Филологи подвели итоги всероссийского семинара памяти профессора Иды Александровны Воробьевой

9 ноября 2021 Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Всероссийский научно-практический семинар кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка института гуманитарных наук «Филология – XXI век: проблемы, перспективы, новации в науке и образовании» состоялся 30 октября 2021 года в онлайн-формате на платформе Zoom.

Традиционно семинар проводится 30 октября в день рождения первого заведующего кафедрой профессора Иды Александровны Воробьевой – заслуженного деятеля науки Российской Федерации, стоявшего у истоков классического филологического образования на Алтае, доктора филологических наук, основателя филологического факультета Алтайского государственного университета.

По сложившейся традиции в работе семинара принимают участие выпускники-филологи Алтайского государственного университета разных лет и преподаватели вузов Барнаула, других городов Алтайского края, регионов России. Постоянными активными участниками семинара являются преподаватели и студенты Алтайского государственного университета, Алтайского государственного педагогического, университета, Алтайского государственного университета им. И.И. Ползунова.

Однако популярность семинара как научного мероприятия, в работе которого наряду с преподавателями могут принимать участие молодые исследователи – бакалавры, магистранты, аспиранты, растет. В этом году заявки на участие в работе семинара прислали коллеги-филологи из Кемеровского государственного университета, Дагестанского института развития образования, Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова, Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына, Школы- Гимназии Гуманитарно-правового направления №4 (Бишкек, Киргизия), Общеобразовательной школы №1 Увурхангайского аймака (Монголия), Харбинского института Хуадэ, (Китайская Народная Республика), Вэйхайского профессионального колледжа (Китайская Народная Республика).

Научный семинар Пятые Воробьевские чтения прошел в деловой дружественной обстановке. В работе семинара приняли участие не только докладчики, но и слушатели (всего около 50 человек), активно участвовавшие в работе научной встречи поколений.

Открытие Всероссийского научно-практического семинара началось с выступления председателя оргкомитета, профессора АлтГУ Татьяны Чернышовой, представившей коллегам презентацию электронного сборника «Филология – XXI век: проблемы, перспективы, новации в науке и образовании». Содержание сборника составили публикации материалов тринадцати студентов и шести преподавателей вузов Барнаула.

Далее в ходе двух научных сессий с результатами своих научных исследований выступили преподаватели и студенты.

В ходе первой научной сессии слово для представления тем своих научных исследований было предоставлено преподавателям. С большим интересом были заслушаны участниками семинара доклады, посвященные исследованию актуальных аспектов изучения литературы. Доктор филол. наук, профессор Марина Гребнева (АлтГУ) рассказала о Флоренции Николая Добролюбова. Доклад доктора филологических наук, профессора Вячеслава Десятова (АлтГУ) был посвящен рассмотрению интертекстуальных связей в творчестве Виктора Пелевина и Николая Гумилева. Доктор филологических наук, профессор АлтГПУ Александр Куляпин обратился к изображению образа вождя (Владимира Ленина) в рассказах Михаила Зощенко. Кандидат филологических наук, доцент Алексей Мансков (АлтГУ) исследовал описание способности к восприятию и различению запахов (обоняния) на материале творчества Сергея Кржижановского.

Большой интерес участников zoom-конференции вызвали доклады, посвященные различным лингвистическим аспектам изучения языкового материала. Важная медиалингвистическая проблема лингвоэкологии межэтнических отношений в алтайских медиа поставлена в докладе доктора филологических наук, профессора Виктории Карпухиной (АлтГУ). Коммуникативное направление современной лингвистики нашло отражение в выступлении кандидата филологических наук, доцента Ирины Качесовой (АлтГУ), посвященном межтекстовым трансформациям на материале творчества Василия Шукшина. Важной для научных журналов теме – особенностям перевода ключевых слов с русского языка на английский язык в научных статьях по филологии – посвящен доклад доктора филологических наук, профессора Светланы Осокиной (АлтГУ). Проблема исследования способов передачи взгляда персонажа в повестях Чингиза Айтматова поставлена в докладе преподавателя Профессионального колледжа Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына Саадат Шерматовой. Результаты исследования аспектов восприятия человека в русской, алтайской и китайской лингвокультурах (на материале паремий) показаны в совместном докладе кандидата филологических наук, доцента Анастасии Проскуриной и аспиранта Урсулы Ильиной (Кемеровский государственный университет). Совместный доклад доктора филологических наук, профессора Юлии Трубниковой и студента 2 курса магистратуры Фаруха Тошниёзова (АлтГУ) посвящен описанию теоретико-методологических основ и структуры проекта «Словарь русского фольклора Алтая».

