрахован. У нас было примерно полтора месяца на то, чтобы найти площадь и мастеров, закупить оборудование, сделать ремонт, выбрать организационную форму, что-то решить с налогами (у нас ИП на патентной системе налогообложения). Сделать хоть как-то и начать набирать портфолио, контент, заводить странички в соцсетях.

Когда мы полностью открыли студию, в ней вполне можно было хорошо работать, это нам дорогого стоило. Но если бы у нас была возможность, мы влили бы в дело еще столько же средств. Для идеальной картины, а не потому, что в этом была необходимость.

Первая прибыль

Когда появилась наша первая прибыль, мы ее не стали выводить, а вкладывали деньги обратно в бизнес. За это время мы сделали еще одну зону, у нас наконец-то появилась внутренняя вывеска, еще кое-какие гайки подкрутили. И сейчас я понимаю: это хорошо, что мы были ограничены в бюджете, ведь что-то делать, докупать, украшать можно бесконечно, пока деньги не кончатся.

Концепция

Нам изначально не хотелось быть розовыми, пудровыми, пастельными. У нас было другое видение. Стоит отметить, что в Барнауле достаточно много подобных организаций. Это не только студии ногтей, сюда же относятся студии полного образа, неполного образа, салоны красоты, спа-центры. И, если взять «нейм» большинства компаний, он уже повторялся, хотя бы единожды. Логотип нам разрабатывал дизайнер. Достаточно мягкие линии, никаких резких углов. Благородные цвета: золотой и черный. В голове сразу сидел этот образ, не было долгих раздумий.

Для салона мы выбрали место в центре города. Наша целевая аудитория – девушки от 20 до 30 лет, есть, конечно, и 40+, и 50+, но их меньше. Поэтому мы хотели, чтобы рядом были университеты, общежития, удобная транспортная развязка.

Управление

Сначала у нас много чего было на бумажках, в «Экселе», «на коленке». Со временем, когда база клиентов – не сто, не двести человек, уже нужны дополнительные инструменты.

Теперь у нас есть автоматизированная CRM-система. Мы работаем на специальной программе для бьюти-сферы, это «I-clients». Там у нас полная база клиентов, там же мы ведем весь учет доходов-расходов, полная аналитика. Это автоматизированное расписание для мастеров, то есть нам не нужно с ними дополнительно созваниваться, мастер может сам записать клиента. Через эту программу настроена онлайн-запись. Там же автоматическое ведение системы лояльности, у нас есть бонусы для клиентов, как кэшбек. Она сама все считает.
В нашем деле есть три типа выплаты мастерам. Можно платить оклад либо процент, либо за аренду рабочего места. Рынок проголосовал за процентную систему. Мастер работает на наших материалах, с нашим оборудованием, на готовом рабочем месте и получает процент. Более того, всех клиентов предоставляем тоже мы. В такой тесной связи с мастером есть и минусы. Чем больше вы с мастером связаны, тем больше вы сами вовлечены в процесс. А это не сильно вяжется с нашими планами на будущее. То есть мы стремимся выстроить систему так, чтобы отойти от аренды и не потерять в своем времени, либо развить бизнес до такого уровня, чтобы его можно было продать другим энтузиастам.

Мы начинали с двух столов. Теперь у нас три рабочих места именно для рук. Еще ввели работу над бровями как отдельную нишу. У нас достаточно большая аудитория в Инстаграм. Около тысячи трехсот человек. Аудитория, которая за нами следит, постоянно растет, мы над этим работаем.

Планы и цели

Мы хотим вырасти. Как минимум еще одну точку открыть, это примерно пять мастеров. У нас сейчас четыре основных мастера маникюра, один мастер по бровям. Все зависит от количества клиентов, которых вы можете привлечь. Хочется сделать салон еще красивее, уютнее. Возможно запустить франшизу, но мы пока всерьез про это не думаем.

Еще одна из целей – создание бренда. Мы хотим создать весомый нематериальный актив, и для нас это более приоритетно, даже чем заработать определенную сумму. Поэтому, например, мы ищем не мастера, который может восемь клиентов в день принять, а мастера, который нам по своему складу характера подойдет. Чтобы он соответствовал нашей концепции, той атмосфере, которая сложилась в салоне. Все цели в рамках продвижения также строятся из того, что хочется иметь свой бренд.

Мы планируем выводить прибыль уже с этого месяца, так как все, что хотелось (видео-наблюдение, brow-зона, доп.рабочие места, программное обеспечение, интерьер, доп.комплекты инструментов, оборудование) уже у нас есть.

