Взаимодействие славяно-тюркского мира в истории и современности обсудили ученые трех стран на экспертной сессии в АлтГУ

29 июня 2021 Управление информации и медиакоммуникаций
Экспертная сессия «Славяно-тюркский мир – фундамент политической стабильности и экономического развития на Евразийском пространстве», инициированная Научно-образовательным центром алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», объединила ученых девяти университетов и научно-исследовательских институтов России, Казахстана и Киргизии.

Это уже вторая экспертная сессия, организованная НОЦ «Большой Алтай», Ассоциацией азиатских университетов и Алтайским государственным университетом в рамках международного проекта «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности». Первая состоялась в сентябре 2020 г.

Благодаря соединению онлайн и офлайн форматов на одной площадке встретились эксперты разных научных направлений – этнографы, археологи, историки, культурологи, политологи, специалисты в области права и медиакоммуникаций, чтобы обсудить славяно-тюркское взаимодействие как фундамент политической стабильности и экономического развития Центрально-Азиатского региона. Формат экспертной сессии позволил не только услышать позиции ведущих тюркологов разных научных школ, но и создать атмосферу оживленной дискуссии, возможности для обсуждения понятийного аппарата, сформулировать посылы для обсуждения в бизнес-сообществе и на политической арене, дать рекомендации к применению научных результатов на практике.

Во вступительном слове руководитель центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», профессор С.В. Землюков отметил, что тема тюрко-славянского единства уже многие столетия не теряет своей актуальности.

«Смысл этого взаимодействия не только в глубоких исторических корнях, но и в переплетении политических, социальных, культурных и семейно-бытовых судеб, но главное в фундаментальности исторической перспективы. И сегодня мы предлагаем обсудим процессы согласия, объединения. Общности на примере славяно-тюрского взаимодействия. Какие здесь могут возникнуть идеи, предложения, исторические параллели и перспективы».

Ученые говорили об историко-культурных константах и историко-философских аспектах славяно-тюркского единства, обсуждали вызовы славяно-тюркской интеграции на пространстве СНГ в условиях глобализации.
Говоря о различных этапах и форматах взаимодействия тюркских и славянских народов в рамках многовековой истории, Ю.А. Лысенко (Алтайский государственный университет, Россия) подчеркнула: «Исторический опыт показывает, что благополучие евразийского пространства неизбежно связано с таким этнокультурным взаимодействием».

Л.М. Шерстова (Томский государственный университет, Россия) акцентировала внимание на этнополитических процессах в Южной Сибири, отметив парадоксальную ситуацию: тюрки и русские на протяжении многих веков говорили на одном политическом языке. Их тесные контакты базировались на взаимном уважении, общем наследии, приводили к окультурации и появлению субэтносов.

И.Л. Измайлов (Казанский федеральный университет, Россия), выделил ряд достижений, которые привнесло в мировую историю взаимодействие тюрков и славян в разные исторические периоды. Главным из них ученый считает создание мультикультурных государств.

И.В. Октябрьская (Институт археологии и этнографии СО РАН, Россия), сделала акцент на религиозном факторе славяно-тюркского межкультурного диалога, описав феномен религиозного синкретизма, основанный на глубоком духовном синтезе при сохранении национальной идентичности и родного языка.

В ходе сессии ученые проследили путь межкультурных взаимоотношений славянских и тюркских народов от средних веков до современности. П.К. Дашковский (АлтГУ, Россия), говоря об эволюции религиозного ландшафта Западной Сибири, выделил религиозную толерантность как ключевое отличие государственно-конфессиональной политики, сохранившуюся от кочевой элиты эпохи средневековья до современного этапа.

Именно в особенностях хозяйственно-культурного взаимодействия славянских и тюркских народов в регионах Большого Алтая, с характерным для него взаимным обогащением, ассимиляцией, видит И.И. Назаров (АлтГУ, Россия) возможности сохранности и возрождения в 21 веке национальной культуры ряда малочисленных тюркских народов.

Эксперты подчеркивали: опыт прошлого позволяет нам прогнозировать будущее. Как отметил Р.Ю. Почекаев (Высшая школа экономики, Россия), «история дает возможность работать над ошибками в современном политико-экономическом и социально-культурном пространстве взаимодействия стран Центральной Азии».

По мнению А.Р. Бикбулатовой (Кыргызский национальный университет, Кыргызская Республика), более чем 500-летний опыт экономического и социокультурного взаимодействия народов в Центральной Азии показывает, что вектор культурного тяготения тюркских народов направлен в сторону русской культуры.

О взаимодействии современного славяно-тюркского населения в современной Центральной Азии говорил А.Н. Алексеенко (Восточно-Казахстанский университет, Казахстан). А.Г. Большаков (Институт исследований Центральной Азии, Казанский федеральный университет, Россия) акцентировал внимание на перспективах противодействия экстремизму и терроризму в тюркских странах Центральной Азии. Эксперты затронули вопросы экономического и коммуникационного сотрудничества России и стран Центральной Азии.

Подводя итоги дискуссии, А.С. Жанбосинова (Научно-исследовательский центр «Ел тарихы», Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан), отметила:

«Изучение истории взаимодействия славянских и тюркских народов дает нам возможность найти способы противостояния угрозам, нависшим сегодня над центрально-азиатским регионом. Постсоветское пространство, как общий корень, объединяющий государства, может стать фундаментом для создания системного пояса безопасности Центральной Азии».

Значимость для научного сообщества проведенной сессии подчеркнула И.В. Октябрьская. По ее мнению, «идея безопасности как системной категории, сохраняющей этнические, историко-культурные, конфессиональные особенности народов Большого Алтая формирует проблемное поле, над которым должны работать ученые международных групп в рамках совместных исследований проекта «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности», инициатором которых стал АлтГУ».

Проведенная сессия, как и проект в целом, открывает векторы для дальнейшего изучения славяно-тюркских взаимоотношений, дает возможность научному миру включаться в решение общих проблемных вопросов, которые стоят над границами государств и различий этносов.

Завершая экспертную сессию, С.В. Землюков подчеркнул:

«Подводя итоги сегодняшней интересной дискуссии, можно констатировать: большинство экспертов сошлись во мнении, что славяно-тюркское единство есть непрерывный, многовековой диалог между славянскими и тюркскими мирами.

Он прерывался конфликтами и противостояниями, но всегда возобновлялся в новом, более конструктивном содержании. Этот диалог был и между разными религиями – православием и исламом. И религии способствовали объединению народов.

Вторая мысль, которая проходила красной нитью через многие выступления состояла в том, что большой потенциал единства и согласия, добрососедских отношений славянских и тюркских народов основан на уникальности и взаимопроникновении разных культур.

И наконец, последнее, что отмечалось всеми выступающими: достижение единства – это постоянный диалог на самых разных уровнях».

По итогам сессии была подготовлена резолюция, с полным текстом которой можно ознакомиться на сайте центра «Большой Алтай».

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0