Методическим вопросам преподавания русского языка как иностранного было посвящено несколько интересных сообщений: проблемы обучения иностранных студентов профессиональному русскому языку в рамках русского и английского инженерного дискурса освещены в докладе кандидата филологических наук, доцента Олега Кибы (АлтГТУ им. И.И. Ползунова); в докладе доцента Татьяны Буряченко (Кыргызский государственный университет им. Ж. Баласагына) и учителя русского языка и литературы Школы-гимназии Гуманитарно-правового направления №4 (Киргизия, Бишкек) Елены Буряченко представлено описание творческих заданий по русскому языку и их роли в развитии речи посвящен совместный доклад.

На второй научной сессии слово для докладов о своих научных изысканиях было предоставлено молодым исследователям – бакалаврам, аспирантам и магистрантам, в сообщениях которых были отражены основные направления исследования научных руководителей.

Лингвистическая тематика докладов была представлена разными современными направлениями: несколько докладчиков обратились к исследованию языковой личности. Так, доклад аспиранта АлтГУ 2 года обучения Александра Кузьмина (научный руководитель – профессор Виктория Карпухина) посвящен изучению роли языковой личности переводчика видеоигрового дискурса; студентка 4 курса бакалавриата АлтГУ Алевтина Лебаева (научный руководитель – доцент Светлана Доронина) сосредоточила свое внимание на изучении дискурсивных стратегий как одного из аспектов портрета языковой личности.

Несколько докладов представили аспиранты Алтайского государственного университета первого года обучения. Некоторые методические приемы обучения РКИ китайских студентов начального уровня (А1, А2, чтение и письмо) в своем сообщении осветил аспирант Сергей Беликов, преподающий русский язык студентам Китайской Народной Республики (Харбинский институт Хуадэ, институт иностранных языков). Аспирант АлтГУ Чжао Цзин (Вэйхайский профессиональный колледж, КНР) рассказала участникам zoom-конференции об опыте проведения совместных образовательных программ Китая и России (научный руководитель – профессор Татьяна Чернышова). С докладом о социальных и лингвистических аспектах легких языков Европы выступила аспирант Жанна Михеенко (научный руководитель – профессор Светлана Осокина).

Литературоведческая проблематика, связанная с изучением материнских образов в романе Федора Достоевского «Подросток», прозвучала в сообщении студентки 4 курса филологического факультета АлтГПУ Софьи Глушковой (научный руководитель – профессор Елена Сафронова). Первый успешный опыт вузовской научно-исследовательской деятельности представлен в двух докладах студенток 1 курса бакалавриата АлтГУ под руководством доцента Олега Ковалева: это сообщение Дарьи Курсаковой, в котором на примере образа Алтая ставится проблема соотношения вербальной и визуальной образности в творчестве Николая Рериха, а также доклад Дарьи Чернышовой, в котором автор поставил вопрос об источниках образа Воланда из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (Сталин и Воланд).

Доклады студентов были с большим вниманием выслушаны участниками zoom- конференции, сопровождались вопросами и обсуждением. Авторитетная комиссия преподавателей вузов города Барнаул – участников научно-практического семинара, высоко оценила выступления студентов и рекомендовала их к публикации. Очередной – третий – номер электронного сборника научных трудов «Воробьевские чтения – 2021» (РИНЦ) запланирован к выпуску в марте 2022 года.

Оргкомитет ежегодного Всероссийского научно-практического семинара Пятые Воробьевские чтения: «Филология – ХХI век: проблемы, перспективы, новации в науке и образовании» благодарит коллег – преподавателей и студентов, принявших участие в работе семинара и обсуждении докладов, и приглашает всех заинтересованных к сотрудничеству.

Версия для печати
поделиться