Что касается меня лично. В зоне моей ответственности находится маркетинг: реклама (наружная, контекстная, продвижение в соцсетях и пр.), всевозможные акции и программы лояльности. Также я занимаюсь упаковкой бизнеса, создаю атмосферу в студии, улучшаю сервис для гостей. Мы пользуемся фишками ко-маркетинга, пробуем объединяться с кем-то. И сейчас лично моя главная задача – воплотить в жизнь один небольшой проект. Объединиться с такими же представителями малого бизнеса, например, с цветочными магазинами, кондитерскими, детскими садами, даже страховыми компаниями (многие наши клиенты водят машину). Со всеми, с кем у нас пересекаются клиентские базы, чтобы предоставлять взаимные индивидуальные скидки или предложения нашим общим клиентам. Так ,посетители, сделав себе ногти, получат еще миллион скидок, купонов или предложений. Не знаю, сколько компаний туда войдет. Естественно, будем предлагать многим. Что из этого получится – посмотрим.

Цифры

Я расскажу про первые вложения, доходы, издержки – потом любой заинтересовавшийся сможет посчитать прибыль и срок окупаемости.

На открытие затраты складываются так. Подготовить один квадратный метр помещения стоило примерно 7000 рублей. Одно рабочее место «под ключ» стоит от 50000 рублей. Зона стерилизации инструмента – от 40000 руб. Палитра гель-лаков – от 30000 рублей. Орг.моменты – около 100000 (сумма может значительно отличаться). Аренда площади – 25-50 тысяч за площадь до 50 квадратов и 100% залога. Различные расходники на первое время – около 10000 рублей. Изготовление визиток и иных рекламных материалов (листовки, баннеры, полиграфия внутри студии) – около 3000-4000 рублей. Расходы на программное обеспечение – от 10000 рублей.
Очень важный аспект – реклама и продвижение в соцсетях. Тут сколько можете выделить? Советую начинать с малобюджетных видов рекламы и продвижения – реклама в соцсетях, приглашение моделей, взаимный пиар и сотрудничество с другими коммерческими/некоммерческими организациями.

Выручка: одно рабочее место в неделю при нормальной загрузке в среднем (по городу) прайсе приносит 20-25 тысяч в неделю, при полной посадке 45000.

Затраты, как у всех, постоянные и переменные. Постоянные затраты, конечно, у всех разные, можно заложить от 50 до 80 тысяч. Это деньги на аренду, ЖКХ, интернет, рекламу, ПО, зарплату администраторам, амортизацию и налоги.

Переменные считаются проще. 40% от заказа – мастеру, 20% – на расходники (материалы, одноразовые инструменты, крафт-пакеты для стерилизации, бахилы, шапочка, перчатки и маска для мастера, вода, напитки и закуски клиенту) и 2% – за оплату по терминалу.

Из выручки вычитаем все затраты, что осталось – забираешь себе. Прибыль всегда разнится, она зависит от объема оказанных услуг. При этом все месяцы нашей работы были «в плюс». Поэтому вполне реально: хочешь – доставай эти деньги и живи на них, хочешь – дальше вкладывай, развивай, тут уж какую стратегию ты для себя примешь и будешь вести.

Действительно, можно начать все самостоятельно. А когда ты ничего не знаешь, что делать и куда идти, ты делаешь все, на что у тебя хватает мозгов. Используешь все возможности, которые можешь увидеть вокруг. Они всегда есть. Рано или поздно либо это «выстрелит», либо станет еще одной ступенькой к следующему уровню. И если ты не знаешь, как себя заставить что-то еще придумать, иди и делай то, что ты не любишь, ненавидишь. Ненавижу я вставать рано, но я встаю и иду на работу, и там у меня рождается миллион идей, как заработать. Когда ты не знаешь, что делать – вот самое то.

Про учебу

Я получаю научную стипендию с третьего курса бакалавриата, это держит в тонусе, чтобы сдавать все вовремя и учиться хорошо. Кроме того, это помогает не распыляться. В том плане, что ты можешь браться за работу, на которой платят меньше, но опыт, приобретенный там, стоит больше. Стипендия помогает работать за копейки, концентрироваться на том, что действительно поможет в будущем или уже сейчас. Например, у студентов есть время учиться (в широком смысле), но ты начинаешь это понимать только тогда, когда пишешь диссертацию. Когда у тебя есть время учиться, нужно в первую очередь учиться (потому что потом нужно будет уже применять накопленный опыт).

Если бы я встретила саму себя пять лет назад, я бы сказала себе: «Делай, как ты хочешь». Потому что было много таких ситуаций, где я в чем-то уступала и не делала, как я хочу. Со временем нужно себя приучать делать только то, что ты сам хочешь. И не делать то, чего ты не хочешь.
Версия для печати
поделиться